Программа внеурочной деятельности
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по русскому языку
«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР СЛОВ»
для обучающихся 9 «В» класса
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» опирается на знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса литературы и русского языка.
В школьной практике при изучении родного языка недостаточно внимания уделяется важнейшей его стороне – эстетической функции, которая наиболее ярко и полно проявляется в произведениях художественной литературы. Как правило, школьники не видят в родном языке самого главного – его удивительного богатства и красоты, того, чем может гордиться каждый, кто считает русский язык своим родным. Поэтому актуальным является формирование определённых знаний об особенностях художественной речи, разнообразии выразительных средств русского языка. Для этого необходимы занятия, направленные на интеграцию двух школьных предметов – русского языка и литературы, чтобы систематически и целенаправленно обращать внимание на языковую сторону изучаемых художественных произведений. Программа имеет общеинтеллектуальную направленность, способствует развитию творческих способностей обучающихся.
Цель программы – углубление и расширение знаний обучающихся о выразительности русского языка и литературы, совершенствование их общего языкового развития.
Задачи:
- познакомить обучающихся с выразительно-изобразительной стороной изучаемых явлений языка;
- активизировать внимание учащихся к художественному тексту, в котором реализуется эстетическая функция языка, чётко проявляется изобразительная роль определённого языкового явления;
- продемонстрировать изобразительные возможности родного языка, чтобы школьники научились видеть и слышать красоту его, понимать, какими изобразительными средствами она достигается.
На занятиях курса используются следующие виды работы:
- Лингвистический анализ текста.
- Лингвостилистический анализ текста.
- Комплексный анализ текста.
Формы работы, которые могут использоваться в ходе занятий по программе:
-беседа;
-лекция учителя с различными видами заданий;
-составление обобщающих таблиц и схем;
-самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
-работа в парах, группах;
-проведение практикумов;
-написание творческих работ.
Занятия предполагают рассмотрение теоретических вопросов, но большая часть времени будет использована для отработки практических умений и навыков.
Программа курса «Удивительный мир слов» рассчитана на 30 часов (1 час в неделю). Программа ориентирована на обучающихся 9 класса.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Личностные результаты освоения обучающимися содержания программы должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
- сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
- осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
- принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических, демократических, семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с жизненными ситуациями, изображёнными в литературных произведениях;
- готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного литературного образования, в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
- умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов России;
- ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, внимание к их воплощению в литературе, а также достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде, отражённым в художественных произведениях;
- идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из литературы;
3) духовно-нравственного воспитания:
- осознание духовных ценностей российского народа;
- сформированность нравственного сознания, этического поведения;
- способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном произведении, и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей художественной литературы;
- осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни, в соответствии с традициями народов России, в том числе с опорой на литературные произведения;
4) эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе литературы;
- убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и устного народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по литературе;
5) физического воспитания:
- сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
- потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью, в том числе с адекватной оценкой поведения и поступков литературных героев;
6) трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в том числе при чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства с профессиональной деятельностью героев отдельных литературных произведений;
- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность в процессе литературного образования;
- интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на поступки литературных героев;
- готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем, представленных в художественной литературе;
- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества, с учётом осмысления опыта литературных героев;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе показанных в литературных произведениях; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе представленной в произведениях русской, зарубежной литературы и литератур народов России;
8) ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе, в том числе на литературные темы.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования, в том числе школьного литературного образования, у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
- самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
- саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
- внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты, учитывая собственный читательский опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Важнейшим метапредметным результатом обучения является освоение обучающимися межпредметных понятий, используемых в нескольких предметных областях и позволяющих связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов, модулей в целостную картину мира для использования их в учебной, познавательной и социальной практиках. Приведём примерный (открытый) перечень понятий, работа с которыми идёт на уроках русского языка, литературы, иностранного языка.
Текст (от лат. textus – ткань; сплетение, соединение) – речевое произведение, обладающее цельностью, связностью и относительной законченностью.
Тема текста – то, о чём написано в тексте.
Микротема – одна из составляющих темы текста.
Проблема – вопрос, который ставит автор текста.
Главная мысль – утверждение по теме текста, которое автор стремится донести до читателя.
Композиция – строение текста, расположение его частей.
Значение слова – его предметно-понятийное наполнение.
Прямое значение слова – первичное значение слова, непосредственно соотносящееся с предметом, признаком, действием или количеством, которое этим словом обозначено.
Переносное значение слова – вторичное значение слова, возникшее в результате переноса названия с одного предмета, признака или действия на другой предмет, признак или действие на основании их сходства по определённому основанию.
Контекст – часть текста, позволяющая понять, в каком значении употреблено слово.
Термин – слово или сочетание слов, обозначающее понятие из определённой научной области.
На современном этапе развития образования одной из основных задач всех предметных областей обучения является формирование межпредметных компетенций, в числе которых центральное место отведено функциональной грамотности, включающей в качестве одного из важнейших элементов интегративное умение обучающегося воспринимать тексты разных форматов, извлекать из них информацию, оценивать эту информацию с точки зрения достоверности и с позиций возможности и целесообразности её использования, интерпретировать её и использовать для решения различных учебных и жизненных задач, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В связи с этим особое значение приобретает такое межпредметное понятие, как текст. В тексте как средстве и объекте изучения находят реализацию все компоненты содержания образования. Знания о природе, обществе, технике, мыслительной деятельности передаются в текстах, в том числе представленных не в линейной последовательности смысловых отрезков, а в виде: таблиц, схем; примеров выполнения заданий; решений задач; математических выражений и формул; различного рода иллюстративного материала.
Целью таких текстов является формирование у обучающихся представлений и понятий, которые необходимо усвоить при изучении содержания различных предметных областей. Понятие о тексте, умения и навыки, на которые опирается текстовая деятельность, необходимы в процессе накопления и использования опыта осуществления учебных способов деятельности на уроках по предметам как гуманитарного, так и математического и естественно-научного циклов.
Организация освоения и использования универсальных способов деятельности осуществляется при помощи вопросов, заданий к параграфам и упражнениям, задач, инструкций к проведению лабораторных работ, планов, алгоритмов действий. Такие тексты обеспечивают формирование готовности обучающегося к самостоятельному решению учебных и жизненных задач. При помощи текстов, задачами которых являются изложение творческих задач и постановка проблемных вопросов, формулировка занимательных заданий, составление инструкций по проведению игр, сценариев творческих мероприятий, описание проектов, осуществляется освоение опыта творческой и научно-исследовательской деятельности.
Содержание и речевое оформление текстов способствует формированию у обучающихся системы позитивных ценностных ориентаций и расширению опыта деятельности на её основе.
Формирование понятия «текст» происходит на уроках по всем учебным дисциплинам в процессе осуществления текстовой деятельности уже на первых этапах обучения. По мере усложнения содержания текстовой деятельности это понятие, включающее представление об основных признаках текста, видах информации, которую он содержит, принципах его построения и способах изложения содержания, требованиях к его речевому оформлению, становится для обучающихся опорным. В связи с этим ещё одним важным понятием, на которое опираются школьники при восприятии, интерпретации и создании текстов, является понятие «ключевые слова» – слова или сочетания слов, которые помогают понять учебную задачу при осмыслении заданий к параграфам и упражнениям, выявить основные сведения при работе с учебно-научным текстом и концептуальную информацию при работе с художественным и художественно-публицистическим текстом.
Приведём примеры типовых заданий, нацеленных на овладение межпредметными понятиями «текст», «ключевые слова», что является основой формирования как предметных, так и метапредметных умений и навыков, универсальных учебных действий, необходимых школьникам при решении различных учебных и жизненных ситуаций. Обратите внимание, что приведённые формулировки носят универсальный характер и не зависят от предметного содержания, поэтому тексты к этим заданиям не приведены. Вы можете самостоятельно подобрать тексты определённого содержания (к каждому заданию можно подобрать несколько текстов) и предложить школьникам выполнить задания на их материале.
Задание 1.
1. Прочитайте предложения. Является ли ряд приведённых предложений текстом? Объясните почему, выбрав вариант(ы) ответа: 1) эти предложения не объединены общей темой; 2) они не объединены задачей выразить главную мысль; 3) нарушена последовательность расположения этих предложений, которая позволила бы рассматривать их совокупность в качестве текста; 4) предложения не связаны грамматической связью; 5) этот ряд предложений не обладает законченностью. 2. На основе проведённого анализа сформулируйте и назовите признаки, которыми характеризуется текст.
Задание 2.
Прочитайте текст и определите, в какой части автор отклонился от темы. Как вы думаете, с чем это связано? Отредактируйте текст и запишите его в тетрадь.
Задание 3.
Какие композиционные элементы пропущены в приведённом тексте? Сделайте вывод о требованиях к композиции любого текста. Восполните необходимые композиционные элементы в соответствии с авторским намерением и запишите текст в тетрадь.
Задание 4.
Выделите в тексте ключевые слова. Опираясь на эти слова, определите главную мысль этого текста.
Задание 5.
Прочитайте параграф, выделяя ключевые слова. Опираясь на эти слова, изложите основное содержание текста. Докажите, что работа с ключевыми словами помогла вам передать замысел автора.
Задание 6.
Прочитайте тексты и докажите, что они объединены общей темой, но выражают разные главные мысли.
Задание 7.
Проведите анализ типологической структуры текста. Определите ведущий тип речи. Объясните, как использование элементов других типов речи способствовало реализации замысла автора.
Задание 8.
Ознакомьтесь с содержанием приведённых текстов. Используя информацию этих текстов, составьте развёрнутый ответ на поставленный вопрос. Докажите, что ваше высказывание соответствует всем требованиям, предъявляемым к построению текста.
Задание 9.
Прочитайте задание к упражнению (тексту, параграфу). Составьте текст-инструкцию по его выполнению. Опираясь на составленную вами инструкцию, выполните это задание. Объясните, какие трудности вы испытали при выполнении отдельных пунктов инструкции и как вам удалось эти трудности преодолеть. Сделайте вывод о требованиях, которые должны предъявляться к тексту-инструкции.
Задание 10.
1. Прочитайте текст. Объясните, с какой целью автор использовал иллюстрацию к этому тексту. Какую смысловую и эстетическую нагрузку несёт эта иллюстрация? 2. Назовите эпизоды текста, которые, как вы считаете, нуждаются в иллюстрировании, и обоснуйте ваше мнение. Опишите особенности того иллюстративного материала, который, по-вашему, целесообразно использовать.
Задание 11.
Прочитайте текст. Как вы считаете, в какой форме целесообразно представить часть текста, в которой описана классификация частей речи (животных, растений, физических явлений, исторических событий)? Представьте эту часть текста в той форме, которая будет способствовать лучшему усвоению информации.
Содержание учебного предмета
БЛОК 1
Текст как единица речи. Функционально-смысловые типы речи.
Определение текста. Основные признаки текста.
Описание, повествование, рассуждение. Определение функционально-смысловых типов речи в художественном тексте. Практическая часть: составление текстов разных типов.
Функциональные стили речи.
Книжные стили речи. Разговорный стиль речи. Языковые особенности функциональных стилей речи.
Основные особенности художественного стиля.
Стилеобразующие черты. Общие языковые особенности литературно-художественного стиля. Языковые средства художественного стиля.
Практическая часть: выявление языковых средств выразительности в текстах, лингвостилистический анализ текста
Особенности языка текстов художественной литературы.
БЛОК 2
Лексические средства выразительности.
Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие слова, неологизмы. Разговорная и просторечная лексика. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы.Эмоционально окрашенная лексика. Фразеологизмы. Роль лексических средств выразительности в художественном тексте.
Практическая часть: лексический анализ художественного текста.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение. Гипербола. Роль изобразительно-выразительных средств в художественном тексте.
Практическая часть: анализ текста, нахождение в нем изобразительно-выразительных средств и их использование в творческой работе.
БЛОК 3
Словообразовательные средства языка.
Однокоренные слова; слова одной словообразовательной модели; слова с суффиксами оценки. Использование разнообразных средств и моделей словообразования.
БЛОК 4
Морфологические средства выразительности.
Современная классификация частей речи. Экспрессивное использование грамматических категорий (падежа, рода, одушевлённости-неодушевлённости и др.). Прямое и переносное употребление форм времени глагола. Экспрессивное использование слов разных частей речи. Междометия и звукоподражательные слова.
БЛОК 5
Синтаксические средства выразительности.
Ряды однородных членов предложения. Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами. Экспрессивное использование предложений разного типа (односоставные, неполные, бессоюзные и т. и.).Синонимия синтаксических конструкций.
Практическая работа «Синтаксическая организация художественного текста».
БЛОК 6
Грамматические ресурсы речевого богатства.
Вариантность падежных форм имен существительных. Синонимичные падежные конструкции. Синонимия кратких и полных форм имен прилагательных, форм степеней сравнения прилагательных. Синонимия прилагательных и форм косвенных падежей имен существительных. Синонимия местоимений. Синонимичные синтаксические конструкции.
Практическая часть: анализ грамматических особенностей текста, грамматическая эстафета.
БЛОК 7
Пунктуация как способ отражения на письме смысловой стороны речи, ее синтаксического строя и интонационных особенностей.
Смысловое и структурное членение предложения. Функции знаков препинания.
Практическая часть: комплексный анализ текста.
БЛОК 8
Устная и письменная форма речи. Речь - это зеркало души человека.
Особенности устной и письменной форм речи. Сходство и различия.
Практическая часть: творческая работа.
Функции речевой характеристики. Возможные языковые средства создания речевой характеристики персонажа.
Тематическое планирование
№ | БЛОКИ Содержание | Кол-во часов |
Блок1 Инструктаж по ТБ. Текст как единица речи. Функционально-смысловые типы речи. | 3 | |
Блок 2 Лексические средства выразительности. | 6 | |
Блок 3 Словообразовательные средства языка. | 2 | |
Блок 4 Морфологические средства выразительности. | 4 | |
Блок 5 Синтаксические средства выразительности. | 4 | |
Блок 6 Грамматические ресурсы речевого богатства. | 4 | |
Блок 7 Пунктуация как способ отражения на письме смысловой стороны речи, ее синтаксического строя и интонационных особенностей. | 5 | |
Блок 8 Устная и письменная форма речи. Функции речевой характеристики. Возможные языковые средства создания речевой характеристики персонажа. | 4 | |
32 часа |
Поурочное планирование
№ | Тема занятия | Дата | ЭОР | Примечание |
Текст как единица речи | ||||
Функциональные стили речи | ||||
Практическая работа | ||||
Лексические средства выразительности | ||||
Синонимы, антонимы, омонимы | ||||
Устаревшие слова | ||||
Диалектизмы | ||||
Фразеологизмы | ||||
Практическая работа | ||||
Словообразовательные средства языка | ||||
Словообразовательные модели | ||||
Морфологические средства выразительности | ||||
Экспрессивное использование грамматических категорий | ||||
Формы времени глагола | ||||
Междометия | ||||
Синтаксические средства выразительности | ||||
Ряды однородных членов | ||||
Вводные слова, обращения | ||||
Синонимия синтаксических конструкций | ||||
Грамматические ресурсы речевого богатства | ||||
Синонимия кратких и полных форм прилагательных | ||||
Синонимия местоимений | ||||
Практическая часть | ||||
Пунктуационные возможности выражения мысли | ||||
Интонация | ||||
Членение предложений. Парцелляция. | ||||
Функции знаков препинания | ||||
Практическая часть | ||||
Устная и письменная форма речи | ||||
Речь – зеркало души человека | ||||
Функции речевой характеристики персонажа | ||||
Практическая часть |
Электронные образовательные ресурсы
- Справочные, научные материалы:
http://www.ruscorpora.ru/– Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме
http://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языка
www.mapryal.org/ – МАПРЯЛ – международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
http://philology.ru/default.htm– Русский филологический портал
http://russkiyjazik.ru/– Энциклопедия «Языкознание»
http://mlis.ru/– Методико-литературный интернет-сервис (МЛИС) создается как виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический опыт, актуальный для современного учителя литературы
- Электронные библиотеки, архивы, пособия:
www.feb-web.ru/ – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ). Полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научные исследования и историко-биографические работы
http://philology.ruslibrary.ru/– Электронная библиотека специальной филологической литературы
http://philology.ruslibrary.ru/– Электронная библиотека специальной филологической литературы
http://magazines.russ.ru/ – Журнальный зал – литературно-художественные и гуманитарные русские журналы, выходящие в России и за рубежом
http://lib.prosv.ru/– «Школьная библиотека» – проект издательства «Просвещение» – вся школьная программа по литературе на одном сайте
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html?part-005.htm/ – Валгина, Н.С. Современный русский язык: электронный учебник
- Издательский дом «Первое сентября»:
http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»
http://lit.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы»
- Федеральный портал «Российское образование»:
http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=279 Каталог образовательных ресурсов по русскому языку
http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=269/Каталог образовательных ресурсов по литературе
http://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...