Глагол как самостоятельная часть речи
картотека по русскому языку (6 класс) на тему
Материал - помощник при организации дифференцированной работы на уроке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Виды глагола | 14.09 КБ |
Виды глагола | 13.11 КБ |
Виды глагола | 14.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды глаголов (1)
Индивидуальное задание
*Запишите предложения, подчеркни грамматическую основу.
Из маленького лентяя может получиться большой лентяй. Дело мастера боится. Волков – бояться в лес не ходить.
Ответьте письменно на вопросы: 1.Что объединяет все эти предложения? 2.Выделите признаки инфинитива и возвратных глаголов.
*От данных словосочетаний образуйте и запишите возвратные глаголы. Например: совать нос – вмешиваться.
Надуть губы - …, бежать со всех ног - …, повесить голову - …
*Прочитай информацию.
В русском языке есть 2 вида глагола: совершенный и несовершенный вид. Как узнать, какой перед нами глагол, совершенного или несовершенного вида? Узнать можно разными способами.
1 способ (классический) С помощью вопроса. Если глагол отвечает на вопрос что делать?, то он несовершенного вида. Если же он отвечает на вопрос: что сделать?, то он совершенного вида. Запомнить легко: что сделать? – совершенного (с буквы С начинается название вида и вопрос)
2 способ (предлагает И.Милославский). К глаголу, вид которого надо определить, прибавить слово буду. Если получится правильное русское словосочетание, то это глагол несовершенного вида. Если получится не по-русски, то глагол совершенного вида.
Например, читать – буду читать (несовершенного вида); прочитать- буду прочитать (совершенного вида).
3 способ (предлагает В.Бурмако). Почему горит костер? Потому что есть несгоревшие поленья, действие еще не дошло до предела и может продолжаться; вот почему глагол гореть отвечает на вопрос что делать? Но бывает так, что действие полностью выработается, дойдет до внутреннего предела и дальше продолжаться не может. Вот почему глагол сгореть отвечает на вопрос что сделать?
*Ответьте на вопросы по данному тексту:1.Сколько видов глагола существует? Их название? 2.Особенности несовершенного вида? 3.Особенности совершенного вида? 4.Как отличить совершенный вид от несовершенного? 5.Приведите собственные примеры глаголов совершенного и несовершенного видов.
*Выполни упражнение 89.
Виды глаголов (1)
Индивидуальное задание
*Запишите предложения, подчеркни грамматическую основу.
Из маленького лентяя может получиться большой лентяй. Дело мастера боится. Волков – бояться в лес не ходить.
Ответьте письменно на вопросы: 1.Что объединяет все эти предложения? 2.Выделите признаки инфинитива и возвратных глаголов.
*От данных словосочетаний образуйте и запишите возвратные глаголы. Например: совать нос – вмешиваться.
Надуть губы - …, бежать со всех ног - …, повесить голову - …
*Прочитай информацию.
В русском языке есть 2 вида глагола: совершенный и несовершенный вид. Как узнать, какой перед нами глагол, совершенного или несовершенного вида? Узнать можно разными способами.
1 способ (классический) С помощью вопроса. Если глагол отвечает на вопрос что делать?, то он несовершенного вида. Если же он отвечает на вопрос: что сделать?, то он совершенного вида. Запомнить легко: что сделать? – совершенного (с буквы С начинается название вида и вопрос)
2 способ (предлагает И.Милославский). К глаголу, вид которого надо определить, прибавить слово буду. Если получится правильное русское словосочетание, то это глагол несовершенного вида. Если получится не по-русски, то глагол совершенного вида.
Например, читать – буду читать (несовершенного вида); прочитать- буду прочитать (совершенного вида).
3 способ (предлагает В.Бурмако). Почему горит костер? Потому что есть несгоревшие поленья, действие еще не дошло до предела и может продолжаться; вот почему глагол гореть отвечает на вопрос что делать? Но бывает так, что действие полностью выработается, дойдет до внутреннего предела и дальше продолжаться не может. Вот почему глагол сгореть отвечает на вопрос что сделать?
*Ответьте на вопросы по данному тексту:1.Сколько видов глагола существует? Их название? 2.Особенности несовершенного вида? 3.Особенности совершенного вида? 4.Как отличить совершенный вид от несовершенного? 5.Приведите собственные примеры глаголов совершенного и несовершенного видов.
*Выполни упражнение 89.
Предварительный просмотр:
Виды глаголов (2)
Индивидуальное задание
*Дайте письменный ответ на вопросы: 1.Что такое глагол? 2.Что такое инфинитив? Как по-другому можно назвать инфинитив? 3.Что такое возвратные глаголы? Действие на кого направлено в таких глаголах?
*Произведите синтаксический разбор предложения.
Кто учится без книги, тот все равно, что черпает воду решетом.
1.Выпиши глаголы из предложения. 2.Образуй и напиши рядом инфинитив. 3.Определи вид данных глаголов. 4.Образуй от глаголов несовершенного вида глаголы совершенного вида (т.е. задай вопрос что сделать?)
*Сформулируйте определение.
Видовая пара - это….
*Распределите слова, данные ниже, в 2 столбика.
Совершенный вид | Несовершенный вид |
Делать, сделать, списываеш(?), спиш…ш(?), строил, построил, сварить, варить, писал, написал, покупать, купил.
*Запишите предложения, определите вид глаголов.
Ремонтировать и отремонтировать – это не одно и то же. Я начал решать эту задачу и решу ее во что бы то ни стало. Бабушка, ты с утра пилишь меня, думаю, что уже распилила. Ты так долго списываешь задание, что я и не знаю, спиш…ш(?) ли ты его когда-нибудь.
*Выполните упражнение 91, 94/95.
Виды глаголов (2)
Индивидуальное задание
*Дайте письменный ответ на вопросы: 1.Что такое глагол? 2.Что такое инфинитив? Как по-другому можно назвать инфинитив? 3.Что такое возвратные глаголы? Действие на кого направлено в таких глаголах?
*Произведите синтаксический разбор предложения.
Кто учится без книги, тот все равно, что черпает воду решетом.
1.Выпиши глаголы из предложения. 2.Образуй и напиши рядом инфинитив. 3.Определи вид данных глаголов. 4.Образуй от глаголов несовершенного вида глаголы совершенного вида (т.е. задай вопрос что сделать?)
*Сформулируйте определение.
Видовая пара - это….
*Распределите слова, данные ниже, в 2 столбика.
Совершенный вид | Несовершенный вид |
Делать, сделать, списываеш(?), спиш…ш(?), строил, построил, сварить, варить, писал, написал, покупать, купил.
*Запишите предложения, определите вид глаголов.
Ремонтировать и отремонтировать – это не одно и то же. Я начал решать эту задачу и решу ее во что бы то ни стало. Бабушка, ты с утра пилишь меня, думаю, что уже распилила. Ты так долго списываешь задание, что я и не знаю, спиш…ш(?) ли ты его когда-нибудь.
*Выполните упражнение 91, 94/95.
Предварительный просмотр:
Виды глаголов (3)
Индивидуальное задание
*Составьте кластер на тему «Глагол».
*Рядом с глаголами запишите видовую пару.
Например: вспомнить (совер.) - вспоминать (несовер.)
Трудиться - …, кусать - …, нарисовать - …, загореть - …, болтать - …, очутиться - ….
*Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте вид глаголов.
Многого захочеш… - пораньше с потели вскоч…ш…. Лучше потерять кошелек, чем н…рушить слово. Есть за вола, а работа…т за комара. Пролитую воду (не)соб…реш… Собачья проклятья к волку (не)пристают. Поспешиш… - людей насмешиш… Не все то золото, что бл…ст…т.
*Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением глаголов. Запишите получившийся текст.
Однажды Кот и Пёс решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруцг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успакаивались. «Надо садиться, съедать бутеброды, а там видно будет», - сказывал Пёс. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.
Они нашли бы ее еще быстрее, если бы так не запутались в видах глаголов. Помоги им!
*Выполните упражнени105, 106 (107)
Виды глаголов (3)
Индивидуальное задание
*Составьте кластер на тему «Глагол».
*Рядом с глаголами запишите видовую пару.
Например: вспомнить (совер.) - вспоминать (несовер.)
Трудиться - …, кусать - …, нарисовать - …, загореть - …, болтать - …, очутиться - ….
*Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте вид глаголов.
Многого захочеш… - пораньше с потели вскоч…ш…. Лучше потерять кошелек, чем н…рушить слово. Есть за вола, а работа…т за комара. Пролитую воду (не)соб…реш… Собачья проклятья к волку (не)пристают. Поспешиш… - людей насмешиш… Не все то золото, что бл…ст…т.
*Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением глаголов. Запишите получившийся текст.
Однажды Кот и Пёс решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруцг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успакаивались. «Надо садиться, съедать бутеброды, а там видно будет», - сказывал Пёс. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.
Они нашли бы ее еще быстрее, если бы так не запутались в видах глаголов. Помоги им!
*Выполните упражнени105, 106 (107)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причастие как самостоятельная часть речи
Знакомство с темой "Причастие" на первом уроке. Изучение темы по плану: 1. Значение. 2. Морфологические признаки. 3. Синтаксическая функция. ;. Выполнение тренировочных упражнений...
Презентация "Самостоятельные части речи. Имя существительное".
Цель презентации - повторение сведений об имени существительном....
Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"
Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...
Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"
Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....
Исследовательская работа по русскому языку Глагол- самая живая часть речи.
Исследовательская работа по русскому языку Глагол- самая живая часть речи....
Глагол как самостоятельная часть речи
Урок литературы в 5-м классе: Цель урока: обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Глагол»; учить практическому применению знаний по теме. Тип урок...