Основные нормы употребления причастного оборота
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Валентина Харитонова

для 11 класса Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_osnovnye_normu_upotrebleniya_prichastnogo_oborota_.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Основные нормы употребления причастного оборота».

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • формировать умения определять границы причастного оборота в предложении;
  • формирование практического умения устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами;

Развивающие:

  • способствовать развитию логического мышления;
  • развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать, делать выводы;
  • развивать умение мыслить самостоятельно;
  • развивать умение работать в коллективе, грамотно аргументировать свою позицию.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию культуры общения;
  • продолжить формирование познавательного интереса к предмету;
  • воспитывать любовь к русскому языку.

Планируемые результаты:

  • Предметные: знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого. Уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимыми словами; выделять причастный оборот запятыми; согласовывать причастия с определяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом.
  • Метапредметные: применять приобретенные знания в повседневной жизни, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
  • Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Формируемые универсальные учебные действия:

  • Познавательные УУД: анализ, сравнение, построение логической цепи рассуждений, поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно строить речевое высказывание, обосновывать своё мнение
  • Коммуникативные УУД: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем и сверстниками, формулирование и аргументация собственного мнения.
  • Личностные УУД: развитие системы ценностных ориентаций, этических чувств и регуляторов морального поведения.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция, коррекция.

  1. Оргмомент.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Выполняя домашнее задание, вы повторили изученный материал по теме «Причастие».

Дайте, пожалуйста, определение причастия.

(Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет свойства прилагательного и глагола).

На какие вопросы отвечает причастие?

(Какой? Какая? Какое? Какие?)

В чём состоит особенность этой части речи?

(Объединяет в себе признаки прилагательного и глагола).

Перечислите признаки прилагательного у причастия.

(Причастие, как и прилагательное, изменяется по родам, числам, падежам).

Назовите признаки глагола у причастия.

(Возвратность, время, вид).

В связи с этим, со словами какой части речи мы можем перепутать причастия?

(С именами прилагательными).

Как же отличить причастие от прилагательного?

(У причастий и прилагательных разные суффиксы. Причастие можно заменить глаголом).

III Изучение нового материала

Как известно, в роли обособленных и необособленных определений часто выступают причастные обороты, поэтому важно правильно строить такие предложения. Причастный оборот обычно располагается после определяемого слова или непосредственно перед ним. Это и будет следующим этапом нашего урока. Будем учиться строить предложения с обособленными определениями. Первое, на что обращаем внимание, - определяемое слово должно стоять до оборота или после.

Упр. 1 Исправьте ошибки в построении предложений с причастными оборотами. Запишите их в исправленном виде. Подчеркните причастные обороты. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц. 2) Созданный роман молодым автором вызвал оживлённые споры. 3) Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана своевременная помощь. 4) Подгоняемая лодка волнами и ветром быстро неслась по реке. 5) Издалека были видны плывущие брёвна по воде.

6)Прибор имеет ценность новый инженером изобретенный

Упр. 2 Придаточные предложения замените причастными оборотами.

Буря, которая налетела внезапно, повалила старую ель. Книга, которую нам порекомендовали, очень понравилась. Старый обширный сад, который тянется позади дома, выходит за село. До горизонта тянется дорога, которая манит нас. Артист, который разъясняет роль, очень талантлив. Девушка, которая прочитала новую книгу, рассказывала о ней подругам.

Упр. 3 Из двух простых предложений образуйте одно сложноподчиненное с придаточным с союзным словом который, а второе — с причастным оборотом. Объясните постановку знаков препинания.

#1052;ы вошли в лес. Он освещен лучами весеннего солнца.

2. Иногда попадаются березки. Они окружены душистыми липами.

3. Ветер гонит облака. Они быстро несутся по небу.

4. Большая работа выполнена учениками. Работа описана на школьном сайте.

5. Листья берез шелестят. Ветер колеблет листья.

Упр 4. Исправьте ошибки в тексте. Расставьте знаки препинания.

Выступившие ребята на праздничном концерте порадовали интересными номерами. Огромная туча, которая медленно двигалась и покрывающая небо, заставила нас отказаться от прогулки. Занятия, которые проводил с нами руководитель кружка, очень интересовавшие ребят, я посещал аккуратно. Дом скоро будет заселятся, выросший на нашей улице. Мы поднялись на поросший холм высокими деревьями. Лошади раздался топот внезапно скачущей. Зарево трепещущее высотах на дальних отразилось румянцем.

Упр. 5 Необходимо изменить место причастного оборота в предложении, поставив его после определяемого слова и расставив знаки препинания.

1.Распустившиеся за день цветы были срезаны. #1057;висавшие с крыши толстые сосульки оттаивали на солнце. #1071;рко светило холодное солнце с блестевшего голубой эмалью неба. 4. Мы выходим на покрытый толстым снегом лед. 5. Я смотрю на свалившиеся в море камни.

Упр 6 1)Текст прочитать, объяснить постановку знаков препинания.

2) у доски. Выпишите все словосочетания прич. +сущ. Проанализируйте причастия, назовите их грамматические признаки.

Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подёрнувший воды, и весь тёплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли. Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава. На обсыпанной золотым цветом лозине загудела выставленная, облетавшаяся пчела. (А.Толстой.)

#1047;акрепление пройденного материала

Самостоятельная работа индивидуально на листке

1. Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ущ-(-ющ-) или -ащ-(-ящ-).

1) Ре..щий, кол..щий, стел..щий.

2) Стро..щий, гон..щий, мол..щий.

2. Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ем-(-ом-) или -им-

1) Пробива..мый, перестраива..мый, леле..мый.

2) Стро..мый, перевоз..мый, вид..мый.

3. Укажите гласную в причастиях прошедшего времени- действительных и страдательных- перед формообразующими суффиксами.

1) Закач..нный- закач..вший (газ в баллон).

2) Прове..нное -прове..вший (на току зерно).

4. Каким частям речи (причастиям или прилагательным) принадлежат краткие формы в цепочках?

1) Девочка умна и воспита..а; дети невежливы и необразова..ы.

2) Девочка воспита..а, к сожалению, одной мамой; фирма не образова..а вновь, а лишь реконструирова..а.

5. В каких словосочетаниях пишется - нн-?

1) Мочё..ые яблоки.

2) Вымоче..ые в уксусе кусочки филе.

3)Сельдь вымоче..а в молоке.

6. В каких словосочетаниях пишется - н-?

1) Кипячё..ое молоко.

2) Кипячё..ое на медленном огне молоко.

3)Вскипячё..ое молоко.

4)Некипячё..ое молоко

7. Вставьте пропущенные буквы.

1) Грохот колёс отозвался гулким эхом на огромном, мощё..ом дворе.

2) Как-то однажды сестра Саша попросила меня пересмотреть старый сундук, наполне..ый книгами, оставшимися от отца и испещрё..ыми на полях его замечаниями, и тетрадями, исписа..ыми его рукою, которые она свято хранила и перечитывала.

8. Раскройте скобки согласно правилам правописания, не с причастиями.

1) Вспоминает (не)конченный путь, слишком рано оборванный праздник. (П.Антокольский)

2) Груда (не)читанных газет валялась на столе и уже покрывалась пылью и трубочным пеплом. (Р.Штильмарк)

3) А двоечников-человек пять. Они лежат на койках, тусклые, как (не)чищенная год бляха. (В.Конецкий).

VI. Домашнее задание

Урок подходит к концу. Вы достигли цели? Скажите, что новое вы узнали о строении предложений с обособленными определениями? Что нужно запомнить? Пригодятся ли вам эти знания? Поможет ли это вам при выполнении заданий экзамена? Сможете ли вы сами построить предложения с обособленными членами?

Домашнее задание на выбор: составить не менее 7 предложений с обособленными определениями (с нарушениями норм). Выписать 5 предложений из художественной литературы предложения с обособленными членами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обособленные определения. Стилистическая роль и сфера употребления определений, выраженных причастиями и причастными оборотами

Выявить сферу употребления и стилистичекую роль причастий и причастных оборотов, поддержать интерес  старшеклассников к родному языку. "Желаю вам всевозможных бед,печалей и напастй избежать"(А.П....

Готовимся к ЕГЭ.Урок русского языка в 10 классе.Синтаксические нормы русского языка. Употребление деепричастных и причастных оборотов.

Материал представленного урока ,по моему мнению, помогает хорошо подготовить выпускников 11 класса к выполнению задания А 4 ,А 6 ЕГЭ , которые ,как сказано в аналитическом отчете ФИПИ, обычно вызывают...

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики»

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное  употребление причастных оборотов на уроке физики.»...

Урок русского языка в 6-м классе на тему «Употребление причастий и причастных оборотов в речи»

Урок с использованием следующих методов и форм работы:наблюдение над языком,проблемный метод,индивидуальная,групповая,фронтальная....

Упражнения к теме «Употребление причастий и причастных оборотов. Синонимия синтаксических конструкций» (7 класс)

Упражнения к теме «Употребление причастий и причастных оборотов. Синонимия синтаксических конструкций» (7 класс)...

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов с примерами....

Нормы употребления деепричастных оборотов.

В презентации представлены  нормы употребения дееричастных оборотов. Материал поможет повторить тему, подготовиться к ЕГЭ....