Системная интеграция ИКТ в процессе преподавания русского языка и литературы.
статья (11 класс) по теме

В статье представлен опыт работы по использованию ИКТ в деятельности учител- словесника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osoboe_mesto_v_moey_rabote.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Системная интеграция ИКТ в процессе преподавания русского языка и литературы.

Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. Особое место в моей работе, как в учебной, так и воспитательной, отвожу использованию  ИКТ,  в том числе и компьютерных.  Именно они позволяют мне использовать компьютер   и  как банк справочного материала, и как средство управлением учением ученика, и как динамическое средство условной наглядности, и как  средство организации проблемной ситуации, способствующее исследовательской работе учащихся за  счёт усиления исследовательских, информационно - поисковых и аналитических методов работы с информацией.
       Применение ИКТ в моей педагогической деятельности  направлено и  на совершенствование других используемых мной технологий. При этом не забываю о здоровьесберегающих технологиях, направленных на сохранение и повышение здоровья, работоспособности школьников.
     В моём  кабинете русского языка установлены компьютер, мультимедийный проектор, имеется постоянный доступ к сети Интернет

  В своей работе я использую готовые программные продукты («Фраза», методический комплекс компании «Медиахауз», ООО ИТД «Корифей», «Энциклопедию русской литературы», «Большую энциклопедию Кирилла и  Мефодия», обучающие диски. В кабинете имеются необходимые электронные пособия для проведения уроков литературы. Для подготовки к ЕГЭ использую электронные пособия издательства «Дрофа».. Весь материал моей медиатеки  систематизирован по классам  в электронные папки, которые находятся на рабочем столе ПК. Компьютер использую на всех этапах обучения: при организации повторения домашнего задания (фронтальный опрос по слайдам- вопросам), при объяснении нового материала (демонстрационно - энциклопедические программы),, закреплении, .(тренинг - разнообразные обучающие программы),  повторении, контроле знаний, умений и навыков. (тестирование с оцениванием, контролирующие программы),  самостоятельной работы учащихся (обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы),

Широко использую ИКТ  на уроках, в том числе и при  обучении детей с ОВЗ, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по предметам, в исследовательской работе, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты  и т. д.

Активно  применяю  электронные  образовательные ресурсы, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет и представленных в следующих информационных системах:

- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР, http://eor.edu.ru);
   - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Единая коллекция ЦОР,
http://school-collection.edu.ru);
- Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (ИС "Единое окно»,
http://window.edu.ru )
    Ссылки на эти ресурсы вынесены на главную страницу моего персонального сайта.(
приложение 103)
В марте 2012 года прошла курсы учителей-тьюторов, организованные академией Айти» по теме «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по русскому языку и литературе» (В рамках Федерального проекта «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения), мои работы по использованию ЭОР и  ЦОР размещены http://eor.it.ru/eor (приложение 104(6 документов))
        Являясь муниципальным тьютором, в рамках  проекта «Обучение и методическая поддержка учителей по использованию ЭОР в образовательной деятельности» мною проучено 10 учителей нашего района.                  
Два месяца назад в моём кабинете была установлена интерактивная доска, активное применение которой значительно повысило мотивацию  учащихся к моим урокам.   В июле во время третьего Всероссийского слёта учителей прошла подготовку по работе с ней..         Самым важным результатом  по использованию ИКТ считаю разработку  и внедрение  в этом учебном  году в практику совместного (учитель и учащиеся) проекта «Наша  газета». Учащимися под моим руководством выпущено 6 газет, отражающих жизнь нашей школы. Работая над каждым  выпуском газеты, ребята демонстрируют исследовательские, проектные, информационно-коммуникативные умения.
. Мною создана медиатека, в которую вошли лучшие уроки с использованием ИКТ, а также творческие и исследовательские работы моих учеников, проекты , презентации.

       Не всегда готовый набор программ удовлетворяет  мои потребности  как учителя.  Мною создаются учебно-методические материалы, необходимые к урокам : мультимедийные  и интерактивные презентации,  различные тесты. Для входного, промежуточного, контрольного тестирования использую различные типы заданий: с множественным выбором, с альтернативным типом ответа, задания свободного изложения, задания на восстановление соответствия. Тесты провожу в режиме on-line (на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (оценку результатов осуществляю сама  с комментариями, работой над ошибками). Использую тесты мультимедиаресурса (ОМС).Мною разработаны интерактивные тренажёры  для фиксации и оценивания учебных достижений учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Результатом использования интерактивных тестов является отсутствие отрицательных результатов при сдаче ЕГЭ, средний балл которого на протяжении двух выпусков превышает районный и областной показатели,  качественная успеваемость по русскому языку ГИА  в 9 «А» классе в 2011-2012 г.г   составила 71 %.                                     
Таким образом, системная интеграция ИКТ в процессе преподавания русского языка и литературы значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения. Активизирует учащихся  в глубоком изучении программного материала,   позволяет им справляться не только с учебными заданиями, но и с заданиями повышенной трудности, способствует научной организации труда ученика и учителя, самостоятельной исследовательской работе школьников  для подготовки к уроку, научно - практическим конференциям, семинарам, конкурсам .  Следовательно, я как учитель должна выйти на новый уровень информационной и методической подготовки,  отвечающей современным требованиям к содержанию образования. Учитывая это, мною разработаны основные направления по внедрению  целевой  программы по использованию ИКТ в своей деятельности, которые основаны на программе информатизации  нашей школы, проходятся соответствующие курсы повышения квалификации. Своим опытом работы по использованию современных образовательных технологий распространяю через выступления на различных уровнях, публикации.. Участвую в различных методических конкурсах, связанных с применение ИКТ:
-Районный конкурс методических материалов: в номинации: «Программно – методическое обеспечение»;
-Всероссийский конкурс «Сценарий медиаурока с компьютером»;
-Всероссийский конкурс методических разработок «Лучшая презентация к учебному занятию»;
-Интернет –конкурс «Это самый лучший предмет»( сайт ПроШколу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация процесса преподавания русского языка и литературы на основе использования новых технологий (Уровневый анализ текста).

Обобщение опыта учителя литературы по использованию технологии уровневого анализа текста....

Оптимизация процесса преподавания русского языка и литературы на основе использования новых технологий (Уровневый анализ текста).

Создание условий для развития души ученика, погружение его в художественный мир писателя с целью познания себя и мира, обретения духа с помощью использования новых технологий....

Тема педагогического опыта: «Работа с эпиграфом как один из эффективных способов обучения учащихся II ступени анализу художественного произведения в процессе преподавания русского языка и литературы на основе проблемного подхода».

Уровень опыта по степени новизны состоит  в адаптации системы методов и приемов проблемного обучения к преподаванию русского языка и литературы с целью активизации познавательной деятельнос...

Системная интеграция ИКТ в процессе преподавания английского языка

Системная интеграция ИКТ в процессе преподавания английского языка 2018-2021 гг...

Системная интеграция ИКТ в процессе преподавания русского языка и литературы.

Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. Особое место в моей работе, как в учебной, так и воспитательной, отвожу использованию  ИКТ,  в том числе...