Урок русского языка в 6-м классе на тему «Употребление причастий и причастных оборотов в речи»
план-конспект урока (6 класс) по теме
Урок с использованием следующих методов и форм работы:наблюдение над языком,проблемный метод,индивидуальная,групповая,фронтальная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Употребление причастий и причастных оборотов в речи» | 19.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6-м классе на тему «Употребление причастий и причастных оборотов в речи»
Цели:
Предметные результаты :
знать правила употребления причастных оборотов;
научиться правильно употреблять причастные обороты в речи;
уметь находить ошибки при употреблении причастий в чужой речи;
Метапредметные результаты:
развивать умение работать в группе;
воспитывать ответственность за результаты учебного труда.
Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учебе на основе мотивации к обучению и познанию;
содействовать формированию интереса к культурному наследию русского народа.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; проблемный метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Конспект урока
1. Актуализация знаний и умений.
Учитель: Какую большую тему мы с вами сейчас изучаем?
- По каким признакам мы узнаем причастие?
- Что мы знаем о причастном обороте?
- Всегда ли выделяется причастный оборот?
- Найдем причастные обороты в тексте, расставим недостающие знаки препинания.
Масленица... Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны, пылающие печи, ухабистая снежная дорога уже замаслившаяся на солнце.
Едем кататься с гор залитых блестящим льдом. Взбираемся на них и скатываемся вниз по ледяным дорожкам. Мелькают елки, стеклянные, разноцветные шары повешенные на проволочках.
(По И.С.Шмелеву)
2. Мотивация. Словарная работа
Учитель: Главное наслаждение от произведений Шмелева - возможность осязать заповедный русский язык. Что значит «осязать язык»? Почему «заповедный»? (Сохранившийся в отдельных заповедниках, «незагазованный», не разоренный вульгаризмами.)
Заповедный - заповедь - ведать - знать...
Учитель: Давайте и мы будем стремиться, чтобы и наша речь была такой же красивой. И пусть эталоном для нас станет не язык улиц, а художественный язык произведений Пушкина, Тургенева, Шмелева, Бунина.
(Учитель предлагает один из вариантов домашнего задания: написать сочинение-миниатюру «Зимние забавы», используя причастные обороты.)
3. Формулировка темы и цели урока на основе проблемной ситуации.
Учитель сталкивает ребят с искусственно созданной проблемой.
Учитель: Ребята, когда я печатала текст, торопилась и написала:
Едем кататься с залитых гор блестящим льдом.
А компьютер подчеркнул эту фразу. Почему? В чем ошибка?
Введение темы
Чтобы подобных ошибок не совершать, что мы должны научиться делать на уроке?
Введение целей.
4.Работа с учебником.
Познакомимся с теорией п.21 упр.16
Чтение правил учеником.
Давайте рассмотрим несколько примеров, найдем в них грамматические ошибки и сопоставим их с нашим правилом.
5.Групповая работа. Ученикам предлагаются карточки, в которых записаны четыре предложения: одно из них составлено правильно, а в трех других допущены ошибки, связанные с употреблением причастного оборота. Результат работы групп фиксируется на доске.
Задания
1. Проанализируйте предложения с причастными оборотами.
2. Если есть ошибка в употреблении причастного оборота, найдите ее, исправьте и запишите это предложение в тетрадь.
3. Сформулируйте, какая ошибка в употреблении причастного оборота допущена и как действовать, чтобы ее в следующий раз не допускать.
Группа №1,4
1. Я жил в тихой, затерявшейся среди густого соснового леса деревушке.
2. Прибывший состав на пятый путь отправляется в парк.
3.Пригретый обоз догорающим солнцем тянулся по мягкой пыльной дороге.
4.На горизонте видна была станция и уходящиеся вдаль телеграфные столбы.
Группа №2,5
1. Остров, озаренный солнцем, пышно и ярко сиял над холодной водой.
2. Придавленные волы тяжелым ярмом медленно тащились по дороге.
3.Издали можно было различить фигуры женщин, работающие в поле.
4.За рекой виднелась окруженная усадьба рядами темных елей.
Группа №3,6
- Белочка, отыскивает орехи, мелькающие среди деревьев.
- Эскизы, выполняющиеся архитектором, были отправлены заказчику.
- Недавно под Одессой были найдены кости животных, населяющих Землю миллионы лет назад.
- Команда успешно выступила на школьной олимпиаде, проходящее на прошлой неделе.
Результаты работы групп фиксируются на доске. По ним участники групп получают оценки.
6.Рефлексия.Приём «Продолжи фразу»
Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать…
Мне больше всего удалось…
А особенно удалось…
Что я получил от этого урока?
За что ты можешь себя похвалить?
За что ты можешь похвалить одноклассников?
За что ты можешь похвалить учителя?
7. Домашнее задание
Учитель: Интересно, а все ли мы знаем теперь об употреблении причастных оборотов? Я приготовила вам еще один подарок. Послушайте, пожалуйста, предложение:
Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся к вырывающейся граблями, а также толкающиеся, пристающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.
Почему оно вызывает улыбку?
Предлагаю вам другой вариант домашнего задания: отредактируйте предложение. Может быть, вам удастся дополнить перечень сегодняшних правил..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Употребление наклонений"
Цель урока: использование разных форм наклонений глагола в устном общении и на письме. Задачи урока: • образовательные: закрепить сведения о способах образования форм наклонений глагола и сферах употр...
Урок русского языка в 7-м классе по теме " Употребление предлогов"
На уроке формируется умение правильно употреблять предлоги, составлять словосочетания с однозначными и многозначными предлогами; общеучебные умения и навыки: умение работать с раздаточным ...
Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме: "Правописание причастий (обобщение)". 7-й класс .
Цель:обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;развитие орфографической и пунктуационной зоркости учеников;развитие логического мышления и аналитических н...
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи на уроках русского языка как средство формирования...
Упражнения к теме «Употребление причастий и причастных оборотов. Синонимия синтаксических конструкций» (7 класс)
Упражнения к теме «Употребление причастий и причастных оборотов. Синонимия синтаксических конструкций» (7 класс)...
Урок русского языка в 6-м классе на тему «Причастие как часть речи»
Цель: дать понятие о признаках прилагательного и глагола у причастия, обобщить и систематизировать знания по теме.Задачи: 1. Образовательные:...