Глагол как самостоятельная часть речи
картотека по русскому языку (6 класс) на тему

Материал - помощник при организации дифференцированной работы на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Виды глагола14.09 КБ
Файл Виды глагола13.11 КБ
Файл Виды глагола14.35 КБ

Предварительный просмотр:

Виды глаголов (1)

Индивидуальное задание

*Запишите предложения, подчеркни грамматическую основу.

Из маленького лентяя может получиться большой лентяй.  Дело мастера боится. Волков – бояться в лес не ходить.

Ответьте письменно на вопросы: 1.Что объединяет все эти предложения? 2.Выделите признаки инфинитива и возвратных глаголов.

*От данных словосочетаний образуйте и запишите возвратные глаголы. Например: совать  нос – вмешиваться.

Надуть губы - …, бежать со всех ног - …, повесить голову - …

*Прочитай информацию.

В русском языке есть 2 вида глагола: совершенный и несовершенный вид. Как узнать, какой перед нами глагол, совершенного или несовершенного вида? Узнать можно разными способами.

1 способ (классический) С помощью вопроса. Если глагол отвечает на вопрос что делать?, то он несовершенного вида. Если же он отвечает на вопрос: что сделать?, то он совершенного вида. Запомнить легко: что сделать? – совершенного (с буквы С начинается название вида и вопрос)

2 способ (предлагает И.Милославский). К глаголу, вид которого надо определить, прибавить слово буду. Если получится правильное русское словосочетание, то это глагол несовершенного вида. Если получится не по-русски, то глагол совершенного вида.

Например, читать – буду читать (несовершенного вида); прочитать- буду прочитать (совершенного вида).

3 способ (предлагает В.Бурмако). Почему горит костер? Потому что есть несгоревшие поленья, действие еще не дошло до предела и может продолжаться; вот почему глагол гореть отвечает на вопрос что делать? Но бывает так, что действие полностью выработается, дойдет до внутреннего предела и дальше продолжаться не может. Вот почему глагол сгореть отвечает на вопрос что сделать?

*Ответьте на вопросы по данному тексту:1.Сколько видов глагола существует? Их название? 2.Особенности несовершенного вида? 3.Особенности совершенного вида? 4.Как отличить совершенный вид от несовершенного? 5.Приведите собственные примеры глаголов совершенного и несовершенного видов.

*Выполни упражнение 89.

Виды глаголов (1)

Индивидуальное задание

*Запишите предложения, подчеркни грамматическую основу.

Из маленького лентяя может получиться большой лентяй.  Дело мастера боится. Волков – бояться в лес не ходить.

Ответьте письменно на вопросы: 1.Что объединяет все эти предложения? 2.Выделите признаки инфинитива и возвратных глаголов.

*От данных словосочетаний образуйте и запишите возвратные глаголы. Например: совать  нос – вмешиваться.

Надуть губы - …, бежать со всех ног - …, повесить голову - …

*Прочитай информацию.

В русском языке есть 2 вида глагола: совершенный и несовершенный вид. Как узнать, какой перед нами глагол, совершенного или несовершенного вида? Узнать можно разными способами.

1 способ (классический) С помощью вопроса. Если глагол отвечает на вопрос что делать?, то он несовершенного вида. Если же он отвечает на вопрос: что сделать?, то он совершенного вида. Запомнить легко: что сделать? – совершенного (с буквы С начинается название вида и вопрос)

2 способ (предлагает И.Милославский). К глаголу, вид которого надо определить, прибавить слово буду. Если получится правильное русское словосочетание, то это глагол несовершенного вида. Если получится не по-русски, то глагол совершенного вида.

Например, читать – буду читать (несовершенного вида); прочитать- буду прочитать (совершенного вида).

3 способ (предлагает В.Бурмако). Почему горит костер? Потому что есть несгоревшие поленья, действие еще не дошло до предела и может продолжаться; вот почему глагол гореть отвечает на вопрос что делать? Но бывает так, что действие полностью выработается, дойдет до внутреннего предела и дальше продолжаться не может. Вот почему глагол сгореть отвечает на вопрос что сделать?

*Ответьте на вопросы по данному тексту:1.Сколько видов глагола существует? Их название? 2.Особенности несовершенного вида? 3.Особенности совершенного вида? 4.Как отличить совершенный вид от несовершенного? 5.Приведите собственные примеры глаголов совершенного и несовершенного видов.

*Выполни упражнение 89.



Предварительный просмотр:

Виды глаголов (2)

Индивидуальное задание

*Дайте письменный ответ на вопросы: 1.Что такое глагол? 2.Что такое инфинитив? Как по-другому можно назвать инфинитив? 3.Что такое возвратные глаголы? Действие на кого направлено  в таких глаголах?

*Произведите синтаксический разбор предложения.

Кто учится без книги, тот все равно, что черпает воду решетом.

1.Выпиши глаголы из предложения. 2.Образуй и напиши рядом инфинитив.  3.Определи вид данных глаголов. 4.Образуй от глаголов несовершенного вида глаголы совершенного вида (т.е. задай вопрос что сделать?)

*Сформулируйте  определение.

Видовая пара -   это….

*Распределите слова, данные ниже, в 2 столбика.

Совершенный вид

Несовершенный вид

Делать, сделать, списываеш(?), спиш…ш(?), строил, построил, сварить, варить, писал, написал, покупать, купил.

*Запишите предложения, определите  вид глаголов.

Ремонтировать и отремонтировать – это не одно и то же. Я начал решать  эту задачу и решу ее во что бы то ни стало. Бабушка, ты с утра пилишь меня, думаю, что уже распилила. Ты так долго списываешь задание, что я и не знаю, спиш…ш(?) ли ты его когда-нибудь.

*Выполните упражнение 91, 94/95.

Виды глаголов (2)

Индивидуальное задание

*Дайте письменный ответ на вопросы: 1.Что такое глагол? 2.Что такое инфинитив? Как по-другому можно назвать инфинитив? 3.Что такое возвратные глаголы? Действие на кого направлено  в таких глаголах?

*Произведите синтаксический разбор предложения.

Кто учится без книги, тот все равно, что черпает воду решетом.

1.Выпиши глаголы из предложения. 2.Образуй и напиши рядом инфинитив.  3.Определи вид данных глаголов. 4.Образуй от глаголов несовершенного вида глаголы совершенного вида (т.е. задай вопрос что сделать?)

*Сформулируйте  определение.

Видовая пара -   это….

*Распределите слова, данные ниже, в 2 столбика.

Совершенный вид

Несовершенный вид

Делать, сделать, списываеш(?), спиш…ш(?), строил, построил, сварить, варить, писал, написал, покупать, купил.

*Запишите предложения, определите  вид глаголов.

Ремонтировать и отремонтировать – это не одно и то же. Я начал решать  эту задачу и решу ее во что бы то ни стало. Бабушка, ты с утра пилишь меня, думаю, что уже распилила. Ты так долго списываешь задание, что я и не знаю, спиш…ш(?) ли ты его когда-нибудь.

*Выполните упражнение 91, 94/95.



Предварительный просмотр:

Виды глаголов (3)

Индивидуальное задание

*Составьте кластер на тему «Глагол».

*Рядом с глаголами запишите видовую пару.

Например: вспомнить (совер.) - вспоминать  (несовер.)

Трудиться - …, кусать - …, нарисовать - …, загореть - …, болтать - …, очутиться - ….

*Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте вид глаголов.

Многого захочеш… - пораньше с потели вскоч…ш….   Лучше потерять кошелек, чем н…рушить слово. Есть за вола, а работа…т за комара. Пролитую воду (не)соб…реш…   Собачья проклятья к волку (не)пристают. Поспешиш… - людей насмешиш… Не все то золото, что бл…ст…т.

*Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением глаголов. Запишите получившийся текст.

Однажды Кот и Пёс решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруцг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успакаивались. «Надо садиться, съедать бутеброды, а там видно будет», - сказывал Пёс. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.

Они нашли бы ее еще быстрее, если бы так не запутались в видах глаголов. Помоги им!

*Выполните упражнени105, 106 (107)

Виды глаголов (3)

Индивидуальное задание

*Составьте кластер на тему «Глагол».

*Рядом с глаголами запишите видовую пару.

Например: вспомнить (совер.) - вспоминать  (несовер.)

Трудиться - …, кусать - …, нарисовать - …, загореть - …, болтать - …, очутиться - ….

*Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте вид глаголов.

Многого захочеш… - пораньше с потели вскоч…ш….   Лучше потерять кошелек, чем н…рушить слово. Есть за вола, а работа…т за комара. Пролитую воду (не)соб…реш…   Собачья проклятья к волку (не)пристают. Поспешиш… - людей насмешиш… Не все то золото, что бл…ст…т.

*Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением глаголов. Запишите получившийся текст.

Однажды Кот и Пёс решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруцг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успакаивались. «Надо садиться, съедать бутеброды, а там видно будет», - сказывал Пёс. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.

Они нашли бы ее еще быстрее, если бы так не запутались в видах глаголов. Помоги им!

*Выполните упражнени105, 106 (107)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причастие как самостоятельная часть речи

Знакомство с темой "Причастие" на первом уроке. Изучение темы по плану: 1. Значение. 2. Морфологические признаки. 3. Синтаксическая функция. ;. Выполнение тренировочных упражнений...

Презентация "Самостоятельные части речи. Имя существительное".

Цель презентации - повторение сведений об имени существительном....

Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"

Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"

Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....

Исследовательская работа по русскому языку Глагол- самая живая часть речи.

Исследовательская работа по русскому языку   Глагол- самая живая часть речи....

Глагол как самостоятельная часть речи

Урок литературы в 5-м классе: Цель урока: обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Глагол»; учить практическому применению знаний по теме. Тип урок...