Самостоятельные части речи (глагол и прилагательное)
консультация по русскому языку (5 класс)
таблицы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchekategorialnoe_znachenie_glagol.docx | 22.37 КБ |
vse_ob_imeni_prilagatelnom.docx | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
В данной таблице постараюсь осветить все темы для изучения глагола.
По каждой теме буду давать подробные объяснения и задания.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства речи. ГЛАГОЛ.
1 | Общее грамматическое значение | Обозначает действие | Читать книгу, решу задачу. |
2 | Основные формы глагола | Начальная форма глагола -инфинитив (неопределенная форма) Что делать? Что сделать? | Строить, улыбаться, беречь |
Настоящее, будущее и прошедшее время | Мы читаем, будем читать, читал. | ||
3 | Морфологические признаки | Постоянные : вид, возвратность, спряжение. | Непостоянные: наклонение, время ,число, лицо или род. |
4 | Синтаксические признаки | Является сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу. | Самолеты доставляют грузы. |
5 | Правописание НЕ с глаголами | НЕ пишется раздельно НЕ слитно(без НЕ не употребляется) | Не шуметь, не был., не поеду Ненавидел , мне нездоровится. |
6. | Инфинитив (неопределённая форма глагола) | Инфинитив –неизменяемая форма глагола, от только называет действие. Морфемный состав инфинитива: – суффиксы ть, ти -чь входит в состав корня. В инфинитиве выделяются суффиксы –а-,-и-,-ова-, -ну- | Учиться интересно. (не указывает ни на время, ни на лицо, ни на число) Простить, нести Спрячь ЛетАть, пилИть, нарисОВАть, прыгНУть |
Синтаксическая роль инфинитива | Чаще всего подлежащим или сказуемым. | Учить – ум точить. | |
7 | Вид глагола. Образование видовых пар | Совершенный и несовершенный вид. Вид определяется по вопросу. Видовые пары: Читал(нес.в.)-прочитал (сов.в.) Решать (нес.в.) – решить (сов.в.) Брать (нес.в.) –взять (сов.в.) | Несовершенный вид -что делать? –учить, петь, читать. Указывают на продолжительность и повторяемость действий. Совершенный вид –что сделать? Выучить, запеть, прочитать Указывают на результат действия. |
8. | Переходные и непереходные глаголы | Переходные глаголы в В.п. без предлога Непереходный глагол Р.П. и остальные падежи | Убрала (кого,что) комнату Поет (кого, что) песню Пришла из школы Взбирается на дерево |
9. | Возвратные глаголы | Глаголы, имеющие суффикс (постфикс) –ся (-сь)-стоит после всех морфем, в том числе после окончаний. | Собираюсь, строится, улыбаюсь. Мальчик одевается. Крапива жжется. Дом строится каменщиками. |
10 | Наклонения глагола. | Три наклонения: изъявительное, условное, повелительное | Ученики решили задачу.-изъяв. Ученики решили бы задачу.-услов. Ребята, решите эту задачу!-повел. |
Условное наклонение | Действие может произойти при определенных условиях. Глаголы в условном наклонении изменяются по родам и числам. | Читал бы. Пришел бы. Частица БЫ с глаголами пишется раздельно . С помощью учителя ученики решили бы эту задачу. | |
Повелительное наклонение | Обозначает приказ, пожелание, просьбу, совершить какое-то действие. При выражении просьбы часто употребляется вводное слово пожалуйста. | Подай дневник! Читай книгу. Скажите, пожалуйста, который час? Ребята, решите эту задачу! | |
Изъявительное наклонение | Обозначает действия, которые происходили, происходят или будут происходить в действительности. Глагол в изъявительном наклонении изменяется по временам, числам, лицам и родам. | Читаю. Читал. Буду читать. Ученики решили эту задачу. | |
11 | Времена глагола | Глагол имеет три формы времени, которые показывают, когда происходит действие: в прошлом, настоящем или будущем . Время и вид тесно связаны с друг другом. | (решали, решают, будут решать) Нес.вид –решал – решает -будет решать Сов.вид- решил-решит |
12 | Спряжение глаголов | Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением | Нужно выучить наизусть таблицу спряжения. Ко 2 спр –все глаголы на -ить четыре глагола на –ать семь глаголов на –еть к 1 спряжению все остальные глаголы на –ать,-оть,-еть, -уть и другие. |
13 | Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения | алгоритм действий:
| Учится (на –ить-2 спряжение) Пишет (на –ать 1 спряжение) |
14 | Безличные глаголы | Безличные глаголы обозначают действие, которое совершается без действующего лица (поэтому они и называются безличными). В предложении всегда бывают сказуемым. | Смеркалось. Вечереет . Ребенку не спится. |
15 | Морфологический анализ слова. Глагол. | Постоянные признаки: вид(сов., нес.), переходность, возвратность, спряжение (1,2) Непостоянные признаки: наклонение, время число лицо, род. Синтаксическая роль. | План морфологического разбора стр. учебника 256 |
16 | Соблюдение основных орфографических норм. Правописание глаголов. | НЕ с глаголами Ь в инфинитиве -тся и -ться Гласная явл.суффиксом перед ть, л Гласная –окончание в прош.времени. Ь во 2-м лице ед.ч. Е,И в окончаниях глаголах 1,2 спряжения Частица бы(б) в условном наклонении –раздельно И в суффиксе глагола повелительного наклонения Ь после согласных в повелительном наклонении Гласные в суффиксах -ова-,-ева- -ыва-, -ива- | Не был, ненавидел Обжечь,умываться Учиться, учится Лаять, лаял. Солнце появилось.(ср.род) Луна появилась.(ж.р.) Учишь, читаешь Учится (на –ить 2 спр) Пишет (на –ать 2 спр.) Прочитал бы Посмотрел бы Выпиши, выпишите, сходите, посмотрите. Отрежь, составьте, отметься. Советую-советовать Рассказываю -рассказывать |
Предварительный просмотр:
Все об имени прилагательном
1 | Имя прилагательное | самостоятельная часть речи | Великолепный, зеленая, кожаное |
2 | Обозначает | признак предмета | (печенье)вкусное, хлеб (свежий) |
3 | Грамматические признаки | Род, число, падеж | Урок (какой?) интересный –м.р,ед.ч.,им.п |
4 | Разряды прилагательных | Качественные. Относительные, Притяжательные | Большой дом Каменный дом Мамин платок |
5 | Роль в предложении | Определение, сказуемое | Ночь была темная, по небу двигались толстые пласты лохматых туч. |
6 | Степени сравнения (имеют только качественные прилагательные) | Сравнительная (сравнение одного признака с другим) Простая форма – ее –ей -е. –ше Сложная форма (с помощью частиц БОЛЕЕ, МЕНЕЕ) | Этот тополь выше клена. Удобнее,большой -больше, старый –старше более громкий голос ( неправильно произносить -более громче, более интереснее) |
Превосходная степень Простая форма - -айш, -ейш Сложная форма – САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ | Мягчайший, спокойнейший Самый добрый | ||
7 | Полные и краткие прилагательные | Полные (какой, какая, какие) прилагательные имеют окончания из двух или трех букв. Краткие (каков, какова, каково)прилагательные имеют нулевое окончание или окончание. Состоящее из одной буквы | Умный, умного (полные прилагательные –в предложении определение) Умен , умна, (краткие прилагательные – чаще сказуемым Море было спокойно .) |
8 | Ь у кратких прилаг. на конце после шипящих. | НЕ ПИШЕТСЯ | Хорош, горяч, пахуч, тощ, могуч |
9 | Правописание сложных прилагательных | 1.слитно 2.через дефис | Ремонт вагонов –вагоноремонтный Народное хозяйство – народнохозяйственный Шахматно-шашечный турнир (шахматный и шашечный) Темно-зеленый (цвет) Желто-коричневый (цвет) Юго-западный (стороны света) Северо-восточный (стороны света) |
10 | Правописание О-Е в суффиксах прилаг. после шипящих и Ц | В ударном положении –«О» В безударном положении – «Е» | Чужого, большого Свежего ,скрипучего |
11 | НЕ с прилагательными | Слитно: Не употребляется Можно заменить синонимом без не. Раздельно Есть противопоставление или подразумевается | Невзрачный, небрежный Нездоровый –больной Невесел- грустен Путь был не легким, а трудным. Это не серебристая ель. (а какая?) |
12 | Суффиксы прилагательных | Одно Н -ИН, -АН, -ЯН Исключ. оловянный, стеклянный, деревянный | Гусь- гусиный, кожа- кожаный, серебро – серебряный юн-ый,румян-ый –не имеют суффикса |
Суффикс-Н НН – ОНН, -ЕНН | сон-сонНый , конь-конНый, весна - весенНий солома-соломЕННый, экскурсия –экскурсиОННый искл. ветрЕНый кратное прилагательное : длинная дорога –дорога длинна | ||
13 | Словообразование прилагательных | С помощью суффиксов | Куры - кур-ин-ый. двое –двой-н-ой Матрос – матрос-ск-ий, Грек-грец-к-ий, ткач – ткац-к-ий |
С помощью приставок | Вкусный –невкусный, вечерний – предвечерний, сердечный - бессердечный | ||
С помощью соединительных гласных О. Е | Древнерусский, западноевропейский |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"
Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...
Прилагательное- самостоятельная часть речи
I. Максатлар:1. Сыйфатларның нинди җөмлә кисәге була алуы турындагы кагыйдәгә чыгу, аны гамәлдә куллана белү.2. Сыйфатларны кулланып, әдәби сөйләм формалаштыру күнекмәләрен үсте...
Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"
Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....
Глагол как самостоятельная часть речи
Материал - помощник при организации дифференцированной работы на уроке...
«Имя прилагательное как самостоятельная часть речи русского языка»
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном, закрепить правила правописания имен прилагательных;развивать умение логически мыслить при выполнении заданий, анализировать,...
Урок русского языка в 5 классе на тему "Имя прилагательное как часть речи. Роль имени прилагательного в речи"
Урок "открытия новых знаний"...
Глагол как самостоятельная часть речи
Урок литературы в 5-м классе: Цель урока: обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Глагол»; учить практическому применению знаний по теме. Тип урок...