Ролевая игра Составление экскурсии по экспозиции литературного музея «Евгений Носов. Прозаик. Поэт. Художник» Литературно-исследовательский творческий проект
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Предлагаю вашему вниманию описание методики работы над литературно-исследовательским проектом, посвященном творчеству писателя-земляка Е. И. Носова, который может быть реализован во внеурочное время на научной базе школьного литературного музея. Организуя проектную деятельность, рекомендуются ПРАВИЛА УСПЕШНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, а каждая группа, участвующая в проекте, получает ПЛАН УСПЕШНОЙ КОММУНИКАЦИИ и АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЕКТЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_rolevoy_igry_proekt.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Ролевая игра
Составление экскурсии экспозиции литературного музея
«Евгений Носов. Прозаик. Поэт. Художник»
Литературно-исследовательский
творческий проект
Научное обоснование Хочу напомнить, что темой моего исследовании и рабочей гипотезой является «Воспитание гражданственности и патриотизма на примере литературы Курского края». Вчера мне посчастливилось продемонстрировать пример моей урочной деятельности. Это был разговор о поэтическом взгляде на родной край курского поэта Юрия Асмолова. Сегодня я предлагаю вашему вниманию литературно-исследовательский проект, посвященный творчеству писателя-земляка Е. И. Носова, который проводится во внеурочное время на научной базе школьного литературного музея.
Методика организации проекта привычна:
- Планирование работы над проектом
- высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов
- обсуждение возникших идей
- формулирование темы проекта
- Аналитический этап (исследовательская работа)
- Этап обобщения (систематизация полученных данных)
- Презентация полученных результатов. У нас она будет проходить в форме ролевой игры
Организуя проектную деятельность, я предлагаю «Правила успешной проектной деятельности», и каждая группа, участвующая в проекте, получает «План действий в проекте»
Правила успешной коммуникации (выполнения проекта):
- В команде нет лидеров, все члены команды равны
- Команды не соревнуются
- Все члены команды должны получить удовольствие т общения друг с другом и от того, что они вместе получают проектное задание
- Каждый должен получить чувство уверенности в себе
- Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих» партнёров.
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание
«Алгоритм действий в проекте (по группам)»
- Внимательно прочитать задание, определить цель выполнения работы
- Выдвинуть гипотезу – предположение
- Вдумчиво отнестись к изучению найденного материала
- Систематизировать материал, отобрав наиболее необходимые сведения, более точно отвечающие выдвинутой гипотезе
- Полученный результат предложить для коллективного прослушивания и оценивания
- Защитить результат в коллективе. Получить общую оценку результатов
Принцип распределения ролей в группах
- Экскурсовод. Проводит экскурсию, логически связывая части проектных исследований - 1
- Группа фотохудожников. Систематизирует фотоматериалы, соотносит их с литературной прозой -2
- Группа живописцев. Подбирает текст к иллюстрациям, выполненным Е. Носовым -2
- Группа декламаторов. Подбирает стихи Е.Носова, предлагает их к прослушиванию – 4
- Индивидуальное задание – слово от «собратьев по перу» - 1
ИТОГО: 10 человек
Слово ведущего (Я): 1. Разработка проектного задания.
2. Выбор темы. Мы составляем текст тематической экскурсии. Подбираем материал к стендам. Их у нас 3:
- Мастер фотографии
- Мастер живописи
- Мастер слова
- от собратьев по перу
Для успешного выполнения проекта – составления текста тематической экскурсии - нам понадобится разбиться на группы…
3.Работа по систематизации.
4. Оформление результатов.
5. Презентация.
6. Рефлексия. Выводы о проделанной работе. Ответ на проблемный вопрос.
Из-за нехватки времени мы показываем только две последние части работы – оформление результатов и презентация проекта
Группа фотохудожников
Задание: подберите фотографии, иллюстрирующие цитаты из произведений. Выразительно прочитайте отрывки.
- «Краски земли». Нам, курянам, досталась по наследию Курская земля… Бунин назвал эту местность сдержанным, но всё-таки удивительным словом: подстепье… Закрываю глаза, и - трепетно обмирает сердце – вот она, родимая! Взгорья и ложбины, и опять холмы…
- «Дёжка». Мне же подавай небеса от края и до края, всю их устоявшуюся погожую синь или всю уймищу облаков, которые вдруг появятся у горизонта…
- «Покормите птиц». Кормушку я повесил на оконную раму… Забавные минутки доставили мне воробьи… Сначала один Чив слетел, потом рядом сел второй, и пошли нанизываться пушистым шашлычком… Сидят рядком, бок о бок, душа в душу…
- «Белый гусь». Этот гусь никогда не бежал, даже если за ним припустит собака. Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нёс на голове стакан воды…
Группа живописцев
Задание: соотнесите иллюстрации с отрывками из произведений. Выразительно прочитайте отрывки.
- Не бывает на свете стран слаще крыльца отчего дома… С навеса бегло, спеша успеть, срывались бесконечными чётками слепящая капель и била в выдолбленную ледышку у порога… - «Аз-буки…»
- Тонконогие берёзки застенчиво толпятся у опушки, о чём-то перешёптываясь сразу всеми своими листьями… - «Лесной хозяин»
- На рассвете меня будили журавли. Я просыпался в пепельном полусвете северного утра… Он, казалось, истекал отовсюду: светились серенькое и ровное будто натянутая воглая холстина, небо, светились из морёных глубин тихие озёра… - «Бежин луг»
Группа декламаторов
Задание: соотнесите иллюстрации со стихами Мастера. Подготовьте выразительное чтение вслух
- * * *
Ухожу я в мир природы,
в мир спокойствия, свободы,
в царство рыб и куликов,
на свои родные воды,
на простор степных лугов,
в тень прохладную лесов
и в свои младые годы…
- * * *
Голубо и весело:
солнце – целый день!
Над оградой свесилась
майская сирень.
Струи тонкой пряности
в воздухе текут,
будто где-то пряники
к празднику пекут…
- * * *
Умчались зимние метели,
и снова выси посветлели…
и тянет к дальним берегам,
где волны ластятся к ногам,
желтеют вымытые дюны,
и облака чисты и юны, и где, быть может, у воды
я отыщу твои следы…
- * * *
Лесная тишина. Лишь дальний крик сорок.
У наших ног пылает костерок.
Снежинки робкие на ворсе тёплой шубы,
ладошки тёплые, простёртые к огню,
и детски радуются выпавшему дню
её зардевшиеся губы…
Экскурсовод
Задание: внимательно прочитайте предложенные Вам тексты, помогающие создать общую логическую конву экскурсии. Распределите, в каком порядке Вы будете освещать экспозицию, согласуйте свой выбор с видео-техником и смело приступайте к рассказу о выдающемся земляке.
- О Мастере. Евгений Иванович был Мастером воистину во всём – он писал превосходные рассказы и повести, очерки и статьи, миниатюры и стихи… Он оставил нам своё наследие – в каждой работе живёт душа, в каждой живописной его работе и фотографии – его любимые просторы, холмы, речки…
- Мастер фотографии. Он умел великолепно фотографировать, его фотоэтюды сродни самым лучшим живописным полотнам! Мастер воспринимал природу не просто зрением и слухом, а и своим щедрым, мудрым сердцем…
- Мастер живописи. Он рисовал полные тончайшей лирики, согретые теплотой его сердца пейзажи родной Курщины. Он говорил, что пейзажи в рассказах как бы писал сначала красками, а уже потом подбирал к ним слова…
- Мастер слова. Есть в архиве Мастера и стихи, с которыми мы тоже хотим вас познакомить.
Проектируемый результат
- О Мастере. Евгений Иванович был Мастером воистину во всём – он писал превосходные рассказы и повести, очерки и статьи, миниатюры и стихи… Он оставил нам своё наследие – в каждой работе живёт душа, в каждой живописной его работе и фотографии – его любимые просторы, холмы, речки…
- Мастер фотографии. Он умел великолепно фотографировать, его фотоэтюды сродни самым лучшим живописным полотнам! Мастер воспринимал природу не просто зрением и слухом, а и своим щедрым, мудрым сердцем…
- Мастер живописи. Он рисовал полные тончайшей лирики, согретые теплотой его сердца пейзажи родной Курщины. Он говорил, что пейзажи в рассказах как бы писал сначала красками, а уже потом подбирал к ним слова…
- Мастер слова. Есть в архиве Мастера и стихи, с которыми мы тоже хотим вас познакомить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия по экспозиции: «Красота, которую не сберегли»
Экскурсия по экспозиции: «Красота, которую не сберегли»...
Проект. «Высочайший юноша вселенной» М. Ю. Лермонтов – поэт, художник, музыкант.
Творчество М. Ю. Лермонтова - творчество не только поэта, но и человека творчески одаренного и в музыке, и в живописи; человека, ощущающего свою тесную взаимосвязь с миром природы.Материал может приго...
Урок - ролевая игра "Творческая мастерская" для 8 - 9 классов по теме "Искусство древнего мира"
Данный урок является заключительным в изучении темы "Искусство древнего мира" для 8 или 9 классов. Он представляет собой ролевую игру, в которой ученики становятся "художниками", "сульпторами", ...
Обзорная экскурсия по экспозиции этнокультурного центра "СКАЗ"
экскурсия по школьному этнографическому музею...
Урок- ролевая игра "Экскурсия по Лондону"
Данная разработка открытого урока по теме " Лондон" в 5 классе может представлять интерес учителям, работающим по УМК " ENJOY ENGLISH" под редакцией М.З.Биболетовой....
Творческий проект по литературе на тему "Мой любимый литературный герой" (составление синквейнов)
Это долгосрочный проект, выполненный учащимися 7 класса...
Инсценировка и ролевые игры в рамках проекта "Литературная гостиная"
Трансляция педагогического опыта...
Комментарии
Представленная работа
От автора