Рабочая программа по русскому языку 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс)
Программа по русскому языку для 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_fgos_6_klass.doc | 364.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Рабочая программа по русскому языку
в 6 класс
Синкевич Валентины Ивановны
на основе авторской программы Баранова М. Т., Ладыженской Т. А., Шанского Н. М. – М.: Просвещение, 2022
2024 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2022).
Основные цели и задачи изучения русского
(родного) языка в основной школе
• Воспитание духовно-богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности,
средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
• овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
• приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
• совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Общая характеристика программы
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 6 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий. Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном обучения. Решению этого вопроса посвящен раздел «Повторение изученного в 5 классе». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы. Разделы учебника «Русский язык. 6 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся,
формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи (речеведческие понятия и виды работы над текстом) пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Форма организации образовательного процесса:
классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбереже-ния и т. д.
Основными формами и видами контроля знаний,
умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного,фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных (≪Проверяю себя≫) диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского на-
рода; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться
словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение разными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного
языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого об-щения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры
научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного,лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Используемый учебно-методический комплекс
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразо-
вательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.
Планируемые результаты. Предметные УУД
Личностные
Научиться понимать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждение на лингвистическую тему
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачамии условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста Формирование ≪стартовой≫ мотивации к изучению нового материала Научиться различать способы передачи мысли, настроения, информации
Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).
Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и содержания текста Формирование знания о взаимосвязи русского языка с культурой и историей России и мира, формирование сознания того, что русский язык – важнейший показатель культуры человека Научиться выявлять компоненты речевой ситуации в зависимости от задачи высказывания, составлять рассуждение по алгоритму выполнения задачи
Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста Формирование навыков конструирования текста-рассуждения Освоить алгоритм проведения фонетического разбора слова, освоить навыки различения условий написания
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
Формирование познавательного интереса к предмету исследования.
Основное содержание программы
Русский язык - один из развитых языков мира. ( 1 час)
Повторение изученного в 5 классе (12 ч.+ 2 ч.)
Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. Орфография. Морфемы в слове. Морфемный разбор слов. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Части речи. Морфологический разбор слова. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор. Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Лексика и фразеология (11ч+ 3ч)
Повторение пройденного по лексике в V классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистические окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
Словообразование и орфография (27ч + 5ч)
Повторение пройденного по морфемике в V классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) – приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
Имя существительное (21ч + 4ч)
Повторение сведений об имени существительном, полученных в в V классе.
Склонение существительных на –мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах –ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе –чик (-щик).
Имя прилагательное (22ч + 5ч)
Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах –ан-(-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов –к- и –ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Имя числительное (14ч + 3ч)
Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
М е с т о и м е н и е (22ч + 4ч)
Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами –то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
Г л а г о л (29ч + 5ч)
Повторение пройденного о глаголе в V классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах –ова(ть), -ева ть) и –ыва(ть), -ива(ть).
Повторение и систематизация изученного в 6 классе (18ч + 2ч)
Тематическое планирование
№ ур | Тема урока | Часы | Дата | Тип урока | Обязательный минимум ЗУН | Повторение | Деятельность учащихся | Метапредметные и личностные УУД | Дом. задание | |||||||||||||||
I четверть (54 ч) | ||||||||||||||||||||||||
1 | Русский язык - один из развитых языков мира. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Умение работать с учебником, побуждать к осмысленному и глубокому изучению языка. Прививать бережное отношение к книге. Роль языка в современном мире. | Выразительное чтение, работа с учебником, работа со словарем. | К Р П (коммуникативные, регулятивные, познавательные) | Упр. 3. | |||||||||||||||||
Повторение изученного в 5 классе (12ч + 2ч) Цели: 1. Повторить изученное в 5 классе: определения основных языковых понятий, орфографических и пунктуационных правил. 2. Развивать умение обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. 3. Воспитывать уважение к богатству русского языка. | ||||||||||||||||||||||||
2 | Повторение изученного в 5 классе. Тест. | 1 | Тест. | С. 4 вопросы. | ||||||||||||||||||||
3 | Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. Орфография | 1 | повторительно-обобщающий | Сильные и слабые позиции гласных, согласных. | - фонетический разбор слова; - орф.6, 9. | Синтаксическая минутка, словарная работа, объяснительный диктант, фонетический разбор слов. | П Р | С. 6 вопросы, упр. 8, орф. 1-6, 10, 11. | ||||||||||||||||
4-5 | Морфемы в слове. Морфемный разбор слов. Орфограммы в приставках и в корнях слов. | 2 | повторительно-обобщающий | Орфограммы в приставках и в корнях слов. | - морфемный разбор слов; - орф. 1-6, 10, 11,14, 18,12-13, 24 | Словарная работа, беседа, работа с учебником, выборочный диктант, разбор слов по составу. | П Р | 1. Упр. 11, орф. 14, 8, 12-13, 24 2. Упр. 16, с. 9 вопросы, орф. 9, 17, 23-25. | ||||||||||||||||
6 | Части речи. Морфологический разбор слова. | 1 | повторительно-обобщающий | Отличие постоянных признаков изученных самостоятельных частей речи | - сведения по морфологии; - орф. № 1, 8, 23. | Беседа, запись под диктовку с грамматическим заданием, разбор слов как частей речи. | П Р | упр. 20, орф. 17, 19, 25. | ||||||||||||||||
7 | Орфограммы в окончаниях слов. | 1 | повторительно-обобщающий | Условия выбора букв в окончаниях. | - орф. 17, 19, 25. | Работа с учебником, объяснительный диктант, работа с перфокартой, предупредительный диктант. | П Р | Упр. 25, с. 12 вопросы. | ||||||||||||||||
8 | Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения. | 1 | повторительно-обобщающий | Роль словосочетания и предложений в языке. Условия выбора знаков препинания. | - состав словосочетания; - простое предложение. | Синтаксическая минутка, словарная работа, самостоятельная и индивидуальная работа. | П Р | Упр. 34, с. 13 вопросы. | ||||||||||||||||
9 | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор. | 1 | повторительно-обобщающий | Общее и различное в ПП и СП. Связь ПП в составе СП. | - сложные предложения; - союзы. | Беседа, запись под диктовку с графическим заданием, синтаксический разбор предложений. | П Р К | Упр. 38, с. 17 вопросы. | ||||||||||||||||
10-11 | Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 2 | повторительно-обобщающий | Общее и различное в предложениях с ПР и диалогом. | - прямая речь; - диалог. | Синтаксическая минутка, составление схем, составление диалога. | П Р К | 1. Упр. 42. 2. Упр. 45, орф. 1-25. | ||||||||||||||||
12-13 | Контрольный диктант по повторению. Анализ контрольного диктанта. | 2 | урок контроля и проверки знаний | Запись текста под диктовку. Грамматическое задание. | ПР | |||||||||||||||||||
14 | Р.р. Текст. | 1 | урок р/р | Отличие текста от предложения. Особенности текстов: описаний, рассуждений, повествований. | - понятие текста | Беседа, работа над текстами. | Р К | Упр. 49, повт. стили. | ||||||||||||||||
15 | Р.р. Официально-деловой стиль речи. | 1 | урок р/р | - стили | Работа с учебником и таблицей «Стили русского языка». Знакомство с новым стилем. Коллективная работа над оформлением заявления. | П К | Повт. изученное по лексике. | |||||||||||||||||
Лексика и фразеология (11ч+ 3ч) Цели: 1. Повторить изученное в 5 классе. Познакомить с группами слов по способу их употребления. Познакомить с фразеологией как разделом науки о языке. 2. Развивать умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово; умение пользоваться словарем иностранных слов и фразеологическим словарем. 3. Воспитывать уважение к богатству родного языка. | ||||||||||||||||||||||||
16 | Лексикология. Повторение изученного по в 5 классе. | 1 | повторительно-обобщающий | Основная единица языка и его словарный состав. | - ранее изученное по лексике; - орф. № 1, 17. | Запись под диктовку, решение кроссворда с лексическими понятиями, словарная работа. | П Р | П. 12, упр. 60, сообщения о словарях. | ||||||||||||||||
17 | Р.р. Словари. | 1 | урок р/р | Умение работать с книгой-словарём, использовать справочную литературу. |
| Сообщения учащихся о словарях. Словарная работа. Задания по прослушанному материалу. | П Р К | Упр.61, 62 (устно). | ||||||||||||||||
18 | Р.р. Собирание материалов к сочинению. | 1 | урок р/р | Умение описывать увиденное по картине, используя дополнительный материал. | Слово учителя о А.М.Герасимове. Рассматривание репродукции картины. Устное рисование. Работа над собиранием материала к сочинению. | Р К | Написать сочинение. | |||||||||||||||||
19 | Общеупотребительные слова и диалектизмы. | 1 | - строение словарной статьи | Синтаксическая минутка, работа с учебником, составление словаря диалектных слов. | П Р К | П.14, 16, упр. 72 | ||||||||||||||||||
20 | Контрольное изложение | 1 | урок р/р | Учить формулировать основную мысль текста. | - основная мысль текста | Слово учителя о В.И.Дале, выразительное чтение текста, составление плана, написание сжатого изложения. | П Р К | |||||||||||||||||
21 | Профессионализмы. | 1 | усвоение новых знаний | Сфера употребления профессионализмов. | - общеупотребительные и диалектные слова | Синтаксическая минутка, словарная работа, работа с толковым словарем, выборочный диктант. | П Р К | П.15, упр. 69, индивидуальные задания по карточкам. | ||||||||||||||||
22 | Жаргонизмы. | 1 | усвоение новых знаний | Сфера употребления жаргонизмов. | - группы слов по их употреблению | Сообщения учеников, тренировочные упражнения. | П Р К | П.17, упр. 80. | ||||||||||||||||
23 | Эмоционально окрашенные слова. | 1 | усвоение новых знаний | Сфера употребления эмоционально-окрашенных слов. | - группы слов по их употреблению | Работа с учебником; работа с синонимами, имеющими стилистическую окраску, выборочное списывание. | П Р К | П.18, упр. 83. | ||||||||||||||||
24 | Устаревшие и новые слова. | 1 | усвоение новых знаний | Исследовать причину выхода из общего употребления одних и появления нов.слов в р.я. | - группы слов по их употреблению | Словарная работа. Работа с учебником. Работа со словарем. | П Р К | П.19, 20, упр. 89, индивидуальные задания. | ||||||||||||||||
25 | Исконно русские и заимствованные слова. | 1 | усвоение новых знаний | Уметь пользоваться «Школьным словарём иностранных слов» | - группы слов по их употреблению | Синтаксическая минутка. Работа со словарем. Редактирование текста, насыщенного заимствованными словами. | П Р К | П.21, упр. 96, индивидуальные задания. | ||||||||||||||||
26-27 | 1. Фразеологизмы. 2. Словарный диктант. Источники фразеологизмов. | 2 | Усвоение новых знаний | Роль фразеологизмов в речи. Учить употреблять в речи с целью обогащения и выразительности общения. | Лексический диктант. Работа со словарем. Составление текста с использованием фразеологизмов. Контрольный словарный диктант. | П Р К | 1. П.22, упр. 102. 2. П.23пр. 105, пов. п. 12-23, вопр. с. 48, словарные слова. | |||||||||||||||||
28 | Повторение изученного по теме «Лексика» (урок-игра). | 1 | Урок-игра | Повторение и обобщение. | - изученное по теме | Игра | П Р К | Упр. 107. | ||||||||||||||||
29 | Контрольная работа (тест). | 1 | Урок контроля | Проверка умений и знаний | Контрольная работа (тест) | П Р К | Повторить морфемный разбор | |||||||||||||||||
Словообразование и орфография (27ч + 5ч) Цели: 1. Закрепить знания о структуре слова. Познакомить с основными способами образования слов в русском языке. 2. Развивать умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени. Совершенствовать умение производить морфемный разбор слова. 3. Воспитывать силу воли, характер, умение преодолевать трудности. | ||||||||||||||||||||||||
30-31 | Повторение изученного по теме «Морфемика» в 5 классе. | 2 | повторительно-обобщающие | Совершенствование умения определять зависимость правописания слов от его строения. | - ранее изученное | Синтаксическая минутка. Выборочный диктант. Словарная работа. Диктант «Проверь себя». Морфемный разбор слов. | П Р К | 1. П.24, упр.113. 2. упр. 118 (у), 119 (п). | ||||||||||||||||
32 | Р.р. Описание помещения. | 1 | урок р/р | Развитие связной речи. Учить описывать помещение. | - типы речи | Словарная работа. Нахождение описаний в текстах. Самостоятельная работа. | П Р К | Упр. 122, повт. орф. № 1,11-13. | ||||||||||||||||
33-34 | Основные способы образования слов в русском языке | 2 | Уроки усвоения новых знаний | Учить умению определять способ образования слова. | - орф. № 1, 11-13 | Орфографическая диктовка. Словарная работа. Составление словообразовательных цепочек. | П Р К | 1. П. 26, упр. 124, 125. 2. п. 26, упр. 127. | ||||||||||||||||
35 | Этимология слов. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Учить умению пользоваться этимологическими словарями. | - способы образования слов | Устная синтаксическая минутка. Повторение способов образования слов. Словарная работа. | П Р К | Упр. 132, упр. 131 (индив.). | ||||||||||||||||
36 | Р.р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | 1 | Урок р/р | Развитие связной речи | - типы текстов | Знакомство с составлением сложного плана. Подбор материала к пунктам плана по описанию помещения. Словарная работа. | П Р К | Упр. 135, 136 (устно). | ||||||||||||||||
37 | Контрольное сочинение-описание помещения. | 1 | Урок р/р | Развитие связной речи | Работа над материалом, подобранным для описания помещения. Редактирование описаний. Написание сочинений. | П Р К | Повт. орф. №12-13, 24. | |||||||||||||||||
38 | Буквы о-а в корне –кос- - -кас-. | 1 | Уроки усвоения новых знаний | Способы действия при выборе букв О и А в корне –кос- - -кас-. | - орф. № 12-13, 24 | Словарная работа. Распределительный орфографический диктант. Объяснительный диктант с графическим заданием. | П Р К | 1. П. 29, упр. 138. | ||||||||||||||||
39 | Буквы о-а в корне –кос- - -кас-. | 1 | Урок-практикум | Умение правильно писать слова с чередующимися гласными в корне слова. | - орф. № 12-13, 24, 26 | Словарный диктант. Групповая работа. Выборочный диктант. Тест. | П Р К | Составить 5 предложений с орф.26. | ||||||||||||||||
40 | Буквы о-а в корне –гор- - -гар-, -зор- - зар-. | 1 | Уроки усвоения новых знаний | Условия выбора О и А в корне –гор- - -гар-, -зор- - зар-. | - орф. № 12-13, 24, 26 | Словарная работа. Синтаксическая минутка. Работа с перфокартой. Объяснительный диктант. Диктант «Проверь себя». | П Р К | 1. П. 30, упр. 144, 145. 2. упр. 143. | ||||||||||||||||
41 | Буквы о-а в корне –гор- - -гар-, -зор- - зар-. | 1 | Урок-практикум | Умение правильно писать слова с чередующимися гласными в корне слова. | - корни с чередованием гласных в корне | Групповая работа. Словарный диктант. Объяснительный диктант. | П Р К | |||||||||||||||||
42 | Правописание корней с чередованием. Тест. | 1 | повторительно-обобщающий | Условия выбора гласных и согласных в корнях с чередованием. | - орф. № 12-13, 24, 26-27 | Осложненное списывание, тест. | П Р К | упр. 150, орф. 11. | ||||||||||||||||
43 | Буквы и и ы после приставок. | 1 | урок усвоения новых знаний | Условия выбора букв Ы и И после приставок. | - орф. 11 | Устная синтаксическая минутка. Словарная работа. Работа с перфокартой. Объяснительный диктант. | П Р К | П. 31, упр.153, повт. орф. 10, 11, словарный диктант. | ||||||||||||||||
44-46 | Гласные в приставках пре- и при-. | 3 | Уроки усвоения новых знаний | Зависимость написание приставок ПРЕ- и ПРИ- от их значения. | - орф. 10, 11. | Контрольный словарный диктант. Работа с таблицей. Объяснительный диктант. Запись под диктовку. Распределительный диктант. Работа с перфокартами. | П Р К | 1. П.32, упр. 154 2. П.32, упр. 155 3. упр. 159. | ||||||||||||||||
47-50 | Гласные в приставках пре- и при-. | 3 | Уроки закрепления изученного | Правописание слов с трудноопределяемым значением приставок пре- и при-. | - орф. 29 | Выборочный диктант, осложненное списывание. Диктант «Проверь себя». Тест. | П Р К | 1. П. 32, упр. 161. 2. упр. 165. 3.Повт. орф.29, словарные слова | ||||||||||||||||
51 | Тестовый контроль | 2 | Урок контроля | - орф. № 26-29 | Контрольный диктант. Анализ диктанта. Работа над ошибками. | П Р К | 177 (устно) | |||||||||||||||||
52-53 | Р.р. Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро». | 2 | Урок р/р | Развитие связной речи. Описание по картине. | Рассматривание репродукции картины, беседа, составление плана. Написание сочинения. | П Р К | Повт.орф. 26-29 | |||||||||||||||||
54 | Соединительные о и е в сложных словах. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Образование сложных слов от основ исходных слов с помощью О и Е. | - орф. № 26-29 | Орфографический диктант. Осложненное списывание. Объяснительный диктант. | П Р К | П.33, упр. 168. | ||||||||||||||||
II четверть (42ч) | ||||||||||||||||||||||||
55-56 | Сложносокращенные слова. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Определять лексическое значение сложносокращённых слов, правильно употреблять их с прилаг., глаголами прош.вр. | - орф. 29-30 | Словарная работа. Орфографическая диктовка. Осложненное списывание. | П Р К | 1. П.34, упр. 176. 2. Повт. п.57. | ||||||||||||||||
57 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | 1 | повторительно-обобщающий | Уметь производить разбор по составу и словообразовательный разбор. | - морфемный разбор слов; - орф. № 29 | Морфемный и словообразовательный разбор. Составление слов по схемам. | П Р К | Упр. 182, с. 76 вопросы. | ||||||||||||||||
58-59 | Повторение изученного по теме «Словообразование». Тест. | 2 | повторительно-обобщающие | Обобщение изученного. Умение опознавать слова с изученными орфограммами. | - изученное по теме; - орф. № 26-30. | Фронтальный опрос. Морфемный и словообразовательный разбор слов. Диктант «Проверь себя». Тест. | П Р К | Упр. 184, орф. 26-30. | ||||||||||||||||
60-61 | Контрольный диктант по теме «Словообразование». | 2 | Урок контроля и проверки знаний | Орф.26-30 | Написание текста под диктовку. Грамматическое задание. Анализ диктанта. Работа над ошибками. | П Р К | Повт. изученное о существительном. | |||||||||||||||||
Морфология и орфография Имя существительное (21ч + 4ч) Цели: 1. Познакомить с несклоняемыми существительными, со словообразованием имен существи- тельных. 2. Развивать умение правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, умение правильно согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с су- ществительными общего рода. 3. Воспитывать любовь к родной стране. | ||||||||||||||||||||||||
62-63 | Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе | 2 | повторительно-обобщительный | Грамматические признаки сущ-х, их синтаксич.роль в предложении. | - ранее изученное; - орф. 8, 17, 18. | Сообщение о роли имени существительного в речи. Запись под диктовку с грамматическим заданием. Синтаксическая пятиминутка. Орфографическая диктовка. Выборочный диктант. | П Р К | 1. П. 36, упр. 195 (п), 196 (у). 2. упр. 204. | ||||||||||||||||
64 | Разносклоняемые имена существительные | 1 | Урок усвоения новых знаний | Склонение сущ-ых на –мя. | - чередующиеся гласные в корне | Работа с перфокартой. Запись под диктовку. Диктант «Проверь себя». Объяснительный диктант | П Р К | П. 37, упр. 209. | ||||||||||||||||
65 | Буква Е в суффиксе –ен- сущ-х на –мя. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Склонение сущ-ых на –мя. | - орф. № 17 | П Р К | П. 38, упр. 214 или 215. | |||||||||||||||||
66 | Несклоняемые имена существительные. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Правильно употреблять несклоняемые сущ-ые в косвенных падежах. | - склонение существительных | Синтаксическая пятиминутка. Объяснительный диктант. Исправление ошибок в употреблении существительных. | П Р К | П. 39, упр. 222. | ||||||||||||||||
67 | Род несклоняемых имен существительных. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Согласовывать прилаг-ые и глаголы прош.вр. с несклоняемыми сущ-ыми. | - несклоняемые существительные | Синтаксическая минутка. Работа с учебником. Словарная работа. Тренировочные упражнения. | П Р К | П. 40, упр.228. | ||||||||||||||||
68 | Имена существительные общего рода. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Уметь определять род сущ-ых общего рода. | - орф. № 17 | Синтаксическая пятиминутка. Орфографическая диктовка. Словарная работа. | П Р К | П. 41, 232. Подготовить сообщение к конференции. | ||||||||||||||||
69 | Урок-конференция «Имя в реке времени». Р/Р. | 1 | Урок р/р | Уметь работать с научно-популярной литературой, отбирать материал по теме. | Выступления участников конференции. Рассказы о своем имени. | П Р К | Сочинение-миниатюра о своем имени или упр.236. | |||||||||||||||||
70 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | повторительно-обобщающий | Морфологические признаки имени сущ-ого. | - грамматические признаки существительного | Морфологический разбор существительных (по вариантам). Объяснительный диктант. | П Р К | Повт.орф. 24, 26-27, 29. | ||||||||||||||||
71 | Свободный диктант (упр. 234) и его анализ. | 2 | Урок контроля и проверки знаний | Проверка знаний и умений. | Свободный диктант. Работа над ошибками | П Р К | Упр. 236 (у). | |||||||||||||||||
72 | Р/р. Сочинение (упр.236). | 1 | Урок р/р | Развитие связной речи. | Сочинение. | П Р К | Орф. № 21, 24, 29. | |||||||||||||||||
73 | Анализ сочинений. НЕ с существительными | 1 | Урок усвоения новых знаний | Условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с сущ-ыми. | - орф. 21, 24, 29 | Синтаксическая пятиминутка. Работа с перфокартой. Объяснительный диктант. | П Р К | П. 43, упр. 238. | ||||||||||||||||
74-75 | НЕ с существительными | 1 | Урок закрепления изученного | Условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с сущ-ыми. | - орф. 21, 24, 29 | Осложненное списывание. Выборочный диктант. | П Р К | Упр. 243. | ||||||||||||||||
76 | Буквы ч и щ в суффиксах существительных -чик и –щик. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Способ действия при выборе написания в сущ-х суффиксов –чик- и –щик-. | - орф. № 29 | Работа с перфокартой. Словарная работа. Выборочный диктант. Объяснительный диктант. | П Р К | П. 44, упр. 245. | ||||||||||||||||
77 | Буквы ч и щ в суффиксах существительных -чик и –щик. Тест. | 1 | Урок закрепления изученного | Способ действия при выборе написания в сущ-х суффиксов –чик- и –щик-. | - орф. № 33 | Орфографический диктант. Тест. | П Р К | Упр. 250, словарные слова. | ||||||||||||||||
78 | Контрольный словарный диктант. Гласные в суффиксах существительных –ек и –ик. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Образование сущ-х с помощью суффиксов –ек и –ик. | Контрольный словарный диктант. Запись под диктовку. Предупредительный диктант. Тест. | П Р К | П. 45, упр. 252. | |||||||||||||||||
79 | Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Образование сущ-х с пом. суффиксов –ок, -ек, -онок. | - орф. № 14, 18 | Работа с табл. «Гласные о-е после шипящих в корне, окончании». Распределительный диктант. | П Р К | П. 46, упр. 255. | ||||||||||||||||
80-81 | Р.р. Описание помещения по личным впечатлениям в сочинении повествовательного характера. | 2 | Урок р/р | Развитие связной речи. | Составление плана. Составление устного описания. Написание сочинения. | П Р К | Орф. № 14, 18, 33, 35, с. 103 вопросы. | |||||||||||||||||
82-84 | Повторение изученного об имени существительном. Итоговый тест. | 3 | Урок повторения и систематизации изученного | Обобщение изученного. | - орф. 14, 18, 33, 35 | Фронтальный опрос. Объяснительный диктант. Осложненное списывание. Комплексный анализ текста. Тест. | П Р К | 1. Упр. 268 2. Повт. орф. 32-35. | ||||||||||||||||
85-86 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» и его анализ. | 2 | Урок контроля и проверки знаний | Проверка знаний, умений и навыков. | Диктант с грамматическим заданием. | ПР | Повторить изученное о прилагательном. | |||||||||||||||||
Имя прилагательное (22ч + 5ч) Цели: 1. Познакомить с разрядами прилагательных, со степенями сравнения, со словообразованием имен прилагательных. 2. Развивать умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения; умение употреблять в речи прила- гательные в переносном значении. 3. Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе. | ||||||||||||||||||||||||
87-88 | Повторение изученного в 5 классе. | 2 | Урок повторения и систематизации | Роль прилаг. в речи, формирование умения использовать в речи прилаг | - ранее изученное о прилагательных; - орф. № 8, 19, 20, 22. | Определение роли прилагательных в речи. Орфографическая диктовка. Синтаксическая пятиминутка с графическим заданием. | П Р К | 1. П. 47,упр. 271 (по вариантам). 2. упр.274 | ||||||||||||||||
89 | Р.р. Сочинение-описание. | 1 | Урок развития речи | Развитие связной речи | - пейзаж | Беседа по текстам учебника. Словесное рисование. Написание сочинения. | П Р К | Орф. 29. | ||||||||||||||||
90-91 | Степени сравнения прилагательных. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Образование степеней сравнения, уметь находить прилаг.в сравнит.степени и определять их роль в пред. | - орф. № 29 | Синтаксическая пятиминутка. Словарная работа. Работа по таблице «Степени сравнения прилагательных». Редактирование текста. | П Р К | 1. П. 49, 283. 2. упр. 289. | ||||||||||||||||
92 | Степени сравнения прилагательных. | 1 | Урок контроля и проверки знаний | Проверка знаний, умений и навыков. | Диктант с грамматическим заданием. | П Р К | ||||||||||||||||||
93 | Разряды прилагательных. Качественные прилагательные. | 1 | Урок усвоения новых знаний | 3 разряда прилаг-х, признаки кач-ных прилаг. | - орф. № 12, 24, 29. | Синтаксическая пятиминутка. Орфографическая диктовка. Творческая работа | П Р К | П. 50, упр. 292. | ||||||||||||||||
94 | Относительные прилагательные. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Различие качественных и относительных прилаг-х. | - орф. № 29 | Синтаксический разбор предложения. Словарная работа. | П Р К | П. 50-51, упр. 296 | ||||||||||||||||
95 | Контрольное выборочное изложение по отрывку из романа А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | Урок развития речи | Развитие связной речи | Отбор материала по заданию. Написание выборочного изложения. | П Р К | Повт.п.50-51. | |||||||||||||||||
96 | Анализ изложений. Притяжательные прилагательные. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Уметь правильно писать и употреблять притяж.прил. | - п. 50-51 | Орфографическая диктовка. Синтаксический разбор предложения. Творческая работа. | П Р К | П. 50-52. | ||||||||||||||||
III четверть (60 ч) | ||||||||||||||||||||||||
97 | Притяжательные прилагательные. | 1 | Урок закрепления изученного | Уметь правильно писать и употреблять притяж.прил. | Разряды прилагательных | П Р К | Словарные слова. | |||||||||||||||||
98 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | повторительно-обобщающий урок | морфологические признаки прилагательного | Выборочный диктант с грамматическим заданием. Морфологический разбор имен прилагательных. Контрольный словарный диктант. | П Р К | Орф. 21, 32, упр. 304. | |||||||||||||||||
99 | НЕ с прилагательными. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Условия выбора написания НЕ с прилаг-ми. | - орф. № 21, 32 | Синтаксическая пятиминутка. Орфографическая диктовка. Диктант «Проверь себя». | П Р К | П. 54, упр. 307. | ||||||||||||||||
100 | НЕ с прилагательными | 1 | Урок закрепления изученного | Правильно применять правило для напис.НЕ с прилаг. | - орф. 21, 32, 36 | Объяснительный диктант. Предупредительный диктант. Творческое задание. | П Р К | Упр. 312 , орф. 14, 18, 35. | ||||||||||||||||
101 | Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Условия выбора О и Е в суф. прил. после шип.и Ц | - орф. № 14, 18, 35. | Синтаксическая пятиминутка. Выборочный диктант. Самостоятельная и индивидуальная работа. | П Р К | П. 55, упр. 314. | ||||||||||||||||
102 | Р.р. Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер». | 1 | Урок развития речи | Развитие связной речи. Описание. | Рассматривание репродукции картины. Устное рисование. Написание сочинение по картине. | П Р К | Орф. 14, 18, 35, 37. | |||||||||||||||||
103-104 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | 2 | Урок усвоения новых знаний | Условия выбора Н и НН в суффиксах прилаг. | - орф. № 14, 18, 35, 37 | Синтаксическая пятиминутка. Словарная работа. Выборочный диктант. Диктант «Проверь себя». | П Р К | 1. П. 56, упр.318. 2. Упр. 321. | ||||||||||||||||
105 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | 1 | Урок закрепления изученного | Условия выбора Н и НН в суффиксах прилаг. | - орф. № 14, 18, 35, 37 | Синтаксическая пятиминутка. Тренировочные упражнения. Тест. | П Р К | 2. Упр. 324 (у), 325 (п), рисунок любимой игрушки | ||||||||||||||||
106 | Р.р. Сочинение-описание игрушки (упр. 326) | 1 | Урок развития речи | Развитие связной речи. Описание. | - типы речи | Написание сочинения. | П Р К | Повторить разряды прилагательных. | ||||||||||||||||
107 | Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Образование с помощью суф-са –К- качеств. прилаг. и с посощью –СК- относит. прилаг. | - разряды прилагательных | Орфоэпический диктант. Выборочный диктант. | П Р К | П. 57, упр. 329. | ||||||||||||||||
108-109 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Условия употребления дефиса в сложных прилаг. | - орф. № 38 | Словарная работа. Творческая работа. | П Р К | П. 58, упр. 334, с. 135 вопросы, повторить словарные слова. | ||||||||||||||||
110-111 | Повторение по теме «Имя прилагательное. Тест. | 2 | повторительно-обобщающие уроки | Обобщение изученного по теме. | - изученное о прилагательном | Фронтальный опрос. Словарный диктант. Объяснительный диктант. Диктант «Проверь себя». Тест. | П Р К | 1. Упр. 342. 2. Повт. орф. 36-40. | ||||||||||||||||
112 | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное». | 2 | Урок контроля | Проверка знаний и умений. | Диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта. | П Р К | Упр. 343, 344. | |||||||||||||||||
113 | Р/р. Конференция. Публичное выступление уч-ся на одну из тем д/з. | 1 | Урок развития речи | Развитие связной речи и умение выступать с докладом. | Выступления учащихся. | П Р К | ||||||||||||||||||
Имя числительное (14ч + 3ч) Цели: 1. Познакомить с числительными как частью речи. 2. Развивать умение употреблять числительные в нужной форме, соблюдать нормы управления и согласования в сочетании числительного с существительным. 3. Воспитывать уважение и интерес к истории родной страны, бережное отношение к природе. | ||||||||||||||||||||||||
114 | Имя числительное как часть речи. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Понятие о числительном как части речи | Выборочный диктант. Словарная работа. Составление расписки на основе образца. | П Р К | П. 59, упр.346. | |||||||||||||||||
115 | Простые и составные числительные. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Обозначение числительного одним и несколькими словами. | - понятие о числительных | Осложненное списывание. Составление таблицы. Выборочный диктант. | П Р К | П. 60, у.351, орф. 9. | ||||||||||||||||
116 | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | 1 | Уроки усвоения новых знаний | Условия употребления мягкого знака на конце и в середине числ-х | - простые и составные числительные; - орф. № 9. | Выборочный диктант. Словарная работа. Распределительный диктант | П Р К | П. 61, у. 354 | ||||||||||||||||
117 | Разряды количественных числительных. | 1 | Уроки усвоения новых знаний | Уметь определять количест числит-х. | - количественные числительные | Словарная работа. Этимологическая работа. | П Р К | П. 62, у. 357, орф. 17. | ||||||||||||||||
118-119 | Числительные, обозначающие целые числа. | 2 | Уроки усвоения новых знаний и закрепления изученного | Употребление падежной формы числ-х, обозначающих целые числа. | - орф. 17 | Словарная работа. Словарная диктовка. Объяснительный диктант. | П Р К | 1. П. 63, у.360. 2. Упр. 365. | ||||||||||||||||
120-121 | Дробные и собирательные числительные. | 2 | Уроки усвоения новых знаний и закрепления изученного | Правильное употребление в речи дробных и собирательных числ-х. | - разряды числительных; - орф. № 26, 29. | Словарная работа. Объяснительный диктант. | П Р К | 1. П.64, у. 369. 2. П. 65, у.375. | ||||||||||||||||
122 | Р.р. Выборочное изложение. | 1 | Урок развития речи | Развитие связной речи | Написание выборочного изложения. | П Р К | Упр. 375 (у), орф. 17, 29. | |||||||||||||||||
123-124 | Анализ изложения. Порядковые числительные. | 2 | Уроки усвоения новых знаний и закрепления изученного | Разграничение количест-х и порядковых числ-х в речи. | - разряды числительных | Словарный диктант (у. 375). Синтаксическая пятиминутка. Выборочный диктант. Знакомство с написанием объявления. | П Р К | 1. П. 66, у. 378. 2. Упр. 382. | ||||||||||||||||
125 | Морфологический разбор числительного. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Морфологические признаки числительного | - морфологические признаки числительного | Синтаксическая пятиминутка. Знакомство с планом разбора. Тренировочные упражнения. | П Р К | с. 156 вопросы, словарные слова. | ||||||||||||||||
126-127 | Обобщение изученного по теме «Имя числительное». | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Обобщение изученного по теме. | - п. 59-67 | Фронтальный опрос. Словарный диктант. Диктант «Проверь себя». Тест. | П Р К | Орф. 41-42. | ||||||||||||||||
128 | Контрольная работа по теме «Имя числительное» и его анализ | 2 | Урок контроля | Проверка знаний и умений. | Диктант с грамматическим заданием. | П Р К | Упр. 389 (устно) | |||||||||||||||||
129-130 | Р.р. Урок-конференция на тему «Берегите природу». | 2 | Урок развития речи | Учить исследовательской работе, выступлению перед аудиторией. | Выступления учащихся | П Р К | Повторить изученное о местоимении. | |||||||||||||||||
М е с т о и м е н и е (22ч + 4ч) Цели: 1. Продолжить знакомство с местоимением как частью речи. 2. Развивать умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом; умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста. 3. Воспитывать любовь к чтению, интерес к истории книгопечатания. | ||||||||||||||||||||||||
131 | Местоимение как часть речи. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Местоимения в речи, их роль в тексте, правильно употреблять местоимения. | - ранее изученное о местоимении | Синтаксическая пятиминутка. Творческая работа. | П Р К | П. 68, у. 393. | ||||||||||||||||
132 | Разряды местоимений. Личные местоимения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | правильное напис. местои-мений с предлогами. | - употребление местоимений 3-го лица с предлогами | Словарная работа. Выборочный диктант. | П Р К | П. 69, у. 396. | ||||||||||||||||
133 | Личные местоимения. | 1 | Урок закрепления изученного | Употребление личных местоимений в речи. | Творческая работа. Отработка норм употребления местоимений. | П Р К | 398 (п), 400 (у), орф. 36, 38, 40. | |||||||||||||||||
134 | Возвратное местоимение СЕБЯ. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Употребление СЕБЯ в нужной форме. | - личные местоимения; - употребление местоимений с предлогами; - орф. 36, 38, 40. | Контрольный словарный диктант (у. 400). Синтаксическая пятиминутка. Объяснительный диктант. | П Р К | П.70 у. 402. | ||||||||||||||||
135 | Р.р. Рассказ по сюжетным картинкам. | 1 | Урок развития речи | Развитие связной речи. Умение составлять рассказ по сюжетным рисункам. | Написание сочинения. | П Р К | Повт. п. 69-70. | |||||||||||||||||
136 | Вопросительные местоимения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Употребление в речи вопрос. мест. с учётом особенностей их скл-я. | Выборочный диктант. | П Р К | П. 71 упр. 409, орф. 11, 31, 32. | |||||||||||||||||
137 | Относительные местоимения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Различие относительных и вопросительных мест-ий, нахождение относит.мест-ий в СП. | орф.№11, 28, 29; - разряды местоимений. | Словарная работа. Объяснительный диктант. Диктант «Проверь себя» | П Р К | П. 72, упр. 413, орф.11,17,23,24. | ||||||||||||||||
138 | Неопределенные местоимения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Условия выбора дефисного написания и написания с НЕ. | - орф. 11, 17, 23, 24 | Орфографическая диктовка. Словарная работа. Объяснительный диктант. | П Р К | П. 73, у. 415, орф. 43, 44. | ||||||||||||||||
139 | Неопределенные местоимения. | 1 | Урок закрепления | Условия выбора дефисного написания и написания с НЕ. | - орф. 11, 17, 23, 24 | Диктант «Проверь себя» | П Р К | Упр.417, орф. 21, 32, 36, 43 | ||||||||||||||||
140 | Отрицательные местоимения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Распознание приставки НЕ- и НИ- в отриц.мест. Написание отриц.мест.с предлогами. | - орф. 21, 32, 36, 43. | Орфографическая диктовка. Работа под диктовку с грамматическим заданием. Предупредительный диктант. | П Р К | П. 74, у. 425. | ||||||||||||||||
141-142 | Отрицательные местоимения. Тест. | 2 | Уроки закрепления изученного | Распознание приставки НЕ- и НИ- в отриц.мест. Написание отриц.мест.с предлогами. | - орф. 21, 32, 36, 43. | Проверочная работа. тест | П Р К | 1. Упр. 428. 2. Упр. 430, повт. п.52. | ||||||||||||||||
143 | Притяжательные местоимения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Различие личных и притяжательных мест-ий. | - притяжательные прилагательные | Орфографическая диктовка. Объяснительный диктант Отработка норм правильного употребления притяжательных местоимений. | П Р К | П. 75, у.434. | ||||||||||||||||
144 | Притяжательные местоимения | 1 | Урок закрепления изученного | Различие личных и притяжательных мест-ий. | Синтаксическая пятиминутка. Предупредительный диктант. | П Р К | Упр.435. | |||||||||||||||||
145-146 | Контрольное сочинение-рассуждение. | 2 | Урок развития речи | Развитие связной речи, умение рассуждать в письменной речи. | Написание сочинения. | П Р К | Повт.п.69-75. | |||||||||||||||||
147 | Анализ сочинения. Указательные местоимения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Указательные местоимения, их значение, употребление в речи | - разряды местоимений | Терминологический диктант. Словарная работа. Составление плана рассказа об указательных местоимениях. Объяснительный диктант. | П Р К | П. 77, упр. 439, 443 (у). | ||||||||||||||||
148 | Указательные местоимения. | 1 | Урок закрепления изученного | Указательные местоимения, их значение, употребление в речи | - разряды местоимений | Осложненное списывание. Изложение-миниатюра. | П Р К | 5-6 пословиц о роли книги в жизни человека | ||||||||||||||||
149 | Определительные местоимения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Уметь использовать в тексте определительные мест-я. | - указательные местоимения | Выборочный диктант. Словарная работа. Объяснительный диктант. Подбор словарных слов на определенную тему. | П Р К | П. 78, у. 445. | ||||||||||||||||
150 | Определительные местоимения. | 1 | Урок закрепления изученного | Уметь использовать в тексте определительные мест-я. | Распределительный диктант | П Р К | Упр. 447 (у). | |||||||||||||||||
151 | Р.р. Сочинение-рассказ по воображению (упр. 447). | 1 | Урок развития речи | Развитие связной речи | Написание сочинения. | П Р К | Орф. 12, 21, 26, 43, 44. | |||||||||||||||||
152 | Анализ сочинения. Морфологический разбор местоимения. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Морфологические признаки местоимений | - орф. 12, 21, 26, 43, 44. - морфологические признаки местоимения | Орфографическая диктовка. Тренировочные упражнения с разбором местоимений. | П Р К | Упр. 448, с. 183-184 вопросы, словарные слова. | ||||||||||||||||
153-154 | Повторение изученного по теме «Местоимение». Тест. | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Изученное по теме | - изученное о местоимении | Контрольный словарный диктант. Диктант «Проверь себя». Тест. | П Р К | 1. Упр. 454. 2. Орф. 43-46. | ||||||||||||||||
155-156 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» и его анализ. | 2 | Урок контроля | Проверка знаний и умений. | Диктант с грамматическим заданием. Анализ контрольного диктанта. | ПР | Упр.450 | |||||||||||||||||
IV четверть (48 ч) Г л а г о л (29ч + 5ч) Цели: 1. Закрепить и углубить полученные в 5 классе сведения о глаголе (о его грамматических признаках, правописании безударных личных окончаний, НЕ с глаголами и др.). 2. Развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, образовывать формы трех наклонений, определять переходность. 3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность. | ||||||||||||||||||||||||
157-160 | Повторение изученного в 5 классе. | 4 | повторительно- обобщающие уроки | Грамматические признаки гл., употребления в речи. | - орф. 20-25 - определение спряжения глаголов | Синтаксическая пятиминутка. Выборочный диктант. Работа с таблицей «Личные окончания глагола». Предупредительный диктант. Работа с таблицей упр. 459. Тест. | П Р К | 1. Творческое задание. 2. Упр. 458, орф. 25. 3. Упр. 461, орф. 24. 4. Упр. 463. | ||||||||||||||||
161 | Р.р. Сочинение-рассказ на тему «Степа дрова колет» (упр.465). | 1 | Урок развития речи | Развитие связной речи | Рассматривание иллюстраций упр. 465. Составление рассказа по рисункам. Написание сочинения. | П Р К | Упр. 467 | |||||||||||||||||
162 | Разноспрягаемые глаголы. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Окончания в разноспрягае-мых глаголах, употребление их в речи с соблюдением нормы. | - глаголы на -ять | Анализ предложений. Работа с таблицей. Предупредительный диктант. | П Р К | 1. П. 81, упр. 474. | ||||||||||||||||
163 | Глаголы переходные и непереходные. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Различие переходных и непереходных глаголов. | - падежи | Устная синтаксическая пятиминутка. Анализ текста. | П Р К | П. 82, упр.476. | ||||||||||||||||
164 | Глаголы переходные и непереходные. | 1 | Урок закрепления изученного | Различие переходных и непереходных глаголов. | Распределительный диктант. Диктант «Проверь себя». | П Р К | Упр. 481. | |||||||||||||||||
165-166 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | 2 | Урок усвоения новых знаний и закрепления изученного | Наклонение глагола. Изменение глаголов в изъявительном наклонении. | - время глагола; - глаголы на –ять. | Работа с текстом по определению наклонения глагола. Словарная работа. Запись под диктовку. | П Р К | 1. П.83, упр.483. 2. Упр. 484 (у). | ||||||||||||||||
167 | Р.р. Изложение по теме «Витькина гайка» (упр.484). | 1 | Урок развития речи | Развитие связной речи | Передача содержания текста в форме рассказа (устно). Написание изложения. | П Р К | П.83, глаголы-исключения II спр. | |||||||||||||||||
168 | Анализ изложения. Условное наклонение. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Образование глаголов условного наклонения | - переходность; - глаголы на –ять; - глаголы-исключения II спр. | Устная синтаксическая пятиминутка. Орфографическая диктовка. | П Р К | П. 84, упр. | ||||||||||||||||
169 | Условное наклонение. | 1 | Урок закрепления изученного | Правописание и употребление глаголов условного наклонения | - переходность; - глаголы на –ять; - глаголы-исключения II спр. | Осложненное списывание. Составление текста на тему «Если бы я…» | П Р К | Упр.490 | ||||||||||||||||
170 | Повелительное наклонение. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Образование глаголов повелительного наклонения | - наклонение глаголов | Синтаксическая пятиминутка. Образование форм повелит. наклонения. Выборочный диктант. | П Р К | П. 85, упр. 493. | ||||||||||||||||
171-172 | Повелительное наклонение. | 2 | Урок закрепления изученного | Образование глаголов повелительного наклонения | - наклонение глаголов | Объяснительный диктант. Запись под диктовку с объяснением. Индивидуальная и самостоятельная работа. | П Р К | 1. Упр. 494. 2. Упр. 500 | ||||||||||||||||
173-174 | Различение повелительного наклонения и формы будущего времени. | 1 | Урок закрепления изученного | Различие в написании глаголов в изъявительном и повелительном наклонении | - наклонение глаголов | Синтаксическая пятиминутка. Заполнение таблицы. Запись с объяснением. | П Р К | Упр.501. | ||||||||||||||||
175 | Р.р. Рассказ по рисункам (упр.502). | 1 | Урок развития речи | Развитие связной речи | Рассматривание рисунков упр.502. Написание рассказа по рисункам. | П Р К | Закончить сочинение | |||||||||||||||||
176 | Контрольная работа. | 2 | Урок контроля | Проверка знаний | Диктант с грамматическим заданием. Анализ контрольного диктанта. | П Р | Повт. п. 83-85. | |||||||||||||||||
177-178 | Употребление наклонений. | 2 | Уроки закрепления изученного | Употребление наклонений | - п. 83-85 | Орфографическая диктовка. Словарная работа. Диктант «Проверь себя». | П Р К | Упр. 505 или 506. | ||||||||||||||||
179 | Безличные глаголы. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Безличные глаголы, их значение, формы употребления | - время, род, число | Синтаксическая пятиминутка. Словарная работа. Запись под диктовку с грамматическим заданием. | П Р К | П.87, упр. 512, 517 (у). | ||||||||||||||||
180 | Безличные глаголы. | 1 | Уроки закрепления изученного | Безличные глаголы, их значение, формы употребления | - время, род, число | Анализ текста. Контрольный словарный диктант (у. 517). | П Р К | Упр. 516. | ||||||||||||||||
181 | Морфологический разбор глагола. | 1 | повторительно-обобщающий урок | Постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола | - морфологические признаки глагола | синтаксическая пятиминутка. Морфологический разбор. Диктант «Проверь себя». | П Р К | П. 88, упр. 518. | ||||||||||||||||
182-183 | Р.р. Рассказ на основе услышанного. | 2 | Урок развития речи | Развитие связной речи | Написание сочинения. | П Р К | ||||||||||||||||||
184 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Правописание гласных в суффиксах глаголов –ОВА/-ЕВА, -ИВА/-ЫВА. | - время глагола | Словарная работа. Составление таблицы «Суффиксы глаголов». Коллективная работа. | П Р К | П.90, у.526. | ||||||||||||||||
185 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | 1 | Урок закрепления изученного | Правописание гласных в суффиксах глаголов –ОВА/-ЕВА, -ИВА/-ЫВА. | Творческое задание. | П Р К | Повт.п. 80-90, с. 212 вопросы. подготов. к словарн. диктанту. | |||||||||||||||||
186-188 | Систематизация и обобщение изученного о глаголе. Контрольный словарный диктант. Тест. | 3 | повторительно-обобщающие уроки | Обобщение знаний по теме | - п. 80-90 | Контрольный словарный диктант. Анализ текста. Выборочный диктант. Письмо по памяти. Самостоятельная и индивидуальная работа. Тест. | П Р К | 1. упр. 530. 2. упр. 532, орф. 24. 3. упр. 535. | ||||||||||||||||
189-190 | Контрольный диктант по теме «Глагол» и его анализ. | 2 | Урок контроля | Проверка знаний и умений. | Диктант с грамматическим заданием. Анализ контрольного диктанта. | П Р | Повторить разделы науки о языке. | |||||||||||||||||
Повторение и систематизация изученного в 6 классе (18ч + 2ч) Цели: 1. Повторить и систематизировать изученное в 6 классе. 2. Развивать орфографическую зоркость. 3. Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к окружающей природе. | ||||||||||||||||||||||||
191 | Разделы науки о языке. | 1 | повторительно-обобщающий урок | Проверка знаний, умений и навыков. | - разделы науки о языке | Составление сложного плана по теме урока. | П Р К | С. 224 вопросы, орф. 12, 13; 8, 20, 22; 14, 18, 35, 37. | ||||||||||||||||
192-195 | Орфография. Орфографический разбор. | 2 | повторительно-обобщающий уроки | Связь орфографии с другими разделами науки о языке. | - орф. 12, 13; 8, 20, 22; 14, 18, 35, 37. | Орфографическая диктовка. Распределительный диктант. Самостоятельная и индивидуальная работа. | П Р | 1. Упр. 541, орф.8, 14, 18, 20, 22, 35, 37. 2. Упр 545, 546 (у), с. 227 вопросы. | ||||||||||||||||
196-198 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 1 | повторительно-обобщающий уроки | Связь пунктуации с другими разделами науки о языке. | - пунктуационный разбор | Синтаксическая пятиминутка с объяснением постановки знаков препинания. Индивидуальная работа | П Р К | П.93, упр. 548. | ||||||||||||||||
199-200 | Р.р. Сочинение (упр. 549). | 2 | Урок развития речи | Развитие связной речи | Написание сочинения. | П Р | С. 229 вопросы. | |||||||||||||||||
201-202 | Лексика и фразеология. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Общее и различие слова и фразеологизма. | - орф. 21, 32, 36, 43, 45, 46; - изученное по разделу. | Орфографический диктант. Комплексный анализ текста. | П Р К | Упр. 550, 549 (у), с.230 вопросы. | ||||||||||||||||
203-204 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | повторительно-обобщающий урок | Основные способы образования слов. | - изученное по разделу | Диктант. | П Р К | С. 232 вопросы, упр. 553. | ||||||||||||||||
205-206 | Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология. Морфологический разбор слова. | 1 | повторительно-обобщающий урок | Отличие постоянных признаков от непостоянных. | - изученные части речи | Объяснительный диктант. Запись под диктовку с грамматическим заданием. Морфологический разбор слов разных частей речи. | П Р К | С. 233 вопросы, подготовиться к словарному диктанту. | ||||||||||||||||
207-208 | Морфология. Морфологический разбор слова.Синтаксис. Синтаксический разбор. | 2 | повторительно-обобщающий уроки | - словосочетание и предложение | Контрольный словарный диктант. Синтаксический разбор. Итоговый тест. | П Р К | ||||||||||||||||||
209 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | 2 | Урок контроля | Индивидуальная и самостоятельная работа. Творческое задание. | П Р К | |||||||||||||||||||
210 | Итоговый урок. Анализ тестов. | 1 | Анализ тестов. | П Р К | ||||||||||||||||||||
Итого: 210 часов |
Количество контрольных уроков и уроков развития речи
Диктанты | Сочинения | Изложения | Тестовый контроль |
6 | 2 | 2 | 2 |
12 | Всего |
Список используемой литературы
Основной
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подходк разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
2. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
3. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.
4. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 6 классе: Пособие для учителей и методистов. М.: Просвещение, 2012.
5. Национальная образовательная инициатива ≪Наша новая школа≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 ≪Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях≫(СанПиН 2.4.2.2621-10).
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 ≪Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся≫.
8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа.М.: Просвещение, 2011.
9. Примерные программы внеурочной деятельности / Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010.
10. Приоритетный национальный проект ≪Образование≫: [Электронный документ]. Режим доступа:http://mon.gov.ru/pro/pnpo
11. Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru
12. Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 гг.: [Электронный документ].Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/news/8286
13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
14. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ ≪Об образовании в Российской Федерации≫.
15. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова.М.: Просвещение, 2011.
Дополнительный
1. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики // Лидеры образования. 2007. № 7.
2. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности и построения гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1.
3. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии:взгляд в следующее десятилетие. М.: НексПринт, 2010.
4. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Под общ. ред. М.Б. Лебедевой. СПб.: БХВ-Петербург, 2010.
5. Жильцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. М.: Просвещение, 2007.
6. Журналы ≪Стандарты и мониторинг образования≫, 2011–2012.
7. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
8. Поливанова К.А. Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2008.
9. Сайт ≪Единое окно доступа к образовательным ресурсам≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru
10. Сайт ≪Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
11. Сайт ≪Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru
12. Сайт ≪Образовательные ресурсы сети Интернет≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://katalog.iot.ru
13. Сайт ≪Сеть творческих учителей≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.it-n.ru
14. Сайт ≪Федеральный государственный образовательный стандарт≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru
15. Сайт Министерства образования и науки РФ: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon. gov.ru
16. Сайт ФГУ ≪Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.informika.ru
17. Современные образовательные технологии / Под ред. Н.В. Бордовской. М.: Кнорус, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....