«Литературный язык и его нормы. Ролевая игра «Корректор»
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)
«Литературный язык и его нормы. Ролевая игра «Корректор»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_10_klasse.doc | 408 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка для 10 класса
по теме «Литературный язык и его нормы. Ролевая игра «Корректор»
Серебренникова Л.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «ТаксимовскаяСОШ №3» п. Таксимо
УМК «Русский язык. 10-11 классы» В. В. Бабайцевой
Тип урока: урок-практикум
Цели урока:
- дидактическая: нахождение грамматических и речевых ошибок в тексте;
- воспитательная: знакомство с профессиями, связанными с типографией, полиграфией; беседа о бережном отношении к русскому языку;
- развивающая: развитие внимательности при анализе текстового материала; алгоритмизация анализа материала, профориентация.
Оборудование и материалы: раздаточные материалы
Подготовительный этап
Экскурсия в типографию. В справочнике “Весь Нижний Новгород” в разделе “Полиграфические услуги” можно насчитать почти 190 хозяйствующих субъектов различных форм собственности. Экскурсия в издательско-полиграфический комплекс может быть виртуальной с помощью сети Интернет. Знакомство с профессией печатника.
Ход урока
- Вступительное слово учителя.
Что, казалось бы, страшного, если допущена небольшая опечатка? Однако французскому издательству "Ларусо" пришлось изъять из продажи 180 тысяч экземпляров последнего издания толкового словаря "Малый ларусо". Дело в том, что из-за "маленькой технической ошибки" в одной из таблиц издания в разряд безопасных попали грибы, употребление которых в пищу неизбежно заканчивается смертельным исходом.
Французским авторам Ги Бештелю и Жан-Клоду Каррьере потребовалось 35 лет, чтобы в своей книге "И великие ошибались" собрать воедино ошибки великих писателей, философов, социологов, поэтов. Есть в ней и раздел "литературных ляпов". Так, например, у Эмиля Золя в "Проступке аббата Муре" неутомимые искатели обнаружили: "Серьезная, она ела суп, не раскрывая рта"; в известнейшей "Королеве Марго" Александра Дюма: "Труп стражника был совершенно мертв".
Гра́мотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».
- Словарная работа
Есть профессии, напрямую связанные со знанием русского языка. По сути, везде, где публикуется серьезный текст, необходимы услуги корректора. Корректору необходимы глубокое знание русского языка, острое внимание, умение работать с многочисленными справочниками и словарями.
Корректировщик, корректор - работник издательства или типографии, выполняющий корректуру. В его задачу входит: 1) сверить текст набора с текстом оригинала, чтобы устранить все отклонения от последнего; 2) исправить орфографические и пунктуационные ошибки, пропущенные при считке и вычитке; 3) устранить нарушения технических правил набора и верстки или обратить на них внимание редактора и технического редактора; 4) пометить для редактора и автора все не замеченные ими в оригинале смысловые, логические, фактические и иные ошибки
- Работа со словарями русского языка «Тест на профпригодность»
Задание: найти в словарях однокоренные слову «корректор».
- Корректировать
- Коррективы
- Корректура
- Корректирование
- Корректировка
- Коррекция
- Корректировочный
- Корректирующий
- Корректируемый
- Корректированный
- Корректорский
- Корректив
- Корректнейший
- Коррективный
- Корректно
- Корректировавший
- Корректность
- Корректировавшийся
- Корректировочный
- Корректный
- Корректирование
- Корректировщик
- Корректор
- Корректированность
- Корректируемость
- Корректорская
- Корректированный
- Корректируемый
- Корректорский
- Корректорша
- Корректироваться
- Корректирующийся
- Корректнее
- Корректурный
Самопроверка «Теста»: нужно вычеркнуть одинаковые слова, оставить те, что повторились у другой группы. Победил тот, у кого больше осталось слов.
- Теория. Грамматические и речевые ошибки.
Грамматическая ошибка - это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической
№ п/п | Вид грамматической ошибки | Примеры |
1 | Ошибочное словообразование | Трудолюбимый, надсмехаться |
2 | Ошибочное образование формы существительного | Многие чуда техники, не хватает время |
3 | Ошибочное образование формы прилагательного | Более интереснее, красивше |
4 | Ошибочное образование формы числительного | С пятистами рублями |
5 | Ошибочное образование формы местоимения | Ихнего пафоса, ихи дети |
6 | Ошибочное образование формы глагола | Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы |
7 | Нарушение согласования | Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. |
8 | Нарушение управления | Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей. |
9 | Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Большинство возражали против такой оценки его творчества. |
10 | Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях | Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. |
11 | Ошибки в построении предложения с однородными членами | Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. |
12 | Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом | Читая текст, возникает такое чувство… |
13 | Ошибки в построении предложения с причастным оборотом | Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. |
14 | Ошибки в построении сложного предложения | Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон. |
15 | Смешение прямой и косвенной речи | Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. |
16 | Нарушение границ предложения | Когда герой опомнился. Было уже поздно. |
17 | Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм | Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
Речевые ошибки - это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штампы, немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов, ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность. Их можно заметить только в контексте.
№ п/п | Вид речевой ошибки | Примеры |
1 | Употребление слова в несвойственном ему значении | Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. |
2 | Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом | Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. |
3 | Неразличение синонимичных слов | В конечном предложении автор применяет градацию. |
4 | Употребление слов иной стилевой окраски | Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. |
5 | Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов | Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. |
6 | Неоправданное употребление просторечных слов | Таким людям всегда удается объегорить других. |
7 | Нарушение лексической сочетаемости | Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства). |
8 | Употребление лишних слов, в том числе плеоназм | Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный |
9 | Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) | В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
10 | Неоправданное повторение слова | Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. |
11 | Бедность и однообразие синтаксических конструкций | Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
13 | Неудачное употребление местоимений | Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении. |
- Практическая работа. Ролевая игра «Корректор»
План
- Разбиться на группы по 3-4 человека для соревнования корректорских групп.
- Выполнить практическую работу №1 (смотри Приложение 1).
Задание: исправить ошибки.
- Подвести промежуточные итоги соревнования.
- Выполнить практическую работу №2 (смотри Приложение 2).
Задание: исправить ошибки.
- Подвести итоги соревнования групп.
- Подведение итогов урока
Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном». Письмо двадцать первое «Как писать?»: «Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова".
- Домашнее задание
- Создать информационный материал для видеоблога "ШкОлЬнЫе ОшИбКи" по адресу в Интернет: http://vk.com/club26061301
2. Написать текст для создания видеоролика №3 по адресу в Интернет: http://victoriya-prihodcko.narod.ru/videoblog_new
3. Найти образцы рекламных объявлений, газетных или журнальных статей, «screenshot» («снимок с экрана монитора») или фотографии текстов с ошибочным написанием слов, с грамматическими или речевыми ошибками. Маркером выделить неправильное написание. Дать письменное объяснение этому случаю речевой практики (смотри образец выполнения домашней работы).
Приложение
Образец выполнения домашней работы
- Анализ фрагмента статьи из газеты
- Корректировка объявления
- Работа со «screenshot» («снимком с экрана монитора»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ролевая игра Составление экскурсии по экспозиции литературного музея «Евгений Носов. Прозаик. Поэт. Художник» Литературно-исследовательский творческий проект
Предлагаю вашему вниманию описание методики работы над литературно-исследовательским проектом, посвященном творчеству писателя-земляка Е. И. Носова, который может быть реализован во внеурочное время н...
Ролевая игра как прием литературного развития школьников
Научная статья....
Английский язык 6 класс Market Ролевая игра
Урок по теме Shopping, целью которого является совершенствование навыков говорения. Интересная форма - ролевая игра позволяет ученикам прочувствовать атмосферу общения и повысить мотивацию к изучению ...
Игровая деятельность на уроках английского языка в рамках WorldSkills. Ролевые игры.
Современными игровые технологии широко применяются в обучении английскому языку. В современной учебной практике представляется широкий спектр учебных игр, эффективных при обучении грамматике и лексике...
Практическая работа по теме " Орфоэпические нормы современного русского литературного языка.Нормы ударения"
Задания для усвоения норм орфоэпии,норм ударения...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – деловая игра «Корректор» (5 класс)
Урок закрепления знаний по теме "Имя существительное" с применением игровой технологии...
Инсценировка и ролевые игры в рамках проекта "Литературная гостиная"
Трансляция педагогического опыта...