ФГОС, Методическая разработка. Урок русского языка в 5 классе «Язык - важнейшее средство общения».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок разработан для учащихся с ОВЗ (задержка психического развития).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yazyk_-_vazhneyshee_sredstvo_obshcheniya.doc | 45.5 КБ |
pril.ppt | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка.
Урок русского языка в 5 классе
«Язык - важнейшее средство общения».
Разработала и провела учитель русского языка и литературы Спиридонова Наталья Владимировна.
Язык - важнейшее средство общения.
Язык и человек. Общение устное и письменное.
Цели урока.
1) Предметные (образовательные): продолжить формировать понятие о языке как средстве общения, показать значение языка в жизни людей, раскрыть его основную функцию (общение) ; показать тесную связь понятий “язык”, “речь”, “человек”
2) Развивающие (коррекционные): развивать мышление детей (учить анализировать,
сравнивать, обобщать), развитие связной устной речи, развитие письменной речи,
выявление нарушений устной и письменной речи.
3) Личностные (воспитательные): развивать мотивы учебной деятельности; навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем; прививать интерес к русскому языку, расширять словарный запас и кругозор учащихся.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Методы обучения:
- по источнику знаний: словесный, наглядный;
- по уровню познавательной активности: частично-поисковый;
- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
Межпредметные связи: литература; история.
Ход урока.
1) Организационный момент (создает эмоциональный настрой на работу; проверяет готовность обучающихся к уроку, создание у учащихся рабочей настроенности).
2) Мотивация учебной деятельности.
Беседа о языке как средстве общения.
Давайте вспомнить, что такое язык? (слайд 2)
Зачем нам язык?
Ответы учащихся.
Работа по учебнику: стр.4 упр.1 (1,2 абзац)+ ролик (история появления языка).
Берегите наш язык,
Наш прекрасный русский язык.
И.С. Тургенев.
Как вы понимаете данное высказывание великого писателя? ( эпиграф записан на доске)
Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Слайд 3 (Язык - важнейшее средство общения).
А какую мы поставим цель?
3) Учебно-познавательная деятельность (организует работу по изучению материала урока).
Какими примерами вы можете доказать, что язык-это средство общения? (ответы детей+слайд 4)
- Когда у нас возникает какая-либо мысль , нам хочется поделиться ею с другими. Для выражения мысли потребуется не одно предложение, а несколько, много. В таком случае мы строим текст.
(Слово-словосочетание-предложение-текст).
Общение-взаимные отношения(слайд 5) +стр.6 упр.5 (схема) – обсуждение в парах, итог обсуждения. Итак, мы делимся своими чувствами, мыслями, наблюдениями-мы общаемся.
В мире существуют и “бессловесные” языки. (дети высказывают свои предположения+ слайды6.7.8.9).
Физминутка (Организует обучающихся на выполнение упражнений для снятия общего и локального утомления и вносит игровой момент в изучение темы).
Язык мимики (радость, удивление, задумчивость).
Язык жестов (холодно, радость, успех).
Как вы думаете, почему чаще всего люди используют всё-таки “словесный” язык? -коллективное обсуждение(слайд 10).
4. Обобщение и закрепление знаний.
Мы с вами изучаем русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. (слайд 11)
Многие поэты и писатели воспели красоту русского языка в своих произведениях. (стр.7 упр.7)
Читаем, обсуждаем.
Возвращаемся к эпиграфу нашего урока. Записываем в тетрадь (акцент на правильной записи эпиграфа).
Проговариваем: общение устное и письменное.
5. Контроль и оценка результатов деятельности. Рефлексия.
Вернемся к теме урока: «Язык - важнейшее средство общения».
Давайте подведём итоги. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
После ответов учащихся: визуальное закрепление - карточки , которые вклеиваем в тетрадь.
- язык - средство передачи мыслей, знаний, чувств, это средство общения между людьми.
- в мире существуют “бессловесные” языки
- русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира
- общение бывает письменное и устное
- язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек
- для развития человека необходимо общение с другими людьми
Мы с вами поставили цель в начале урока. Всё у нас получилось?
Рефлексия.
Слайд. Смайлики. Выбрать и нарисовать на полях.
6. Домашнее задание:
Стр.6 упр.6 списать+задание (номера предложений не пишем).
Дополнительное задание по желанию (для составления характеристики класса и выявлению индивидуальных особенностей учащихся): стр.8 упр.10. Выполняется устно.
* см. конспект(то что подчеркнуто, записываем в тетрадь.
- язык - средство передачи мыслей, знаний, чувств, это средство общения между людьми.
- в мире существуют “бессловесные” языки
- русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира
- общение бывает письменное и устное
- язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек
- для развития человека необходимо общение с другими людьми
- язык - средство передачи мыслей, знаний, чувств, это средство общения между людьми.
- в мире существуют “бессловесные” языки
- русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира
- общение бывает письменное и устное
- язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек
- для развития человека необходимо общение с другими людьми
- язык - средство передачи мыслей, знаний, чувств, это средство общения между людьми.
- в мире существуют “бессловесные” языки
- русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира
- общение бывает письменное и устное
- язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек
- для развития человека необходимо общение с другими людьми
- язык - средство передачи мыслей, знаний, чувств, это средство общения между людьми.
- в мире существуют “бессловесные” языки
- русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира
- общение бывает письменное и устное
- язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек
- для развития человека необходимо общение с другими людьми
- язык - средство передачи мыслей, знаний, чувств, это средство общения между людьми.
- в мире существуют “бессловесные” языки
- русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира
- общение бывает письменное и устное
- язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек
- для развития человека необходимо общение с другими людьми
- язык - средство передачи мыслей, знаний, чувств, это средство общения между людьми.
- в мире существуют “бессловесные” языки
- русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира
- общение бывает письменное и устное
- язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек
- для развития человека необходимо общение с другими людьми
- язык - средство передачи мыслей, знаний, чувств, это средство общения между людьми.
- в мире существуют “бессловесные” языки
- русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира
- общение бывает письменное и устное
- язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек
- для развития человека необходимо общение с другими людьми
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Язык - средство передачи мыслей, знаний, чувств. Язык- это средство общения между людьми.
«Язык - важнейшее средство общения».
Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами. Слово-словосочетание-предложение-текст.
Общение-взаимные отношения.
Язык мимики.
Язык жестов.
Язык музыки.
Язык танца.
Русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира.
Ваше настроение в конце урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе в соответствии с ФГОС ООО второго поколения.
Констпект урока русского языка в 6 классе в соответсвии с требованиями ФГОС ООО на тему " Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"...
Методическая разработка урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Урок русского языка по теме "Роль местоимений-существительных в предложении" 5 класс. Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения...
Методическая разработка урока русского языка в 9 класе "Сравнение как средство выразительности речи"
Предмет: русский язык, литература.Используемые образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии.Тема: «Сравнение как средство выразительности речи».Цели урока: познакомить учащихся со ...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе Тема: «Текст как средство подготовки к ГИА».
Работа по русскому языку в 9-ом классе состоит из трёх частей. На выполнение работы отводится 4 часа. Первая часть работы (С 1.) – это написание сжатого изложения по тексту. Мы должны определить микро...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе Тема: «Текст как средство подготовки к ГИА»
Урок нацелен как на лингвистический анализ текста, так и на осмысление художественно текста через образы и средства художественной выразительности...
методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Средства связи в СП"
методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС. УМК Разумовская М....
Методическая разработка урока русского языка "Предложения с обращениями. Обращение (однословное и неоднословное) и средства его выражения"
Данная методическая разработка объединяет две темы : "Обращения" и "Письмо", так как целесообразно, объясняя , что такое обращения, показать детям пример употребления обращений в п...