Глагол как самостоятельная часть речи
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Лузина Дарья Ивановна

Урок литературы в 5-м классе: Цель урока: обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Глагол»; учить практическому применению знаний по теме. Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol_kak_samostoyatelnaya_chast_rechi.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе

«Глагол как часть речи»

Цели урока:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Глагол»;
  • учить практическому применению знаний по теме;
  • вырабатывать навык самооценки знаний.

Развивающие:

  • развивать навыки анализа, синтеза, сравнения лингвистических явлений;
  • работать над развитием коммуникативных навыков, логического мышления школьников;
  • развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать у школьников любовь к русскому языку;
  • создать атмосферу сотрудничества и взаимоуважения.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Ход урока

  1. Организационный момент

Ребята, здравствуйте! Рада вас приветствовать на уроке русского языка!

 - Запишем  в тетради число, классная работа.

 2. Лексическая  разминка

 - Для того чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы проведем с вами лексическую разминку, применив пройденную тему «Имя прилагательное». К данным словам подобрать антонимы и записать в столбик.

Веселый – грустный

Грубый - ласковый

Неряшливый - аккуратный

Холодный - горячий

Небольшой - огромный

Трудолюбивый – ленивый

- Прочитайте сверху  вниз первые буквы второго столбика, какое слово у нас получилось?- глагол

- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока (формулируют). Ребята, а я её определила вот так: Глагол как часть речи.

- Вы согласны?  Запишем тему урока.

3. Ведение в тему урока

 - Опираясь на тему урока, сформулируйте цель урока (формулируют). Всё верно. Сегодня на уроке мы будем учиться  выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению. Вы согласны?

 - 1. Вспомните, что вы уже знаете о глаголе из курса начальной школы.  Чтобы вам было легче, мы сыграем в игру «Верные – неверные утверждения». Я буду читать утверждения, а вы должны ответить – верно оно или нет.

1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета. (верно)

2.Глаголы изменяются только по временам. (неверно)

3.Глаголы изменяются по временам, числам, лицам. (верно)

4.Глаголы изменяются по падежам. (неверно)

5.Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми. (верно)

Проверим себя: прочитаем определение глагола как части речи в учебнике на стр.101 (часть 2)

 2. ИЗ ИСТОРИИ СЛОВА.

 - Кто знает, от какого слова образовалось слово  «глагол»?

  • Название «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить – говорить».
  • Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь вообще».  Именно в этом смысле употребил его А.С Пушкин в стихотворении «Пророк»: «Глаголом жги сердца людей».
  • Раньше говорили: глаголать (говорить), глаголовать (много говорить). Глаго́льник или глаго́латель (м. р.) и глаголательница (ж.р.)- тот, кто глаголет. Глаго́ливый- говорливый, беседливый.
  • Словом глаго́ль назвалась и буква Г в славянской и русской азбуке. Глаголица – одна из первых славянских азбук. В современном русском языке употребляется слово «разглагольствовать» (туманно рассуждать).

3.Игра  «Четвёртое лишнее».

 Внимательно посмотрите на группы слов. Найдите 4 лишнее в каждой группе, выпишите его.

  1. Грусть, печалиться, огорчение, настроение.
  2. Смех, улыбка, хохотать, радость.

– Что же лишнее? Почему? Как вы определили?

  1. Первичная проверка понимания

Упр. 680 – по цепочке

- С какой целью мы выполняли это упражнение? Что узнали о глаголе?

Вывод: глаголы по смыслу сочетаются не со всеми существительными.

Молодцы! Похвалите себя с помощью носиков. Напишите в воздухе слово молодец.

5. Закрепление

1. Решите лингвистическую задачку.

Подумайте и ответьте, к какой части речи относятся выделенные слова.

  1. Ведро дало течь, и вода стала течь.
  2. Мама стала печь пироги, а сын на печь залез.
  3. Снежное покрывало покрывало все поле.
  4. Ветер стих. Я прочитал стих.
  5. Мы получили хорошие вести. Надо вести брата в садик.

 Выпишите в тетрадь 3 и 4 группу, подчеркните выделенные слова как члены предложения.  

2. Игра «Кто больше?»  с мячом.
Глагол
 говорить имеет один из богатейших синонимических  рядов. Подберите к нему как можно больше синонимов. (Выражаться, изъясняться, разглагольствовать, ораторствовать, витийствовать (уст.), заливаться соловьем; шептать, твердить, бормотать, объяснять, проворчать, намекать, замечать, угрожать, растолковать, пролепетать, уверять и др.) 

- А сейчас посмотрите на доску. Прочитаем четверостишие.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденет(?)ся листвою.

 - Какая картина нарисована в этом стихотворении? (Картины оживания природы после зимы). Выпишите глаголы, укажите их время, число, род (если возможно).

     Физминутка. Под звуки и шумы осеннего леса, ребята сидят, закрыв глаза.

       Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.

- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек.  Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза.

6. Индивидуальная работа на листочках.

1. Продолжите фразу:

Глагол-это часть речи, которая обозначает

а) действие

б) признак действия

в) предмет

2. Глаголы отвечают на вопрос

а) кто? что?

б) что делать? что сделать?

в) что делать? как сделать?

3. Глаголы имеют:

а) падеж

б) лицо

в) склонение

4. Каким членом предложения является глагол в предложении?

а) подлежащим

б) определением

в) сказуемым

5. С какой частью речи не может сочетаться глагол?

а) существительным

б) прилагательным

в) наречием

6.Домашнее задание (для всех) – П. 111 правило, упр. 682 ( дополнительное задание по желанию)

7. Рефлексия

Мне сегодня было интересно с вами работать, а вам? Поделитесь своими впечатлениями об уроке.

- Я понял (а) ……

- Особенно мне понравилось……

- Мне было трудно (легко)……..

- Теперь я знаю (умею)……..

Приложение (для распечатки)

1. Продолжите фразу

Глагол-это часть речи, которая обозначает

а) действие

б) признак действия

в) предмет

2. Глаголы отвечают на вопрос:

а) кто? что?

б)что делать? что сделать?

в) что делать? как сделать?

3. Глаголы имеют:

а) падеж

б) лицо

в) склонение

4. Каким членом предложения является глагол в предложении?

а) подлежащим

б) определением

в) сказуемым

5. С какой частью речи не может сочетаться глагол?

а) существительным

б) прилагательным

в) наречием

1. Продолжите фразу

Глагол-это часть речи, которая обозначает

а) действие

б) признак действия

в) предмет

2. Глаголы отвечают на вопрос:

а) кто? что?

б) что делать? что сделать?

в) что делать? как сделать?

3. Глаголы имеют:

а) падеж

б) лицо

в) склонение

4. Каким членом предложения является глагол в предложении?

а) подлежащим

б) определением

в) сказуемым

5. С какой частью речи не может сочетаться глагол?

а) существительным

б) прилагательным

в) наречием

1. Решите лингвистическую задачку.

Подумайте и ответьте, к какой части речи относятся выделенные слова.

  1. Ведро дало течь, и вода стала течь.
  2. Мама стала печь пироги, а сын на печь залез.
  3. Снежное покрывало покрывало все поле.
  4. Ветер стих. Я прочитал стих.
  5. Мы получили хорошие вести. Надо вести брата в садик.

 Выпишите в тетрадь 3 и 4 группу, подчеркните выделенные слова как члены предложения.  

2.Прочитайте четверостишие.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденет(?)ся листвою.

 - Какая картина нарисована в этом стихотворении? Выпишите глаголы, укажите их время, число, род (если возможно).

3. Рефлексия

- Я понял (а) ……

- Особенно мне понравилось……

- Мне было трудно (легко)……..

- Теперь я знаю (умею)……..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причастие как самостоятельная часть речи

Знакомство с темой "Причастие" на первом уроке. Изучение темы по плану: 1. Значение. 2. Морфологические признаки. 3. Синтаксическая функция. ;. Выполнение тренировочных упражнений...

Презентация "Самостоятельные части речи. Имя существительное".

Цель презентации - повторение сведений об имени существительном....

Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"

Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"

Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....

Глагол как самостоятельная часть речи

Материал - помощник при организации дифференцированной работы на уроке...

Исследовательская работа по русскому языку Глагол- самая живая часть речи.

Исследовательская работа по русскому языку   Глагол- самая живая часть речи....