Методическая разработка урока русского языка "Предложения с обращениями. Обращение (однословное и неоднословное) и средства его выражения"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Данная методическая разработка объединяет две темы : "Обращения" и "Письмо", так как целесообразно, объясняя , что такое обращения, показать детям пример употребления обращений в письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1.1.1._razrabotka_konspekta_uroka_k_p._no_1.docx | 30.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хохольский лицей»
Хохольского муниципального района Воронежской области
Тема методической разработки:
«Предложения с обращениями. Обращение (однословное и неоднословное) и средства его выражения»
5 класс
разработала:
Крюкова Людмила Владимировна,
учитель русского языка
и литературы МБОУ «Хохольский лицей »
2022-2023 год
Тема урока: «Предложения с обращениями. Обращение (однословное и неоднословное) и средства его выражения»
Цели:
1.На основе творческих заданий познакомить учащихся с обращением, также с жанром письма, его видами, с образцами текстов в жанре письма, изучить алгоритм написания письма с применением обращения;
2. Воспитывать интерес к истории, формировать знания о Великой Отечественной войне, способствовать патриотическому воспитанию учеников, развивать чувство национальной гордости за великий подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны.
3.Прививать интерес к эпистолярным жанрам, воспитывать внимание к слову, интерес к изучению русского языка.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: учащиеся научатся писать письма, соблюдая правила эпистолярного стиля; понимать роль писем в жизни человека.
Метапредметные: умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
Личностные: формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей.
Оборудование: интерактивная доска, письма в виде треугольников, листы с алгоритмом написания письма.
Ход урока
- Организационный момент
- Самоопределение к деятельности
Сегодня у нас необычный урок – это урок- путешествие. Вам, ребята, странно слышать, что раньше люди общались вот таким способом: ждали заветной весточки от родных, бегали к почтовому ящику, считали дни. И если честно, то мы им завидуем, ведь сейчас ничего не стоит набрать номер, поговорить по телефону и с ближним, и с дальним зарубежьем, а вот получить заветный конверт уже не приходится. Нам трудно представить себе жизнь без сотового телефона, ноутбука, общения в социальных сетях. Но что нам даёт это общение? На день рождения вы получаете от друзей в контакте скупые буквы поздравления: «С ДР». Вот и всё ваше общение. А кто из вас получал письмо по почте – не по электронной, а настоящее, в конверте, со множеством штампов? Я думаю, каждому бы хотелось подержать в руках такой конверт.
- Представьте, вы держите в руках конверт, вот такой(учитель демонстрирует) , открываете его и читаете.
- Что вы увидите на первой строке? Как вы поймёте, к кому обращается тот, кто написал это письмо?
- Правильно, в начале письма стоит обращение!
- Сформулируйте, как вы поняли, что такое обращение?
- Посмотрите на доску. Сравните своё определение с этим научным определением. Вы – настоящие учёные, потому что совершенно верно сформулировали правило.
-А теперь давайте поработаем над значением слов- как вы понимаете: однословное и неоднословное, приведите примеры.
- Давайте подумаем , а в каких случаях человек употребляет обращения?
- Обратите внимание на доску, посмотрите, как выделяется обращение. Попробуйте сформулировать правило, на основании которого поставлены знаки препинания при однословных и неоднословных обращениях.
(примеры появляются на интерактивной доске)
- Спишите слова, вставив пропущенные буквы.
С…лдат, …така,с…лют, г…рой, и..вестие, об…рона, здра…ствуйте, (до) свидания, пис…мо, к…нверт, инд..кс, почталь…н, адр…сат, адр…сант.
- Как вы думаете, почему все эти слова даны в одном словарном диктанте?
- Подумайте, какой темой объединены эти слова?
- Попытайтесь ответить на вопрос: « Почему для нашего урока выбрана именно такая тематика?» Свяжите свой ответ с текущей темой.
- Посчитайте, какую великую дату будет отмечать наш народ в мае 2023 года?
- Сформулируйте тему и цели нашего урока.
- Сегодня мы поговорим о письмах, об умении писать письма. Но темой нашего урока будут не простые письма, а фронтовые треугольники, настоящие реликвии для нас, поколения 21 века. А в конце урока каждый из вас попробует написать письмо.
- Какие задачи мы поставим на уроке?
(Познакомиться со структурой письма, употреблением обращений, научиться писать письма, попытаться понять, что хотели передать авторы)
- Работа по теме урока
А) Индивидуальная работа со словарями
- Сегодня на уроке у нас работает информационное бюро(4 подготовленных ученика), которое занималось подготовкой интересных фактов по этой теме, к ребятам мы будем обращаться при возникновении вопросов.
- Как называется жанр письма в литературе? (Подготовленные учащиеся дают определение эпистолярному жанру, пользуясь словарём, рассказывают об истории этого жанра)
- Посмотрите ещё раз на словарные слова, какие слова кажутся вам похожими?
- Это паронимы. (Чтение словарной статьи)
Б)Сообщения учащихся
- Ребята, а что бы вы хотели узнать по этой теме?
- Как вы думаете, все письма одинаковы?
- Послушаем сообщение нашего информационного бюро. Не забывайте делать записи в тетради, по ходу сообщения у вас должна появиться таблица. А затем вы её сравните с той, которую вам предложат ребята.
Виды писем:
- Деловое письмо
- Письмо-рассказ
- Письмо-поздравление
- Письмо-просьба
- Благодарственное письмо
(Виды писем появляются на интерактивной доске).
В) Самостоятельная работа с учебником
- Сегодня мы будем учиться писать письма. Для начала почитаем образцы писем, помещённые в учебнике (с. 101)
- Проанализируйте прочитанные образцы и найдите недостатки в построении писем, обратившись к следующему слайду.
- Как вы думаете, легко ли написать письмо? Нужно ли этому учиться?
- Перед вами алгоритм написания письма, давайте обсудим каждый пункт.
1.Приветствие или обращение.
2.Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес.
3.Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
4.Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
- Закрепление изученного материала.
А)Лирическая страница
- Фронтовые письма. Они нужны были как хлеб, как воздух. Большой радостью для солдат была весточка из дома, а родные радовались солдатским треугольникам! В письмах военной поры до глубины души трогают обращения. В них много любви, нежности, тепла.
(Подготовленная ученица читает стихотворение К. Симонова «Жди меня»)
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
- Да, это стихотворение можно назвать молитвой, заклинанием, обращённым к тем, кто ждал с фронта. А в этом письме мы видим обращение? Почему автор не называет ту, к которой обращено это письмо? А какие они были, фронтовые письма, по вашему мнению? О чём писали солдаты – защитники Родины? Об этом мы узнаём из произведений литературы.
Б) Работа с литературным материалом
- Посмотрите на следующий слайд. Это письмо, которое получила героиня рассказа Ю. Яковлева «Реликвия»
«Здравствуй, жена моя Настасья! С приветом к тебе твой муж Петр. Я покуда жив и здоров, чего и тебе желаю. Живу я неплохо.
Курево выдают своевременно. Но вместо махорки — табак филичевый, безвкусный. Куришь, куришь — никак не накуришься. Разве что дым идет. Я второпях потерял запасную пару портянок. Повесил сушить, а по тревоге снялись — забыл сунуть в вещмешок. Теперь маюсь. На ночь постираю единственную пару, к утру они не успевают высохнуть. Приходится надевать сырые. Ноги преют.
Мы сейчас больше копаем, чем стреляем. Копаешь, а от окопа пашней пахнет. И от этого родного запаха щемит сердце. А сколько еще провоюем не знаю.
Кланяйся дедусе Ивану, всем родным и соседям.
С фронтовым приветом, твой муж Петр».
- Какие чувства вызывает у вас это письмо?
- Какой он, этот Пётр?
- Да, это обычный человек, который делится обычными бытовыми проблемами, поэтому и не показалось это письмо настоящей реликвией ребятам, пришедшим к бабке Настасье. Но это письмо согревало «серолицых» подруг Настасьи, каждая представляла, что пишет её муж, отец, сын. Поражает манера писателя, который в маленьком рассказе передал большую радость и огромное горе, потому что не пришёл с войны солдат Пётр. Вам предстоит познакомиться на уроках литературы с творчеством этого замечательного писателя.
- А вот ещё одно письмо с фронта, которое получила героиня рассказа Б. Васильева «Экспонат №…» (следующий слайд)
«Дорогая мамочка!
Бьем мы проклятых фрицев и в хвост и в гриву, только клочья летят.
Да, а как там поживает Римма из соседнего подъезда? Если не эвакуировались, спроси, может, письмо мне напишет? А то ребята во взводе получают, а мне совершенно не с кем вести переписку…
Я здоров, всё нормально, воюю как все. Как ты-то там одна, мамочка?
До свидания! Целую крепко, твой сын Игорь.
Скоро, очень скоро будет и на нашей улице праздник»
-Эта фронтовая весточка – единственная ниточка, которая связывала мать и сына. Каждый день перечитывала это письмо Анна Федотовна. Она слышала голос своего Игорька, представляла его, своего любимого сына. А похоронка была безмолвной, это был листок казённой бумаги. С этим пронзительным рассказом вам предстоит познакомиться на уроках литературы.
- Как вы думаете, можно ли письма назвать историей народа?
- Да, конечно, можно. Как говорил наш земляк, известный воронежский писатель, Андрей Платонов: «А без меня народ неполный». Мы храним память о наших дедах, прадедах, передаём из поколения в поколение те реликвии, которые свято хранятся в каждой семье. Ведь нет ни одной семьи, которой бы не коснулась Великая Отечественная война. Вот так мы становимся тем «полным» народом, без которого не сложится общая история.
В) Краеведческая страница
- За окном 2019 год. Мы в преддверии празднования 78-летнего Дня Победы, 78 лет – это целая жизнь. Сейчас нам, современным потомкам, трудно об этом судить. Ведь мы живём в мирное время, в окружении родных и близких людей, поэтому мы должны свято чтить память о тех людях, которые положили свои жизни ради мирного неба над головой.
- А что мы могли бы рассказать нашим дедушкам, прадедушкам о современной жизни?
- Посмотрите на следующий слайд, перед вами письмо нашего учащегося 11 класса, который адресовал его своему знаменитому предку.
«Дорогой дедушка!
Недавно я перебирал старые фотографии, которые хранятся в нашей семье, и среди них были открытки и с Новым годом, и с 1 Мая, и с 8 Марта, и, конечно, с 9 Мая! Я долго их рассматривал: ведь это настоящая семейная история. В этих посланиях нет нелепых сокращений типа ДР. В то время праздники носили своё название: День рождения, День победы. И в каждой открытке на первом месте с пожеланиями здоровья идёт пожелание мирного неба над головой. И становится понятно, что для людей это были не пустые слова, а очень важные.
А что бы я мог сегодня написать тебе, моему далёкому предку, о нашей жизни, о том времени, которого тебе так и не пришлось увидеть? У нашей фамилии героические корни, и я с гордостью ношу её. Всем известны имена тех героев, которые водрузили знамя Победы над Рейхстагом – это Алексей Берест, Михаил Егоров, Мелитон Кантария. Очень жаль, что в нашей семье не сохранились сведения о твоей жизни, но я знаю, что ты, мой дальний родственник, Мелитон Кантария, в 1946 году вернулся на Родину, затем переехал в Москву, где умер в 1993 году. Тебе было присуждено звание Героя Советского Союза. Вот те сведения, которые я узнал из источников Интернета. Я очень рад, что тебе, дедушка, удалось пожить в мирное время. Я сожалею о том, что мы ни разу не встречались, ведь так хотелось бы послушать твои рассказы о том времени, сказать тебе спасибо за мирное небо, под которым мы живём.
Твой внук Зураб Кантария 21 век, 2019 год»
- Какие чувства вызвало у вас это письмо?
-А что бы вы написали своему родственнику, участнику тех страшных событий?
5. Творческая работа (работа по группам)
- Письмо – это кусочек человеческой жизни, к которому потом, спустя время, интересно вернуться. Написать письмо – настоящее искусство, и вы сейчас попытаетесь стать мастерами.
-Дома вы подготовили конверты, но необычные, а треугольные.
- Подумайте, о чём бы вы рассказали близкому человеку, своему дедушке, который не увидел мирного неба над головой, не дождался праздничного салюта, какие слова благодарности вы бы произнесли , как бы его поздравили с этим великим Праздником?
- Заранее вы получили задание сделать письмо- треугольник, а теперь осталось написать его в соответствии с заданием.
Каждая группа получает своё задание.
1группа : написать письмо-рассказ о мирном времени .
2 группа: написать письмо-поздравление ко Дню Победы.
3группа: написать письмо-благодарность за мирное небо над головой.
- Эти письма мы будем хранить до 9 Мая, а в праздник откроем и ещё раз вспомним тех, о ком мы не должны забывать никогда! Пусть эти письма станут первыми экспонатами нашего классного музея, посвященного событиям Великой Отечественной войны.
6.Подведение итогов. Рефлексия
- Какой теме был посвящён урок? Какие темы мы с вами соединили?
- Что вы узнали нового?
- Чему научились на уроке?
- Что вам запомнилось больше всего?
- А вам захотелось прочитать те рассказы, о которых мы упоминали?
- Что вы расскажите о сегодняшнем уроке своим родителям?
7.Домашнее задание
1.Каждая группа получает задание оформить письмо рисунками, подписать его в соответствии с образцами военного времени, предварительно найдя эту информацию в средствах информации.
2. Спросить у родителей о военных письмах, принести, сфотографировать их для создания музея в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 9 класе "Сравнение как средство выразительности речи"
Предмет: русский язык, литература.Используемые образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии.Тема: «Сравнение как средство выразительности речи».Цели урока: познакомить учащихся со ...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе Тема: «Текст как средство подготовки к ГИА».
Работа по русскому языку в 9-ом классе состоит из трёх частей. На выполнение работы отводится 4 часа. Первая часть работы (С 1.) – это написание сжатого изложения по тексту. Мы должны определить микро...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе Тема: «Текст как средство подготовки к ГИА»
Урок нацелен как на лингвистический анализ текста, так и на осмысление художественно текста через образы и средства художественной выразительности...
ФГОС, Методическая разработка. Урок русского языка в 5 классе «Язык - важнейшее средство общения».
Урок разработан для учащихся с ОВЗ (задержка психического развития)....
Разработка урока русского языка 5 класс "Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением"
Урок- изучения нового материала...
методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Средства связи в СП"
методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС. УМК Разумовская М....
Методическая разработка урока по теме: "Предложения с обращениями"
Методическая разработка урока по теме : "Предложения с обращениями"...