Профессионально ориентированное практическое занятие
план-конспект по русскому языку
Задание для практического занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практическое занятие | 21.58 КБ |
pz_7_izuchenie_osobennostey_deloproizvoditel.docx | 15.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическое занятие в форме практической подготовки № 6.
Лексический и фразеологический анализ терминов, профессионализмов и фразеологизмов специальности
Задание 1. Выполните лексический разбор выделенных слов
- Архивная выписка - справка об имеющихся в документальных материалах архива сведениях, заверенная в установленном порядке.
- Предметный указатель - указатель основных предметных (тематических) обозначений, расположенных в алфавитном порядке.
Порядок лексического разбора:
1)однозначное или многозначное слово; значение, которое лексема реализует в контексте;
2) характеристика значения:
а) свободное / связанное (фразеологически связанное, синтаксически обусловленное, конструктивно ограниченное);
б) прямое / переносное (метафорическое, метонимическое и пр.);
в) мотивированное / немотивированное;
г) нейтральное / стилистически окрашенное;
д) номинативное / экспрессивно-синонимическое (шутливое, ироническое, поэтическое, бранное, презрительное и пр.);
3) слова, находящиеся с данным в синонимической, антонимической, омонимической или паронимической парадигме;
4) сфера употребления (литературная, профессиональная, диалектная и пр.);
5) характеристика в хронологическом аспекте (в активном словаре, историзм, архаизм, неологизм);
6) происхождение (собственно русское / заимствованное; приметы заимствования, если есть).
Образец лексического разбора слова
Волна морская поглотила.
1) слово многозначное; употреблено в значении «водяной вал, образуемый колебанием водной поверхности»; в контексте выступает основой метонимического значения – «море»;
2) значение свободное, переносное (метонимическое), мотивированное, нейтральное, номинативное;
3) синоним: вал («высокая, большая волна»);
4) употреблено в художественной разновидности литературного языка;
5) в активном словаре;
6) собственно русское.
Задание 2. Выполните анализ выделенных фразеологизмов.
- Пиши, не волнуйся, бумага все стерпит!
Порядок фразеологического разбора:
1) значение фразеологизма в контексте; однозначный или неоднозначный в языке;
2) характеристика фразеологизма с точки зрения степени семантической слитности компонентов (фразеологическое единство);
3) соотнесенность с частью речи (классы: именной, глагольный, адъективный, адвербиальный, междометный);
4) синтаксическая функция в данном высказывании;
5) стилистическая и экспрессивная окраска; сфера употребления;
6) характеристика в хронологическом аспекте (современный / устаревший);
7) синонимы и антонимы
Образец разбора фразеологизма:
И дураки и умники – одним миром мазаны. (М.Горький.)
Одним миром мазаны:
1) значение в контексте – «похожи друг на друга; стоят друг друга, один другого не лучше»; в языке – однозначный; вариант: тем же миром мазаны (мазан);
2) фразеологическое единство;
3)адъективный;
4) занимает позицию именной части сказуемого;
5) разговорный, экспрессивный; используется в художественной и публицистической разновидностях литературного языка и в разговорной речи;
6) современный;
7) синонимы: два сапога пара, одного поля ягода; антоним: (как) небо и земля.
Классы фразеологизмов:
1. Именные (субстантивные) фразеологизмы. Обладают категориальной семой предметности и служат наименованиями предметов (конкретных и отвлечённых), лиц и групп лиц. В предложении выполняют функции подлежащего, сказуемого, дополнения. В сочетании с другими словами могут управлять и быть управляемыми.
Примеры именных фразеологизмов: частная собственность, маменькин сынок, заклятые враги, дьявол во плоти, призрачный шанс, рабочие руки, золотая молодёжь.
2. Глагольные фразеологизмы. Обозначают процессуальный признак и называют действия человека, интеллектуальную и речевую деятельность, отношение к кому-/чему-либо, состояние. В предложении выполняют роль сказуемого. По характеру связи с другими словами могут согласоваться, управлять и быть управляемыми.
Примеры глагольных фразеологизмов: цепляться к мелочам, заметать следы, ломать голову, чесать язык, окинуть взором, иметь зуб, умывать руки.
3. Адъективные фразеологизмы. Состоят из единиц, служащих качественной характеристикой лица или предмета. Подобно прилагательным, в предложении выступают в функции определения или именной части сказуемого.
Примеры адъективных фразеологизмов: пальчики оближешь, без царя в голове, с гулькин нос, от горшка два вершка, шило в одном месте, тяжёлый на подъём, недалёкого ума.
4. Адвербиальные (наречные) фразеологизмы. Включают такие разряды, как характеристика действия, обозначение количества и меры, характеристика степени, обозначения места, времени, причины, цели. Подобно наречиям, выполняют в предложении роль обстоятельств.
Примеры адвербиальных фразеологизмов: сломя голову, капля в море, на своих двоих, до мозга костей, рукой подать, с минуты на минуту, во всю прыть, с пьяных глаз, для отвода глаз.
5. Глагольно-пропозициональные фразеологизмы. Соотносятся с категорией состояния, обозначают различные состояния лица (эмоциональные или физические) или внешней среды, указывают на возможность или невозможность выполнения какого-либо действия. Структурно организованы как предложения (чаще двусоставные); в предложении выполняют роль предиката.
Примеры глагольно-пропозициональных фразеологизмов: не по себе, гора с плеч (свалилась), кусок в горло не идёт, сердце ноет, ум за разум заходит, хоть топор вешай.
6. Междометные фразеологизмы. Служат для выражения чувств и волевых побуждений. Выступают как отдельные нерасчленённые предложения.
Примеры междометных фразеологизмов: увы и ах, ёлки зелёные, ну и ну, ни пуха ни пера, в добрый час, этого ещё не хватало, чтоб ты лопнул.
Предварительный просмотр:
Практическое занятие № 7. Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов.
Цель: закрепить навык определения типа речи в тексте, научиться составлять тексты разных функциональных типов.
Ход занятия
Задание 1. Прочитайте текст, определите его функциональный тип речи.
Когда Екатерина II была уже в возрасте, она захотела похвалить способного и трудолюбивого секретаря министра Безборьдько Дмитрия Трощинского и наградила его орденом Святого Владимира. Смущенный Трощинский заметил, что награда слишком высока. На что Екатерина ответила: «Я не привыкла работать с секретарем без звезды!»
Секретарь английского археолога Макса Меллоуна писала романы, которыми зачитывались во всем мире. Тиражи ее произведений уступают только Библии. Но, тем не менее, она считала, что главной для нее является именно работа секретаря. Ее звали Агата Кристи.
Исторически профессия делопроизводителя сложилась из родственных профессий: писаря, секретаря, личного помощника представителя власти. Письменные документы, дошедшие до нашего времени, показывают, что уже в X веке в древнерусском государстве была культура написания документов. Делопроизводитель работает в структурных подразделениях, занимающихся документационным обеспечением. В соответствии с действующими нормативами, для документов существует единый порядок работы, в том числе и с электронными документами.
Сегодня быть делопроизводителем модно и престижно. Делопроизводитель — это лицо компании, незаменимый помощник руководителя, человек, владеющий различной информацией, от успешной работы которого зависит нормальное функционирование всего офиса.
Гаврила Романович Державин около двух лет прослужил личным секретарем Екатерины II и был так ретив в исполнении своих обязанностей, что его перевели из секретарей в сенаторы. Дабы не надоедал государыне своими вздорными и запутанными делами.
Первым рабочим местом композитора Михаила Глинки было место секретаря в канцелярии Совета путей и сообщения. Он часами сидел за столом с пером и бумагой и писал. А уж что писал – это никого не интересовало. Глинка писал романсы.
Делопроизводитель – это специалист, ответственный за ведение документооборота в организации: подготовки документов, оформления, обработки и хранения. В основные обязанности делопроизводителя входит: ведение деловой переписки, базы документов, архива документов контроль за исполнением распорядительных документов регистрация входящей и исходящей корреспонденции сортировка документов, формирование дел ведение картотеки прохождения документов и контроль за сроками их прохождения работа с оргтехникой.
Задание 2. Составьте небольшие тексты о делопроизводителе разных функциональных типов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики"-открытый урок в 7 классе на Окружном практико-ориентированном методическом семинаре для заместителей директоров по УВР
Урок проводился в рамках Окружного практико-ориентированного методического семинара для заместителей директоров по УВР 2-3 ступеней по теме: "Организация педпрофильного и профильного обучения в ГБОУ С...
Практико-ориентированный проект «Использование дифференцированного подхода при проведении практических занятий по дисциплине «Статистика»
проведено изучение теоретических основ дифференцированного метода обучения, сформулированы направления его использования на практических занятиях по дисциплине "Статистика"....
Методические рекомендации по выполнению практических работ с прикладной (профессионально-ориентированной) направленностью по математике. Стереометрия
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Математика представляют собой часть учебно-методического комплекта по математике. Целью создания разработки является оказание п...
Профессионально ориентированное практическое занятие
Задания по русскому языку для практического занятия...
Профессионально ориентированное практическое занятие
Задания для практического занятия...
Профессионально ориентированное практическое занятие
Задания для практического занятия...
Профессионально ориентированное практическое занятие
Задания для практического занятия...