«Литературный язык и его нормы. Ролевая игра «Корректор»
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Серебренникова ( Варсан) Людмила Андреевна

«Литературный язык и его нормы. Ролевая игра «Корректор»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_10_klasse.doc408 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка для 10 класса
по теме
 «Литературный язык и его нормы. Ролевая игра «Корректор»

Серебренникова Л.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «ТаксимовскаяСОШ №3» п. Таксимо

УМК «Русский язык. 10-11 классы» В. В. Бабайцевой

Тип урока: урок-практикум

Цели урока:

  • дидактическая: нахождение грамматических и речевых ошибок в тексте;
  • воспитательная: знакомство с профессиями, связанными с типографией, полиграфией; беседа о  бережном отношении к русскому языку;
  • развивающая: развитие внимательности при анализе текстового материала; алгоритмизация анализа материала, профориентация.

Оборудование и материалы:         раздаточные материалы

Подготовительный этап

Экскурсия в типографию. В справочнике “Весь Нижний Новгород” в разделе “Полиграфические услуги” можно насчитать почти 190 хозяйствующих субъектов различных форм собственности. Экскурсия  в издательско-полиграфический комплекс может быть виртуальной с помощью сети Интернет.  Знакомство с профессией печатника.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Что, казалось бы, страшного, если допущена небольшая опечатка? Однако французскому издательству "Ларусо" пришлось изъять из продажи 180 тысяч экземпляров последнего издания толкового словаря "Малый ларусо". Дело в том, что из-за "маленькой технической ошибки" в одной из таблиц издания в разряд безопасных попали грибы, употребление которых в пищу неизбежно заканчивается смертельным исходом.

Французским авторам Ги Бештелю и Жан-Клоду Каррьере потребовалось 35 лет, чтобы в своей книге "И великие ошибались" собрать воедино ошибки великих писателей, философов, социологов, поэтов. Есть в ней и раздел "литературных ляпов". Так, например, у Эмиля Золя в "Проступке аббата Муре" неутомимые искатели обнаружили: "Серьезная, она ела суп, не раскрывая рта"; в известнейшей "Королеве Марго" Александра Дюма: "Труп стражника был совершенно мертв".

Гра́мотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».

  1. Словарная работа

Есть профессии, напрямую связанные со знанием русского языка. По сути,  везде, где публикуется серьезный текст, необходимы услуги корректора. Корректору необходимы глубокое знание русского языка, острое внимание, умение работать с многочисленными справочниками и словарями.

Корректировщик, корректор -  работник издательства или типографии, выполняющий корректуру. В его задачу входит: 1) сверить текст набора с текстом оригинала, чтобы устранить все отклонения от последнего; 2) исправить орфографические и пунктуационные ошибки, пропущенные при считке и вычитке; 3) устранить нарушения технических правил набора и верстки или обратить на них внимание редактора и технического редактора; 4) пометить для редактора и автора все не замеченные ими в оригинале смысловые, логические, фактические и иные ошибки

  1. Работа со словарями русского языка «Тест на профпригодность»

Задание: найти в словарях однокоренные слову «корректор».

  1. Корректировать
  2. Коррективы
  3. Корректура
  4. Корректирование
  5. Корректировка
  6. Коррекция
  7. Корректировочный
  8. Корректирующий
  9. Корректируемый
  10. Корректированный
  11. Корректорский
  12. Корректив        
  13. Корректнейший
  14. Коррективный        
  15. Корректно
  16. Корректировавший        
  17. Корректность
  18. Корректировавшийся        
  19. Корректировочный        
  20. Корректный
  21. Корректирование
  22. Корректировщик        
  23. Корректор
  24. Корректированность        
  25. Корректируемость        
  26. Корректорская
  27. Корректированный        
  28. Корректируемый        
  29. Корректорский
  30. Корректорша
  31. Корректироваться
  32. Корректирующийся        
  33. Корректнее        
  34. Корректурный

Самопроверка «Теста»: нужно вычеркнуть одинаковые слова, оставить те, что повторились у другой группы. Победил тот, у кого больше осталось слов.

  1. Теория. Грамматические и речевые ошибки.

Грамматическая ошибка - это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической

п/п

Вид грамматической ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый, надсмехаться

2

Ошибочное образование формы существительного

Многие чуда техники, не хватает время

3

Ошибочное образование формы прилагательного

Более интереснее, красивше

4

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего пафоса, ихи дети

6

Ошибочное образование формы глагола

Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

7

Нарушение согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

8

Нарушение управления

Нужно сделать свою природу более красивую.

Повествует читателей.

9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали против такой оценки его творчества.

10

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея.

Все были рады, счастливы и веселые.

11

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.

В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

12

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство…

13

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

14

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то, что это сон.

15

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

16

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

17

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Речевые ошибки - это  нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штампы,  немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов;  неудачное использование экспрессивных средств,  канцелярит, неразличение (смешение) паронимов, ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность. Их можно заметить только в контексте.

№ п/п

Вид речевой ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

Мысль развивается на продолжении всего текста.

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Мое отношение к этой проблеме не поменялось.

Были приняты эффектные меры.

3

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

4

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. 

5

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

6

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает впечатление.

Автор использует художественные особенности (вместо средства).

8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.

Молодой юноша, очень прекрасный

9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

13

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.

У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

  1. Практическая работа. Ролевая игра «Корректор»

План

  • Разбиться на группы по 3-4 человека для соревнования корректорских групп.
  • Выполнить практическую работу №1 (смотри Приложение 1).

Задание: исправить ошибки.

  • Подвести промежуточные итоги соревнования.
  • Выполнить практическую работу №2 (смотри Приложение 2).

Задание: исправить ошибки.

  • Подвести итоги соревнования групп.
  1. Подведение итогов урока

Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном». Письмо двадцать первое «Как писать?»: «Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова".

  1. Домашнее задание
  1. Создать информационный материал для видеоблога "ШкОлЬнЫе ОшИбКи" по адресу в Интернет:  http://vk.com/club26061301 

2. Написать текст для создания видеоролика №3 по адресу в Интернет: http://victoriya-prihodcko.narod.ru/videoblog_new 

3. Найти образцы рекламных объявлений, газетных или журнальных статей, «screenshot» («снимок с экрана монитора») или фотографии текстов с ошибочным написанием слов, с грамматическими или речевыми  ошибками. Маркером выделить неправильное написание. Дать письменное объяснение этому случаю  речевой практики (смотри образец выполнения домашней работы).


Приложение

Образец выполнения домашней работы

  1. Анализ фрагмента статьи из газеты

  1. Корректировка объявления

  1. Работа со «screenshot» («снимком с экрана монитора»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевая игра Составление экскурсии по экспозиции литературного музея «Евгений Носов. Прозаик. Поэт. Художник» Литературно-исследовательский творческий проект

Предлагаю вашему вниманию описание методики работы над литературно-исследовательским проектом, посвященном творчеству писателя-земляка Е. И. Носова, который может быть реализован во внеурочное время н...

Английский язык 6 класс Market Ролевая игра

Урок по теме Shopping, целью которого является совершенствование навыков говорения. Интересная форма - ролевая игра позволяет ученикам прочувствовать атмосферу общения и повысить мотивацию к изучению ...

Игровая деятельность на уроках английского языка в рамках WorldSkills. Ролевые игры.

Современными игровые технологии широко применяются в обучении английскому языку. В современной учебной практике представляется широкий спектр учебных игр, эффективных при обучении грамматике и лексике...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – деловая игра «Корректор» (5 класс)

Урок закрепления знаний по теме "Имя существительное" с применением игровой технологии...