Конспект урока по русскому языку 6 класс Словообразование
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Серебренникова ( Варсан) Людмила Андреевна

Конспект урока по русскому языку 6 класс Словообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_slovoobrazovanie.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

17.12.21

6 класс

русский язык

Тема урока «Словообразование. Способы образования слов»

Цели урока:

Образовательные:

  1. Повторить сведения о морфемах.
  2. Рассказать о способах образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.
  3. Научить определять способ образования слова по плану словообразовательного разбора.

Развивающие:

  1. Развитие умения выделять главное.
  2. Развитие умения сопоставления.
  3. Развитие самостоятельности в мышлении и учебной деятельности.

Воспитательные:

  1. Умение работать в паре.
  2. Интерес к изучаемому предмету.
  3. Ответственность за результаты своего труда и труда товарища.

Этапы урока.

  1. Организационный момент (2-3 минуты)

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке.

(слайд 1) Добрый день уважаемые ребята и гости!

Рада приветствовать Вас на нашем уроке. Посмотрите, все ли необходимое есть у вас для работы: учебники, тетради, ручки, карандаши? Молодцы. Я думаю, что сегодня мы плодотворно поработаем на уроке и получим хорошие оценки.

  1. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний (5-7 минут)

Цель: актуализация опорных знаний и умений, необходимых на данном уроке.

- Откройте, пожалуйста тетради, запишите число, классная работа, оставьте одну строку для темы урока.

- На предыдущих уроках мы с вами приступили к изучению нового раздела, который идет следом за лексикой. Как он называется?  (Словообразование и орфография) правильно ребята. Мы с вами повторяли основные определения данной темы и сейчас поиграем в игру «Закончи предложение» (запишите в тетради вид работы). Я задам вам ряд вопросов, а вы должны будете записать только последнее слово. Договорились?:

1. Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова, называется…                  (словообразование)

2. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов, называется…            (корнем)

3. Раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов, называется…                                                    (орфография)

4. Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, это…                          (приставка)

5. Раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово, называется…                             (морфемика)

6. Значимая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в предложении…                  (окончание)

7. Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для

образования новых слов, это…                (суффикс)

8.  Самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень образуют группу…                                                             (однокоренных слов)

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте себя по ключу на экране (слайд2) поставьте на полях количество баллов.

Вывод: Итак, ребята, мы с вами повторили определения основных морфем, вспомнили, что изучает  словообразование, морфемика, орфография.

  1. Подготовка к основному этапу занятия.

Цель: определение темы и задач урока.

- У меня на доске высветился любимый многими из вас предмет – компьютер. Это слово появилось в нашем языке относительно недавно, но стало потихоньку обживаться: у него даже появились однокоренные слова, подумайте какие и запишите в тетради (Давайте их назовём, они нам тоже хорошо известны: стол, предназначенный для работы на компьютере, называется компьютерным, программиста иногда называют компьютерщиком, процесс технического оснащения какого-то процесса на производстве или учреждении называется компьютеризацией)

- А чем однокоренные слова и формы одного и того же слова? (окончанием)

- С помощью чего они образованы, выделите морфемы   (слайд 3) Проверьте себя!

-  С помощью чего образовались слова? С помощью суффиксов, А как будет называться такой способ образования слов? (суффиксальный)

- Вы наверное, догадались, о чем мы будем говорить сегодня и на последующих уроках?  Правильно, о способах образования слов! Запишем тему урока (слайд 4)

- Ребята, подумайте и ответьте на вопрос: что мы должны знать по данной теме? Правильно! (слайд 5)

- А уметь?    (слайд 6)

4. Изучение нового материала.

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действия.

!!!- Чтобы чувствовать себя уверенно в стране словообразование, мы должны знать: от какого слова образованно и с помощью чего. Обратимся, ребята, к следующему примеру  (слайд 7)

- Ответьте мне на вопрос: от какого слова образовано слово грибок?  (от слова гриб). Сравните, пожалуйста, лексическое значение и морфемный состав.  

   (Гриб – это особый организм, размножающийся спорами: съедобный гриб, ядовитый гриб.

   Грибок – это маленький гриб.)

- У слов сходные лексические значения, но имеются и различия, морфемный состав также различается: во втором слове есть суффикс ОК (выделяет его). А теперь попробуем убрать из слова грибок суффикс, какое слово получилось: гриб и значение слова изменилось.

- Что влияет на изменение лексического значения слова?

Суффикс: суффикс ОК вносит в значение слова понятие «маленький».

- В русском языке есть целая группа суффиксов, придающих слову такое значение, и называются они уменьшительно-ласкательными, суффикс ОК входит в их число.

- С помощью чего образовалось слово грибок? (С помощью суффикса ОК.)

 !!!Вывод:  суффиксы, участвующие в образовании новых слов, называют словообразовательными.

-!!! Слова, которые появляются  в языке в результате словообразования, называются производными, из двух слов гриб и грибок – производным будет грибок, а слово гриб будет производящим. Это можно представить схематично при помощи словообразовательной модели. Данная схема называется моделью, потому что служит для образования многих слов, - словообразовательной, так как показывает словообразующие морфемы. Приведите свои примеры.

Вывод:

!!!- Итак, все названные вами слова образованы при помощи суффикса. Как можно назвать такой способ словообразования?

-ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ: Способ, при котором слово образуется при помощи суффикса, называется суффиксальным.

- А теперь запишем образец  словообразовательного разбора

-(Слайд 8) Рассмотрим следующую пару слов. Сравните морфемный состав и лексическое значение этих слов. Назовите отличия

- Как присутствие приставки влияет на лексическое значение слова: приставка пре имеет значение очень,  мудрый – это значит очень мудрый. Какое из этих слов будет производным, а какое производящим. Как образовано слово премудрый? При помощи приставки пре в результате присоединения к слову. Вот так будет выглядеть словообразовательная модель.

!!!- Как, вы думаете, будет называться такой способ словообразования? приставочный.

!!! Запишем в тетрадь это название и образец словообразовательного разбора. Приведите примеры слов, образованных по данной модели: предобрый, прехороший, прекрасный.

 - (Слайд 9).Сравним словообразовательные модели. В чём, по-вашему,  принципиальное, т. е. главное, различие этих двух способов словообразования?

-  При суффиксальном способе суффикс присоединяется к основе слова, в приставочном - к слову, поэтому при приставочном способе всегда образуется слово той же части речи, что и производящее.

-Вывод:  Итак, чтобы понять, как образовано слово, необходимо ответить на два вопроса: «От чего и с помощью чего оно образуется».

5.Первичная проверка понимания нового материала.

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов, их корректировка.

(Слайд 10) Иногда дать ответы на эти вопросы бывает очень просто, например, в отношении таких слов, как:  желтизна, недруг, газетный.  Запишите эти слова в тетрадь, составьте словообразовательную цепочку, определите способ образования. Проверьте себя по ключу, поставьте 1 балл за правильно выполненное слово.

- Нетрудно догадаться о способе словообразования, если в состав слова входит одна словообразовательная  морфема: приставка или суффикс. 

!!!Но встречаются и другие слова, над которыми стоит поломать голову. Это слова, в которых не одна, а несколько словообразовательных морфем. (Появляются слова: неинтересный, поисковый, заморский.) (Слайд 11- 2 щелчка -12).

- Определим морфемный состав слов и их лексическое значение.  (Обращается внимание учащихся на то, что слова имеют одинаковый морфемный состав, а можно ли это сказать и в отношении их способа словообразования).

- Значение слова неинтересный противоположно слову интересный. В слове есть приставка не-, при «отбрасывании» приставки остается слово интересный, можно предположить, что это приставочный способ, потому что по этой модели НЕ + прилагательное образуются и другие слова: некрасивый, небольшой. В русском языке прилагательные с приставкой не- образуются приставочным способом.

- Переходим к слову поисковый, в нем тоже есть приставка, но при её «отбрасывании» мы не получим производящего слова: «исковый», такого слова нет в языке. Значит, это не может быть приставочный способ. Если убрать из слова суффикс,  то останется основа поиск, точно такая же, как и в слове поиск, значит,  слово поиск вполне может быть производящим, получается модель:

по этой модели образованы многие имена прилагательные: березовый, кленовый, сосновый. Прилагательные с этим суффиксом имеют значение «относящийся к  чему-либо». Значит это суффиксальный способ.

- А теперь проанализируйте слово заморский. Это не приставочный способ, потому что при отбрасывании приставки остаётся   «морский», а такого слова нет, Это не суффиксальный способ, потому что при отбрасывании суффикса -ск- остается замор, и мы не можем назвать слово с такой же основой.

- Какие будут предположения по поводу образования слова заморский?  А если отбросить   приставку и суффикс одновременно? Останется «мор», такая основа в слове море. Заморский – это находящийся за морем. Модель будет выглядеть так:

Слова, образованные по данной модели: Заокский, заволжский.

!!! Вывод: - Как можно назвать этот способ словообразования?

Приставочно-суффиксальный. Запишите в тетрадь это название образец словообразовательного разбора. 

- Давайте составим алгоритм  словообразовательного разбора. Что  мы будем делать в первую очередь?, затем? И наконец.. проверьте все ли вы назвали. (Слайд 13)

 

6. Закрепление знаний и способов действия.

Цель :обеспечение усвоения новых знаний и способов действия на уровне применения в измененной ситуации.

  1. Слайд 14-15 (взаимопроверка по ключу)
  2. Шарады  16-17  (самопроверка)
  3. 1Задание: подберите однокоренные слова  к слову белый, выраженные любой частью речи. ( Дерево, слайд18)

2. Такие слова могут образовывать словообразовательные гнезда (слайд 19)

Слайд 20 – словарь

7. Подведение итогов, рефлексия

Рефлексия : А теперь давайте ответим на вопрос темы урока. Как образуются слова в языке?

- Слова в языке образуются различными способами словообразования: суффиксальным (путем присоединения к основе производящего слова суффикса), приставочным (путем присоединения к слову приставки), приставочно-суффиксальным (путём присоединения к основе производящего слова приставки и суффикса одновременно).

- Что помогает определить способ образования?

Определение способа образования слова происходит в результате словообразовательного разбора. Сделать словообразовательный анализ - значит найти производящее слово (через уточнение лексического значения производного слова) и путем сравнения морфемного состава производного и производящего слов выделить словообразовательную или словообразовательные морфемы. В зависимости от того, какая из морфем участвует в словообразовании определить способ словообразования: приставка – приставочный, суффикс – суффиксальный, приставка и суффикс одновременно – приставочно-суффиксальный.

- Что нового вы узнали на уроке? Что понравилось?

- Оцените себя  (слайд 21):

  1. У кого-5?
  2. У кого – 4?
  3. у кого – 3?
  4. Есть ли те, у кого ниже 3?

- Домашнее задание  (слайд 22)

- Спасибо за работу на уроке!  (слайд 23)

!!! Если будет время – (слайд 24)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...