Открытый урок БСП 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Урок- повторения в виде беседы с использованием текста о Масленице.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.89 КБ |
Предварительный просмотр:
"Повторяем сведения о БСП и … встречаем Масленицу" (урок русского языка в 9-м классе)
Форма урока: урок- повторение в виде беседы с использованием текста о Масленице.
Цель урока:
- продолжить работу над БСП.
Задачи урока:
- повторить правила постановки знаков препинания и строения бессоюзного сложного предложения;
- способствовать развитию речи учащихся, их языкового чутья, обогащать словарный запас учащихся;
- воспитывать учащихся в духе народных традиций; воспитывать национальное самосознание и гордость за русский народ и его культуру.
Оборудование:
- текст (раздаётся каждому ученику);
- презентация;
- разрезные пословицы
Оформление доски:
Левое крыло | Центральная часть | Правое крыло |
Зима недаром злится | Число Тема Они хранили в жизни мирной | травень |
Ход урока
1. Устная синтаксическая пятиминутка.
Какой знак препинания пропущен в предложении?
Докажите его необходимость, составьте схему предложения.
Зима недаром злится__
Прошла её пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Ф.И.Тютчев
[ ] : [ причина ] .
[Зима недаром злится] : [прошла её пора] .
-Первое предложение какое ? (БСП)
-Сформулируйте тему урока.
( БСП)
2. Сообщение темы и цели урока.
Запись темы урока “Бессоюзные сложные предложения …”.
Ребята, какую цель мы перед собой поставим?
(Обобщить знания о БСП)
3. Работа по теме урока.
1) Беседа с классом по вопросам.
--О каком времени года идёт речь в четверостишии Ф.И.Тютчева?
--Когда начинается весна? (с марта)
--А что вам известно о происхождении названия этого месяца.
(Ответы учащихся, а затем - выступление ученика. (Антонова Лиза)
Март – первый весенний месяц. Назван он так в честь мифологического бога войны Марса, который вначале прославлялся древними римлянами как бог земледелия и скотоводства. Название сохранилось у многих народов. На Русь оно пришло из Византии.)
--Как еще называют март в народном календаре? (ответы учащихся)
Жанна (читает информацию)
Остановимся на трех первых названиях.
(работа со словами на доске: травень, снегогон, протальник).
--Как вы думаете, почему март так называют? (Ответы детей)
--Какой праздник в марте отмечает народ?
--Какой праздник самый яркий в марте?
Я (Масленица – самый яркий праздник марта, вечный праздник, проводы зимы. Ни один из народных праздников не пользуется таким уважением, как Масленица.)
2) Словообразовательный анализ слова Масленица.
Давайте вспомним раздел русского языка – морфемику и сделаем словообразовательный анализ слова
Масленица <— масленый <— маслить (а- окончание, маслениц- основа, масл- корень, ен, иц - суффикс)
НА ДОСКУ КРЕПИТСЯ КАРТИНКА (работаем в тетрадях)
3) Что вы знаете об этом празднике? (Ответы учащихся).
Историческая справка (Борисова Лиза)
Крепятся другие картинки
4) Подготовка к ОГЭ.
Из чего состоят предложения? ( из словосочетания)
Какие типы связи в словосочетании мы знаем?
(согласование, управление, примыкание)
Задание, ребята, вам такое.
Подберите к данному словосочетанию, построенному на связи согласование, синонимичное со связью управление и наоборот.
Народная забава – забава народа
Капусные пироги - пироги с капустой
Крепость из снега – снежная крепость
Продукты из молока- молочные продукты
(проверка)
4) Работа со строками А.С.Пушкина.
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины__
У них на Масленице жирной
Водились русские блины.
А.С.Пушкин.
Какая ошибка допущена в данном тесте? (пропуск знака препинания)
Докажите его необходимость. Охарактеризуйте предложение.
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины ; (идет пояснение во второй части (а именно) ) = ;
У них на масленице жирной
Водились русские блины . . .
5)- Какие еще знаки препинания мы можем поставить в БСП?
( , ; : - )
Вспомним случаи постановки этих знаков препинания (и составляем проект), а помогут нам в этом предложения.
- Пришла Масленица, собрались гости. (перечисление фактов)
- Солнце светит ярко; каждую минуту прогревается земля, каждую минуту становится теплее. (перечисление фактов)
- В доме пахнет вкусно: мама только что напекла пышных блинов. (причина)
- День был незабываемым: взрослые пели песни, мы катались с горки, перетягивали канат. (пояснение)
- Я знаю: вдалеке от дома мне будет не хватать этой деревенской теплоты и доброты. (дополнение)
- Не все коту масленица - будет и Великий Пост.(противопоставление)
- Прошел праздник – принимайся за работу. (время)
8. Не встретишь масленицу – зима не отступит. (условие)
9. Масленицу сожгли – праздник закончился. (вывод, следствие)
10. Заиграла веселая музыка – выскочили скоморохи. ( быстрая смена событий)
11. Блины – солнцу родственники. (сравнение)
Проект-таблица
( дети вписывают виды БСП : перечисление фактов, )
6) Работа с текстом
Масленица - это старинный русский праздник, который по другому называется, как проводы зимы.
Масленица - веселый русский праздник, этим праздником провожают зиму и встречают весну.
Масленица длится целую неделю. Всю неделю принято есть блины, которые являются символом солнца.
Последний день Масленицы пышно и весело отмечается: собирается много людей, они резвятся, участвуют в весёлых и задорных конкурсах.
В конце праздника традиционно сжигают чучело. Считается, что это завершающий этап провода зимы. Все собравшиеся водят хороводы вокруг костра.
Воскресенье на Масленицу является прощённым воскресеньем: в этот день принято просить прощения и отпускать все былые обиды.
Я люблю этот русский народный праздник – Масленица!
Проверим знаки препинания в тексте. (Слайд)
Какие виды предложений вам встретились в тексте? (Простые и сложные, ССП, СПП, БСП )
Выпишите из текста только БП, найдите в нем грамматические основы. (Проверяем)
7) Работа с пословицами.
Работаем в парах - соедини половинки пословиц.
Масленица идёт, блины да мёд несет.
Масленица семь дней гуляет.
Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем.
Блин не клин – брюхо не расколет.
Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны.
8. Оценивание
Сегодня на уроке вы оцените себя сами. «Знаю», «умею» - это 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов. Сложите полученные баллы – это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективными. Если вы поставили себе 0, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.
Лист самооценки
1.Знание теоретического материала | |
2.Умение определять смысловые отношения в БСП | |
3.Умение правильно ставить знаки препинания в БСП | |
4.Умение находить БСП в тексте. | |
5. умение составлять синонимическую пару |
Ну, а теперь осталось поставить последнюю точку.
9.Рефлексия
Что вы усвоили на уроке?
Что вам понравилось?
В чём были затруднения?
Достигли ли мы поставленных целей?
9. Домашнее задание.
1 уровень: выписать из любых источников 5 БСП с разными знаками препинания.
2 уровень: составить кроссворд на тему «Бессоюзное сложное предложение».
Приложение 1
Масленица это старинный русский праздник который по другому называется, как проводы зимы.
Масленица веселый русский праздник этим праздником провожают зиму и встречают весну.
Масленица длится целую неделю. Всю неделю принято есть блины которые являются символом солнца.
Последний день Масленицы пышно и весело отмечается собирается много людей они резвятся участвуют в весёлых и задорных конкурсах.
В конце праздника традиционно сжигают чучело. Считается что это завершающий этап провода зимы. Все собравшиеся водят хороводы вокруг костра.
Воскресенье на Масленицу является прощённым воскресеньем в этот день принято просить прощения и отпускать все былые обиды.
Я люблю этот русский народный праздник Масленица!
Приложение 1
Масленица это старинный русский праздник который по другому называется, как проводы зимы.
Масленица веселый русский праздник этим праздником провожают зиму и встречают весну.
Масленица длится целую неделю. Всю неделю принято есть блины которые являются символом солнца.
Последний день Масленицы пышно и весело отмечается собирается много людей они резвятся участвуют в весёлых и задорных конкурсах.
В конце праздника традиционно сжигают чучело. Считается что это завершающий этап провода зимы. Все собравшиеся водят хороводы вокруг костра.
Воскресенье на Масленицу является прощённым воскресеньем в этот день принято просить прощения и отпускать все былые обиды.
Я люблю этот русский народный праздник Масленица!
Приложение 1
Масленица это старинный русский праздник который по другому называется, как проводы зимы.
Масленица веселый русский праздник этим праздником провожают зиму и встречают весну.
Масленица длится целую неделю. Всю неделю принято есть блины которые являются символом солнца.
Последний день Масленицы пышно и весело отмечается собирается много людей они резвятся участвуют в весёлых и задорных конкурсах.
В конце праздника традиционно сжигают чучело. Считается что это завершающий этап провода зимы. Все собравшиеся водят хороводы вокруг костра.
Воскресенье на Масленицу является прощённым воскресеньем в этот день принято просить прощения и отпускать все былые обиды.
Я люблю этот русский народный праздник Масленица!
Масленица идёт, блины да мёд несет.
Масленица семь дней гуляет.
Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем.
Блин не клин – брюхо не расколет.
Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны.
Масленица идёт, блины да мёд несет.
Масленица семь дней гуляет.
Масленицу провожаем, света,
солнца ожидаем.
Блин не клин – брюхо не расколет.
Блинцы, блинчики, блины,
как колёса у весны.
Масленица идёт, блины да мёд несет.
Масленица семь дней гуляет.
Масленицу провожаем, света,
солнца ожидаем.
Блин не клин – брюхо не расколет.
Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны.
Масленица идёт, блины да мёд несет.
Масленица семь дней гуляет.
Масленицу провожаем, света,
солнца ожидаем.
Блин не клин – брюхо не расколет.
Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны.
Масленица идёт, блины да мёд несет.
Масленица семь дней гуляет.
Масленицу провожаем, света,
солнца ожидаем.
Блин не клин – брюхо не расколет.
Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны.
Масленица идёт, блины да мёд несет.
Масленица семь дней гуляет.
Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем.
Блин не клин – брюхо не расколет.
Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны.
Масленица идёт, блины да мёд несет.
Масленица семь дней гуляет.
Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем.
Блин не клин – брюхо не расколет.
Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны.
Лист самооценки ______________ (ФИО)
1.Знание теоретического материала | |
2.Умение определять смысловые отношения в БСП | |
3.Умение правильно ставить знаки препинания в БСП | |
4.Умение находить БСП в тексте. | |
5. умение составлять синонимическую пару |
Лист самооценки ______________ (ФИО)
1.Знание теоретического материала | |
2.Умение определять смысловые отношения в БСП | |
3.Умение правильно ставить знаки препинания в БСП | |
4.Умение находить БСП в тексте. | |
5. умение составлять синонимическую пару |
Лист самооценки ______________ (ФИО)
1.Знание теоретического материала | |
2.Умение определять смысловые отношения в БСП | |
3.Умение правильно ставить знаки препинания в БСП | |
4.Умение находить БСП в тексте. | |
5. умение составлять синонимическую пару |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»
Цель: 1. Проверка знаний учащихся по теме; 2. Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3. Правильная запись решений....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»
Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”
Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"
Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...
Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»
Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....
Открытый урок 6 класс. Тема урока: "Черты характера человека".
Сформировать у учащихся знание основной лексики , включающей синонимы и антонимы , основные префиксы,придающие словам отрицательное значение....