Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс)

Дмитренко Ольга Александровна

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов с примерами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://studfile.net/preview/4604239/page:43/#110

4. Нормы употребления причастных оборотов.

Причастным оборотом называется причастие с зависимыми словами. При употреблении причастных оборотов следует обращать внимание на согласование определения, выраженного причастным оборотом, с определяемым словом. Например, в предложении *Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем причастный оборот ошибочно согласован не с тем членом предложения; правильно: …испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождем. В предложении *Братья зашли к друзьям, пригласивших зайти к ним неверно выбран падеж причастия; правильно: …к друзьям, пригласившим

Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, например: *Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас. Определяемое слово должно находиться после причастного оборота или перед ним: Приехавшие из Сибири родственники остановились у нас или Родственники, приехавшие из Сибири, остановились у нас.

Следует обратить внимание на предложения, в которых причастный оборот распространяет сочетание типа часть книг, когда в зависимости от значения возможно различное согласование причастий. Ср.: Часть книг, предназначенная для выставки, уже получена (получены все книги, предназначенные для выставки). – Часть книг, предназначенных для выставки, уже получена (получены не все книги, предназначенные для выставки). Такие варианты согласования встречаются в тех случаях, когда причастный оборот определяет не отдельное слово, а словосочетание. Ср. также: количество электроэнергии, потребляемое... (подчеркивается количественная сторона) – количество электроэнергии, потребляемой... (характеризуется объект, о части которого идет речь); две тысячи рублей, взятых взаймы – две тысячи рублей, взятые взаймы.

5. Нормы употребления деепричастных оборотов.

Деепричастным оборотом называется деепричастие с зависимыми словами. При использовании деепричастного оборота следует помнить, что он, как правило, обозначает добавочное действие подлежащего: Все лица, причастные к формированию индивидуального стиля педагогического общения будущего учителя, должны действовать сообща, помогая друг другу (все должны действовать сообща и помогать…); Развиваясь в огромном количестве, мотыль участвует в очищении реки, усваивая и минерализуя органическое вещество (мотыль развивается, участвует в очищении, усваивает и минерализует).

Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве: Проецируя полученные выводы на объект наших исследований, можно констатировать, что…;

Деепричастный оборот не употребляется:

а) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам): *Изучая историю, есть возможность гордиться ее прошлым (деепричастие изучая не обозначает действия подлежащего возможность; правильно: Изучая историю, мы имеем возможность гордиться прошлым); *Превратившись из пограничной крепости в столицу княжества, изменилась оценка стратегического положения Москвы (изменилась оценка, а в столицу превратилась Москва; правильно: Когда Москва превратилась из пограничной крепости в столицу княжества, изменилась оценка ее стратегического положения).

б) если в безличном предложении нет инфинитива: *Усвоив эту истину, становится понятно, что неверно выбранный прием воспитания ребенка усугубляет процесс регулирования целостного организма (правильно: Усвоив эту истину, можно понять, что… или Усвоив эту истину, понимаешь, что…).

в) в пассивной конструкции: *Основываясь на анализе отечественных и зарубежных публикаций, официальных документов и другой научно-методической литературы, были разработаны и апробированы две экспериментальные программы (правильно: Основываясь на анализе.., мы разработали…); *Отвергая ребенка, родителями в детстве порождается реакция тревожности и страха (правильно: Отвергая ребенка, родители порождают…).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причастный и деепричастный обороты.Урок-практикум.

На уроке повторяются и закрепляются правила постановки знаков препинания при причастном и деепричастном оборотах. материал можно использовать при подготовке к ГИА и ЕГЭ, а также  на уроке повторения в...

Конспект урока: Повторение изученного о причастном и деепричастном оборотах"

Конспект урока русского языка  для 7 класса на тему: "Повторение изученного о причастном и деепричастном оборотах"....

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ОБОСОБЛЕНИЕ ПРИЧАСТНЫХ И ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ"

Тема урока: Обособленные члены предложения. Обособление причастных и деепричастных оборотов .Урок по учебному комплексу В.В.БабайцевойТип урока: урок приобретения  новых знанийФорма урока: ...

диктант причастный и деепричастный оборот 9 класс

Диктант по теме "Причастный и деепричастный оборот" для 9-10 класса...

Тестовые разработки по теме "Причастные и деепричастные обороты" 7 класс

Тесты позволят проверить знания учащихся по теме "Причастие " и "Деепричастие", отработать навык постановки знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах....

Опасные шалости (повторение правописаний наречий, постановка знаков препинания при причастных и деепричастных оборотов)

Конспект интегрированного урока русского языка с ПДД, представлена опорная рабочая карта для учащихся....