Презентация "Самостоятельные части речи. Имя существительное".
презентация к уроку русского языка (10 класс) по теме
Цель презентации - повторение сведений об имени существительном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_-_samostoyatelnye_chasti_rechi.ppt | 413.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. Имя существительное включает в себя слова с предметным значением в широком смысле. Отвечает на вопросы: кто? что?
ПРИЗНАКИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО . Постоянные: отнесенность к определенному лексико-грамматическому разряду (нарицательное/собственное; одушевленное/неодушевленное; конкретное/отвлеченное/собирательное/вещественное ), род, склонение. Непостоянные: число, падеж.
ФУНКЦИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО В ПРЕДЛОЖЕНИИ Выполняет функции любого члена: подлежащего (На улице идет дождь); сказуемого ( Игорь-дворник); дополнения (Мама готовила борщ); обстоятельства (Вчера ко мне приехали гости); определения (Мне купили стол для компьютера);
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫ 1)Нарицательные и собственные: а)нарицательные- обобщенные наименования предметов (дом, школа, уроки и т.д.); б)собственные- названия единич. Предметов, выделенных из ряда однородных (Маша, Амур, Владивосток и т.д.)
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫ 2)Одушевленные и неодушевленные: а)одушевленные (медведь, козел и т.д.) Исключения: собирательные: народ, толпа, войско, стая и др. слово персонаж; названия микроорганизмов, слова эмбрион, куколка, личинка. б)неодушевленные (стол, карандаш и т.д.) Исключения: 1)слова мертвец, покойник, марионетка, матрешка, адресат. 2)названия некоторых карточных фигур и терминов: дама, валет, козырь; 3)Названия некоторых шахматных фигур: слон, конь, ферзь; 4)сущ. ср. рода на –ище(сказочные персонажи): чудовище, тараканище ; 5)сущ. в переносном значении(с неживого предмета на живой): тюфяк(матрас)-тюфяк(мягкотелый человек). При обратном переносе сущ. сохраняют категорию одушевленности.
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫ 3) а)конкретные- называют предметы и явления. Имеют формы ед. и мн. числа (тетрадь-тетради); б)отвлеченные- называют действия, признаки, состояния. Имеют форму только ед. числа (плач, смех, белизна, обида); в)собирательные- обозначают совокупность предметов или лиц. Имеют форму только ед. числа (молодежь, крестьянство); г)вещественные – обозначают вещество или однородную по составу массу. Имеют форму только ед. или только мн. числа (сахар, щи, молоко).
РОД И СКЛОНЕНИЕ 1)Род а)женский (кошка, ручка, папка); б)мужской (стул, стол, компьютер); в)средний (солнце, лето, море); г)общий (плакса, рохля, забияка). 2)Склонения а)1 скл. – сущ. жен. и муж. рода с окончанием -а(-я); б)2 скл. – сущ. муж. рода с нулевым окончанием ср. рода с окончаниями -о(ё), -е. в)3 скл. – сущ. жен. рода с нулевым окончанием. г)разносклоняемые: путь, бремя, стремя, время, пламя, вымя, знамя, племя, семя, имя, темя. Несклоняемые: пальто, кофе, радио и др.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР 1)часть речи; 2)Н.Ф. 3)постоянные признаки: а)одушевленное/неодушевленное; б)собственное/нарицательное; в)конкретное/отвлеченное/собирательное/вещественное; г)род; д)склонение. 4)Непостоянные признаки: а)падеж; б)число. 5)функция в предложении.
Образец разбора На дворе стужа. 1) Стужа – имя сущ.; 2)начальная форма – стужа; 3)постоянные признаки; а)нариц.; б)неодушевлённое; в)конкретное; г)жен. род; д)1 скл. 4)непостоянные признаки а)им. падеж. б)ед. число. 5)В предложении является подлежащим.
Упражнение №1 Установите, к какому лексико – грамматическому разряду относятся имена существительные: лист, стол, слух, песня, крокодил, вздор, смех, народ, горе, чай, масло, крестьянство, детвора, мысль, роща, табун.
Правописание падежных окончаний имен существительных 1) сущ. муж. и ср. рода с суффиксом –ищ- в им. п. ед. ч. имеют окончание –е, сущ. жен. рода – а. Примеры : домище, жарища, ведрище. 2) сущ. с суффиксами –ушк-, -юшк-, -ышк-, -ишк- в им.п. ед. числа имеют окончание –а, если это одушевленные сущ. муж. или жен. рода, и окончание -о – у у неодушевленных сущ. Муж. и ср родов. Примеры : сынишка, братишка, домишко. 3) у сущ. на –ья, -ье, имеющих в им.п. ед.ч. ударение на основе, в род.п. ед.ч. пишется – ий. Примеры : певунья – певуний. Если они в им.п. ед.ч. имеют ударение на окончании, то в род.п. мн.ч. пишется – ей. Примеры : семья – семей. Исключения: копье-копий.
Правописание падежных окончаний имен существительных 4)сущ. всех 3-х родов с основой на –и в пред.п. ед.ч. имеют окончание –и. Примеры : на здании, в академии. У сущ. Ср.рода на –ье в пред.п. ед.ч. пишется –е. Примеры : платье – в платье, здоровье – о здоровье. Исключения : в забытьи – под ударением. Сущ. жен. рода 3 скл. в этой форме имеют окончание –и. Пример : на печи. 5)Русские фамилии на –ов(-ёв), -ев, -ин, -ын в твор.п. ед.ч. имеют окончание –ым. Примеры : Ивановым, Синицыным. Название населенных пунктов на –ов(ев), -ово(ево), -ин(ын) в твор.п. имеют окончание –ом. Пример : под Царицыном. Иностранные фамилии оканчивающиеся на –ов,-ин имеют окончание -ом. Пример : Дарвином.
Упражнение №2 Вставьте пропущенные буквы в словах(род.п.): Дарь…, Мари…, любв…, на перефери…, о лезви…, о шалунь…, о Натали…, в планетари….
Гласные в суффиксах имен существительных 1) в суффиксах – ек(-ик), -чик- пишется буква –е, если при изменении слова она выпадает, и буква и , если при изменении слова она сохраняется. Примеры: крючочек– крючочка, мячик – мячика. 2) в сочетаниях –енк-\-инк- пишется буква е , если слово образовано посредством суффикса –к- от основы на –н , буква и , если слово образовано от основы на –ин . Примеры: песенка – песня, завалинка – завалина. 3) суффикс –ец- пишется у сущ. муж. рода, суффикс –иц- у женского рода. Примеры: братец, сестрица, лисица. У сущ. Ср. рода в этом суффиксе пишется буква е , если она стоит перед ударным гласным, и пишется и , если после. Примеры: платьице, именьице.
Гласные в суффиксах имен существительных 4)в сочетаниях –ичк-/-ечк- пишется буква и , если слово образовано от сущ. жен. рода на –иц ; в остальных случаях – е. Примеры : водичка – водица. 5)в суффиксах –оньк-/-еньк- буква о пишется после тв. соглас., буква е – после мягких, шипящих и глас. Примеры : Лизонька – Лиза, тетенька – тетя. Исключения : заинька, паинька, баиньки. 6)суффикс –ышк- пишется у сущ. ср. рода, образованных от сущ. с основой на тв. соглас., -юшк- от сущ. с основой на мягк. соглас. Примеры : гнездышко, полюшко. Для сущ. муж. и жен. родов характерен суффикс –ушк-/-юшк- . Примеры : Аленушка, батюшка.
Гласные в суффиксах имен существительных Следует запомнить : катышек, клинышек, краешек, хлебушек, воробышек,воробушек. 7)суффикс –чик- употребляется после основ на д,т,з,с,ж. Если основа сущ. Оканчивается на к,ч,ц, то перед суффиксом –чик- эти буквы заменяются на т. Примеры : перебежчик, докладчик, извозчик, переписчик, добытчик. В остальных случаях употребляется суффикс –щик-. Примеры : банщик, мойщик.
Упражнение №3 Вставьте пропущенные буквы в словах: Ореш_к, душ_нька, кусоч_к, свеч_нька, мальч_к, барабан_ик, извоз_ик, набор_ик, старьев_ик, зор_шка, голуб_шка, ребр_шко.
Правописание сложных имен существительных Слитно: 1) слова с соединительными глас. О и Е , О пишется после основ на твер. согл., е – на мягк., шипящий и ц . Примеры : водолаз, земледелие, птицелов. 2) слова с начальными словообразовательными иноязычными эл-тами авто-, микро-, виа-, био-, мото- , нео-, теле- и др. Примеры : микромир, телескоп. 3) слова с первой частью, стоящие в им.п.: семядоля; С первой частью – именем числительным в род.п.: пятилетка; С первой частью – глаголом, оканчивающимся на и :сорвиголова.
Правописание сложных имен существительных 4) слова со второй частью –град, -город, -абад, -акан: Белград, Вышгород. 5) с первой частью полу-: полумера, полустанок. 6) все сложносокращенные слова и аббревиатуры: колхоз, ТЮЗ, завуч. ДЕФИС: 1) сложные сущ. без соед. гласных, являющиеся научными, техническими терминами: вакуум-насос, грамм-молекула. 2) сложные сущ., обозначающие профессию: член-корреспондент, генерал-майор. 3) слова с начальными иноязычными эл-тами вице-, лейб-, статс-, унтер-, экс-: вице-премьер, экс-президент.
Правописание сложных имен существительных 4) географические названия, состоящие из 2 сущ. или сущ. и прилаг.: Гусь-Хрустальный. 5) составные русские и иноязычные фамилии: Салтыков – Щедрин. 6) слова, образованные с помощью частиц, союзов, предлогов. Примеры : Ростов – на – Дону. 7) сложные слова, первой частью которых является оценочное слово: паинька – мальчик. 8) слова с начальной частью ПОЛ -, если после неё следует гласная буква, прописная буква или буква Л: пол – урока, пол – Европы, пол – лимона. в остальных случаях элемент ПОЛ – пишется со словами слитно.
Правописание сложных имен существительных 9) Иноязычные имена собственные, образованные с помощью словообразовательных элементов: Ле-, Ла-, Лос-, Сан-, Сент- , а также –бей, -сина, -заде, Ибн-, -паша. Примеры : Лос – Анджелес, Турсун – заде, Осман – паша. 10) Сложные наименования промежуточных стран света: северо – запад, юго – восток.
Упражнение №4 Раскройте скобки: (Пед)институт, (унтер)офицер, (медо)сбор, (иван)да(марья), (зоо)парк, (горе)проводник, (макро)мир, (царь)колокол, (рак)отшельник.
Тест=)) 1 . Какие существительные употребляются только в единственном числе? а)молоко в)гриб б)молоки г)листва 2.Выберите нарицательные существительные: а) Арбат в)Барсик б) озеро г)улица 3.Найдите разносклоняемые существительные: а)бремя в)дядя б)соня г)имя
Тест=)) 4.В каком существительном должен быть суффикс -щик : а)груз_ик в)перепис_ик б)расказ_ик г)бан_ик 5.Какое из перечисленных существительных является существительными мужского рода? а)канифоль в)крупье б)плакса г)кофе 6.Какие из перечисленных существительных являются собирательными: а)духи в)студенчество б)ножницы г)молодежь
Тест=)) 7.Найдите ошибки в словах(слова употреблены в пред.п): а)на здании в)на острии б)в платьи г)в армие 8.В суффиксе какого существительного пишется буква И: а)здань_це в)растень_це б)имень_це г)письм_цо 9. Какие из перечисленных существительных пишутся через дефис: а)(авиа)почта в)(Гусь)Хрустальный б)(вице)премьер г)(перекати)поле
Тест=)) 10. Какие из перечисленных существительных пишутся слитно: а)(горе)богатырь в)(гала)концерт б)(горно)лыжник г)(военно)обязанный 11.Найдите ошибку в перечисленных словах: а)клинышек в)камешек б)камушек г)краюшек 12.Выберите существительное общего рода: а)жадина в)кашне б)портье г)сирота
Тест=)) 13.Выберите неодушевленные существительные: а)туз в)бактерия б)чудовище г)народ 14.Какие из перечисленных существительных не являются вещественными: а)песок в)щи б)дождь г)море 15.Каким членом предложения является слово «наследстве» в предложении: «Дело о наследстве задерживает меня еще надолго»? а)подлежащим в)определением б)дополнением г)обстоятельством
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Части речи. Имя существительное» урок-семинар
Цель:обобщение, повторение и систематизация знаний об имени существительном, об орфограммах в этой части речи; расширение знаний о лингвистическом термине «имя существительное, об истории имён существ...
Повторение в начале года.Части речи.Имя существительное
Урок разработан для среднего по силе класса, по стандартному учебнику Т.А.Ладыженской.Цель этого урока заключается в том, чтобы повторить материал, изученный детьми в начальной школе....
Конспект урока письма и развития речи Тема: «Общее понятие о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол» 5 класс
Тема урока: «Общее понятие о частях речи: имя существительное, имя прилагательное,...
Презентация к уроку письма и развития речи Тема: «Общее понятие о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол» 5 класс
Тема урока: «Общее понятие о частях речи: имя существительное, имя прилагательное,...
Презентация. 5 класс. Русский язык. Тренинг-пятиминутка. Части речи. Имя существительное
Презентация «Тренинг-пятиминутка » «Части речи. Имя существительное» создана к проведению урока русского языка в пятом классе. Показ направлен на закрепление знаний. В конце занятия ученики долж...
Презентация по теме: "Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного"
Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного....
Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные
Первый урок по теме "Разносклоняемые имена существительные" в шестом классе....