Обособленные определения. Стилистическая роль и сфера употребления определений, выраженных причастиями и причастными оборотами
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Выявить сферу употребления и стилистичекую роль причастий и причастных оборотов, поддержать интерес старшеклассников к родному языку. "Желаю вам всевозможных бед,печалей и напастй избежать"(А.П.Чехов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_11_klasse.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 11 классе
учителя МОУ Ватутинская средняя школа
с углубленным изучением отдельных предметов имени Д.В.Рябинкина
Ленинского района
Московской области
Ларионовой Людмилы Александровны
Тема урока: «Обособленные определения. Стилистическая роль и сфера употребления определений, выраженных причастиями и причастными оборотами.»
2009 год.
Цели урока: выявить сферу употребления и стилистическую роль причастий и причастных оборотов ;поддержать интерес учащихся к родному языку, повторить основные сведения по условиям обособления причастных оборотов.
Ход урока
Желаю вам всевозможных бед,
Печалей и напастей избежать.
А.П.Чехов.
Лежащая книга на столе прочитана.
1.
Прочитайте первый эпиграф.
-На чем построена шутка А.П.Чехова?
(Неудачный порядок слов нередко становится причиной неуместного комизма и абсурдности. Стилистически не оправданная инверсия мешает правильному пониманию текста.)
-В чем вы видите недостаток второго предложения в эпиграфе?
( Тоже в неправильном порядке слов.)
-А конкретнее?
(Определяемое существительное книга оказалось в середине причастного оборота.)
2.
Где может находиться причастный оборот? Определите главное слово. Запишите правильный вариант.
У кого возникли затруднения при нахождении места причастного оборота в домашней работе?
Какие парадигмы причастий вам известны?
- Изменения по родам,
- по падежам,
- по временам
Сколько категорий времени у причастия?
Категория настоящего и прошедшего времени.
Приведите примеры.
Делают- делающий, делал- делавший; сделал- сделавший
Можно ли так сказать?
Ученик, напишущий сочинение без единой ошибки, получит высокую оценку.
И правильны ли будут созданные по данному образцу сочетания?
Спортсмен, сумеющий пробежать дистанцию…
Пленник, попытающийся убежать…
Почему?
(Нельзя сказать, т.к. причастие имеет только две категории времени: настоящее и прошедшее. Здесь-в будущем времени. И еще: от глаголов совершенного вида причастия на –щий не образуются.)
3.
А сейчас поговорим о стилистической роли причастий и причастных оборотов. 1. Писатели ХIХ века использовали причастия на –щий. Зачем?.
«Буде окажется в их губернии человек, не предъявляющий никаких свидетельств и пашпартов, то задержать его немедленно».(Н.В.Гоголь)
(В качестве стилистического приема , заимствованного из канцелярской речи, чтобы придать официальность документу и …вызвать у нас улыбку.).
2.Причастие имеет свои недостатки: один из них – шипящие звуковые сочетания( -я)щей, -ща(я), -вши(й), -вша(я)…
Эту особенность причастий остроумно использовал В.Ардов в фельетоне «Суконный язык». Послушайте его. (Чтение текста учеником).
Лица, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.
Зачем, с какой целью он это сделал?
3.Однако сознательный подбор и скопление причастных форм могут быть использованы в других стилистических целях.
Каких?
Чтение отрывка из стихотворения А.Т.Твардовского.
Вспомни с нами отступающих,
Воевавших год иль час,
Павших, без вести пропавших,
С кем видались мы хоть раз,
Провожавших, вновь встречавших,
Нам попить воды подавших,
Помолившихся за нас.
(Причастия употреблены в значении существительных, причастные формы усиливают патетическую торжественность речи.)
4.
Мы вновь обратимся к примеру, когда ребята образовывали из 2-х простых одно предложение: 1-с придаточным определительным
2-простое, с причастным оборотом.
Как называются такие предложения? (Синтаксическими синонимами)
Всегда ли возможно заменить придаточное определительное предложение распространенным определением, выраженным причастным оборотом, и наоборот? Итак, когда эта замена возможна и что это дает?
1вариант. Стр.239, упр.367(проиллюстрируйте свои выводы примерами).
2вариант.Стр.240, упр.368(выпишите примеры, когда целесообразна замена).
Проверка заданий. Обобщение изученного на уроке
Вывод: стилистическая особенность причастий, причастных оборотов состоит в том, что они придают высказыванию книжный характер, на что указывали М.В.Ломоносов, А.С.Пушкин.
5.
Упр.366-самостоятельно- выписать предложения с причастными оборотами, указав их стилистическую роль.
6.
Домашнее задание: упр.369( по учебнику «Русский язык. 10-11. Розенталь Д.Э.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для второго урока по теме : "Причастие и причастный оборот"
Причастие как часть речи.Причастный оборот.Проблемный урок....
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Обособление определений. Построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными»(по учебнику Грекова, Чешко).
Урок позволит повторить знания учащихся по данной теме, будет способствовать закреплению умений, навыков по конструированию предложений с обособленными определениями, выраженными причастиями и прилага...
Урок русского языка в 6-м классе на тему «Употребление причастий и причастных оборотов в речи»
Урок с использованием следующих методов и форм работы:наблюдение над языком,проблемный метод,индивидуальная,групповая,фронтальная....
Упражнения к теме «Употребление причастий и причастных оборотов. Синонимия синтаксических конструкций» (7 класс)
Упражнения к теме «Употребление причастий и причастных оборотов. Синонимия синтаксических конструкций» (7 класс)...
Причастие и причастный оборот
Разработка урока по теме "Причастие и причастный оборот"...
Причастие и причастный оборот.
Обобщающий урок по теме....
контрольная работа по теме Причастие и причастный оборот
работа по причастию и причастному обороту...