Урок русского языка в 6-м классе на тему «Употребление причастий и причастных оборотов в речи»
план-конспект урока (6 класс) по теме

Сидорова Наталья Владимровна

Урок с использованием следующих методов и форм работы:наблюдение над языком,проблемный метод,индивидуальная,групповая,фронтальная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6-м классе на тему «Употребление причастий и причастных оборотов в речи»

Цели:

Предметные результаты :  

знать правила употребления причастных оборотов;        

научиться правильно употреблять причастные обороты в речи;

уметь находить ошибки при употреблении причастий в чужой речи;

Метапредметные результаты: 

развивать умение работать в группе;

воспитывать ответственность за результаты учебного труда.

Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учебе на основе мотивации к обучению и познанию; 

содействовать формированию интереса к культурному наследию русского народа.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; проблемный метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Конспект урока

1. Актуализация знаний и умений.

Учитель: Какую большую тему мы с вами сейчас изучаем?

- По каким признакам мы узнаем причастие?

- Что мы знаем о причастном обороте?

- Всегда ли выделяется причастный оборот?

- Найдем причастные обороты в тексте, расставим недостающие знаки препинания.

Масленица... Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны, пылающие печи, ухабистая снежная дорога  уже замаслившаяся на солнце.

Едем кататься с гор  залитых блестящим льдом. Взбираемся на них и скатываемся вниз по ледяным дорожкам. Мелькают елки, стеклянные, разноцветные шары повешенные на проволочках.

                                                                                                                                             (По И.С.Шмелеву)

2. Мотивация. Словарная работа

Учитель: Главное наслаждение от произведений Шмелева - возможность осязать заповедный русский язык. Что значит «осязать язык»? Почему «заповедный»? (Сохранившийся в отдельных заповедниках, «незагазованный», не разоренный вульгаризмами.)

Заповедный - заповедь - ведать - знать...

Учитель: Давайте и мы будем стремиться, чтобы и наша речь была такой же красивой. И пусть эталоном для нас станет не язык улиц, а художественный язык произведений Пушкина, Тургенева, Шмелева, Бунина.

(Учитель предлагает один из вариантов домашнего задания: написать сочинение-миниатюру «Зимние забавы», используя причастные обороты.)

3. Формулировка темы и цели урока на основе проблемной ситуации.

Учитель сталкивает ребят с искусственно созданной проблемой.

Учитель: Ребята, когда я печатала текст, торопилась и написала:

Едем кататься с залитых гор блестящим льдом.

А компьютер подчеркнул эту фразу. Почему? В чем ошибка?

Введение темы

Чтобы подобных ошибок не совершать, что мы должны научиться делать на уроке?

Введение целей.

4.Работа с учебником.

Познакомимся с теорией п.21 упр.16

Чтение правил учеником.

Давайте рассмотрим несколько примеров, найдем в них грамматические ошибки и сопоставим их с нашим правилом.

5.Групповая работа. Ученикам предлагаются карточки, в которых записаны четыре предложения: одно из них составлено правильно, а в трех других допущены ошибки, связанные с употреблением причастного оборота. Результат работы групп фиксируется на доске.

Задания

1. Проанализируйте предложения с причастными оборотами.

2. Если есть ошибка в употреблении причастного оборота, найдите ее, исправьте и запишите это предложение в тетрадь.

3. Сформулируйте, какая ошибка в употреблении причастного оборота допущена и как действовать, чтобы ее в следующий раз не допускать.

Группа №1,4

1. Я жил в тихой, затерявшейся среди густого соснового леса деревушке.

2. Прибывший состав на пятый путь отправляется в парк.

3.Пригретый обоз догорающим солнцем тянулся по мягкой пыльной дороге.

4.На горизонте видна была станция и уходящиеся вдаль телеграфные столбы.

Группа №2,5

1. Остров, озаренный солнцем, пышно и ярко сиял над холодной водой.

2. Придавленные волы тяжелым ярмом медленно тащились по дороге.

3.Издали можно было различить фигуры женщин, работающие в поле.

4.За рекой виднелась окруженная усадьба рядами темных елей.

Группа №3,6

  1. Белочка, отыскивает орехи, мелькающие среди деревьев.
  2. Эскизы, выполняющиеся архитектором, были отправлены заказчику.
  3. Недавно под Одессой были найдены кости животных, населяющих Землю миллионы лет назад.
  4. Команда успешно выступила на школьной олимпиаде, проходящее на прошлой неделе.

Результаты работы групп фиксируются на доске. По ним участники групп получают оценки.

6.Рефлексия.Приём «Продолжи фразу»

Наш урок  подошел к концу, и я хочу сказать…

Мне больше всего удалось…

А особенно удалось…

Что я получил от этого  урока?

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

За что ты можешь похвалить учителя?

7. Домашнее задание

Учитель: Интересно, а все ли мы знаем теперь об употреблении причастных оборотов? Я приготовила вам еще один подарок. Послушайте, пожалуйста, предложение:

Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся к вырывающейся граблями, а также толкающиеся, пристающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.

Почему оно вызывает улыбку?

Предлагаю вам другой вариант домашнего задания: отредактируйте предложение. Может быть, вам удастся дополнить перечень сегодняшних правил..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Употребление наклонений"

Цель урока: использование разных форм наклонений глагола в устном общении и на письме. Задачи урока: • образовательные: закрепить сведения о способах образования форм наклонений глагола и сферах употр...

Урок русского языка в 7-м классе по теме " Употребление предлогов"

На уроке формируется умение правильно употреблять предлоги, составлять словосочетания с однозначными и многозначными  предлогами; общеучебные умения и навыки: умение работать с раздаточным  ...

Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме: "Правописание причастий (обобщение)". 7-й класс .

Цель:обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;развитие орфографической и пунктуационной зоркости учеников;развитие логического мышления и аналитических н...

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи  на уроках русского языка как средство формирования...

Упражнения к теме «Употребление причастий и причастных оборотов. Синонимия синтаксических конструкций» (7 класс)

Упражнения к теме «Употребление причастий и причастных оборотов. Синонимия синтаксических конструкций» (7 класс)...

Урок русского языка в 6-м классе на тему «Причастие как часть речи»

Цель: дать понятие о признаках прилагательного и глагола у причастия, обобщить и систематизировать знания по теме.Задачи: 1. Образовательные:...