Рабочая программа курса «Основы смыслового чтения и работы с текстом» для 5 класса
рабочая программа (5 класс) на тему
Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_smyslovoe_chtenie.docx | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новотроицкая средняя общеобразовательная школа
ПРИНЯТО решением методического объединения учителей _________________________ протокол № _____ от 2015 | СОГЛАСОВАНО Зам. дир. по УВР _________________ 2015г. |
Рабочая программа
курса «Основы смыслового чтения и работы с текстом»
для 5 класса
Составители: Мелькова С.В., учитель русского языка и литературы Сопильниченко И.А., учитель русского языка и литературы |
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы смыслового чтения и работы с текстом» для основного общего образования разработана на основе
- нормативных документов:
- Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г.№1644 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010гю № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования ( одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15)
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Новотроицкая СОШ
- Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» : постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г..
7. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/16 учебный год : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от ____ 201_ г. № ___, г. Москва.
8. Приказ от 8 июня 2015 г. №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253
9. Междисциплинарная программа основного общего образования «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом»
Общая характеристика учебного курса
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – сформировать у него универсальные учебные действия. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.
Цель: формирование и развитие читательской компетенции.
Задачи:
1. воспитание грамотного читателя. Грамотность чтения - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний типов текстов. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией, но не главным.
2. активизация психических процессов ученика при работе с текстом. С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя.
Место учебного курса в учебном плане
В учебном плане МБОУ Новотроицкая СОШ на курс «Основы смыслового чтения и работы с текстом» выделено 0,5 час/нед.( 18 часов) из части, формируемой участниками образовательных отношений ( таблица 1).
Таблица 1
Года обучения | Кол-во часов в неделю | Кол-во учебных недель | Всего часов за учебный год |
5 класс | 0,5 | 35 | 18 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:
- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
классы | Чему учить | Предметы | Стратегии |
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного | |||
5-6 классы | Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: - определять главную тему, общую цель или назначение текста; - выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; - формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; - объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; • находить в тексте требуемую информацию • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста | Литература, русский язык, история, ОБЖ, природоведение, география, ИЗО, технология, математика, биология, иностранный язык, информатика, обществознание | Интерактивные подходы (упражнения, задания) Развитие критического мышления через чтение и письмо (инсерт, таблица «З – Х – У», «Чтение про себя», «Чтение в кружок», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение с остановкам» |
7-9 классы | Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им; организовывать поиск информации: приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. Овладеть элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретёт опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. | Литература, русский язык, история, ОБЖ, география, ИЗО, технология, математика, биология, иностранный язык, информатика, обществознание | Словарная карта, групповая работа, инсерт, кластеры, организация дискуссий «Чтение про себя с пометками», «Отношения между вопросом и ответом» |
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации | |||
5-6 классы | -структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; -проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; -преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому | Литература, русский язык, история, ОБЖ, природоведение, география, ИЗО, технология, математика, биология, иностранный язык, информатика, обществознание | Развитие критического мышления через чтение и письмо (чтение с остановками) «Список тем книги», «Черты характера» «Синквейн» |
7-9 классы | -выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). | Литература, русский язык, история, ОБЖ, география, ИЗО, технология, математика, биология, иностранный язык, информатика, обществознание | Визуальные методы организации материала, таблица «Кто?Что?, Когда?, Где?, Почему?», |
Работа с текстом: оценка информации | |||
5-6 классы | Откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения. | Литература, русский язык, история, ОБЖ, природоведение, география, ИЗО, технология, математика, биология, музыка, иностранный язык, информатика, обществознание | Интерактивные подходы Логические цепочки Инсерт Тайм – аут Вопросы после текста Проверочный лист |
7-9 классы | - На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов. - В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; - Использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). - Находить способы проверки противоречивой информации, определять достоверную информацию. | Литература, русский язык, история, ОБЖ, география, ИЗО, технология, математика, биология, иностранный язык, информатика, обществознание | Кластеры, логические цепочки, инсерт |
Планируемые результаты изучения учебного курса «Основы смыслового чтения и работы с текстом»
Работа с текстом в примерной программе ООО представлена в трех разделах:
- поиск информации и понимание прочитанного
- преобразование и интерпретация информации
- оценка информации
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; различать темы и подтемы специального текста; выделять главную и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться
выявлять имплицитную (скрытую, присутствующую неявно) информацию текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится
откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
откликаться на форму текста, оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться
критически относиться к рекламной информации;
находить способы проверки противоречивой информации;
определять достоверную информацию в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации.
Личностными результатами учеников 5 класса, формируемыми при изучении курса, являются:
- воспитание чувства любви , уважительного отношения к русскому языку, слову;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных текстов(словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им;
Метапредметные результаты изучения курса проявляются в:
- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать несложные выводы, основываясь на материале текста-источника;
- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
- Умении делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный планы,
- Сравнивать объекты, о которых говорится в тексте, выделяя несколько существенных признаков,
- Представлять материал в виде таблицы или схемы
.
Основное содержание курса
1 блок.
Работа с текстом: поиск информации, понимание прочитанного.
Текст. Тема текста. Главная мысль текста.
Деление текста на смысловые части.
План текста. Составление простого плана.
План текста. Составление сложного плана.
Сравнение объектов.
Выделение 2-3 существенных признаков для сравнения объектов.
Информация, представленная разными способами в тексте. В виде таблицы.
Информация, представленная разными способами в тексте. В виде схемы.
Различные виды чтения: ознакомительное изучение.
Различные виды чтения: поисковое изучение.
Словари и справочники. Работа с дополнительными источниками.
2 блок.
Работа с текстом : оценка информации.
Формулирование несложных выводов, основываясь на тексте.
Нахождение аргументов, подтверждающих вывод.
Составление на основании текста небольшого монологического высказывания, отвечая на поставленный вопрос.
3 блок.
Работа с текстом : преобразование и интерпретация информации.
Высказывание оценочного суждения и своей точки зрения о прочитанном тексте.
Определение места и роли иллюстративного ряда в тексте.
Учебный диалог. Участие в нем при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Тема | Виды деятельности обучающихся | |
Работа с текстом : поиск информации, понимание прочитанного | 11
|
|
Работа с текстом : оценка информации. | 3 |
|
Работа с текстом : преобразование и интерпретация информации. | 4 |
|
Итого | 18 |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебный кабинет оснащен необходимым оборудованием, техническими средствами, соответствующими требованиям для реализации данной программы.
Приобретено и используется в учебном процессе мультимедийное оборудование. школа подключена к системе Internet.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников //Начальная школа: "плюс-минус". 1999, №9.
- Айзенк Г. Проверь свои способности. - М.: "Мир", 1972.
- Бардин К. В. Как научить детей учиться: книга для учителя /К.В. Бардин. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1987.
- Гецов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы /Г.Г. Гецов. - М.: Книга, 1984.
- Горячева, И. А. Русский язык: наглядность при работе с текстом методическое пособие / И. А. Горячева. – М.: Дрофа, 2003.
- Граник Г.Г. Когда книга учит /Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1991.
- Граник Г.Г. Литература. Учимся понимать художественный текст: задачник-практикум. 8-11 кл. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А.Концевая, С.А. Шаповал. - М.: 2001.
- Граник Г.Г. Путешествие в страну книги. Учимся понимать текст: в 4 частях. Для младших школьников /Г.Г. Граник, О.В. Соболева. – М.: 1998.
- Граник Г.Г., Самсонова А.Н. Роль установки в процессе восприятия текста //Вопросы психологии. 1993, №2.
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблема его понимания. – М.: 1982.
- Дьяченко В. К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология / В. К. Дьяченко. — Красноярск: ККЦРО, 1998.
- Ерохина Е.Л. Литература. Типовые тестовые задания.- М.: Экзамен, 2011.
- Зайцева С. А. Моделирование простых текстовых задач/ С. А. Зайцева. – М.: Чистые пруды, 2005.
- Иванова-Лукьянова Г.Н. Искусство понимания художественного текста //Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). 2010, №14.
- Кулько В.А, Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. – М.: Просвещение, 1983.
- Кухарев Н.В. Формирование умственной самостоятельности.- Минск: Народная Асвета,1972.
- Кушнир АМ. Азбука чтения / АМ. Кушнир. - М.: 1996.
- Лезер Ф. Рациональное чтение: быстрое и основательное /Ф. Лезер. - М.: 1980.
- Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом»// http://metodsovet.ru/megdiciplinarnaya_programma.htm
- Междисциплинарная программа «Смысловое чтение»// http://ru.calameo.com/books/000995024d44903df66f7
- Мосунова Л.А. Обучение словесному рисованию в 5 классе //Литература в школе. 1994, №2. С.74.
- Нефедова Н.А. Условия формирования способности и готовности самообучения в процессе чтения //Иностранные языки в школе. 1997, №1. С.14.
- Николаева Л.А. Учись быть читателем: старшекласснику о работе культуры с научной и научно-популярной книгой / Л.А. Николаева. 2-е изд., изм. и доп. - М.: Просвещение, 1982.
- Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М.: Баласс, 2011.
- Окунев А. А. Речевое взаимодействие школьника и взрослого в структуре Нового образования / А. А. Окунев. — СПб.: Скифия, 2006.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).
- Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2011.- 223 с.
- Сидоренков В.А. Создание условий для формирования у школьников общеучебных умений текстообразования //Русский язык в школе. 1997, №6. С.3.
- Смородинская М.Д. О культуре чтения /М.Д. Смородинская, Ю.П. Маркова. - М.: Книга, 1984.
- Соболева О.В., Дыбленко С.А. Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и взгляд учителя //Начальная школа До и После. 2002, №8.
- Учимся учиться /под ред. А.М. Зимичева. - Л., 1990.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 159с.
- Фролова Л.А. Моделирование в процессе обучения русскому языку. //Начальная школа: "плюс-минус". 2000, №5.
- Хамблин Д. Формирование учебных навыков.- М: Педагогика,1986.
Планируемые результаты изучения учебного курса.
В соответствии с рекомендациями Примерной основной образовательной программы планируемые результаты освоения курса «Стратегия смыслового чтения и работы с текстом» соответствуют основным этапам образовательного процесса, на конец 5, 6, 7, 8 и 9 классов.
Формирование умения смыслового чтения и работы с текстом с учетом возрастных психологических особенностей обучающихся
Класс (возраст) | Возрастные психологические особенности | Умения смыслового чтения |
5 класс (10-11 лет) | У пятиклассников над всеми психическими процессами доминируют словесно-логическое и образное мышления, на которые опирается материал предметов 5-го класса. Сформировано произвольное внимание. Оно может быть полностью организовано и контролируемо подростком. Способность к саморегуляции. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа Новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности (школьник принимает и понимает смысл учения для себя, учится осознанно осуществлять волевые учебные усилия, целенаправленно формирует и регулирует учебные приоритеты, занимается самообразованием и др. Ведущий мотив - познавательный). | Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
|
6 класс (11-12 лет) | У шестиклассников происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно развивается логическая память, но замедляется развитие механической памяти, что связано с увеличением объема информации. Можно говорить о сформированности словесно-логического мышления, на основе которого начинается становление теоретического рефлексивного мышления, характерного высокому уровню развития интеллекта. Рекомендация: помогая ребенку делать уроки, не заставляйте заучивать заданный материал наизусть (кроме стихотворений). Ребенок должен понимать то, что учит. Тогда у него будет развиваться теоретическое рефлексивное мышление. | Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
|
7 класс (12-13 лет) | В 7-ом классе продолжается интеллектуализация познавательных процессов: Становление теоретического рефлексивного мышления, характерного высокому уровню развития интеллекта, происходит на основе развития формально-логических операций. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. У семиклассника активное развитие получают чтение, монологическая и письменная речь. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную произвольную тему. Рекомендация: проверяя уроки, просите ребенка воспроизводить основной смысл прочитанного. Так он будет развивать монологическую речь. | Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Работа с текстом: оценка информации
|
8 класс (13-14 лет) | Познавательные процессы: В 8-ом классе продолжается интеллектуализация познавательных процессов: У восьмиклассника становление теоретического рефлексивного мышления тесно связано с развитием воображения, что дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т. п. Существует и вторая линия развития воображения: потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Неудовлетворенные в реальной жизни желания легко исполняются в мире фантазий: замкнутый подросток, которому трудно общаться со сверстниками, становится героем, и ему рукоплещет толпа. Игра воображения не только доставляет удовольствие, но и приносит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь. Рекомендация: обратить внимание на фантазии ребенка. В них легко увидеть его желания и потребности, многие из которых необходимо вовремя скорректировать. | Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Работа с текстом: оценка информации
|
9 класс (14-15 лет) | В 9-ом классе развитию интеллекта характерны следующие особенности: 1. Значительное развитие теоретической мысли. • Самостоятельность и активность мыслительной деятельности. • Критичность: старшеклассники чаще и настойчивее задают вопрос «почему?» и высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемых объяснений. 2. Совершенствование практического мышления. Развитым можно считать такое практическое мышление, которое обладает следующими свойствами: • Предприимчивость. Человек должен быть всегда готов отыскать решение возникшей проблемы, выход можно найти из любой ситуации. • Экономность, Обладая ею, человек в состоянии найти такой способ действий, который с наименьшими затратами и издержками приведет к нужному результату. • Расчетливость. Проявляется в умении заглядывать далеко вперед, предвидеть последствия тех или иных решений и действий, точно определять их результат и оценивать, чего он может стоить. • Умение оперативно решать поставленные задачи. Проявляется в количестве времени, которое проходит с момента возникновения задачи до практического решения. Характеризует динамичность практического интеллекта. Многочисленными психологическими исследованиями было установлено, что юношам и девушкам, занимавшимся в школе развитием только теоретического интеллекта, во время обучения в ВУЗе приходится все усилия направлять на развитие практического интеллекта, без которого невозможны ни профессиональное обучение, ни профессиональная деятельность. Отсутствие навыков решать проблемы быстро и эффективно, неумение предвидеть возможный результат, всегда негативно сказывается на успеваемости таких студентов, а в последующем и на их профессиональной карьере. Рекомендация: поощряйте участие ребенка в ученическом самоуправлении, которое поможет ему в развитии таких свойств практического мышления, как предприимчивость, расчетливость и умение оперативно решать поставленные задачи. Помогите ему развить экономность, побуждая самостоятельно производить расчеты материальных затрат на интересующие его дела. | Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). Работа с текстом: оценка информации
|
Результаты изучения программы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы смыслового чтения и работа с текстом
презентация...
Основы смыслового чтения и работа с текстом
laquo;Почему наши дети не читают книги?» - этим вопросом задаются сейчас практически все, но изменить ситуацию замечаниями в стиле «а вот в наше время…», нам вряд ли удастся....
Основы смыслового чтения и работа с текстом на примере технологии развития критического мышления
Основы смыслового чтения...
Рабочая программа учебного курса "Основы смыслового чтения и работа с текстом" (5 - 9 классы)
Программа курса "Основы смыслового чтения и работа с текстом" для 5-9 классов. Цель рабочей программы - воспитание грамотного компетентного читателя, иимеющего стойкую привычку к познанию ми...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я успешный читатель» (Основы смыслового чтения и работы с текстом)
Программа внеурочной деятельности «Я успешный читатель» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) основана на принципах, которые определяют отношение к чтению как к средству...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) для обучающихся 5-9 классов.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность обра...
Рабочая программа по курсу основы смыслового чтения и работы с текстом
Рабочая программа разработана с учетом нормативно-правовых документов:- ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);Рабо...