Технологическая катра урока по русскому языку " Понятие о СПП"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Технологическая катра урока по русскому языку " Понятие о СПП"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_9_klass.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет | Русский язык |
УМК | УМК Ладыженская , Баранов |
Тип урока | Урок смешанного типа / комбинированный |
Тема | Сложносочинённое предложение. Понятие о сложносочинённом предложении. |
Цель урока | Способствовать формированию представления о сложносочиненном предложении; создать условия для развития умения распознавать сложносочиненные предложения |
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения | Воспринимают русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяют роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка; проявляют уважительное отношение к родному языку |
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения | Владеют всеми видами речевой деятельности. Аудирование и чтение: умеют вести самостоятельный поиск информации; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Говорение и письмо: проявляют способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умеют воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация) |
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения | Проводят синтаксический анализ словосочетания и предложения, многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка |
Основные понятия темы | Сложносочиненные предложения – сложные предложения, состоящие из простых предложений, связанных сочинительными союзами и интонацией. Сочинительные союзы и их значение в предложениях |
Формы работы | |
Ресурсы | Тростенцова Л. А. Русский язык: поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2011. Общие понятия». URL: http://www.myshared.ru/slide/360052/. Общие понятия». URL: http://pedsovet.su/load/31-1-0-7934; тестовые задания; вопросы для обсуждения |
Оборудование | «Сложное предложение». URL: http://www.myshared.ru/slide/277987/. Презентация «Сложное предложение |
Методы | Практический, методический, словесный |
Исходный уровень знаний | Дают определения сложносочиненных предложений, объясняют роль сочинительных союзов в предложении; называют группы сочинительных союзов. Распознают сложносочиненные предложения |
Ход урока
Этапы урока | Взаимодействие в образовательном процессе | Формирование УУД | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
I. Контроль знаний | Предлагает выполнить тестовые задания (см.приложение) | Выполняют тестовые задания по вариантам | Регулятивные: адекватно воспринимают оценку своей работы учителем | |
II. Усвоение новых знаний и способов действий | 1.Объясняет тему урока, организуя работу с презентацией, рубриками «Материал для самостоятельных наблюдений», «Определения и правила для заучивания», «Теоретические сведения» (с. 36–37). 2.Организует работу | 1.Смотрят презентацию, слушают комментарий учителя; работают 2.Слушают стихотворение, отвечают на вопросы; делают вывод | Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного текста. Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи | |
III. Закрепление знаний и способов действий | Предлагает составить таблицу «Группы сочинительных союзов», привести примеры | Составляют и заполняют таблицу «Группы сочинительных союзов» | Познавательные: структурируют знания; вносят изменения в свою деятельность по результатам текущего контроля | |
IV. Рефлексия | – Закончите предложения. • Самым интересным на уроке было… • Мне понравилось… • Меня заинтересовало… • Хотелось бы узнать подробнее о… • Мне не понравилось… | Заканчивают предложения | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; анализируют эмоциональные состояния, возникшие в результате успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека | |
V. Информация о домашнем задании | § 11. Упр. 60. Комментирует задания | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения |
Приложение.
Тестовые задания
Вариант I
1. Найдите сложные предложения.
а) Он не только посадил дерево, но и построил дом, воспитал сына.
б) Утро было знойное, пахло резедой.
в) Здесь, как гласит предание, был густой лес.
г) Зима была снежная, ждали сильного половодья.
2. Укажите, в каких примерах функция знака препинания разделительная.
а) Не знаю, что меня привлекает в этом юноше.
б) Лес, горы слились, все окуталось густым туманом.
в) Полная вода сошла, и она струилась узеньким ручейком.
г) На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер.
3. Найдите ошибку в определении отношений между частями сложносочиненного предложения.
а) Ямщик свистнул, и лошади поскакали. (Одновременность событий.)
б) Солнце село, но в лесу еще светло. (Противопоставление.)
в) Весла дружно упали в волны, и баркас рванулся вперед. (Последовательность.)
г) Мы подолгу беседовали и подолгу молчали, или же она играла мне на рояле. (Взаимоисключение.)
Ответы: 1 б, г; 2 б, в; 3 а.
Вариант II
1. Укажите сложные предложения.
а) Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.
б) Пыль вихрем неслась по дороге, и месяц совсем затуманился.
в) Пройдя весь маршрут успешно, туристы возвращались домой.
г) Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.
2. Укажите, в каких примерах знак препинания выделительный.
а) Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.
б) Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.
в) День был серый и спокойный, в светлом воздухе пахло морем.
г) Ему вспомнился день, когда он уезжал.
3. Найдите ошибку в определении отношений между частями сложносочиненного предложения.
а) Я лежал как бы в забытьи, но сон не смыкал глаз моих. (Противопоставление.)
б) Потемки все более сгущались, и предметы теряли свои контуры. (Чередование.)
в) Урожайный сгибается колос, и пшеница стеною встает. (Последовательность.)
г) Забарабанило по железу крыши, и ярко вспыхнул весь воздух. (Последовательность.)
Ответы: 1 б, г; 2 б, г; 3 б.
Работа со стихотворением
Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка,
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика.
И. Макаров
– Как вы думаете, в одном предложении переданы несколько разных картин или одна?
– Какие языковые средства помогают воспринимать целостно поэтическую картину?
– Определите тип предложения. Сколько в нем простых предложений?
Вывод: сложносочиненное предложение характеризуется наличием повторяющихся союзов и перечислительной интонации. Все предложения логически равноправны, поэтому такое сложное предложение имеет одно смысловое значение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе Тема: Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие». Учитель русского языка и литературы высшей категории Позниченко В.С.
конспект урока представлен в виде технологической карты в свете новых требований ФГОС...
Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».
Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока: изучения нового материала...
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи" (обобщающий урок)
Урок обобщения и систематизации знаний - это завершение процесса изучения материала по определённой теме. Учащиеся обобщают полученные знания, систематизируют их и применяют на практике....
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существи...
Технологическая карта урока по русскому языку «Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление».
Это попытка продемонстрировать учащимся сложность языка, особенности его развития, его изменения.С помощью современных образовательных технологий девятиклассники могут прикоснуться к деятельности учен...
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...
Технологическая карта урока Предмет Русский язык Класс 7 Тема Деепричастие как часть речи Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Технологическая карта урока Предмет Русский языкКласс 7Тема Дееприч...