Системное внедрение ИКТ в преподавание русского языка и литературы
статья по русскому языку

В наши дни для творческого учителя  невозможно ведение уроков без интеграции ИКТ. Неограниченные возможности компьютера позволяют интегрировать русский язык и литературу, изобразительное искусство и музыку, использование анимации, кинофильмов разнообразят уроки, активизируют учащихся. Использование ИКТ в обучении русскому языку и литературе  позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию с применением цвета, эффекта мерцания, «оживления» иллюстраций, фотоизображения. Невозможно обойтись сегодня и без компьютерной поддержки и при проведении внеклассной работы по русскому языку и литературе, в исследовательской работе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_2.docx35.9 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 802.2

ББК 80.006.21

Фаизова Ляля Фаварисовна

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Карача-Елга

Системное внедрение ИКТ в преподавание русского языка и литературы

          В наши дни для творческого учителя  невозможно ведение уроков без интеграции ИКТ. Неограниченные возможности компьютера позволяют интегрировать русский язык и литературу, изобразительное искусство и музыку, использование анимации, кинофильмов разнообразят уроки, активизируют учащихся. Использование ИКТ в обучении русскому языку и литературе  позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию с применением цвета, эффекта мерцания, «оживления» иллюстраций, фотоизображения. Невозможно обойтись сегодня и без компьютерной поддержки и при проведении внеклассной работы по русскому языку и литературе, в исследовательской работе.

  Широкую популярность приобретают при изложении нового материала демонстрационно-энциклопедические программы, программы  презентаций Power Point; при закреплении материала – обучающие программы;  при контроле и проверке - тестирование с   оцениванием, контролирующие программы; при самостоятельной  работе - обучающие программы «Репетитор», энциклопедии, развивающие программы.

   Компьютер, конечно, не заменит учителя, но позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы.   Следует чередовать разнообразные методические приемы. Например, часть урока  можно объяснить самой, другую – использовать  электронный  помощникЭто приводит к росту  успеваемости по русскому языку и сохраняет устойчивый интерес к предмету.

          Одна из форм применения  ИКТ на уроках русского языка и литературы – это использование электронных учебников: «Энциклопедия русской литературы», «Фраза», «Кирилл и Мефодий. Русский язык.5-11 класс», «Русский язык. Репетитор», «ЕГЭ по русскому языку», диски MP3 c записью текстов литературных произведений.

          На уроках можно удачно использовать  электронный  учебник «Кирилл и Мефодий» по русскому языку на разных этапах урока. При изучении новой темы «Имя существительное» дети узнают, что в древности категория числа имен существительных включала в себя не 2, а 3 формы: единственное число, множественное число и двойственное (Урок 11). Узнать это помогает не учебник, а компьютерная программа, работа с которой занимает  всего 3-4 минуты.

           При закреплении темы, например «И, Ы после приставок» (урок 6)  перед глазами детей яркая таблица с правилом, затем в тетрадях она дает задания тренажера, а один  ученик вставляет буквы на компьютере. На демонстрационном экране затем  проверяется  выполнение работы и, если компьютер сигнализирует об ошибке, коллективно исправляется. На уроках обобщения изученного педагог проводит итоговое тестирование, которым завершается каждая тема в  компьютерной программе. Например, в ходе итогового урока в 7 классе по теме «Имя прилагательное» все ученики выполняют контрольный тест, который занимает 3-4  минуты. И тут же получают оценку компьютера.

          Программа комментирует правильность ответа сообщениями: «гениально», «вундеркинд», «ещё подумай» и т.д. По завершении компьютер оценивает ученика баллами – 100 %-«5», 90 % -«4», 80 % -3. В награду за хорошие результаты откроется страница «Перемена», где можно прочитать школьный анекдот или интересную историю. Урок заканчивается, а желание поработать с учебником остаётся.

          Электронный учебник «Русский язык. Репетитор» удачнее  применять  на уроке контроля знаний обучающихся при подготовке к ЕГЭ: компьютер фактически на подобных уроках играет роль «электронного учителя», осуществляя контроль за уровнем сформированности орфографических и пунктуационных навыков у ученика. Задания здесь подобраны по принципу - «от простого к сложному»:1) Вставить пропущенные буквы в слова  типа пом..рить платье, прим..рить друзей. 2) Опознавание орфографических и пунктуационных правил. Например, выбрать из предложенных нескольких рядов ряд слов с чередующими гласными корня. 

          Важным элементом применения ИКТ технологий в работе учителя является подготовка к ЕГЭ и ОГЭ.  Она начинается с выполнения тестовых заданий в электронном виде и в интерактивном режиме. Если дети затрудняются при ответе на какой-либо вопрос, можно объяснить, опираясь на наглядный материал электронных носителей, или используя собственные презентации уроков. В конце каждого урока -  тестирование, при котором  на экране выводятся  готовые ответы для проверки. Если есть ошибки, разбирают вместе. Таким образом, учащиеся концентрируют внимание на правильном ответе, и в дальнейшем уже по этой теме не бывает ошибок.

        Не секрет, что в наше время ученики не очень любят читать. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? В этом случае педагогу следует  использовать на  уроках  киносеанс с обязательным последующим обсуждением просмотренного. Так, в 10 классе после прочтения драмы Н.А.Островского «Бесприданница» целесообразен просмотр фильма Э.Рязанова «Жестокий романс», «Войны и мира» Л.Толстого - С. Бондарчука. Просмотр фильма позволяет сравнить авторский текст и его режиссерский вариант.

Использование ИКТ на уроке литературы связано с музыкой, которая позволяет создать нужный эмоциональный настрой. При подготовке  к таким урокам большим подспорьем  становится программа «Мировая художественная культура. От наскальных рисунков до наших дней», в которой содержится всё необходимое аудио и видео сопровождение. Так, при изучении романа в стихах А.С. Пушкина  «Евгений Онегин» после чтения соответствующей главы с удовольствием учащиеся слушают арию Ленского, дуэт Татьяны и няни, ариозо Онегина «Ужель та самая Татьяна?»; знакомясь с шедеврами лирики Пушкина, имеют возможность насладиться романсом «Я помню чудное мгновенье». На уроках обобщения и повторения можно запланировать  кроссворды, тесты по фольклору, творчеству писателей, тренажёры.

Одним из простых  средств использования ИКТ на уроках литературы является создание презентации. Она служит наглядным материалом, оживляя  ход урока, пробуждая  интерес к литературным произведениям, позволяя  образно представить жизнь и личность писателя.

           В презентациях к урокам русского языка и литературы можно  использовать разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагая ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, занимательных и обучающих тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок интереснее и позволяют начать подготовку к ЕГЭ, начиная уже с 5 класса.

        В учебнике «Энциклопедия русской литературы» есть страничка «Литературное кафе», в котором можно прослушать или просмотреть фрагмент литературного произведения. Этот метод подачи учебного материала помогает в самом начале изучения произведения заинтересовать детей, побудить их к его прочтению. Так удачно изложены уроки в 10 классе по изучению романа И. Гончарова «Обломов»,  в 11 классе – романа «Тихий дон» М. Шолохова. Можно  продемонстрировать  видеоролики из электронных учебников, музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается. Так под музыкальное сопровождение проходят её уроки по творчеству С.А.Есенина, А. Фета, Тютчева и других. Особый интерес учеников   вызывает запись  «Русский устный», где ведущий рассказывает о происхождении слова, его лексическом значении и произношении.

         На уроках литературы можно  совершать  виртуальные  экскурсии на родину писателя или поэта, посещать музеи,  например,  Ясную Поляну Л. Толстого, лермонтовский  музей-заповедник Тарханы, родину С.Есенина, послушать мастерское чтение любимых классических произведений, познакомиться с критическими материалами в Интернете.

Результатом такой работы несомненно приведет к  повышению мотивации учащихся на изучение предмета, рост активности участия во внеурочной деятельности, инициирование учащимися и разработка совместно с учителем информационных материалов к урокам, проектов, создание исследовательских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование методики преподавания русского языка и литературы в условиях внедрения ИКТ

Читателю предлагается перечень форм работы с примепнением ИКТ для большей  эффективности учебного процесса...

Системная интеграция ИКТ в процессе преподавания русского языка и литературы.

В статье представлен опыт работы по использованию ИКТ в деятельности учител- словесника...

Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы

В работе показано отличие традиционного урока  от современного;основные этапы урока-исследования,методика работы с проектом;обозначены дидактические принципы деятельностного метода;критерии резул...

Доклад на тему «Методы и приёмы работы в рамках системно - деятельностного подхода при преподавании русского языка и литературы »

   Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются подходы к обучению, каждый учитель самостоятельно расставляет ак...

«Развитие профессиональной компетентности учителя через использование новых технологий на основе системно-деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы»

Предлагаю вашему вниманию основные формы работы с текстом : «хочу поделиться», «кто что понял?», «читательская конференция», «свободный микрофон», &laqu...

Статья "Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы: инновация - важное условие реализации ФГОС.

В статье рассматриваются основные принципы системно-деятельностного подхода. На практике предлагаются разные виды и приёмы работы в даннойтехнологии....