Конспект урока по русскому языку "Повторение по теме "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Гололобова Ирина Ивановна

Урок-повторение изученного материала по теме "Местоимение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Повторение по теме "Местоимение"18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок.

Тема «Повторение по теме «Местоимение».

Цель: Повторение и обобщение знаний о местоимении.

Задачи:

       1. Обобщить и систематизировать теоретические сведения по разделу.

       2.Совершенствовать навыки правописания местоимений.

       3.Развивать речевые навыки учащихся.

Ход урока.

Орг. момент.

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть весна прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно,

Ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в страну Морфологию. Мы уже бывали в этой стране и узнали многое об имени существительном, прилагательном, числительном. А недавно закончили изучение темы “Местоимение”. Сегодня мы повторим, обобщим и закрепим наши знания по этой теме.

В течение всего нашего путешествия вы будете работать на маршрутных листах, выполняя устные и письменные задания. Сначала вам необходимо оставить свои данные – фамилию и имя. Выполнив и проверив задание, не забудьте оценить свою работу и поставить себе оценку.

  1. Орфографический диктант.

Некого винить, кого-то увидел, с кем-то говорил, кое-что спросить, сказать кому-либо, никого не было, не с кем поделиться, некоторые люди, кое-кто из малышей, никому не сказал, нечего делить, отдать кому-нибудь.

  1. Повторение теоретического материала.

Фронтальный опрос по вопросам.

1) Местоимение - это часть речи, которая... (указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их)

2) Местоимения изменяются... (как правило, изменяются по падежам, есть местоимения, которые изменяются по родам и числам.)

3) В предложении местоимения обычно бывают... (подлежащим, дополнением и определением)

4) Возвратное местоимение (себя) не имеет... (И.п., рода и числа)

5) Вопросительные местоимения служат... (для выражения?)

6) В неопределенных местоимениях кое, то, либо, нибудь, пишутся ... (через дефис)

7) В каких случаях не и ни в отрицательных местоимениях пишутся раздельно?

(когда между местоимениями и не/ни есть предлог)

3. Игра «Наполни мешок»

-Ребята, из предложенных фразеологизмов выберите те, в которых есть местоимения, объясните их значение.

Сидеть сложа руки                  

Ни в какие ворота 

Быть на седьмом небе

Как в воду канул        

Кусать себе локти (Очень сильно сожалеть, сокрушаться о непоправимом, упущенном).                  

Бог с тобой (Пусть будет так (выражение согласия, примирения, прощения, уступки).                              Взять себя в руки  (Вопреки порывам своих чувств, настроений, добиваться полного самообладания)

Себе на уме (Скрытен, хитер, не обнаруживает своих мыслей, намерений).                          

Не в своей тарелке (Неуютно, дискомфортно; не на должном месте, вне привычной обстановки; в плохом расположении духа, не в настроении).

Зарубить себе на носу (Запомнить крепко, навсегда).

                   

4. Редактирование текста

Работа с текстом. Найти и исправить речевую ошибку.

В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.

В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.

Физминутка.

- Сейчас я буду называть местоимения. Если местоимение пишется слитно – вы поднимаете руки вверх, если местоимение пишется раздельно – руки в стороны, если местоимение пишется через дефис – вы приседаете.

Некого,  не у кого, кое-кто, никого, ни у кого, кого-то, нечем, не за чем, чем-нибудь,  некоторый,  кое у кого, кое-кому,  ничему, ни к чему, чему- либо, никем, ни с кем, кем-нибудь,  некем, не с кем, кем-то, ничто, ни за что, за что-то, нечто, не за что, что-нибудь.

5. Определить разряд, падеж местоимений.

1.        Друг рассказал мне нечто интересное.

2.        Кто много читает, тот много знает.

3.        Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

4.        Книги расскажут тебе о далеком прошлом.

5.        Читала такие книги, которые тревожат сердце, формируют вкус.

6.         Поставить местоимение в начальной форме.

Никого - (никто), со мной - (я), нашего - (наш), тебя - (ты), кого-то - (кто-то), себя -   -        

   

7.        Запишите местоимение.

1. Личное местоимение 1 л., ед.ч. Т.п. (со мной)

2. Неопределенное местоимение Д.п. (кому-то)

3. Возвратное  местоимение  в Р.п. с предлогом  С  (с себя)

4. Указательное местоимение Им.п., м.р.  (тот)

5. Личное  местоимение Зл., едч., ж.р., Т.п. с предлогом С (с ней)

8. Игра «Четвёртое лишнее».

1. Сколько, какой, чей, мы.

2. Я, ты, меня, себя.

3. Весь, сам, иной, никто.

4. Никакой, ничей, тобою, никого.

9. Шуточные вопросы.                        

1. Когда руки бывают местоимениями?   (когда они вы-мы-ты)

2. Какие два местоимения портят дорогу?  (я-мы)

3. Какое местоимение можно записать одной буквой? (я)

4. Сколько личных местоимений в слове “семья”? (семь)

5. Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? (я сам)

6. Какое местоимение читается одинаково слева направо и справа налево?  (оно)

7. Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево? (он-но)

10. “Приключения Буратино”.

- Я надеюсь, вы все хорошо знаете это произведение, поэтому вспомните эпизод, когда Мальвина учила Буратино.

Мальвина: «Предположим, что у Вас в кармане два яблока. НЕКТО взял у Вас одно яблоко. Сколько осталось яблок?»

Буратино: «Два».

Мальвина: «Почему?»

Буратино: «Я же не отдам НЕКТУ яблоко, хоть он дерись».

– Какую ошибку в произношении допустил Буратино? Какое отступление от языковой нормы усиливает юмористическую окраску данного эпизода?

(Неопределённое местоимение НЕКТО не склоняется).

Подведение итогов. Оценивание учащихся.

Домашнее задание. Составить загадки, ребусы, кроссворды по данной теме.    

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...