ФГОС, Методическая разработка. Урок русского языка в 5 классе «Язык - важнейшее средство общения».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок разработан для учащихся с ОВЗ (задержка психического развития).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yazyk_-_vazhneyshee_sredstvo_obshcheniya.doc45.5 КБ
Office presentation icon pril.ppt1.08 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

 Урок русского языка в 5 классе

«Язык - важнейшее средство общения».

Разработала и провела учитель русского языка и литературы Спиридонова Наталья Владимировна.

Язык - важнейшее средство общения.

Язык и человек. Общение устное и письменное.

Цели урока.

1) Предметные (образовательные): продолжить формировать понятие о языке как средстве общения, показать значение языка в жизни людей, раскрыть его основную функцию (общение) ; показать тесную связь понятий “язык”, “речь”, “человек”

2) Развивающие (коррекционные): развивать мышление детей (учить анализировать,

сравнивать, обобщать), развитие связной устной речи, развитие письменной речи,

выявление нарушений устной и письменной речи.

3) Личностные (воспитательные): развивать мотивы учебной деятельности; навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем; прививать интерес к русскому языку, расширять словарный запас и кругозор учащихся.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Методы обучения:

- по источнику знаний: словесный, наглядный;

- по уровню познавательной активности: частично-поисковый;

- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

Межпредметные связи: литература; история.

Ход урока.

1) Организационный момент (создает эмоциональный настрой на работу; проверяет готовность обучающихся к уроку, создание у учащихся рабочей настроенности).

2) Мотивация учебной деятельности.

 Беседа о языке как средстве общения.

Давайте вспомнить, что такое язык? (слайд 2)

Зачем нам язык?

Ответы учащихся.

Работа по учебнику: стр.4 упр.1 (1,2 абзац)+ ролик (история появления языка).

Берегите наш язык,

Наш прекрасный русский язык.

И.С. Тургенев.

Как вы понимаете данное высказывание великого писателя? ( эпиграф записан на доске)

Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Слайд 3 (Язык - важнейшее средство общения).

А какую мы поставим цель?

3) Учебно-познавательная деятельность (организует работу по изучению материала урока).

Какими примерами вы можете доказать, что язык-это средство общения? (ответы детей+слайд 4)

- Когда у нас возникает какая-либо мысль , нам хочется поделиться ею с другими. Для выражения мысли потребуется не одно предложение, а несколько, много. В таком случае мы строим текст.

(Слово-словосочетание-предложение-текст).

Общение-взаимные отношения(слайд 5) +стр.6 упр.5 (схема) – обсуждение в парах, итог обсуждения. Итак, мы делимся своими чувствами, мыслями, наблюдениями-мы общаемся.

В мире существуют и “бессловесные” языки. (дети высказывают свои предположения+ слайды6.7.8.9).

Физминутка (Организует обучающихся на выполнение упражнений для снятия общего и локального утомления и вносит игровой момент в изучение темы).

Язык мимики (радость, удивление, задумчивость).

Язык жестов (холодно, радость, успех).

 Как вы думаете, почему чаще всего люди используют всё-таки “словесный” язык? -коллективное обсуждение(слайд 10).

4. Обобщение и закрепление знаний.

Мы с вами изучаем русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. (слайд 11)

Многие поэты и писатели воспели красоту русского языка в своих произведениях. (стр.7 упр.7)

Читаем, обсуждаем.

Возвращаемся к эпиграфу нашего урока. Записываем в тетрадь (акцент на правильной записи эпиграфа).

Проговариваем: общение устное и письменное.

5. Контроль и оценка результатов деятельности. Рефлексия.

Вернемся к теме урока: «Язык - важнейшее средство общения».

Давайте подведём итоги. Что нового вы узнали сегодня на уроке?  

После ответов учащихся: визуальное закрепление - карточки , которые вклеиваем в тетрадь.

- язык - средство передачи мыслей, знаний, чувств, это средство общения между людьми.

- в мире существуют “бессловесные” языки

- русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира

- общение бывает письменное  и устное

- язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек

- для развития человека необходимо общение с другими людьми

Мы с вами поставили цель в начале урока. Всё у нас получилось?

Рефлексия.

Слайд. Смайлики. Выбрать и нарисовать на полях.

6. Домашнее задание:

Стр.6 упр.6 списать+задание (номера предложений не пишем).

Дополнительное задание по желанию (для составления характеристики класса и выявлению индивидуальных особенностей учащихся): стр.8 упр.10. Выполняется устно.

* см. конспект(то что подчеркнуто, записываем в тетрадь.

- язык - средство передачи мыслей, знаний, чувств, это средство общения между людьми.

- в мире существуют “бессловесные” языки

- русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира

- общение бывает письменное  и устное

- язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек

- для развития человека необходимо общение с другими людьми

- язык - средство передачи мыслей, знаний, чувств, это средство общения между людьми.

- в мире существуют “бессловесные” языки

- русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира

- общение бывает письменное  и устное

- язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек

- для развития человека необходимо общение с другими людьми

- язык - средство передачи мыслей, знаний, чувств, это средство общения между людьми.

- в мире существуют “бессловесные” языки

- русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира

- общение бывает письменное  и устное

- язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек

- для развития человека необходимо общение с другими людьми

- язык - средство передачи мыслей, знаний, чувств, это средство общения между людьми.

- в мире существуют “бессловесные” языки

- русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира

- общение бывает письменное  и устное

- язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек

- для развития человека необходимо общение с другими людьми

- язык - средство передачи мыслей, знаний, чувств, это средство общения между людьми.

- в мире существуют “бессловесные” языки

- русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира

- общение бывает письменное  и устное

- язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек

- для развития человека необходимо общение с другими людьми

- язык - средство передачи мыслей, знаний, чувств, это средство общения между людьми.

- в мире существуют “бессловесные” языки

- русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира

- общение бывает письменное  и устное

- язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек

- для развития человека необходимо общение с другими людьми

- язык - средство передачи мыслей, знаний, чувств, это средство общения между людьми.

- в мире существуют “бессловесные” языки

- русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира

- общение бывает письменное  и устное

- язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек

- для развития человека необходимо общение с другими людьми


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 5 классе «Язык - важнейшее средство общения». Учитель русского языка и литературы ГБОУ школы № 5 Санкт-Петербурга Спиридонова Наталья Владимировна.

Слайд 2

Язык - средство передачи мыслей, знаний, чувств. Язык- это средство общения между людьми.

Слайд 3

«Язык - важнейшее средство общения».

Слайд 4

Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами. Слово-словосочетание-предложение-текст.

Слайд 5

Общение-взаимные отношения.

Слайд 6

Язык мимики.

Слайд 7

Язык жестов.

Слайд 8

Язык музыки.

Слайд 9

Язык танца.

Слайд 11

Русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира.

Слайд 12

Ваше настроение в конце урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе в соответствии с ФГОС ООО второго поколения.

Констпект урока русского языка в 6 классе  в соответсвии с требованиями ФГОС ООО  на тему " Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"...

Методическая разработка урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Урок русского языка по теме "Роль местоимений-существительных в предложении" 5 класс. Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения...

Методическая разработка урока русского языка в 9 класе "Сравнение как средство выразительности речи"

Предмет: русский язык, литература.Используемые образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии.Тема: «Сравнение как средство выразительности речи».Цели урока: познакомить учащихся со ...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе Тема: «Текст как средство подготовки к ГИА».

Работа по русскому языку в 9-ом классе состоит из трёх частей. На выполнение работы отводится 4 часа. Первая часть работы (С 1.) – это написание сжатого изложения по тексту. Мы должны определить микро...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе Тема: «Текст как средство подготовки к ГИА»

Урок нацелен как на лингвистический анализ текста, так и на осмысление художественно текста через образы и средства художественной выразительности...

методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Средства связи в СП"

методическая разработка урока  в соответствии с требованиями ФГОС. УМК Разумовская М....

Методическая разработка урока русского языка "Предложения с обращениями. Обращение (однословное и неоднословное) и средства его выражения"

Данная методическая разработка объединяет две темы : "Обращения" и "Письмо", так как целесообразно, объясняя , что такое обращения, показать детям пример употребления обращений в п...