Рабочая программа по русскому языку 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Предварительный просмотр:
Министерство просвещения российской федерации
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Отдел образования Шолоховского района
МБОУ «Андроповская СОШ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Среднее (полное) общее образование 11 класс
Количество часов-68
Учитель Ляхова Л.Н.
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений ,авторы-составители А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностными результатами освоения учениками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения учащимися основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Ожидается, что учащиеся, по завершению обучения смогут демонстрировать следующие результаты в освоении русского языка
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
1) совершенствованию различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации): созданию устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге; развитию навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности; овладению различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); пониманию, интерпретации и комментированию текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения; умению оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; выявлению основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи; умению создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.); 2) пониманию определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования: осознанному использованию речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей; соблюдению основных языковых норм в устной и письменной речи; стремлению расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие; 3) использованию коммуникативно-эстетических возможностей русского языка: распознаванию и характеристике основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развернутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи; уместному использованию фразеологических оборотов в речи; корректному и оправданному употреблению междометий для выражения эмоций, этикетных формул; использованию в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов; 4) расширению и систематизации научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознанию взаимосвязи его уровней и единиц; освоению базовых понятий лингвистики: идентификации самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам; распознаванию существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия; распознаванию глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков; распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц; распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий; 5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста: проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов; проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении; анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста; определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова; определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов; деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования; проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи; характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции; опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида; определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; определение грамматической основы предложения; распознавание распространенных и нераспространенных предложений, предложений осложненной и неосложненной структуры, полных и неполных; распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных членов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций; опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями сложного предложения; определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения; определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования; 6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения: умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов; пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления; пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова; использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов; использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов; использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов; 7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка: поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами; освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме; применение правильного переноса слов; применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге; соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами; выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учетом значения, смыслового различия, стилистической окраски; нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов; соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесенности глаголов-сказуемых в связном тексте. | • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка; • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка; • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка; • использовать знание алфавита при поиске информации; • различать значимые и незначимые единицы языка; • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова; • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; • членить слова на слоги и правильно их переносить; • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами; • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав; • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; • проводить лексический анализ слова; • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение); • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; • проводить морфологический анализ слова; • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов; • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; • находить грамматическую основу предложения; • распознавать главные и второстепенные члены предложения; • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры; • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения; • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания; • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; • использовать орфографические словари. Ученик получит возможность научиться: • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; • опознавать различные выразительные средства языка; • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры; • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта; • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда; • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова; • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ | Разделы темы | Количество часов | Развитие речи | Контрольные работы |
1 | Синтаксис и пунктуация | 30 | 2 | 1(к.р.) |
2 | Публицистический стиль | 9 | 2 | 1(к.изл.) |
3 | Художественный стиль | 7 | 2 | - |
4 | Разговорный стиль речи. | 2 | ||
5 | Сложное предложение | 14 | 2 | 1(к.с.) 1(к.д.) |
6 | Повторение | 6 | 1(к.р.) | |
Итого: | 68 | 10 | 5 |
СОДЕРЖАНИЕ рабочей программы
Синтаксис и пунктуация – 30 ч.
Повторение изученного материала.. Интонация и ее роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения
Некоторые случаи согласования в числе сказуемых с подлежащим
Именительный и творительный падежи в сказуемом
Тире между подлежащим и сказуемым
Управление при словах, близких по значению.
Однородные члены предложения и пунктуация при них
Знаки препинания при однородных членах
Однородные и неоднородные определения
Контрольная работа по теме «Знаки препинания при однородных членах предложения»
Обособление определений
Синонимика простых предложений с обособленными определениями с придаточными определительными
Приложение и их обособление
Обособление обстоятельств
Обособление дополнений
Пунктуация при вводных и вставных конструкциях
Пунктуация при обращениях. Слова-предложения и выделение междометий в речи
Порядок слов в предложении
Контрольная работа по теме «Знаки препинания при обособлении, вводных словах, конструкциях, обращении». Диктант с грамматическим заданием.
Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование.
Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.
Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Повторение и обобщение изученного о типах простого и сложного предложения. Пунктуация простого и сложного предложения.
Публицистический стиль — 9 ч.
Особенности публицистического стиля
Особенности публицистического стиля и используемые в нем средства эмоциональной выразительности
Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк
Устное выступление. Доклад. Дискуссия
Дискуссия на тему: «Патриотизм: знак вопроса» Р.р. Контрольное изложение публицистического стиля с элементами сочинения
Особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.
Очерк, эссе.
Устное выступление. Дискуссия.
Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Художественный стиль — 7 ч.
Общая характеристика художественного стиля
Виды тропов и стилистических фигур
Р.р.Урок-практикум. Анализ лирического произведения. Р.р.Изложение по тексту художественного стиля
Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность,
широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка. Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.
Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.
Разговорный стиль-2ч.
Общая характеристика разговорного стиля: образность,
широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка. Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.
Сложное предложение — 14 ч.
Повторение. Виды сложных предложений
Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении (ССП)
Пунктуация в сложносочиненном предложении
Пунктуация в предложениях с союзом и
Контрольное сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ
Проблема текста. Комментарий текста. Определение позиции автора в тексте. Аргументация высказывания. Естественные и искусственные доказательства. Композиция сочинения. Виды ошибок в содержании и речевом оформлении сочинения.
Основные группы сложноподчиненных предложений (СПП)
СПП с придаточными изъяснительными
СПП с придаточными определительными
СПП с придаточными обстоятельственными
Знаки препинания в СПП с одним придаточным.
Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными
Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем, и СПП
Контрольный диктант и его анализ
. Повторение и обобщение изученного о типа сложного предложения. Пунктуация сложного предложения.
Повторение изученного материала -6 ч.
Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Обобщающее повторение морфологии. Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание.
Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 11 КЛАССЕ НА 2023-2024
УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/п | Календарные сроки | Раздел. Тема урока | Количество часов | Учебно-познавательная деятельность учащихся. Виды деятельности . | Требования к уровню подготовки учащихся | |
Синтаксис и пунктуация – 30 | ||||||
1 2 | Повторение изученного материала по теме «синтаксис». Интонация и ее роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения. | 1 1 | Рассказ, работа с книгой, беседа. Практикум. Выполнение тренировочных упражнений. | Обобщить знания учащихся об интонации и ее роли в предложении; Закрепить навыки правописания приставки | ||
3 - 4 | Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим. | 2 | Проблемные задания Творческая работа, словарная работа, тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ | Обобщить знания учащихся о главных членах предложения и способах их выделения; уметь определять грамматическую связь между главными членами; закрепить навыки правописания суффиксов –н- и –нн- в прилагательных и причастиях | ||
5 | Именительный падеж. в сказуемом.Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Беседа, рассказ. Практикум. Работа по учебнику, анализ предложений, тренировочные упражнения, конструирование предложений по данным схемам | Обобщить знания по теме «Главные члены предложения»;работа по предупреждению грамматических ошибок | ||
6 7 | . Именительный и творительный падежи в сказуемом. Управление при словах, близ ких по значению. | 1 1 | Беседа. Практикум. Практическая работа, тест Беседа. Практикум. Практическая работа, тест | Обобщить знания по теме: «Члены предложения»; закрепить навыки постановки знаков препинания в ПП; дать понятие о речевой недостаточности, научить отличать ее от неполных предложений, закрепить навыки правописания. | ||
8 | Управление при словах, близ ких по значению. | 1 | Практикум Работа по материалу учебника, тренировочные упражнения, пунктуационный разбор | Помочь научиться преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками | ||
9 10 | Знаки препинания при однородных членах предложения Однородные члены предложе ния и пунктуация при них. | 1 1 | Практикум Тренировочные упражнения, анализ предложений, словарная работа тест по материалам КИМов | Обобщить знания по теме «Осложненное предложение», закрепить навыки правописания не с разными частями речи. | ||
11 - 12 | Знаки препинания при однородных членах предложения | 2 | Беседа, практикум. Тренировочные упражнения по материалам КИМов | Обобщить знания по теме «Пунктуация при однородных членах предложения» | ||
13 - 14 | Однородные и неоднородные определения | 2 | Тренировочные упражнения. Тренировочные упражнения, анализ предложений. | Научить различать однородные и неоднородные определения, закрепить навыки правописания. | ||
15 | Контрольная работа по теме «Знаки препинания при однородных членах предложения» | 1 | Тест | Проверить практические умения школьников, а также знания теории по разделу «Знаки препинания при однородных членах предложения» | ||
16-17 |
| Р. р. Написание сочинения-рассуждение в формате ЕГЭ (часть С) | 2 | Проверка ЗУН по пунктуации | ||
18-19 |
| Обособленные определения | 2 | Беседа, практикум Творческая работа, словарная работа, тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ | Обобщить знания учащихся об обособленных членах предложения, формировать навыки постановки знаков препинания при обособленных членах | |
20 | Синонимика простых предложений с обособленными определениями с придаточными определительными | 1 | Практикум. Творческая работа, словарная работа, тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ | Закрепить знания о структуре СПП, показать синонимичность придаточных определительных с обособленными оборотами в ПП, формировать умение пользоваться этими оборотами в речи | ||
21 | Приложения и их обособление | 1 | Беседа. Практикум. Повторение теоретического материала , работа по учебнику, по таблице. Анализ предложений | Обобщить знания учащихся о приложениях, формиро- вать навыки знаков препинания при приложениях. | ||
22 | Обособление обстоятельств. | 1 | Практикум. Повторение теоретического материала , работа по учебнику, по таблице. Анализ предложений | Обобщить знания об обособленных обстоятельствах; формировать навыки постановки знаков препинания при обособленных обстоятельствах | ||
23 | Обособление дополнений. Уточняющие члены предложения. | 1 | Беседа по вопросам. Практикум. Повторение теоретического материала , работа по учебнику, по таблице. Анализ предложений | Совершенствовать умение аргументированно ставить необходимые знаки препинания при обособленных дополнениях и уточнениях и уточняющих членах предложения. | ||
24-25 | Пунктуация при вводных и вставных конструкциях. | 2 | Выполнение упражнений. Работа по учебнику, выполнение упражнений на закрепление, самостоятельная работа по конструированию предложений | Повторить и обобщить знания учащихся; формировать навыки грамотного пунктуационного оформления вводных и вставных конструкций в письменной речи | ||
26- 27 | Пунктуация при обращениях. Слова-предложения и выделение междометий в речи. Порядок слов в предложении | 1 1 | Практикум. Выполнение заданий предложенной проверочной работы | Повторить и обобщить знания учащихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением; формировать навыки грамотно пунктуационно оформлять указанные конструкции в письм. речи. | ||
28 | Порядок слов в предложении | 1 | Беседа. Практическая работа. Повторение теоретического материала , работа по учебнику, по таблице. Анализ предложений | Раскрыть стилистические функции порядка слов в предложении | ||
29-30 | Контрольная работа по тексту администрации в формате ЕГЭ | 1 1 | Проверить знания учащихся. | |||
Публицистический стиль-9 | ||||||
31 | Работа над ошибками Особенности публицистического стиля. | 1 | Беседа. Лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; | Обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль речи»; закрепить навыки правописания. | ||
32 | Особенности публицистического стиля и используемые в нем средства эмоциональной выразительности. | 1 | Рассказ учителя и учащихся. Взаиморецензирование. | Развивать умение пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя. | ||
33-34 | Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк | 2 | Рассказ учителя и учащихся. Анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | Познакомить учащихся с жанрами публицистического стиля речи; научить писать портретный очерк. | ||
35 | Устное выступление. Доклад. Дискуссия. | 1 | Беседа. Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | Познакомить учащихся с правилами устного выступления; закреплять навыки правописания. | ||
36- 37 | Дискуссия на тему «Патриотизм: знак вопроса» | 2 | Беседа. Выступления учащихся по теме. | Воспитание чувств патриотизма, развитие устной речи учащихся; закреплять на практике правила устного выступления. | ||
38- 39 | Р.р.Подготовка и написание Контрольного сочинения по тексту публицистического стиля Работа над ошибками .Анализ сочинений | 2 | Практикум. Сообщения учащихся о Д.С. Лихачеве | Формировать навыки культуры речи; проверить орфографическую и пунктуационную грамотность. | ||
Художественный стиль -7 | ||||||
40 | Общая характеристика художественного стиля | 1 | Практикум. Работа по учебнику, анализ текстов, выполнение тренировочных упражнений | Обобщить и углубить знания по теме «Художественный стиль речи»; закреплять навыки правописания. | ||
41- 42 | Виды тропов и стилистических фигур Виды тропов и стилистических фигур | 2 | Индивидуальная работа по анализу текстов. Анализ текстов, выявление их стилистических особенностей тренировочные упражнения, | Показать роль тропов и фигур речи в текстах художественного стиля; формировать навыки культуры речи. | ||
43- 44 | Виды тропов и стилистических фигур | 1 | Индивидуальная работа по анализу текстов. Работа по материалу учебника, анализ текстов, выполнение тренировочных упражнений | «…Правильно понять художественный текст через язык, т.е.языковые дроби, из которых слагаются целые образные единицы художественного языка» .(Н.М.Шанский) | ||
45-46 | Урок-практикум :виды тропов и стилистических фигур Анализ лирического произведения | 2 | Практикум. | Формировать навыки культуры речи; проверить орфографическую и пунктуационную грамотность. | ||
47- 48 | Разговорный стиль речи. Общая характеристика художественного стиля речи | 2 | Выступления учащихся. Выступления учащихся (реализация домашнего задания). | Обобщить и углубить знание по теме «Разговорный стиль речи»; выработать умение анализировать особенности и колорит устно-разговорной речи. | ||
Сложное предложение -14 | ||||||
49 | Основные группы СПП. | 1 | Практикум. Работа по учебнику, анализ предложений, тренировочные упражнения, конструирование предложений по данным схемам | Повторить ранее изученный материал по теме «Сложное предложение»; закреплять навыки правописания. | ||
50 | Основные группы СПП. | 1 | Самостоятельная работа. Работа по учебнику, выполнение упражнений на закрепление, самостоятельная работа по конструированию предложений | Закрепить умение определять структуру СПП и его частей, расставлять знаки препинания; усвоить сферу употребления данных конструкций | ||
51 | Основные группы СПП. Пунктуация в ССП. | 1 | Беседа. Практикум. Работа по учебнику, анализ предложений, тренировочные упражнения, конструирование предложений по данным схемам | Закрепить умение определять роль союза и в предложениях; учить расставлять знаки препинания. | ||
52-53 | Подготовка к Контрольное сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ | 2 | Практическая работа. Практическая проверочная работа, выполнение заданий КИМов | Поверить знания учащихся по теме «Сложное предложение». Знаки препинания в ССП. | ||
54 | Пунктуация в ССП.Пунктуация в предложениях с союзом и | 1 | Беседа. Практикум. Анализ предложений, тренировочные упражнения | Повторить основные сведения о группах СПП; учить расставлять знаки препинания; закреплять навыки правописания. | ||
55 | СПП с придаточными изъяснительными. | 1 | Практическая работа, тест Анализ предложений, тренировочные упражнения | Закреплять умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания. | ||
56 | СПП с придаточными определительными. | 1 | Практикум. Творческая работа, словарная работа, тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ | Закреплять умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания. | ||
57 | СПП с придаточными обстоятельственными. | 1 | Практикум. Синтаксический разбор предложений, практическая работа, конструирование предложений по заданным схемам. | Закреплять умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания | ||
58 | Знаки препинания в СПП с одним придаточным. | 1 | Практикум. Материал учебника, выполнение тренировочных упражнений, творческая работа, самостоятельная работа | Повторить и обобщить сведения о СПП; закреплять навыки грамотного пунктуационного оформления СПП. | ||
59 | Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. | 1 | Беседа по вопросам. Практикум. Беседа по вопросам, анализ предложений, тренировочные упражнения практического характера | Повторить классификацию СПП с несколькими придаточными, привести в систему знания по теме. | ||
60 | Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем, в СПП. | 1 | Практикум. Тренировочные упражнения, выполнение заданий КИМов | Закреплять пунктуационные навыки при сравнительных оборотах и в СПП. | ||
61-62 | Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение. Тест в формате ЕГЭ. Анализ теста и работа над ошибками. | 2 | Практическая работа, тест | Проверить знания учащихся по теме. | ||
63 | Повторение | Практикум. Тренировочные упражнения, анализ предложений, словарная работа | Практикум. Тренировочные упражнения, анализ предложений, словарная работа | |||
64 | Систематизация знаний, умений по разделу «Орфоэпия.Орфография | 1 | Практикум. Тренировочные упражнения, анализ предложений, словарная работа | Обобщить и систематизировать знания по фонетике, графике и орфографии; совершенствовать навыки правописания и навыки фонетического разбора. | ||
65 | Повторение. Синтаксис и пунктуация | 1 | Практикум. Индивидуальная работа по карточкам, выполнение заданий ЕГЭ | Обобщить и систематизировать материал по морфологии и орфографии; совершенствовать навыки правописания. | ||
66 | Повторение. Морфология и орфография. | 1 | Практикум. Индивидуальная работа по карточкам, выполнение заданий ЕГЭ | Обобщить и систематизировать материал по морфологии и орфографии; совершенствовать навыки правописания. | ||
67 | Повторение. Орфография и пунктуация | 1 | Практикум. Индивидуальная работа по карточкам, выполнение заданий ЕГЭ | Обобщить и систематизировать материал по морфологии и орфографии; совершенствовать навыки правописания. | ||
68 | Повторение. Орфография и пунктуация | 1 | Практикум. Индивидуальная работа по карточкам, выполнение заданий ЕГЭ | Обобщить и систематизировать материал по морфологии и орфографии; совершенствовать навыки правописания. | ||
69 | Повторение. Орфография и пунктуация | 1 | Практикум. Индивидуальная работа по карточкам, выполнение заданий ЕГЭ | Обобщить и систематизировать материал по морфологии и орфографии; совершенствовать навыки правописания. | ||
70 | Повторение. Орфография и пунктуация | 1 | Практикум. Индивидуальная работа по карточкам, выполнение заданий ЕГЭ | Обобщить и систематизировать материал по морфологии и орфографии; совершенствовать навыки правописания. |
.Учебно – методические пособия:
1. Учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Базовый уровень. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2020 г.
2. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко
Дополнительная литература:
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Базовый уровень.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2020год.
- Греков В.Ф. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2019
- Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. – М.: ВАКО, 2019.
- Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2019.
- М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на Дону, «Феникс», 2019г.
- Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2018г.
- И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2021. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2021г.
- Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2010. Ростов-на Дону: «Легион», 2021г.
- Л.И.Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2010. М.: «Экзамен», 2020г.
- Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: «Тригон»,
- С.В.Антонова. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: «Вентана Граф,2020г.
- Н.В.Егорова. ЕГЭ 2021. Подготовка к части С. М., 2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/17/picture-298345-1379433650.jpg)
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/28/picture-392683-1390901959.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/28/picture-392683-1390901959.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/19/picture-170012-1413708642.jpg)
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/11/picture-571753-1460407227.jpg)
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/15/picture-948012-1505465655.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....