Доклад на тему «Методы и приёмы работы в рамках системно - деятельностного подхода при преподавании русского языка и литературы »
статья по русскому языку на тему
Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются подходы к обучению, каждый учитель самостоятельно расставляет акценты в методике преподавания, пытаясь найти ответы на вопросы «Что?» и «Как?». Но не менее важно, планирование результата нашей работы. Не для всех литература станет смыслом жизни, но многим ученикам уроки литературы помогут: найти себя в этом бурном мире, научиться самостоятельно мыслить, принимать решения, быть уверенным в себе, правильно оценить свои интересы и способности. В связи с этим меняются и требования, и подходы в преподавании литературы: от умений транслировать и формировать программный объем знаний - к умениям решать творческие задачи, развивать способности личности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности, и, прежде всего, - на основе освоения обобщенных способов учебной деятельности при изучении конкретного литературного материала.
При системно-деятельностном подходе перед учителем стоит задача гораздо более сложная, чем просто «вложить» в ученика определенную сумму литературной информации. Работая в классах с небольшой наполняемостью, у меня есть возможность начать работу с психолого-педагогической диагностики: определения уровня обученности, мотивации обучения, состояние здоровья ребенка. Такая диагностика позволяет осуществить подбор программы курса, дополнительной литературы и других материалов. Несколько методических рекомендаций по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода:
Система дидактических принципов.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, о роли и месте каждой науки в системе наук).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Для того чтобы у учеников формировались навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению, на уроках используются разнообразные типы деятельности: исследовательский, проектный, игровой, проблемно-поисковый, метод коллективного решения проблем, методы управляемого открытия, широко используются активные и интерактивные методы. При этом биологические знания запоминаются не путем их заучивания, а путем их многократного употребления для решения проблемных задач с использованием этих знаний.
Современное общество требует выпускника, владеющего важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями. Он должен уметь формулировать цели деятельности, планировать ее, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников. Одной из главных целей изучения предмета «Литература» является «формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма». Системно-деятельностный подход лежит в основе разработки стандартов нового поколения. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которое строится по формуле: от действия – к мысли. «Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться». Технология системно-деятельностного подхода является механизмом качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:
•Мотивацию к учебной деятельности;
•Актуализацию знаний;
•Проблемное объяснение нового знания;
• Первичное закрепление во внешней речи;
• Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
•Включение нового знания в систему знаний и повторение;
•Рефлексия.
Мотивацию учения можно рассматривать как предпосылку, условие и как результат учебной деятельности. Учителю необходимо так организовать учебно-познавательную деятельность, чтобы учащиеся сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, решить проблему, применить полученные знания на практике. Для мотивации учащихся важно продумать начало урока, подобрать такие слова, цитаты из текста произведений, чтобы проблемы урока стали личностно значимы для ученика.
В 5 классе при изучении народных сказок на доске записаны слова: «Сказка – ложь, да в ней намек…». Урок начинается с проблемного вопроса: «Почему сказку называют ложью?». Пятиклассники приводят примеры волшебства в сказке, называют чудесных помощников. Возникает спор о победе добра над злом, высказываются разные точки зрения на этот счет. После размышлений о добре и зле ученики самостоятельно определяют цель урока, прочитав вновь слова, записанные на доске, и теперь уже внимание обращается на другое ключевое слово «намек». Цель урока: определить сокровенную мысль, напутствие автора – народа в сказке.
При изучении басен в 5 классе тема урока: «Уроки жизни в басне». В начале урока звучат слова учителя: «Жизнь сложна. Каждый человек в жизни совершает ошибки. Литература помогает их избежать. Одним из таких произведений является «басня». Ученики в группах читают басни и готовят ответ на поставленный вопрос.
Родной человек… Такие слова написаны на доске при изучении темы: А.С.Пушкин «Няне». Первый вопрос на уроке: «Кого мы считаем родным человеком?» заставляет задуматься всех учащихся, никого не оставляет равнодушным. От собственного понимания слова «родной» ученики переходят к осознанию «родные А.С.Пушкина», пониманию стихотворения «Няне».
Тема урока «Противостояние добра и зла в творчестве А.С.Пушкина. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Учащиеся сами определяют цель урока. После беседы о противостоянии добра и зла в сказке ученики в группах выполняют лабораторную работу: выписывают ключевые слова, воссоздающие портрет и характер героинь (1- царица, 2 – царевна), выписывают обращения и определяют их роль в тексте.
Первый урок по изучению творчества Н.В.Гоголя в 5 классе начинается такими словами: «Родной дом, семья, родная земля. Как это дорого каждому из нас! Но проходит детство, юность, и приходится (может на время, может навсегда) оставлять все, что дорого сердцу. Какие чувства будет испытывать человек при расставании с родным домом, вдалеке от родной земли?» Ученики высказывают самые разные мнения, в их ответах звучат слова: скучать, вспоминать, плакать и т. д. В тексте статьи Н.В.Гоголе самостоятельно узнают о том, как переживал писатель расставание с родными, об истории создания повести «Ночь перед Рождеством». При чтении первых строк повести найдут слова, выражающие радостное состояние автора при воспоминании о родине.
При изучении древнерусской литературы в 7 классе урок начинаю словами Д.С.Лихачева: «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти много для себя». Что же вы нашли для себя, какие уроки извлекли, читая «Повесть о Петре и Февронии Муромских»? На этих же уроках можно подумать над вопросом: Что может любовь? На что способна любовь? Выделить поступки героев, сделать вывод о характере человека.
Творчество А.С. Пушкина в 7 классе. Темы уроков: «Грядущие годы таятся во мгле…» Тема судьбы. («Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкин), Счастье – это…(А.С. Пушкин «Выстрел») О счастье, судьбе уже задумываются одноклассники, темы для них жизненно значимы. А как решает эти вопросы Пушкин? Это поможет решить исследовательская работа на уроке.
Проблема урока по творчеству М.Ю. Лермонтова: Семья… Роль семьи в жизни человека. Вначале понимание понятия «семья» семиклассниками, затем взгляды Лермонтова по отношению к семье. На уроке решается вопрос об отношении купца Калашникова и опричника Кирибеевича к семье.
Одним из требований новых образовательных стандартов – это требования к результатам изучения учебного предмета. Программа ФГОС по литературе предусматривает формирование личностных результатов, метапредметных, предметных результатов. «Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов».
Ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования = опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Формирование универсальных учебных действий учащихся в целях реализации ФГОС происходит в процессе деятельности в группах. На уроках литературы планирую самостоятельную работу в группах, которая будет способствовать развитию коммуникативных универсальных действий: умение слушать, высказывать свое мнение, работать в сотрудничестве.
Примеры заданий для групп учащихся на уроках литературы.
1. Сказка «Царевна – лягушка»
1 группа
1) Представить в рисунке, опорной схеме понятие «сказка». Почему люди создали сказки? Помощь учебника на стр. 28-29
2) Сказка «Царевна-лягушка». Каковы взаимоотношения в семье героев? Проследите по сказке на стр. 31-32.
2 группа
1) Назовите виды сказок. Каковы особенности сказок. Помощь учебника на стр. 30-31
2) Сказка «Царевна-лягушка». Сравните Царевну-лягушку и невесток. В чем их отличие?
Царевна-лягушка Невестки
3 группа
Нарисуйте карту маршрута путешествия Ивана-царевича. Что помогло Ивану-царевичу спасти Василису Премудрую?
2. Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством», 5 класс
Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»
1. Прочитайте страницы учебника 157 -160 о Н.В. Гоголе. Подготовьте ответ на вопрос: «Как переживал Н.В. Гоголь расставание с родными?»
2. Перечитайте страницы повести Н.В.Гоголя и выпишите цитаты, раскрывающие характер героя. Дайте характеристику героя, используя цитаты из повести Н.В Гоголя «Ночь перед Рождеством».
1 группа 2009 г. стр. 163 – 172, 184-186 Оксана Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»
Кузнец Вакула
3. И. С. Тургенев Рассказ «Му-му». 1 группа
Составьте таблицу, выписывая цитаты из текста, сравните героев.
Эпизод со слов «Из числа всей челяди..» до слов «Дело было к вечеру..» (стр.221 -234)
Герасим | Капитон | |
Самое замечательное лицо, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья
| Башмачник Капитон Климов, пьяница горький | |
В деревне «считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком»
| Почитал себя существом обиженным и не оцененным по достоинству, человеком образованным и столичным | |
Одаренный необычайной силой, он работал за четверых- дело спорилось в его руках
| «Пил уже именно с горя» | |
Славный он был мужик,… отчужденный несчастьем от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле
| Барыня сожалела об испорченной нравственности Капитона, которого накануне только что отыскали где-то на улице | |
Скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык | Легкомысленный башмачник | |
Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок
| Истасканный и оборванный сюртук, заплатанные панталоны, дырявые сапоги | |
Сам смахивал на гусака
| Хлеб даром ешь Забубенный человек Мочальная душа(Гаврила Андреевич о Капитоне) | |
Барыня жаловала как верного и сильного сторожа Герасим порядком ее побаивался
| Капитон окончательно спился с кругу Человек решительно никуда не годный, был отправлен с обозом в дальнюю деревню | |
Барыня |
Татьяна |
|
Вдова, окруженная многочисленной дворней. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж
| Как искусной и ученой прачке, поручалось одно только тонкое белье |
|
Выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости
| Была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая белокурая, белокурая , с родинками на левой щеке |
|
День ее нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи
| С ранней молодости ее держали в черном теле |
|
Барыню так заняла мысль о Капитоновой свадьбе
| Работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое |
|
Барыне что-то нездоровилось; она недолго занималась делами
| Родни у нее все равно что не было |
|
Была в духе, смеялась и шутила В доме не очень-то любили, когда на барыню находил веселый час
| Когда-то слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила |
|
Через полчаса в доме уже царствовала глубокая тишина, и старая барыня сидела на своем диване мрачнее грозовой тучи
| Нрава она была смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно Никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни Бедная девка (автор) «Безответная ты душа» Смиренница (Гаврила о Т) |
|
4. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник», 5 класс
1 группа Перечитайте фрагмент текста от слов «Служил на Кавказе офицером один барин..» до слов «…Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой». Выпишите слова, которые раскрывают образ Жилина.
2 группа Перечитайте фрагмент текста от слов «Служил на Кавказе офицером один барин..» до слов «…Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой». Выпишите слова, которые раскрывают образ Костылина.
1 группа В плену (3 глава) 1) Перечитайте фрагмент текста от слов «Жил так Жилин с товарищем целый месяц..» до слов «…а которые все, как на зверя, косятся». Выпишите слова, которые показывают поведение Жилина и Костылина в плену.
2) Художественная деталь занимает большое место в произведениях Л.Н.Толстого. Очень важные качества личности часто передаются автором через детали. Внимательно прочитайте 5 главу рассказа. Какие детали характеризуют личность Жилина?
2 группа В плену (4 глава)
1) Перечитайте фрагмент текста от слов «Прожил так Жилин месяц..» до слов «…а Жилину и уходить не хочется». Выпишите слова, которые показывают поведение Жилина в плену.
Художественная деталь занимает большое место в произведениях Л.Н.Толстого. Очень важные качества личности часто передаются автором через детали. Внимательно прочитайте 5 главу рассказа. Какие детали характеризуют личность Костылина?
Работа в группах развивает навыки самостоятельной работы по поиску информации, учит организации учебной деятельности, формирует потребности в самовыражении и самореализации, формирует позитивную моральную самооценку и моральные чувства.
Подростковый возраст является чрезвычайно важным этапом развития самосознания и формирования чувства собственного достоинства. При системно-деятельностном подходе в преподавании литературы учитель создает условия для приобретения детьми жизненного опыта, формирует умения учиться в процессе учебной деятельности, оценивать свои результаты.
2. Целеполагание. Постановка главной проблемы. Портрет писателя Андрея Платоновича Платонова. Рассказ «Никита» - Какова же цель нашего урока?
В начале урока вы высказали свое мнение о взаимоотношении ребенка с окружающим миром, сегодня мы узнаем о мнении писателя на эту тему. Вчитываясь в строки рассказа «Никита», постараемся открыть секреты победы над страхом.
Рассказ написан в 1945 году, в год окончания войны. Андрей Платонович прошел войну военным корреспондентом «Красная звезда» в чине капитана. Вместе с солдатами Платонов не раз оказывался на самых горячих участках фронта. Из письма к жене: «Пишу о войне, а душа покоя просит…»
- Что вы узнали о Никите в рассказе? Какие заботы ложились на плечи мальчика «пяти лет от роду»? Какие страхи преследовали главного героя рассказа?
3. Лабораторная работа. Исследование текста
Работа в группах
- Окружающий мальчика близкий мир (мир, замкнутый территорией дома, сарая, бани, огорода) оживляется, одухотворяется Никитой. Докажите это, заполнив таблицу по данному образцу. Стр. учебника 71-73
Предмет, явление, образ | Текст |
Солнце | Доброе солнце по-прежнему светило на небе и глядело на него в ответ теплым лицом. Никита увидел, что солнце похоже на умершего дедушку, который всегда был ласков к нему и улыбался, когда был живой и смотрел на него. Никита подумал, что дедушка стал теперь жить на солнце. |
Колодец |
|
Стена сарая |
|
Старый пень |
|
Банька |
|
- Окружающий мальчика близкий мир (мир, замкнутый территорией дома, сарая, бани, огорода) оживляется, одухотворяется Никитой. Докажите это, заполнив таблицу по данному образцу.
Стр. учебника 73 - 74
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ivankovoy_s.v.ppt | 2.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Великая цель образования – это не знания, а действия. Герберт Спенсер английский философ, социолог XIX века
Системный подход - это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвя-занных элементов. Умение видеть задачу с разных сторон, анализировать множество решений, из единого целого выделять составляющие, или из разрозненных фактов собирать целостную картину.
Деятельностный подход Психологические способности человека - это результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последователь-ных преобразований.
Цель обучения Дать человеку умение действовать. Формирование способа действий.
Цель подхода : воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности; развитие умения самостоятельно ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты; развитие интереса к предмету; приобретение исследовательского опыта; развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию; развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.; получение дополнительных знаний по теме; развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).
Принципы построения обучения в СДП: деятельности непрерывности целостности минимакс психологической комфортности вариативности творчества
Учитель-Ученик Позиция учителя к классу не с ответом, а с вопросом Позиция ученика за познание мира в специально организованных условиях
Традиционное обучение Инновационное развивающее обучение 1) базируется на принципе доступности; 1) опирается на зону ближайшего развития; 2) учащийся выступает в роли объекта ПД; 2) учащийся действует как субъект собственной УД; 3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний; 3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения; 4) развивает обыденное мышление, эмпириический способ познания 4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания; 5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы; 5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности 6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности. 6) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.
Проблемы - Механическое заучивание (зубрежка) - Использование готовых материалов сети интернет - Отсутствие монологической речи - Узкий кругозор Снижение грамотности Низкая культура
Современные технологии проектное обучение проблемное обучение коллективная система обучения дифференцированное обучение развитие критического мышления модульное обучение игровая деятельность
Цель технологии критического мышления Научить такой работе с источниками информации, в процессе которой информация понималась, осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом – и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение.
Структура урока технологии критического мышления ВЫЗОВ Актуализация имеющихся знаний. Пробуждение интереса к получению новой информации. Постановка учеником собственных целей обучения.
ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ Получение новой информации. Корректировка учеником поставленных целей обучения.
РЕФЛЕКСИЯ размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей.
Приемы технологии критического мышления на стадии вызова мозговой штурм кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения) игра-упражнение «Веер» прием «Поясните цитату» прием «Как вы объясните народную мудрость» прием «Вы согласны с этим высказыванием?» прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф» постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных прием «Верите ли вы, что…» прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал») прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)
Приемы технологии на стадии осмысления прием инсерт (пометки на полях) прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация) прием «Сводная таблица» прием «Тонкие и толстые вопросы» прием «Зиг-заг» прием «Мое мнение» прием «Мозговой штурм» прием «Фишбоун» прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов:что?, где?, когда?) прием «Мудрые совы»
Приемы технологии на стадии рефлексии Написание эссе. Рефлексивный экран вопросов. Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме… Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение») Что нового вы узнали на уроке?
Приемы развития критического мышления КЛАСТЕР «Типы предложений» Предложения Простые Сложные Союзные Бессоюзные ССП СПП
КЛАСТЕР «Имя существительное»
ИНСЕРТ Маркировка текста значками по мере его чтения (обеспечивает вдумчивое внимательное чтение, делают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому») « V » «+» «-» «?» Знаю Не знаю Противоречие Непонятно
V знаю + не знаю - противоре-чие ? непонятно – обозначает предмет; – падежные вопросы; – морфологические признаки (род, число, падеж, склонение); – род (м., ж., ср.); – число (ед., мн.) – падеж (6); – склонение (1, 2, 3); – в предложении – ( ____, _ _ _ _ ) – самостоятельная часть речи; – классифицируются по значению на конкретные, отвлечённые, вещественные, собирательные; – н.ф. – им. п., ед. ч.; – в предложении – любой член. Самостоя-тельная часть речи. – Что такое склонение? – При каких условиях сущ. может быть определением в предложении? – Почему одни сущ. отвечают на вопрос кто ?, а другие – что ? – Почему одни сущ. пишутся с большой буквы, другие – с маленькой, а третьи – в кавычках?
ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ Текст не должен быть знаком учащимся. Текст заранее делится на части. Задания и вопросы к тексту формулируются с учетом иерархии уровней познавательной деятельности (по Блуму: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка).
Задания: прочтите, озаглавьте текст. О чем текст? Найдите и выпишите слова, употреблённые в переносном значении. Когда с утра до вечера сеял дождь, березка сникала и безропотно мокла. Случалось, перед самым закатом у горизонта открывалось чистое небо и на березовую вершину садилось отдохнуть солнце, будто сказочная жар-птица. Запутавшись в ветвях, солнце рассыпалось пучками лучей. Скошенное поле вдруг озарялось низким, тревожным отсветом, вспыхивала и становилась отчетливо заметной каждая серебряная нитка паутины…
Задания: прочтите, озаглавьте текст. О чем текст? Сказочный закат Летний вечер Слова, употреблённые в переносном значении: сеял дождь, березка сникала и безропотно мокла , открывалось чистое небо, садилось отдохнуть солнце, запутавшись в ветвях, солнце рассыпалось пучками лучей, поле озарялось , вспыхивала нитка паутины… (олицетворение) Сравнение: будто сказочная жар-птица Эпитеты: чистое небо низким, тревожным отсветом , отчетливо заметной, серебряная нитка паутины,
СИНКВЕЙН СИНКВЕЙН - творческая работа в форме короткого стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
1. Имя существительное, выраженное одним словам 1. Сказка 2. Описание темы именами прилагательными 2. Волшебная, бытовая 3. Описание действия 3. Читать, пересказывать, учить 4. Фраза, выражающая отношение автора к теме 4. Сказка – ложь, да в ней намек 5. Слово-синоним 5. Фантазия, выдумка
1 строка – педсовет 2 строка – обучающий, системно-деятельностный 3 строка – слушаем, анализируем, делаем выводы 4 строка – учимся работать по ФГОС 5 строка – обмен опытом СИНКВЕЙН
Примерные вопросы для характеристики персонажа: Как выглядит наш персонаж? Каким я представляю его внешность и одежду? Каково его основное качество характера? Какими мы представляем себе его мимику, походку, манеры держаться и говорить? Как они характеризуют героя? В каких сценах участвует герой? Как себя ведёт? Как мы представляем себе его прошлую жизнь? Каковы отношения героя с другими персонажами? Как он относится к людям, как относятся они к нему? К чему стремиться герой? Чего хочет достичь? Меняется ли герой по ходу действия пьесы? Если да, как, при каких обстоятельствах и почему? Творческая работа в группах
Королева Профессор Падчерица Старуха мачеха Дочка
Критерии эффективности развития навыков критического мышления Владение навыками поиска, трактовки, анализа информации. Умение формулировать корректные выводы. Интерес к творческой деятельности. Умение аргументировано отстаивать свою позицию. Положительная мотивация к предмету. Наличие исследовательских навыков. Умение выстраивать логические цепочки доказательств.
Проектная деятельность Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
Главными целями метода проектов являются : 1. развитие интереса к предмету; 2. приобретение исследовательского опыта; 3. развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию; 4. развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.; 5. получение дополнительных знаний по теме; 6. развитие навыков монологической речи (по заданным образцам)
Краткосрочный проект / в течение урока / при изучении темы «Доказательства в рассуждении»: Прочитайте сказку «Курочка Ряба»; опираясь на предложенную модель, допишите её, приведя доказательства того, что простое яйцо тоже полезно, как и золотое. Модель ответа : Ещё громче заплакала баба: «Зачем мне простое, какой от него толк?». Отвечает ей дед: «Ну, баба, не скажи. Во-первых, _________________________ ; во-вторых, ____________________________ ; в-третьих, ____________________________». Значит, _____________________________. Обрадовалась баба и плакать перестала. Для справки: Яичная скорлупка содержит много кальция, который очень важен для живого организма. Укрепляет кости человека. Курицы начинают лучше нестись… Яичная скорлупа может служить удобрением для огорода.
Самопроверка. (Проверка выполнения задания) Модель ответа: Ещё громче заплакала баба: «Зачем мне простое, какой от него толк?». Отвечает ей дед: «Ну, баба, не скажи. Во-первых, можно яичко поджарить или приготовить омлет; во-вторых, курица может вывести цыплёнка из яйца; в-третьих, скормить скорлупу курочке, и она будет лучше нестись». Значит, простое яйцо не менее полезно, чем золотое. Обрадовалась баба и плакать перестала.
Самооценка Привел три аргумента 3 б Два аргумента 2 б Один аргумент 1 б Сделал вывод 2 б Допустил 0 ошибок 5 б 1 4 б 2 3 б 3 2 б 4 1 б 5 0 б Максимальное количество баллов 10 б Оценки: 9 -10 б.- «5» 7 - 8 б. – «4» 4 - 6 б. – «3» 1 -3 б. – «2»
Ромашка Блума – ромашка вопросов Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
Ромашка Блума Простой вопрос: Сколько лет С.-Щедрин провёл в ссылке? Уточняющий вопрос: Считаете ли вы, что С.-Щедрин был защитником и выразителем народных идеалов? Интерпретационный вопрос: Почему С.-Щедрина можно назвать писателем-сатириком? Творческий вопрос: Что исчезло бы из русской литературы, если бы не было такого писателя, как С.-Щедрин? Оценочный вопрос: Как вы оцениваете отношение С.-Щедрина к России (к крепостному праву, и т.д.)? Практический вопрос: Что из того, над чем смеялся С.-Щедрин, можно встретить в современной жизни?
РАФТ Р оль А удитория Ф орма Т ема Приём работы при создании авторского текста РАФТ (в переводе raft – «плот»). Учит критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования.
РАФТ И дея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль , т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием. Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, учеников и т.д.). Вышеперечисленные параметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (письмо, сочинение и т.д.). И, наконец, выбирается тема.
Пирамида 1. Имя героя вашей истории (героем может быть человек, животное, овощ, неодушевленный предмет) 2. Два слова , описывающих героя (внешность, возраст, черты характера, качества) 3. Три слова , описывающих место действия (страна, местность, общественные места и др.) 4. Четыре слова , описывающих проблему истории (деньги, заблудиться, встретить, любовь …)
Пирамида 5. Пять слов , описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы в истории?) 6. Шесть слов , описывающих второе событие истории (что происходит с героем и его окружением по ходу сюжета?) 7. Семь слов , описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы?) 8. Восемь слов , описывающих решение проблемы.
1.Салтыков-Щедрин. 2.Дворянин, писатель-сатирик. 3.Москва, Вятка, Россия. 4.Выступил, неравенство, общественный строй. 5. «Запутанное дело», революционные идеи, ссылка. 6.Помещичий гнёт, чиновничий произвол, против самодержавия, произведения. 7.Сказки, наблюдения, народный защитник, идеал, интерес, идеи, время. 8.Сатирические типы, нарицательный, социальные явления, вера в народ, Россия.
Прием “Дерево предсказаний”. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести, тексте. Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация урока литературы в рамках системно-деятельностного подхода: урок по теме "Эмоциоанально-образный анализ рассказа В.М.Шукшина "Дядя Ермолай"(с применением интернет-ресурсов)
Урок разработан с использованием системно-деятельностного подхода: определена деятельность ученика (учащиеся организованы в группы) и учителя на уроке, мотивация к целеполаганию, цели и задачи, рефлек...
Использование технологии критического мышления в рамках системно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности принципами деятельности и творчества. В рамках технологии критического мышления учащийся не только открывает новые знания, но и творчески ре...
Выступление на городском методическом объединении учителей математики на тему: «Урок математики в рамках системно-деятельностного подхода»
Выступление на городском методическомобъединении учителей математики на тему:«Урок математики в рамках системно-деятельностного подхода»...
Доклад на тему: «Работа с одаренными и способными детьми на уроках русского языка и литературы».
Доклад содержит рекомендации при работе с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы....
Методичка приемов в рамках системно - деятельностного подхода
В пособии представлены (собранные из разных технологий) приёмы введения учащихся в тему урока и выхода из урока, которые повышают мотивацию учащихся к получению знаний. Эти приемы используются мною пр...
Доклад на тему "Дидактическая игра как средство повышения интереса к урокам русского языка и литературы"
Доклад на тему "Дидактическая игра как средство повышения интереса к урокам русского языка и литературы"...
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...