Тема «Главные члены предложения. Подлежащее».
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Урок русского языка в 8 классе по теме "Подлежащее"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse_podlezhashchee_.docx | 30.12 КБ |
Предварительный просмотр:
#1075;.
Урок русского языка в 8А классе по теме:
"Главные члены предложения. Подлежащее".
Форма урока: урок-практикум.
Задачи урока:
- Обобщить сведения о подлежащем, знакомые учащимся по курсу 5-7 классов.
- Расширить знания о подлежащем, его признаках, способах выражения.
- Формировать умение выделять главные члены предложения и среди них подлежащее, определять способы его выражения.
- Развивать наглядно-образное мышление, самостоятельности, творческих способностей.
Оборудование: презентация, листы, карточки(3-х цветов)
Технологии: проблемная ситуация, дифференцированный подход, тестовая технология, информационные технологии, индивидуальные задания, работа в парах, фронтальный опрос.
Ход занятия
Организационный момент. (запись числа, классной работы)
Актуализация изученного.
А) Работа с таблицей (устно)
- Ребята, перед вами таблица. Дополните недостающие звенья таблицы.
Синтаксис – это…
… - номинативные единицы синтаксиса.
… - коммуникативные единицы синтаксиса.
Подлежащее и сказуемое - ….
…, …, … - второстепенные члены предложения.
Распространённое предложение – это предложение, …
… - предложение, в котором есть только главные члены предложения.
Односоставное предложение – это предложение, …
… - предложение, в котором два главных члена предложения (подлежащее и сказуемое).
Б) Тест (словосочетание)
- Какую тему проходили в течение предыдущих уроков? (словосочетание)
Повторим тему «Виды подчинительной связи в словосочетании», которая встречается в задании №7 ОГЭ и даёт нам 1 балл.
Вспомним основные виды связи в словосочетании (СУП) – таблица - объяснение учащихся.
Выполним тест. Самопроверка.
В) Работа с предложением (у доски и в тетрадях)
Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. (И.А.Бунин)
(пов,невос,прост,двусост,распр)
- синтаксический разбор предложения
-подчеркнуть все члены предложения
- указать части речи
УСТНО:
-найти все возможные словосочетания
-определить вид подчинительной связи в словосочетании (СУП)
Г) Проблемный вопрос:
- Какое сочетание слов в предложении не является словосочетанием? Почему?
- Сформулируйте тему нашего урока. (Главные члены предложения. Подлежащее.)
Изучение нового материала.
А) Работа по учебнику.
- Что такое подлежащее? Найдите правило в учебнике на с.55 параграфа 17.
- Чем может быть выражено подлежащее? (Выслушиваются ответы)
- Наблюдение по таблице “Способы выражения подлежащего”
Способ выражения подлежащего | Пример |
Существительное в именительном падеже | Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч. Метель надвинулась сразу. |
Местоимение в именительном падеже | Со школьных лет я чувствовал красоту языка. Каждый отправился в свою комнату. |
Прилагательное | Стойкий всегда побеждает. А ( Кто?) самый дерзкий и молодой смотрел на солнце над водой. (составная форма превосходной степени прилагательного) |
Наречие | Сегодня не похоже на вчера. |
Числительное | Одиннадцать - нечетное число. |
Причастие | Провожающие стояли у вагона. (Кто?) Опоздавшие на спектакль не допускаются. |
Глагол (инфинитив) | Встретить друга - большая радость. Охранять природу — значит охранять Родину. |
Междометие | Вдали послышалось ку-ку. |
Словосочетание | Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак. Прошло несколько дней. |
Фразеологизмы | В поле вышли (кто?) от мала до велика. (Что?) Филькина грамота – это пустая, ничего не значащая бумажка. |
Собственное наименование | Российская Федерация – одна из влиятельных держав мира. Широкой полосой, от края до края, протянулся |
Предложение | «Не стреляйте в белых лебедей» - повесть Бориса Васильева. |
- Какой вывод вы можете сделать? (в роли подлежащего могут встречаться практически все части речи русского языка).
Проблемный вопрос.
- Как разграничить подлежащее, выраженное именем существительным в форме именительного падежа и дополнение, выраженного формой винительного падежа?
(мы должны понять кто выполняет действие, это и будет подлежащее)
Хороший снежок урожай сбережет.
Проспект засыпал снег.
Кленовый лист срывает ветер сильный.
- Найти грамматическую основу предложения и дополнение в каждом предложении.
Самостоятельная работа учащихся с последующей взаимопроверкой.
Закрепление темы урока.
А) Дифференцированное задание. Ребята сами выбирают уровень.
- Выберите задание, уровень сложности увеличивается от 1 до 3. Чем выше сложность, тем больше балл за выполненное задание. (задание в презентации)
Б) Работа по учебнику – упр. 90
(по вариантам 1 часть – девочки, 2 часть – мальчики – по заданию)
В) Индивидуальные карточки – 2 человека.
Г) Работа в парах (на листочке)
- Подпишите листочки, выпишите на них подлежащее из каждого предложения
1. Гости приехали утром.
2. Он был в музее.
3. Старшие помогали младшим.
4. Желающие могли покататься на лодке.
5. Два да два – четыре.
6. Курить- здоровью вредить.
7. Завтра не наступит никогда.
8. Га-га-га слышалось на лугу.
9. Мы с сестрой радовались возвращению домой.
Домашнее задание.
Параграф 17, упражнение 93
Подведение итогов урока.
– Что такое подлежащее?
- Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
Рефлексия
-Что это?(фразеологизмы) Что они обозначают? Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня на уроке.
ШЕВЕЛИТЬ МОЗГАМИ – зелёный (думать)
КРАЕМ УХА – жёлтый (услышать часть информации)
ХЛОПАТЬ УШАМИ – красный (прослушать)
Индивидуальная карточка №1
Подчеркните подлежащее, укажите, чем оно выражено.
- Полицейские внимательно следили за порядком.
- Сквозь тучи пробился луч солнца.
- Вчера посадили мы дерево.
- Люблю грозу в начале мая.
- Отправился Иван-царевич на поиски своей невесты.
- Хороша была Танюша.
- Жили-были дед да баба.
- Каждый пошел в свой дом.
Индивидуальная карточка №2
Подчеркните подлежащее, укажите, чем оно выражено.
- Комендантша с дочерью удалились.
- Кто-то угрюмо молчал.
- Для меня жить - значит работать.
- Вечером мы с братом будем заливать каток.
- Не шутя, Василий Теркин, подружились мы с тобой.
- Широкой полосой, от края до края, протянулся Млечный Путь.
- В поле вышли от мала до велика.
- Провожающие стояли у вагона.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Тема: "Главные члены предложения. Подлежащее".
Урок русского языка для учащихся 5 классов. Повторение изученного в начальной школе, подача нового материала....
Урок русского языка в 5 классе по теме "Главные члены предложения. Подлежащее"
Урок русского языка...
Презентация по русскому языку в 5 классе на тему: "Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое."
Презентация отражает этапность урока-путешествия по теме "Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое." раздела учебника по русскому языку в 5 классе "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи." В неё...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема: Главные члены предложения. Подлежащее.
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе составлена по учебнику под редакцией Е.А.Быстровой с учетом требований ФГОС....
Урок русского языка по теме "Главные члены предложения. Подлежащее"
Конспект урока русского языка по теме "Главные члены предложения. Подлежащее"...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Главные члены предложения. Подлежащее"
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...