Рабочая программа по русскому языку 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Синкевич Валентина Ивановна

Программа по русскому языку для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_fgos_6_klass.doc364.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №3»

Рабочая программа по русскому языку

в 6 класс

 Синкевич Валентины Ивановны

на основе авторской программы Баранова М. Т., Ладыженской Т. А., Шанского Н. М. – М.: Просвещение, 2022  

2024 год

                                                                                    Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2022).

Основные цели и задачи изучения русского

(родного) языка в основной школе

• Воспитание духовно-богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности,

средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

• овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

• приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

• совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Общая характеристика программы

 Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

 Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 6 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий. Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.

В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном обучения. Решению этого вопроса посвящен раздел «Повторение изученного в 5 классе». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы. Разделы учебника «Русский язык. 6 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся,

формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).

  В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи (речеведческие понятия и виды работы над текстом) пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

  В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Форма  организации  образовательного  процесса:

классно-урочная система.

Технологии,  используемые  в  обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбереже-ния и т. д.

Основными  формами  и  видами  контроля  знаний,

умений и  навыков  являются:  входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного,фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных (≪Проверяю себя≫) диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку

Личностные  результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского на-

рода; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  1. достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные  результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

• владение разными видами чтения;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

• способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться

словарями различных типов, справочной литературой;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

• владение разными видами монолога и диалога;

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

• способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного

языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого об-щения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные  результаты:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры

научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного,лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Используемый учебно-методический комплекс

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразо-

вательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.

Планируемые результаты.  Предметные УУД

Личностные

Научиться понимать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждение на лингвистическую тему

Коммуникативные:  слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачамии условиями коммуникации.

Регулятивные:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные:  объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста Формирование ≪стартовой≫ мотивации к изучению нового материала Научиться различать способы передачи мысли, настроения, информации

Коммуникативные:   добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные:  применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные:  объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и содержания текста Формирование знания о взаимосвязи русского языка с культурой и историей России и мира, формирование сознания того, что русский язык – важнейший показатель культуры человека Научиться выявлять компоненты речевой ситуации в зависимости от задачи высказывания, составлять рассуждение по алгоритму выполнения задачи

Коммуникативные:  проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

Регулятивные:  осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные:  объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста Формирование навыков конструирования текста-рассуждения Освоить алгоритм проведения фонетического разбора слова, освоить навыки различения условий написания

Коммуникативные:  владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка.

Регулятивные:  определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

Основное содержание программы

       Русский язык - один из развитых языков мира. ( 1 час)

       Повторение изученного в 5 классе (12 ч.+ 2 ч.)

      Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. Орфография. Морфемы в слове. Морфемный разбор слов. Орфограммы в приставках и в корнях слов.    Части речи. Морфологический разбор слова. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор. Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

       Лексика и фразеология (11ч+ 3ч)

   Повторение пройденного по лексике в V классе.

   Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистические окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.

   Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

   Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.

   Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.      

Словообразование и орфография (27ч + 5ч)

Повторение пройденного по морфемике в V классе.

   Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) – приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

   Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.

   Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –гор- - -гар-, -кос-  - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.

        Имя существительное (21ч + 4ч)

   Повторение сведений об имени существительном, полученных в в V классе.

   Склонение существительных на –мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.

   Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах –ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе –чик (-щик).

        Имя прилагательное (22ч + 5ч)

Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе.

   Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.

   Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах –ан-(-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов –к- и –ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

        Имя числительное (14ч + 3ч)

Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.

   Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

   Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

        М е с т о и м е н и е (22ч + 4ч)

Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.

   Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами –то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.

   Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

       Г л а г о л (29ч + 5ч)

Повторение пройденного о глаголе в V классе.

   Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.

   Правописание гласных в суффиксах –ова(ть), -ева ть) и –ыва(ть), -ива(ть).

       Повторение и систематизация изученного в 6 классе (18ч + 2ч)

Тематическое планирование

 

№ ур

Тема урока

Часы

Дата

Тип урока

Обязательный минимум ЗУН

Повторение

Деятельность учащихся

Метапредметные и личностные УУД

Дом.

задание

I  четверть (54 ч)

1

Русский язык - один из развитых языков мира.

1

Урок усвоения новых знаний

Умение  работать с учебником, побуждать к осмысленному и глубокому изучению языка. Прививать бережное отношение к книге. Роль языка в современном мире.

Выразительное чтение, работа с учебником, работа со словарем.

К Р П (коммуникативные, регулятивные,

познавательные)

Упр. 3.

Повторение изученного в 5 классе (12ч + 2ч)

                           Цели: 1. Повторить изученное в 5 классе: определения основных языковых понятий, орфографических

                                           и пунктуационных правил.

                                       2. Развивать умение обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

                                       3. Воспитывать уважение к богатству русского языка.

2

Повторение изученного в 5 классе. Тест.

1

Тест.

С. 4 вопросы.

3

Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. Орфография

1

повторительно-обобщающий

Сильные и слабые позиции гласных, согласных.

- фонетический разбор слова;

- орф.6, 9.

Синтаксическая минутка,  словарная работа, объяснительный диктант,

фонетический разбор слов.

П Р

С. 6 вопросы, упр. 8, орф. 1-6, 10, 11.

4-5

Морфемы в слове. Морфемный разбор слов.

Орфограммы в приставках и в корнях слов.

2

повторительно-обобщающий

Орфограммы в приставках и в корнях слов.

- морфемный разбор слов;

- орф. 1-6, 10, 11,14, 18,12-13, 24

Словарная работа,

беседа, работа с учебником, выборочный диктант,

разбор слов по составу.

П Р

1. Упр. 11, орф. 14, 8, 12-13, 24

2. Упр. 16,

с. 9 вопросы, орф. 9, 17, 23-25.

6

Части речи. Морфологический разбор слова.

1

повторительно-обобщающий

Отличие постоянных признаков изученных самостоятельных частей речи

- сведения по морфологии;

- орф. № 1, 8, 23.

Беседа, запись под диктовку с грамматическим заданием, разбор слов как частей речи.

П Р

упр. 20, орф. 17, 19, 25.

7

Орфограммы в окончаниях слов.

1

повторительно-обобщающий

Условия выбора букв в окончаниях.

- орф. 17, 19, 25.

Работа с учебником, объяснительный диктант, работа с перфокартой, предупредительный диктант.

П Р

Упр. 25,

с. 12 вопросы.

8

Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения.

1

повторительно-обобщающий

Роль словосочетания и предложений в языке. Условия выбора знаков препинания.

- состав словосочетания;

- простое предложение.

Синтаксическая минутка,

словарная работа,

самостоятельная и индивидуальная работа.

П Р

Упр. 34,

с. 13 вопросы.

9

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор.

1

повторительно-обобщающий

Общее и различное в ПП и СП. Связь ПП в составе СП.

- сложные предложения;

- союзы.

Беседа, запись под диктовку с графическим заданием, синтаксический разбор предложений.

П Р К

Упр. 38,

с. 17 вопросы.

10-11

Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

2

повторительно-обобщающий

Общее и различное в предложениях с ПР и диалогом.

- прямая речь;

- диалог.

Синтаксическая минутка,

составление схем,

составление диалога.

П Р К

1. Упр. 42.

2. Упр. 45, орф. 1-25.

12-13

Контрольный диктант по повторению. Анализ контрольного диктанта.

2

урок контроля и проверки знаний

Запись текста под диктовку.

Грамматическое задание.

ПР

14

Р.р. Текст.

1

урок р/р

Отличие текста от предложения. Особенности текстов: описаний, рассуждений, повествований.

- понятие текста

Беседа, работа над текстами.

Р К

Упр. 49, повт. стили.

15

Р.р. Официально-деловой стиль речи.

1

урок р/р

- стили

Работа с учебником и таблицей «Стили русского языка».

Знакомство с новым стилем. Коллективная работа над оформлением заявления.

П К

Повт. изученное по лексике.

Лексика и фразеология (11ч+ 3ч)

                             Цели: 1. Повторить изученное в 5 классе. Познакомить с группами слов по способу их употребления.

                                             Познакомить с фразеологией как разделом науки о языке.

                                        2. Развивать умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово;

                                            умение пользоваться словарем иностранных слов и фразеологическим словарем.

                                        3. Воспитывать уважение к богатству родного языка.

16

Лексикология. Повторение изученного по в 5 классе.

1

повторительно-обобщающий

Основная единица языка и его словарный состав.

- ранее изученное по лексике;

- орф. № 1, 17.

Запись под диктовку,

решение кроссворда с лексическими понятиями,

словарная работа.

П Р

П. 12, упр. 60, сообщения о словарях.

17

Р.р. Словари.

1

урок р/р

Умение работать с книгой-словарём, использовать справочную литературу.

 

Сообщения учащихся о словарях.

Словарная работа.

Задания по прослушанному материалу.

П  Р К

Упр.61, 62 (устно).

18

Р.р. Собирание материалов к сочинению.

1

урок р/р

Умение описывать увиденное по картине, используя дополнительный материал.

Слово учителя о А.М.Герасимове.

Рассматривание репродукции картины. Устное рисование. Работа над собиранием материала к сочинению.

Р К

Написать сочинение.

19

Общеупотребительные слова и диалектизмы.

1

- строение словарной статьи

Синтаксическая минутка,

работа с учебником, составление словаря диалектных слов.

П Р К

П.14, 16, упр. 72

20

Контрольное изложение

1

урок р/р

Учить формулировать основную мысль текста.

- основная мысль текста

Слово учителя о В.И.Дале, выразительное чтение текста, составление плана, написание сжатого изложения.

П Р К

21

Профессионализмы.

1

усвоение новых знаний

Сфера употребления профессионализмов.

- общеупотребительные и диалектные слова

Синтаксическая минутка, словарная работа, работа с толковым словарем, выборочный диктант.

П Р К

П.15, упр. 69, индивидуальные задания по карточкам.

22

Жаргонизмы.

1

усвоение новых знаний

Сфера употребления жаргонизмов.

- группы слов по их употреблению

Сообщения учеников, тренировочные упражнения.

П Р К

П.17, упр. 80.

23

Эмоционально окрашенные слова.

1

усвоение новых знаний

Сфера употребления эмоционально-окрашенных слов.

- группы слов по их употреблению

Работа с учебником; работа с синонимами, имеющими стилистическую окраску, выборочное списывание.

П Р К

П.18, упр. 83.

24

Устаревшие и новые слова.

1

усвоение новых знаний

Исследовать причину выхода из общего употребления одних и появления нов.слов в р.я.

- группы слов по их употреблению

Словарная работа.

Работа с учебником. Работа со словарем.

П Р К

П.19, 20, упр. 89, индивидуальные задания.

25

Исконно русские и заимствованные слова.

1

усвоение новых знаний

Уметь пользоваться «Школьным словарём иностранных слов»

- группы слов по их употреблению

Синтаксическая минутка. Работа со словарем. Редактирование текста, насыщенного заимствованными словами.

П Р К

П.21, упр. 96, индивидуальные задания.

26-27

1. Фразеологизмы.

2. Словарный диктант. Источники фразеологизмов.

2

Усвоение новых знаний

Роль фразеологизмов в речи. Учить употреблять в речи с целью обогащения и выразительности общения.

Лексический диктант.  Работа со словарем.

Составление текста с использованием фразеологизмов. Контрольный словарный диктант.

П Р К

1. П.22, упр. 102.

2. П.23пр. 105, пов. п. 12-23, вопр.

с. 48, словарные слова.

28

Повторение изученного по теме «Лексика» (урок-игра).

1

Урок-игра

Повторение и обобщение.

- изученное по теме

Игра

П Р К

Упр. 107.

29

Контрольная работа (тест).

1

Урок контроля

Проверка умений и знаний

Контрольная работа (тест)

П Р К

Повторить морфемный разбор

Словообразование и орфография (27ч + 5ч)

                           Цели: 1. Закрепить знания о структуре слова. Познакомить с основными способами образования слов

                                           в русском языке.

                                      2. Развивать умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы

                                           в прошедшем времени. Совершенствовать умение производить морфемный разбор слова.

                                      3. Воспитывать силу воли, характер, умение преодолевать трудности.

30-31

Повторение изученного по теме «Морфемика» в 5 классе.

2

повторительно-обобщающие

Совершенствование умения определять зависимость правописания слов от его строения.

- ранее изученное

Синтаксическая минутка. Выборочный диктант.

Словарная работа.

Диктант «Проверь себя». Морфемный разбор слов.

П Р К

1. П.24, упр.113.

2. упр. 118 (у), 119 (п).

32

Р.р. Описание помещения.

1

урок р/р

Развитие связной речи. Учить описывать помещение.

- типы речи

Словарная работа.

Нахождение описаний в текстах.

Самостоятельная работа.

П Р К

Упр. 122, повт. орф. № 1,11-13.

33-34

Основные способы образования слов в русском языке

2

Уроки усвоения новых знаний

Учить умению определять способ образования слова.

- орф. № 1, 11-13

Орфографическая диктовка. Словарная работа. Составление словообразовательных цепочек.

П Р К

1. П. 26, упр. 124, 125.

2. п. 26, упр. 127.

35

Этимология слов.

1

Урок усвоения новых знаний

Учить умению пользоваться этимологическими словарями.

- способы образования слов

Устная синтаксическая минутка.

Повторение способов образования слов. Словарная работа.

П Р К

Упр. 132, упр. 131 (индив.).

36

Р.р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

1

Урок р/р

Развитие связной речи

- типы текстов

Знакомство с составлением сложного плана. Подбор материала к пунктам плана по описанию помещения.

Словарная работа.

П Р К

Упр. 135, 136 (устно).

37

Контрольное сочинение-описание помещения.

1

Урок р/р

Развитие связной речи

Работа над материалом, подобранным для описания помещения.

Редактирование описаний.

Написание сочинений.

П Р К

Повт. орф. №12-13, 24.

38

Буквы о-а в корне –кос- - -кас-.

1

Уроки усвоения новых знаний

Способы действия при выборе букв О и А в корне –кос- - -кас-.

- орф. № 12-13, 24

Словарная работа. Распределительный орфографический диктант.

Объяснительный диктант с графическим заданием.

П Р К

1. П. 29, упр. 138.

39

Буквы о-а в корне –кос- - -кас-.

1

Урок-практикум

Умение правильно писать слова с чередующимися гласными в корне слова.

- орф. № 12-13, 24, 26

Словарный диктант. Групповая работа. Выборочный диктант. Тест.

П Р К

Составить 5 предложений с орф.26.

40

Буквы о-а в корне –гор- -

 -гар-, -зор- - зар-.

1

Уроки усвоения новых знаний

Условия выбора О и А

в корне –гор- - -гар-, -зор- - зар-.

- орф. № 12-13, 24, 26

Словарная работа.

Синтаксическая минутка. Работа с перфокартой.

Объяснительный диктант. Диктант «Проверь себя».

П Р К

1. П. 30, упр. 144, 145.

2. упр. 143.

41

Буквы о-а в корне –гор- -

 -гар-, -зор- - зар-.

1

Урок-практикум

Умение правильно писать слова с чередующимися гласными в корне слова.

- корни с чередованием гласных в корне

Групповая работа. Словарный диктант. Объяснительный диктант.

П Р К

42

Правописание корней с чередованием. Тест.

1

повторительно-обобщающий

Условия выбора гласных и согласных в корнях с чередованием.

- орф. № 12-13, 24, 26-27

Осложненное списывание, тест.

П Р К

упр. 150, орф. 11.

43

Буквы и и ы после приставок.

1

урок усвоения новых знаний

Условия выбора букв

Ы и И после приставок.

- орф. 11

Устная синтаксическая минутка.

Словарная работа.

Работа с перфокартой. Объяснительный диктант.

П Р К

П. 31, упр.153, повт. орф. 10, 11, словарный диктант.

44-46

Гласные в приставках пре- и при-.

3

Уроки усвоения новых знаний

Зависимость написание приставок ПРЕ- и ПРИ- от их значения.

- орф. 10, 11.

Контрольный словарный диктант.

Работа с таблицей.

Объяснительный диктант. Запись под диктовку.

Распределительный диктант.

Работа с перфокартами.

П Р К

1. П.32, упр. 154

2. П.32, упр. 155

3. упр. 159.

47-50

Гласные в приставках пре- и при-.

3

Уроки закрепления изученного

Правописание слов с трудноопределяемым значением приставок пре- и при-.

- орф. 29

Выборочный диктант, осложненное списывание.

Диктант «Проверь себя».

Тест.

П Р К

1. П. 32, упр. 161.

2. упр. 165.

3.Повт. орф.29, словарные слова

51

Тестовый контроль

2

Урок контроля

- орф. № 26-29

Контрольный диктант.

Анализ диктанта.

Работа над ошибками.

П Р К

177 (устно)

52-53

Р.р. Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро».

2

Урок р/р

Развитие связной речи. Описание по картине.

Рассматривание репродукции картины, беседа, составление плана.

Написание сочинения.

П Р К

Повт.орф.

26-29

54

Соединительные о и е в сложных словах.

1

Урок усвоения новых знаний

Образование сложных слов от основ исходных слов с помощью О и Е.

- орф. № 26-29

Орфографический диктант. Осложненное списывание.

Объяснительный диктант.

П Р К

П.33, упр. 168.

II четверть (42ч)

55-56

Сложносокращенные слова.

2

Урок усвоения новых знаний

Определять лексическое значение сложносокращённых слов, правильно употреблять их с прилаг., глаголами прош.вр.

- орф. 29-30

Словарная работа.

Орфографическая диктовка.

Осложненное списывание.

П Р К

1. П.34, упр. 176.

2. Повт. п.57.

57

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

1

повторительно-обобщающий

Уметь производить разбор по составу и словообразовательный разбор.

- морфемный разбор слов;

- орф. № 29

Морфемный и словообразовательный разбор. Составление слов по схемам.

П Р К

Упр. 182,

с. 76 вопросы.

58-59

Повторение изученного по теме «Словообразование». Тест.

2

повторительно-обобщающие

Обобщение изученного. Умение опознавать слова с изученными орфограммами.

- изученное по теме;

- орф. № 26-30.

Фронтальный опрос. Морфемный и словообразовательный разбор слов.

Диктант «Проверь себя».

Тест.

П Р К

Упр. 184, орф. 26-30.

60-61

Контрольный диктант по теме «Словообразование».

2

Урок контроля и проверки знаний

Орф.26-30

Написание текста под диктовку.

Грамматическое задание.

Анализ диктанта.

Работа над ошибками.

П Р К

Повт. изученное о существительном.

Морфология и орфография

Имя существительное (21ч + 4ч)

                                  Цели: 1. Познакомить с несклоняемыми существительными, со словообразованием имен существи-

                                                 тельных.

                                             2. Развивать умение правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, умение

                                                 правильно согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с су-

                                                 ществительными общего рода.

                                             3. Воспитывать любовь к родной стране.

62-63

Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе

2

повторительно-обобщительный

Грамматические признаки сущ-х, их синтаксич.роль в предложении.

- ранее изученное;

- орф. 8, 17, 18.

Сообщение о роли имени существительного в речи.

Запись под диктовку с грамматическим заданием.

Синтаксическая пятиминутка.

Орфографическая диктовка. Выборочный диктант.

П Р К

1. П. 36, упр. 195 (п), 196 (у).

2. упр. 204.

64

Разносклоняемые имена существительные

1

Урок усвоения новых знаний

Склонение  сущ-ых на –мя.

- чередующиеся гласные в корне

Работа с перфокартой. Запись под диктовку.

Диктант «Проверь себя». Объяснительный диктант

П Р К

П. 37, упр. 209.

65

Буква Е в суффиксе –ен- сущ-х на –мя.

1

Урок усвоения новых знаний

Склонение  сущ-ых на –мя.

- орф. № 17

П Р К

П. 38, упр. 214 или 215.

66

Несклоняемые имена существительные.

1

Урок усвоения новых знаний

Правильно употреблять несклоняемые сущ-ые в косвенных падежах.

- склонение существительных

Синтаксическая пятиминутка.

Объяснительный диктант. Исправление ошибок в употреблении существительных.

П Р К

П. 39, упр. 222.

67

Род несклоняемых имен существительных.

1

Урок усвоения новых знаний

Согласовывать прилаг-ые и глаголы прош.вр. с несклоняемыми сущ-ыми.

- несклоняемые существительные

Синтаксическая минутка. Работа с учебником. Словарная работа.

Тренировочные упражнения.

П Р К

П. 40, упр.228.

68

Имена существительные общего рода.

1

Урок усвоения новых знаний

Уметь определять род сущ-ых общего рода.

- орф. № 17

Синтаксическая пятиминутка.

Орфографическая диктовка. Словарная работа.

П Р К

П. 41, 232. Подготовить сообщение к конференции.

69

Урок-конференция «Имя в реке времени». Р/Р.

1

Урок р/р

Уметь работать с научно-популярной литературой, отбирать материал по теме.

Выступления участников конференции.

Рассказы о своем имени.

П Р К

Сочинение-миниатюра о своем имени или упр.236.

70

Морфологический разбор имени существительного.

1

повторительно-обобщающий

Морфологические признаки имени сущ-ого.

- грамматические признаки существительного

Морфологический разбор существительных (по вариантам). Объяснительный диктант.

П Р К

Повт.орф. 24, 26-27, 29.

71

Свободный диктант (упр. 234) и его анализ.

2

Урок контроля и проверки знаний

Проверка знаний и умений.

Свободный диктант.

Работа над ошибками

П Р К

Упр. 236 (у).

72

Р/р. Сочинение (упр.236).

1

Урок р/р

Развитие связной речи.

Сочинение.

П Р К

Орф. № 21, 24, 29.

73

Анализ сочинений.

НЕ с существительными

1

Урок усвоения новых знаний

Условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с сущ-ыми.

- орф. 21, 24, 29

Синтаксическая пятиминутка. Работа с перфокартой. Объяснительный диктант.

П Р К

П. 43, упр. 238.

74-75

НЕ с существительными

1

Урок закрепления изученного

Условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с сущ-ыми.

- орф. 21, 24, 29

Осложненное списывание. Выборочный диктант.

П Р К

Упр. 243.

76

Буквы ч и щ в суффиксах существительных -чик и –щик.

1

Урок усвоения новых знаний

Способ действия при выборе написания в сущ-х суффиксов –чик- и –щик-.

- орф. № 29

Работа с перфокартой. Словарная работа. Выборочный диктант.

Объяснительный диктант.

П Р К

П. 44, упр. 245.

77

Буквы ч и щ в суффиксах существительных -чик и –щик. Тест.

1

Урок закрепления изученного

Способ действия при выборе написания в сущ-х суффиксов –чик- и –щик-.

- орф. № 33

Орфографический диктант. Тест.

П Р К

Упр. 250, словарные слова.

78

Контрольный словарный диктант. Гласные в суффиксах существительных –ек и –ик.

1

Урок усвоения новых знаний

Образование сущ-х с помощью суффиксов –ек и –ик.

Контрольный словарный диктант.

Запись под диктовку. Предупредительный диктант. Тест.

П Р К

П. 45, упр. 252.

79

Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных.

1

Урок усвоения новых знаний

Образование сущ-х с пом. суффиксов –ок, -ек, -онок.

- орф. № 14, 18

Работа с табл. «Гласные о-е после шипящих в корне, окончании». Распределительный диктант.

П Р К

П. 46, упр. 255.

80-81

Р.р. Описание помещения по личным впечатлениям в сочинении повествовательного характера.

2

Урок р/р

Развитие связной речи.

Составление плана. Составление устного описания.

Написание сочинения.

П Р К

Орф. № 14, 18, 33, 35,

с. 103 вопросы.

82-84

Повторение изученного об имени существительном.

Итоговый тест.

3

Урок повторения и систематизации изученного

Обобщение изученного.

- орф. 14, 18, 33, 35

Фронтальный опрос. Объяснительный диктант.

Осложненное списывание. Комплексный анализ текста.

Тест.

П Р К

1. Упр. 268

2. Повт. орф. 32-35.

85-86

Контрольный диктант по теме «Имя существительное» и его анализ.

2

Урок контроля и проверки знаний

Проверка знаний, умений и навыков.

Диктант с грамматическим заданием.

ПР

Повторить изученное о прилагательном.

Имя прилагательное (22ч + 5ч)

                           Цели: 1. Познакомить с разрядами прилагательных, со степенями сравнения, со словообразованием имен

                                           прилагательных.

                                       2. Развивать умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать

                                           правильное ударение при образовании степеней сравнения; умение употреблять в речи прила-

                                           гательные в переносном значении.

                                       3. Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе.

87-88

Повторение изученного в 5 классе.

2

Урок повторения и систематизации

Роль прилаг. в речи, формирование умения использовать в речи прилаг

- ранее изученное о прилагательных;

- орф. №  8, 19, 20, 22.

Определение роли прилагательных в речи. Орфографическая диктовка.

Синтаксическая пятиминутка с графическим заданием.

П Р К

1. П. 47,упр. 271 (по вариантам).

2. упр.274

89

Р.р. Сочинение-описание.

1

Урок развития речи

Развитие связной речи

- пейзаж

Беседа по текстам учебника. Словесное рисование. Написание сочинения.

П Р К

Орф. 29.

90-91

Степени сравнения прилагательных.

2

Урок усвоения новых знаний

Образование степеней сравнения, уметь находить прилаг.в сравнит.степени и определять их роль в пред.

- орф. № 29

Синтаксическая пятиминутка. Словарная работа.

Работа по таблице «Степени сравнения прилагательных». Редактирование текста.

П Р К

1. П. 49, 283.

2. упр. 289.

92

Степени сравнения прилагательных.

1

Урок контроля и проверки знаний

Проверка знаний, умений и навыков.

Диктант с грамматическим заданием.

П Р К

93

Разряды прилагательных. Качественные прилагательные.

1

Урок усвоения новых знаний

3 разряда прилаг-х, признаки кач-ных прилаг.  

- орф. № 12, 24, 29.

Синтаксическая пятиминутка.

Орфографическая диктовка. Творческая работа

П Р К

П. 50, упр. 292.

94

Относительные прилагательные.

1

Урок усвоения новых знаний

Различие качественных и относительных прилаг-х.

- орф. № 29

Синтаксический разбор предложения. Словарная работа.

П Р К

П. 50-51, упр. 296

95

Контрольное выборочное изложение по отрывку из романа А.С.Пушкина «Дубровский».

1

Урок развития речи

Развитие связной речи

Отбор материала по заданию.

Написание выборочного изложения.

П Р К

Повт.п.50-51.

96

Анализ изложений. Притяжательные прилагательные.

1

Урок усвоения новых знаний

Уметь правильно писать и употреблять притяж.прил.

- п. 50-51

Орфографическая диктовка.

Синтаксический разбор предложения. Творческая работа.

П Р К

П. 50-52.

III  четверть (60 ч)

97

Притяжательные прилагательные.

1

Урок закрепления изученного

Уметь правильно писать и употреблять притяж.прил.

Разряды прилагательных

П Р К

Словарные слова.

98

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

повторительно-обобщающий урок

морфологические признаки прилагательного

Выборочный диктант с грамматическим заданием.

Морфологический разбор имен прилагательных.

Контрольный словарный диктант.

П Р К

Орф. 21, 32, упр. 304.

99

НЕ с прилагательными.

1

Урок усвоения новых знаний

Условия выбора написания НЕ с прилаг-ми.

- орф. № 21, 32

Синтаксическая пятиминутка. Орфографическая диктовка.

Диктант «Проверь себя».

П Р К

П. 54, упр. 307.

100

НЕ с прилагательными

1

Урок закрепления изученного

Правильно применять правило для напис.НЕ с прилаг.

- орф. 21, 32, 36

Объяснительный диктант.

Предупредительный диктант.

Творческое задание.

П Р К

Упр. 312 , орф. 14, 18, 35.

101

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

1

Урок усвоения новых знаний

Условия выбора О и Е в суф. прил. после шип.и Ц

- орф. № 14, 18, 35.

Синтаксическая пятиминутка.

Выборочный диктант.

Самостоятельная и индивидуальная работа.

П Р К

П. 55, упр. 314.

102

Р.р. Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер».

1

Урок развития речи

Развитие связной речи. Описание.

Рассматривание репродукции картины. Устное рисование.

Написание сочинение по картине.

П Р К

Орф. 14, 18, 35, 37.

103-104

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

2

Урок усвоения новых знаний

Условия выбора Н и НН в суффиксах прилаг.

- орф. № 14, 18, 35, 37

Синтаксическая пятиминутка. Словарная работа.

Выборочный диктант.

Диктант «Проверь себя».

П Р К

1. П. 56, упр.318.

2. Упр. 321.

105

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

1

Урок закрепления изученного

Условия выбора Н и НН в суффиксах прилаг.

- орф. № 14, 18, 35, 37

Синтаксическая пятиминутка. Тренировочные упражнения.

Тест.

П Р К

2. Упр. 324 (у), 325 (п), рисунок любимой игрушки

106

Р.р. Сочинение-описание игрушки (упр. 326)

1

Урок развития речи

Развитие связной речи. Описание.

- типы речи

Написание сочинения.

П Р К

Повторить разряды прилагательных.

107

Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-.

1

Урок усвоения новых знаний

Образование с помощью суф-са –К- качеств. прилаг. и с посощью –СК- относит. прилаг.

- разряды прилагательных

Орфоэпический диктант.

Выборочный диктант.

П Р К

П. 57, упр. 329.

108-109

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

1

Урок усвоения новых знаний

Условия употребления дефиса в сложных прилаг.

- орф. № 38

Словарная работа.

Творческая работа.

П Р К

П. 58, упр. 334, с. 135 вопросы, повторить словарные слова.

110-111

Повторение по теме «Имя прилагательное. Тест.

2

повторительно-обобщающие уроки

Обобщение изученного по

теме.

- изученное о прилагательном

Фронтальный опрос. Словарный диктант. Объяснительный диктант. Диктант «Проверь себя».

Тест.

П Р К

1. Упр. 342.

2. Повт. орф. 36-40.

112

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное».

2

Урок контроля

Проверка знаний и умений.

Диктант с грамматическим заданием.

Анализ диктанта.

П Р К

Упр. 343, 344.

113

Р/р. Конференция. Публичное выступление уч-ся на одну из тем д/з.

1

Урок развития речи

Развитие связной речи и умение выступать с докладом.

Выступления учащихся.

П Р К

                  Имя числительное (14ч + 3ч)

                               Цели: 1. Познакомить с числительными как частью речи.                                          

                                          2. Развивать умение употреблять числительные в нужной форме, соблюдать нормы управления

                                              и согласования в сочетании числительного с существительным.

                                          3. Воспитывать уважение и интерес к истории родной страны, бережное отношение к природе.

114

Имя числительное как часть речи.

1

Урок усвоения новых знаний

Понятие о числительном как части речи

Выборочный диктант. Словарная работа.

Составление расписки на основе образца.

П Р К

 П. 59, упр.346.

115

Простые и составные числительные.

1

Урок усвоения новых знаний

Обозначение числительного одним и несколькими словами.

- понятие о числительных

Осложненное списывание.

Составление таблицы. Выборочный диктант.

П Р К

П. 60, у.351, орф. 9.

116

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

1

Уроки усвоения новых знаний

Условия употребления мягкого знака на конце и в середине числ-х

- простые и составные числительные;

- орф. № 9.

Выборочный диктант. Словарная работа. Распределительный диктант

П Р К

П. 61, у. 354

117

Разряды количественных числительных.

1

Уроки усвоения новых знаний

Уметь определять количест числит-х.

- количественные числительные

Словарная работа.

Этимологическая работа.

П Р К

П. 62, у. 357, орф. 17.

118-119

Числительные, обозначающие целые числа.

2

Уроки усвоения новых знаний и закрепления изученного

Употребление падежной формы числ-х, обозначающих целые числа.

- орф. 17

Словарная работа.

Словарная диктовка. Объяснительный диктант.

П Р К

1. П. 63, у.360.

2. Упр. 365.

120-121

Дробные и собирательные числительные.

2

Уроки усвоения новых знаний и закрепления изученного

Правильное употребление в речи дробных и собирательных числ-х.

- разряды числительных;

- орф. № 26, 29.

Словарная работа.

Объяснительный диктант.

П Р К

1. П.64, у. 369.

2. П. 65, у.375.

122

Р.р. Выборочное изложение.

1

Урок развития речи

Развитие связной речи

Написание выборочного изложения.

П Р К

Упр. 375 (у), орф. 17, 29.

123-124

Анализ изложения. Порядковые числительные.

2

Уроки усвоения новых знаний и закрепления изученного

Разграничение количест-х и порядковых числ-х в речи.

- разряды числительных

Словарный диктант (у. 375).

Синтаксическая пятиминутка.

Выборочный диктант. Знакомство с написанием объявления.

П Р К

1. П. 66, у. 378.

2. Упр. 382.

125

Морфологический разбор числительного.

1

Повторительно-обобщающий урок

Морфологические признаки числительного

- морфологические признаки числительного

Синтаксическая пятиминутка.

Знакомство с планом разбора.

Тренировочные упражнения.

П Р К

с. 156 вопросы, словарные слова.

126-127

Обобщение изученного по теме «Имя числительное».

1

Повторительно-обобщающий урок

Обобщение изученного по

теме.

- п. 59-67

Фронтальный опрос. Словарный диктант.

Диктант «Проверь себя». Тест.

П Р К

Орф. 41-42.

128

Контрольная работа по теме «Имя числительное» и его анализ

2

Урок контроля

Проверка знаний и умений.

Диктант с грамматическим заданием.

П Р К

Упр. 389 (устно)

129-130

Р.р. Урок-конференция на тему «Берегите природу».

2

Урок развития речи

Учить исследовательской работе, выступлению перед аудиторией.

Выступления учащихся

П Р К

Повторить изученное о местоимении.

М е с т о и м е н и е (22ч + 4ч)

                                    Цели: 1. Продолжить знакомство с местоимением как частью речи.

                                                2. Развивать умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом;

                                                    умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей

                                                    текста.

                                                3. Воспитывать любовь к чтению, интерес к истории книгопечатания.

131

Местоимение как часть речи.

1

Урок усвоения новых знаний

Местоимения в речи, их роль в тексте, правильно употреблять местоимения.

- ранее изученное о местоимении

Синтаксическая пятиминутка.

Творческая работа.

П Р К

П. 68, у. 393.

132

Разряды местоимений. Личные местоимения.

1

Урок усвоения новых знаний

правильное напис. местои-мений с предлогами.

- употребление местоимений 3-го лица с предлогами

Словарная работа.

Выборочный диктант.

П Р К

П. 69, у. 396.

133

Личные местоимения.

1

Урок закрепления изученного

Употребление личных местоимений в речи.

Творческая работа. Отработка норм употребления местоимений.

П Р К

398 (п), 400 (у), орф. 36, 38, 40.

134

Возвратное местоимение СЕБЯ.

1

Урок усвоения новых знаний

Употребление СЕБЯ в нужной форме.

- личные местоимения;

- употребление местоимений с предлогами;

- орф. 36, 38, 40.

Контрольный словарный диктант (у. 400). Синтаксическая пятиминутка.

Объяснительный диктант.

П Р К

П.70 у. 402.

135

Р.р. Рассказ по сюжетным картинкам.

1

Урок развития речи

Развитие связной речи. Умение составлять рассказ по сюжетным рисункам.

Написание сочинения.

П Р К

Повт. п. 69-70.

136

Вопросительные местоимения.

1

Урок усвоения новых знаний

Употребление в речи вопрос. мест. с учётом особенностей их скл-я.

Выборочный диктант.

П Р К

П. 71 упр. 409, орф. 11, 31, 32.

137

Относительные местоимения.

1

Урок усвоения новых знаний

Различие относительных и вопросительных мест-ий, нахождение относит.мест-ий в СП.

орф.№11, 28, 29;

- разряды местоимений.

Словарная работа.

Объяснительный диктант. Диктант «Проверь себя»

П Р К

П. 72, упр. 413, орф.11,17,23,24.

138

Неопределенные местоимения.

1

Урок усвоения новых знаний

Условия выбора дефисного написания и написания с НЕ.

- орф. 11, 17, 23, 24

Орфографическая диктовка.

Словарная работа.

Объяснительный диктант.

П Р К

П. 73, у. 415, орф. 43, 44.

139

Неопределенные местоимения.

1

Урок закрепления

Условия выбора дефисного написания и написания с НЕ.

- орф. 11, 17, 23, 24

Диктант «Проверь себя»

П Р К

Упр.417, орф. 21, 32, 36, 43

140

Отрицательные местоимения.

1

Урок усвоения новых знаний

Распознание приставки НЕ- и НИ- в отриц.мест. Написание отриц.мест.с предлогами.

- орф. 21, 32, 36, 43.

Орфографическая диктовка.

Работа под диктовку с грамматическим заданием.

Предупредительный диктант.

П Р К

П. 74, у. 425.

141-142

Отрицательные местоимения. Тест.

2

Уроки закрепления изученного

Распознание приставки НЕ- и НИ- в отриц.мест. Написание отриц.мест.с предлогами.

- орф. 21, 32, 36, 43.

Проверочная работа.

тест

П Р К

1. Упр. 428.

2. Упр. 430, повт. п.52.

143

Притяжательные местоимения

1

Урок усвоения новых знаний

Различие личных и притяжательных мест-ий.

- притяжательные прилагательные

Орфографическая диктовка. Объяснительный диктант Отработка норм правильного употребления притяжательных местоимений.

П Р К

П. 75, у.434.

144

Притяжательные местоимения

1

Урок закрепления изученного

Различие личных и притяжательных мест-ий.

Синтаксическая пятиминутка.

Предупредительный диктант.

П Р К

Упр.435.

145-146

Контрольное сочинение-рассуждение.

2

Урок развития речи

Развитие связной речи, умение рассуждать в письменной  речи.

Написание сочинения.

П Р К

Повт.п.69-75.

147

Анализ сочинения. Указательные местоимения.

1

Урок усвоения новых знаний

Указательные местоимения, их значение, употребление в речи

- разряды местоимений

Терминологический диктант.

Словарная работа.

Составление плана рассказа об указательных местоимениях.

Объяснительный диктант.

П Р К

П. 77, упр. 439, 443 (у).

148

Указательные местоимения.

1

Урок закрепления изученного

Указательные местоимения, их значение, употребление в речи

- разряды местоимений

Осложненное списывание. Изложение-миниатюра.

П Р К

5-6 пословиц о роли книги в жизни человека

149

Определительные местоимения.

1

Урок усвоения новых знаний

Уметь использовать в тексте определительные мест-я.

- указательные местоимения

Выборочный диктант.

Словарная работа.

Объяснительный диктант.

Подбор словарных слов на определенную тему.

П Р К

П. 78, у. 445.

150

Определительные местоимения.

1

Урок закрепления изученного

Уметь использовать в тексте определительные мест-я.

Распределительный диктант

П Р К

Упр. 447 (у).

151

Р.р. Сочинение-рассказ по воображению (упр. 447).

1

Урок развития речи

Развитие связной речи

Написание сочинения.

П Р К

Орф. 12, 21, 26, 43, 44.

152

Анализ сочинения. Морфологический разбор местоимения.

1

Повторительно-обобщающий урок

Морфологические признаки местоимений

- орф. 12, 21, 26, 43, 44.

- морфологические признаки местоимения

Орфографическая диктовка.

Тренировочные упражнения с разбором местоимений.

П Р К

Упр. 448, с. 183-184 вопросы, словарные слова.

153-154

Повторение изученного по теме «Местоимение». Тест.

2

Повторительно-обобщающий урок

Изученное по теме

- изученное о местоимении

Контрольный словарный диктант.

Диктант «Проверь себя».

Тест.

П Р К

1. Упр. 454.

2. Орф. 43-46.

155-156

Контрольный диктант по теме «Местоимение» и его анализ.

2

Урок контроля

Проверка знаний и умений.

Диктант с грамматическим заданием.

Анализ контрольного диктанта.

ПР

Упр.450

IV четверть (48 ч)

Г л а г о л (29ч + 5ч)

                         Цели: 1. Закрепить и углубить полученные в 5 классе сведения о глаголе (о его грамматических признаках,

                                         правописании безударных личных окончаний, НЕ с глаголами и др.).

                                    2. Развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, образовывать формы трех наклонений,

                                        определять переходность.

                                    3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность.

157-160

Повторение изученного в 5 классе.

4

повторительно- обобщающие уроки

Грамматические признаки гл., употребления в речи.

- орф. 20-25

- определение спряжения глаголов

Синтаксическая пятиминутка.

Выборочный диктант. Работа с таблицей «Личные окончания глагола». Предупредительный диктант. Работа с таблицей упр. 459.

Тест.

П Р К

1. Творческое задание.

2. Упр. 458, орф. 25.

3. Упр. 461, орф. 24.

4. Упр. 463.

161

Р.р. Сочинение-рассказ на тему «Степа дрова колет» (упр.465).

1

Урок развития речи

Развитие связной речи

Рассматривание иллюстраций упр. 465. Составление рассказа по рисункам.

Написание сочинения.

П Р К

Упр. 467

162

Разноспрягаемые глаголы.

1

Урок усвоения новых знаний

Окончания в разноспрягае-мых глаголах, употребление их в речи с соблюдением нормы.

- глаголы на -ять

Анализ предложений.

Работа с таблицей. Предупредительный диктант.

П Р К

1. П. 81,

упр. 474.

163

Глаголы переходные и непереходные.

1

Урок усвоения новых знаний

Различие переходных и непереходных глаголов.

- падежи

Устная синтаксическая пятиминутка.

Анализ текста.

П Р К

П. 82, упр.476.

164

Глаголы переходные и непереходные.

1

Урок закрепления изученного

Различие переходных и непереходных глаголов.

Распределительный диктант.

Диктант «Проверь себя».

П Р К

Упр. 481.

165-166

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

2

Урок усвоения новых знаний и закрепления изученного

Наклонение глагола. Изменение глаголов в изъявительном наклонении.

- время глагола;

- глаголы на –ять.

Работа с текстом по определению наклонения глагола. Словарная работа.

Запись под диктовку.

П Р К

1. П.83, упр.483.

2. Упр. 484 (у).

167

Р.р. Изложение по теме «Витькина гайка» (упр.484).

1

Урок развития речи

Развитие связной речи

Передача содержания текста в форме рассказа (устно).

Написание изложения.

П Р К

П.83, глаголы-исключения II спр.

168

Анализ изложения. Условное наклонение.

1

Урок усвоения новых знаний

Образование глаголов условного наклонения

- переходность;

- глаголы на –ять;

- глаголы-исключения II спр.

Устная синтаксическая пятиминутка. Орфографическая диктовка.

П Р К

П. 84, упр.

169

Условное наклонение.

1

Урок закрепления изученного

Правописание и употребление глаголов условного наклонения

- переходность;

- глаголы на –ять;

- глаголы-исключения II спр.

Осложненное списывание. Составление текста на тему «Если бы я…»

П Р К

Упр.490

170

Повелительное наклонение.

1

Урок усвоения новых знаний

Образование глаголов повелительного наклонения

- наклонение глаголов

Синтаксическая пятиминутка.

Образование форм повелит. наклонения.

Выборочный диктант.

П Р К

П. 85, упр. 493.

171-172

Повелительное наклонение.

2

Урок закрепления изученного

Образование глаголов повелительного наклонения

- наклонение глаголов

Объяснительный диктант.

Запись под диктовку с объяснением.

Индивидуальная и самостоятельная работа.

П Р К

1. Упр. 494.

2. Упр. 500

173-174

Различение повелительного наклонения и формы будущего времени.

1

Урок закрепления изученного

Различие в написании глаголов в изъявительном и повелительном наклонении

- наклонение глаголов

Синтаксическая пятиминутка.

Заполнение таблицы.

Запись с объяснением.

П Р К

Упр.501.

175

Р.р. Рассказ по рисункам (упр.502).

1

Урок развития речи

Развитие связной речи

Рассматривание рисунков упр.502.

Написание рассказа по рисункам.

П Р К

Закончить сочинение

176

Контрольная работа.

2

Урок контроля

Проверка знаний

Диктант с грамматическим заданием.

Анализ контрольного диктанта.

П Р

Повт. п. 83-85.

177-178

Употребление наклонений.

2

Уроки закрепления изученного

Употребление наклонений

- п. 83-85

Орфографическая диктовка.

Словарная работа.

Диктант «Проверь себя».

П Р К

Упр. 505 или 506.

179

Безличные глаголы.

1

Урок усвоения новых знаний

Безличные глаголы, их значение, формы употребления

- время, род, число

Синтаксическая пятиминутка.

Словарная работа.

Запись под диктовку с грамматическим заданием.

П Р К

П.87, упр. 512, 517 (у).

180

Безличные глаголы.

1

Уроки закрепления изученного

Безличные глаголы, их значение, формы употребления

- время, род, число

Анализ текста. Контрольный словарный диктант (у. 517).

П Р К

Упр. 516.

181

Морфологический разбор глагола.

1

повторительно-обобщающий урок

Постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола

- морфологические признаки глагола

синтаксическая пятиминутка. Морфологический разбор.

Диктант «Проверь себя».

П Р К

П. 88, упр. 518.

182-183

Р.р. Рассказ на основе услышанного.

2

Урок развития речи

Развитие связной речи

Написание сочинения.

П Р К

184

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

1

Урок усвоения новых знаний

Правописание гласных в суффиксах глаголов –ОВА/-ЕВА, -ИВА/-ЫВА.

- время глагола

Словарная работа.

Составление таблицы «Суффиксы глаголов».

Коллективная работа.

П Р К

П.90, у.526.

185

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

1

Урок закрепления изученного

Правописание гласных в суффиксах глаголов –ОВА/-ЕВА, -ИВА/-ЫВА.

Творческое задание.

П Р К

Повт.п. 80-90, с. 212 вопросы. подготов. к словарн. диктанту.

186-188

Систематизация и обобщение изученного о глаголе. Контрольный словарный диктант. Тест.

3

повторительно-обобщающие уроки

Обобщение знаний по теме

- п. 80-90

Контрольный словарный диктант.

Анализ текста.

Выборочный диктант. Письмо по памяти. Самостоятельная и индивидуальная работа.

Тест.

П Р К

1. упр. 530.

2. упр. 532, орф. 24.

3. упр. 535.

189-190

Контрольный диктант по теме «Глагол» и его анализ.

2

Урок контроля

Проверка знаний и умений.

Диктант с грамматическим заданием.

Анализ контрольного диктанта.

П Р

Повторить разделы науки о языке.

Повторение и систематизация изученного в 6 классе (18ч + 2ч)

                                Цели: 1. Повторить и систематизировать изученное в 6 классе.

                                           2. Развивать орфографическую зоркость.

                                           3. Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к окружающей природе.

191

Разделы науки о языке.

1

повторительно-обобщающий урок

Проверка  знаний, умений и навыков.

- разделы науки о языке

Составление сложного плана по теме урока.

П Р К

С. 224 вопросы, орф. 12, 13; 8, 20, 22; 14, 18, 35, 37.

192-195

Орфография. Орфографический разбор.

2

повторительно-обобщающий уроки

Связь орфографии с другими разделами науки о языке.

- орф. 12, 13; 8, 20, 22; 14, 18, 35, 37.

Орфографическая диктовка. Распределительный диктант. Самостоятельная и индивидуальная работа.

П Р      

1. Упр. 541, орф.8, 14, 18, 20, 22, 35, 37.

2. Упр 545, 546 (у), с. 227 вопросы.

196-198

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1

повторительно-обобщающий уроки

Связь пунктуации с другими разделами науки о языке.

- пунктуационный разбор

Синтаксическая пятиминутка с объяснением постановки знаков препинания.

Индивидуальная работа

П Р К

П.93, упр. 548.

199-200

Р.р. Сочинение (упр. 549).

2

Урок развития речи

Развитие связной речи

Написание сочинения.

П Р

С. 229 вопросы.

201-202

Лексика и фразеология.

1

Повторительно-обобщающий урок

Общее и различие слова и фразеологизма.

- орф. 21, 32, 36, 43, 45, 46;

- изученное по разделу.

Орфографический диктант.

Комплексный анализ текста.

П Р К

Упр. 550, 549 (у), с.230 вопросы.

203-204

Итоговый контрольный диктант.

1

повторительно-обобщающий урок

Основные способы образования слов.

- изученное по разделу

Диктант.

П Р К

С. 232 вопросы, упр. 553.

205-206

Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология. Морфологический разбор слова.

1

повторительно-обобщающий урок

Отличие постоянных признаков от непостоянных.

- изученные части речи

Объяснительный диктант.

Запись под диктовку с грамматическим заданием.

Морфологический разбор слов разных частей речи.

П Р К

С. 233 вопросы, подготовиться к словарному диктанту.

207-208

Морфология. Морфологический разбор слова.Синтаксис. Синтаксический разбор.

2

повторительно-обобщающий уроки

- словосочетание и предложение

Контрольный словарный диктант.

Синтаксический разбор.

Итоговый тест.

П Р К

209

Синтаксис. Синтаксический разбор.

2

Урок контроля

Индивидуальная и самостоятельная работа.

Творческое задание.

П Р К

210

Итоговый урок. Анализ тестов.

1

Анализ тестов.

П Р К

Итого: 210  часов

 Количество контрольных уроков и уроков развития речи

Диктанты

Сочинения

Изложения

Тестовый контроль

6

2

2

2

12

Всего

Список используемой  литературы

Основной

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подходк разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.

2. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.

3. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.

4. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 6 классе: Пособие для учителей и методистов. М.: Просвещение, 2012.

5. Национальная образовательная инициатива ≪Наша новая школа≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 ≪Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях≫(СанПиН 2.4.2.2621-10).

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 ≪Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся≫.

8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа.М.: Просвещение, 2011.

9. Примерные программы внеурочной деятельности / Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010.

10. Приоритетный национальный проект ≪Образование≫: [Электронный документ]. Режим доступа:http://mon.gov.ru/pro/pnpo

11. Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru

12. Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 гг.: [Электронный документ].Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/news/8286

13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.

14. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ ≪Об образовании в Российской Федерации≫.

15. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова.М.: Просвещение, 2011.

Дополнительный

1. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики // Лидеры образования. 2007. № 7.

2. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности и построения гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1.

3. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии:взгляд в следующее десятилетие. М.: НексПринт, 2010.

4. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Под общ. ред. М.Б. Лебедевой. СПб.: БХВ-Петербург, 2010.

5. Жильцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. М.: Просвещение, 2007.

6. Журналы ≪Стандарты и мониторинг образования≫, 2011–2012.

7. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.

8. Поливанова К.А. Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2008.

9. Сайт ≪Единое окно доступа к образовательным ресурсам≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru

10. Сайт ≪Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

11. Сайт ≪Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru

12. Сайт ≪Образовательные ресурсы сети Интернет≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://katalog.iot.ru

13. Сайт ≪Сеть творческих учителей≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.it-n.ru

14. Сайт ≪Федеральный государственный образовательный стандарт≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru

15. Сайт Министерства образования и науки РФ: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon. gov.ru

16. Сайт ФГУ ≪Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.informika.ru

17. Современные образовательные технологии / Под ред. Н.В. Бордовской. М.: Кнорус, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....