"Справочный материал для подготовки учащихся 9-ых классов к ОГЭ(задание 9.3)"
проект по русскому языку (10 класс)
Итоговый проект за 10 класс.
Помощь ученикам девятого класса в подготовке к выполнению заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку через создание словаря терминов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta_1.docx | 14.77 КБ |
proekt_bolshakova_14.041.docx | 114.18 КБ |
prezentatsiya_1.pptx | 743.68 КБ |
produkt.docx | 28.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Название проекта «Справочный материал для подготовки учащихся 9 классов к ОГЭ (задание )»
Руководитель проекта Лаптиева Людмила Николаевна
Автор проекта Большакова Софья, ученица 10К класса
Учебная дисциплина Русский язык
Тип проекта Информационный, практико-ориентированный
Проблема Каждый девятиклассник испытывает трудности по подготовке к сочинению, больше всего вопросов возникает к заданию , так как нужно знать много терминов.
Цель работы Помочь ученикам девятого класса в подготовке к выполнению заданию ОГЭ по русскому языку через создание словаря терминов.
Задачи работы
- изучение открытого банка заданий ОГЭ по русскому языку на сайте ФИППИ.
- Дать толкования найденным терминам, используя различные словари.
- Разделить термины с толкованиями на тематические группы.
- Провести опрос.
- Составить словарь.
- Оформить словарь с использованием Microsoft Word.
Вопрос проекта: Что означают термины, используемые в формулировке задания ОГЭ?
Результат проекта (продукт) Словарь по заданию
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска
средняя образовательная школа № 10 им. П. А. Пономарева
Проект по русскому языку
Справочный материал для 9 классов по заданию
ОГЭ
Выполнила: учащаяся «10К» класса, Большакова Софья МБОУ г. Иркутска СОШ №10
Руководитель: Лаптиева Людмила Николаевна
Иркутск, 2023
Содержание
Введение | 3 |
#1058;еоритическая часть | |
#1063;то представляет из себя задание №9 ОГЭ? | 4 |
#1054;собенности и структура задание | 7 |
#1057;ложности при подготовке к заданию | 9 |
#1055;рактическая часть | |
#1059;словия реализации проекта | 10 |
Результаты опроса | 11 |
Словарь для подготовки к заданию ОГЭ | 14 |
3. Заключение | |
Список литературы | |
Приложение1 |
Введение
Сдача ОГЭ является важным этапом в обучении. Хотя это и не самый сложный экзамен, но мы установили, что у учащихся девятых классов случаются большие трудности с написанием сочинения Многие решают вообще не приступать к этому заданию.
Проблема: каждый девятиклассник испытывает трудности по подготовке к сочинению, больше всего вопросов возникает к заданию , так как нужно знать много терминов.
Цель: Помочь ученикам девятого класса в подготовке к выполнению заданию ОГЭ по русскому языку через создание словаря терминов.
Для достижения данной цели предстоит выполнить следующие задачи:
- изучить открытый банк заданий ОГЭ по русскому языку на сайте ФИППИ.
- дать толкования найденным терминам, используя различные словари;
- разделить термины с толкованиями на тематические группы;
- составить словарь;
- составить словарь и оформить его с использованием Microsoft Word.
Методы, используемые в работе: сбор и анализ материала, проведение и анализ опроса, использование словарей и интернет-источников, описание.
1. Теоретическая часть.
Что представляет из себя задание 9 ОГЭ?
Задание 9 из Основного Государственного Экзамена представляет собой, осуществление адекватного выбора языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом: создание текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание и рассуждение) с опорой на жизненный и читательский опыт, осуществление письменно-информационной обработки прочитанного текста; соблюдение на письме норм современного русского литературного языка. Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения: умение использовать словари при решении задач построения устных и письменных речевых высказываний, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, пользование орфоэпическими, орфографическими, философскими словарями, для определения нормативного написания и произношения слова.
Задание №9 по русскому языку предполагает написание сочинения- рассуждения, отвечающего определенным критериям.
Задание № сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Лингвистика – это наука о языке. Следовательно, в этом задании нужно сформулировать собственный тезис на основе высказывания автора,
привести различные доказательства (аргументы) этого тезиса, иллюстрирующих различные языковые явления, сделать вывод-заключение, подтверждающий этот тезис.
Задание № сочинение-рассуждение о содержании текста. Для того чтобы написать это сочинение: нужно сформулировать тезис о смысле фразы в тексте, далее привести два аргумента-иллюстраций, добавив к ним свой комментарий, заключение - вывод по тезису, умозаключение. Должно соотноситься с утверждением, высказанным в начале. Легче всего начать заключение с вводных слов и конструкций.
Задание № - сочинение-рассуждение о нравственных ценностях. Это задание является более сложным для учеников 9 класса, так как нужно знать много терминов связанных с философскими, моральными, нравственные, культурные понятиями.
Что общего и различного между тремя видами сочинений?
- Все три вида сочинения пишутся с опорой на текст, представленный во второй части экзаменационной работы.
- Объём всех сочинений должен включать в себя не менее 70 слов (однако следует учесть, что для раскрытия темы этого может быть мало).
- Везде должен быть представлен один и тот же тип речи— рассуждение, структура которого включает обязательные части:
1) тезис – мысль, которую нужно доказать;
2) обоснование тезиса, т.е. аргументация;
3) вывод.
В каждом из сочинений необходимо показать умение интерпретировать высказывание, то есть пояснить, что имел в виду автор. Затем нужно подтвердить истинность сказанного аргументами. Для этого необходимо из прочитанного текста привести 2 примера. Однако в сочинении можно второй пример привести из жизненного опыта.
Представим различия между заданиями ; ; в виде таблицы.
Тип сочинения | Что нужно интерпретировать? | Аргументация (примеры-иллюстрации) | Анализ языковых явлений |
Высказывание известного человека на лингвистическую тему (или цитату из учебника русского языка) | 2 из текста | Требуется | |
Высказывание автора — выдержку из текста | 2 из текста | Не требуется | |
Слово или словосочетание, тематически связанное с текстом | 2 из текста / 1 из текста + 1 из жизненного опыта | Не требуется |
Как мы видим, задание существенно отличается от двух остальных: оно связано с лингвистическими вопросами, поэтому нужно хорошо разбираться в областях языкознания и терминах. Кроме того, для написания такого сочинения нужно владеть публицистическим и научным стилями речи.
Чтобы успешно справиться с заданием , необходимо понять общий смысл текста и выделить позицию автора. Примеры для обоснования тезиса нужно привести из того же текста.
В сочинении тебе нужно порассуждать о философских, морально-нравственных вопросах, например, о счастье, силе духа, человечности. Второй пример для этой темы, как мы уже сказали, нужно привести из жизненного опыта. Необходимо оба примера взять из текста.
Особенности и структура задания
Структура сочинения
В сочинении важно придерживаться плана и требований, которые описаны в задании.
Рассмотрим формулировку задания и выделим основные части работы.
Пример:
как вы понимаете значение слова КРАСНОРЕЧИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Зачем человеку нужно красноречие?», взяв в качестве тезиса данное определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающие данные рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы, то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
В сочинении важно придерживаться плана и требований, которые описаны в задании.
1. Вступление.
Во вступлении нужно сформулировать тезис, для этого:
- Нужно дать определение слову (словосочетанию), данному в условии задания.
Определение здесь должно представлять собой ответ на вопрос, данный в задании: следует задать вопрос: «Зачем человеку нужно красноречие?» Затем дать письменный ответ: «Красноречие — это важная для человека способность...» - прокомментируй данное тобой определение.
Дать определение — значит дать толкование понятия, раскрыть значение, сказать, другими словами. Так как в основной части требуется подкрепить определение примерами из прочитанного текста, подумайте, какое значение вкладывает в это понятие автор.
2. Основная часть.
В основной части приводите 2 примера из текста, подтверждающие тезис, и прокомментируйте их:
- аргумент-пример из текста + комментарий;
- аргумент-пример из жизненного опыта (или второй пример из текста) + комментарий.
3. Заключение.
Вывод, подтверждающий заданный во вступлении тезис.
Каждую часть сочинения нужно писать с нового абзаца. Кроме того, оба аргумента можно представить в виде отдельных абзацев.
Сложности при подготовке к заданию
При подготовке к ОГЭ девятиклассники сталкиваются с различными трудностями.
Для того чтобы выявить затруднения, с которыми сталкиваются девятиклассники, я провела опрос среди девятиклассников. В опросе участвовало 32 ученика (см. Практическую часть), из которых 47% готовятся к написанию ОГЭ только на уроках. Одной из главных сложностей, с которой сталкивается учитель, является безразличие девятиклассников в подготовке к экзамену. Основная часть учеников готовится только на уроках, не работая во внеурочное время, самостоятельно. Мы предположили, что в задании самым сложным для ребят окажется подбор аргументов. И действительно, 47% опрошенных сказали, что им будет сложно привести пример-аргумент из жизненного опыта, подтверждающий их рассуждения, а 6% ответили, что этого сделать не смогут вообще. 63% опрошенных ответили, что не смогут правильно сформулировать определение философского, морального, нравственного или культурного понятия, которое дано в формулировке задания
По сложности задание 9 (1,2 или 3) для девятиклассников стоит на втором месте. Именно оно вместе с заданием 1 (изложение) является самым трудным для ребят. По статистическим данным Министерства образования Иркутской области ГАУ ИО «Центр оценки профессионального мастерства, квалификаций педагогов и мониторинга качества образования», в Иркутской области в 2022 году ученики демонстрируют достаточно высокие показатели, оцениваемые критерием СК1 «Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос». Тем не менее результаты нашего опроса свидетельствуют о затруднениях, с которыми сталкивается более 50% девятиклассников, не сумевших преодолеть минимальный порог на экзамене: средний процент выполнения задания в этой группе – 44 (у участников экзамена, получивших отметку «5», 97%). В их работах отмечаются следующие недостатки: в сочинении по варианту предложенное для определения понятие подменяется другим, происходит необоснованное сужение или расширение понятия, использование «универсальных» определений, например, «это качество человека, которое характеризует его только с хорошей стороны», «это то, что нужно каждому человеку в жизни», «то, что должно быть у всех».
По результатам нашего опроса, 53,1% уч-ся отметили, что с трудом смогут привести пример-аргумент из жизненного опыта или не смогут этого сделать вообще.
Первоначально мы планировали ограничиться словарём терминов, но проанализировав результаты опроса, решили добавить в проект примеры-аргументы по различной тематике.
Таким образом, наша работа будет очень полезна выпускникам, испытывающим подобного рода затруднения.
2. Практическая часть.
Условия реализации проекта.
Данный проект имеет временные рамки:
- Теоретическая часть заняла 1 месяц.
- Начало работы
- Окончание работы
- Практическая часть
Техническое оснащение:
Толковый словарь
Нравственно-философские понятия
Учебная терминология по предмету обществознание
Компьютер, принтер, доступ в Интернет
Готовым продуктом проекта является словарь по заданию
Для того чтобы проанализировать затруднения учащихся, мы составили анкету для проведения опроса. Анкетирование состояло из таких вопросов:
- Готовитесь ли вы самостоятельно к ОГЭ по русскому языку?
- Сможете ли вы аргументировать свой тезис в сочинении , привести пример-аргумент из вашего жизненного опыта?
- Сможете ли вы дать понятие термину «внутренний мир человека»?
- Какое из заданий ОГЭ по русскому языку самое сложное для вас?
Далее я провела опрос среди учащихся девятых классов нашей школы.
Затем анализировала опрос.
#1056;езультаты опроса.
Цель опроса: понять с какими трудностями сталкиваются девятиклассники при подготовке к ОГЭ по русскому языку.
В опросе пряняли участие, ученики 9 класса, в количестве 32 человек.
По результатам этого вопроса, удалось выяснить что 53,1% девятиклассников готовяться самостоятельно. А 46,9% готовяться к ОГЭ только в рамках урока.
По результатам этого вопроса, выяснилось, что 46,9% опрошенных смогут привести пример-аргумент из жизненного опыта, такое же количество человек затрудняются ответить, а 7,2% вообще не смогут привести пример-аргумент.
По результатам этого вопроса, мы видим что для 62,5% учеников девятых классов, достаточно трудно дать понятие термину «внутренний мир человека». Но 37,5% сделают это с легкостью.
По этой диаграмме понятно что для 53,1% учашихся 9 классов, самым трудным заданием является изложение, а для 34,4% сложным является сочинение-рассуждение.Остальные же 12,5% ответили что самое сложное задание из ОГЭ, является задание с кратким ответом.
Словарь для подготовки к заданию ОГЭ
Для того чтобы написать словарь терминов по заданию ОГЭ нам нужно было понять какие термины используются в этом задании, поэтому мы обратились к открытому банку заданий ФИПИ. Дальше мы перенесли слова и выражения в Microsoft Word.
Изначально планировалось разделить термины по тематическим группам, но проанализировав их мы пришли к выводу о том, что словарь составленный в алфавитном порядке будет прост для понимания и использования девятиклассникам.
Определения к терминам были взяты на основе словаря нравственных понятий, Большого Толкого словаря, толкого словаря Ожегова, а также использовались понятия из ОГЭ по обществознанию.
При написания толкований мы поняли, что для большего удобства, ученикам можно предложить таблицу с произведениями, которые включены в программу обучения, в них представлены аргументы из жизненного опыта и добавили её как дополнение к словарю.
Заключение
Наш проект поможет ученикам девятого класса в подготовке к выполнению заданию ОГЭ по русскому языку. Словарь терминов представляет собой систематизированную и готовую информацию, которую удобно использовать. Поставленная цель достигнута.
При создании словаря мы изучили открытый банк заданий ОГЭ по русскому языку на сайте ФИППИ, дали толкования найденным терминам, используя различные словари; оформили словарь с использованием Microsoft Word.
Предполагалось, что слова мы разделим по тематическим группам, однако более целесообразным и удобным для использования нам кажется алфавитный порядок. Именно так собраны слова в нашем словаре.
В ходе опроса учащихся мы выяснили, что многие испытывают трудности с подбором аргументов из жизненного опыта. Поэтому составили таблицу с аргументами из жизненного опыта.
Продукт нашего проекта можно применять на уроках русского языка, при самостоятельной подготовке к ОГЭ.
В ходе работы над проектом я научилась проводить опрос с использованием Google Forms. Это первый мой опыт составления словаря. Я считаю, что справилась со всеми задачами.
Список источников
- Аргументация: что это, как строится, виды аргументов – как развивать навыки аргументации в деловом общении [Электронный ресурс] (Дата обращения )
- Все понятия к заданию 1 ОГЭ по обществознанию [Электронный ресурс] (Дата обращения )
- «Грамота.ру» ;bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=доброта [Электронный ресурс] (Дата обращения )
- «Качества личности» [Электронный ресурс] (Дата обращения )
- Конструктор сочинения ОГЭ по русскому языку [Электронный ресурс] (Дата обращения )
- Краткий словарь нравственных понятий – Азбука воспитания [Электронный ресурс] (Дата обращения )
- ОГЭ-2020 по русскому языку для 9 класса [Электронный ресурс] (Дата обращения )
- Толковый словарь Ожегова онлайн [Электронный ресурс] (Дата обращения )
- Я-класс [Электронный ресурс] (Дата обращения )
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность, проблема трудности по подготовке к сочинению больше всего вопросов возникает к заданию 9.3 недостаточно знания терминов
Результаты опроса
Цель, задачи Помочь ученикам девятого класса в подготовке к выполнению заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку через создание словаря терминов . изучить открытый банк заданий ОГЭ по русскому языку на сайте ФИППИ. дать толкования найденным терминам, используя различные словари; разделить термины с толкованиями на тематические группы; составить словарь; составить словарь и оформить его с использованием Microsoft Word.
Различия в типах задания 9 Тип сочинения Что нужно интерпретировать? Аргументация (примеры-иллюстрации) Анализ языковых явлений 9.1 Высказывание известного человека на лингвистическую тему (или цитату из учебника русского языка) 2 из текста Требуется 9.2 Высказывание автора — выдержку из текста 2 из текста Не требуется 9.3 Слово или словосочетание, тематически связанное с текстом 2 из текста / 1 из текста + 1 из жизненного опыта Не требуется
Пример формулировки задания 9.3 Как вы понимаете значение слова КРАСНОРЕЧИЕ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Зачем человеку нужно красноречие?» , взяв в качестве тезиса данное определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающие данные рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы, то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Продукт проекта
Ход проекта
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Словарь терминов для подготовки к заданию #1054;ГЭ по русскому языку
- БЕСКОРЫСТНОСТЬ-добрый поступок того, кто не стремится к личной выгоде и способен заботиться о других больше, чем о себе. (Краткий словарь нравственных понятий)
- БЛАГОДАРНОСТЬ-чувство признательности за оказанное внимание, за бескорыстную помощь; готовность ответить взаимным благодеянием, «отплатить добром за добро». (Краткий словарь нравственных понятий)
- ВЗАИМОВЫРУЧКА-это взаимная помощь, поддержка (Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов русского языка.)
- ВЗАИМОПОНИМАНИЕ- согласие, взаимное понимание, разумение, тесный контакт. У тех, кто понимает друг друга, есть единодушие во мнениях и поступках (Краткий словарь нравственных понятий). Обоюдное понимание и согласие сторон (Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов).
- ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА-это комплекс из мироощущения, образованности, общественных взглядов, перечня способностей и отношения к морали отдельной личности. (Понятий для ОГЭ обществознание)
- ВООБРАЖЕНИЕ-способность воображать, творчески мыслить, фантазировать; мысленное представление (Толковый словарь Ожегова). Способность воображать, мыслить образами (Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов)
- ВЫБОР- это возможность личности выбрать способ поведения в той или иной ситуации. Он зависит от нравственных установок человека. (Понятий для ОГЭ обществознание).
- ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим (Толковый словарь Ожегова). Стремление делать добро; заботливость, предупредительность, способность к сочувствию, без чего доброта немыслима. (Краткий словарь нравственных понятий).
- ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ-это книги, произведения, которые оставили глубокий след в душе человека, поменяли его мировоззрение, повлияли на его поведение. (Краткий словарь нравственных понятий).
- ДРУЖБА-близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (Толковый словарь Ожегова) Бескорыстные отношения, которые основаны на взаимном расположении и доверии, на уважении и любви, на общих взглядах и интересах.
(Краткий словарь нравственных понятий)
- ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ- это те вещи, которыми дорожит человек. Они служат ему ориентиром, являются целями и стремлениями. Жизненные ценности помогают человеку определиться с приоритетами в жизни. (Понятие для ОГЭ обществознание).
- ЗАБОТА О ЛЮДЯХ– внимание, поддержка, оказание помощи людям, защита. (Краткий словарь нравственных понятий)
- ЗАВИСТЬ-чувство неприязни к другому лицу по отношению к его счастью, благополучию, успеху, нравственному, культурному уровню или материальному превосходству; основана на эгоизме, себялюбии. (Краткий словарь нравственных понятий).
- КРАСОТА-все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. (Толковый словарь Ожегова).
- ЛЮБОВЬ- 1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. 2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности (Толковый словарь Ожегова). Высшее чувство сердечной привязанности, самое чистое чувство, которое рождает желание творить добро, быть милосердным. (Краткий словарь нравственных понятий)
- ЛЮБОВЬ К ЖИЗНИ-это умение наслаждаться каждым прожитым днем, несмотря на различные проблемы и житейские неурядицы. (Краткий словарь нравственных понятий)
- ЛЮБОВЬ К РОДИТЕЛЯМ- глубокая привязанность, способность поддержать, найти тёплое, душевное слово, поблагодарить за то, что они для нас делают. (Краткий словарь нравственных понятий)
- МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ- это наиболее трудная форма любви, самая сильная, постоянная и бескорыстная. Любовь матери всепрощающа, она не ждёт благодарности и ничего не требует взамен. (Краткий словарь нравственных понятий)
- НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО- специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности в художественных образах. (Понятий для ОГЭ обществознание)
- НАСТОЯЩИЙ ДРУГ-человек, близкий по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться. (Краткий словарь нравственных понятий)
- НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ- нетвердость, нерешительность в голосе, в движениях, в походке; внутренние сомнения, робость. (Краткий словарь нравственных понятий)
- НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ- совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде. (Понятий для ОГЭ обществознание)
- НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА- это выбор между различными способами поведения. (Понятий для ОГЭ обществознание)
- ОБЩЕЕ ДЕЛО- это дело, которым занимается целый коллектив, где присутствует разделение труда, может присутствовать коллективная форма ответственности. (Понятий для ОГЭ обществознание).
- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ-характер взаимоотношений между личностью, группой, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. (Понятий для ОГЭ обществознание).
- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ-Необходимость, обязанность отдавать кому-то отчет в своих действиях, поступках. (Толковый словарь Ожегова) Способность личности понимать соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе нормам. (Краткий словарь нравственных понятий)
- ПОНИМАНИЕ-способность осмыслять, постигать содержание (словарь Ожегова). Способность осмыслить, постичь смысл, значение, сущность, содержание чего-либо. (Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов)
- ПРИЗНАТЬ СВОИ ОШИБКИ- это значит осознать, что ты был не прав. (Краткий словарь нравственных понятий)
- ПРИЙТИ НА ПОМОЩЬ- это значит поддержать, выручить, протянуть руку помощи (Краткий словарь нравственных понятий)
- ПРОЩЕНИЕ- сожаление, раскаяние; снисходительность к вине, проступку, прощение, помилование (Краткий словарь нравственных понятий). Помилование, извинение какого-либо поступка. (Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов)
- ПРОЯВЛЯТЬ ВНИМАНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ - это значит заботиться о нем, окружать вниманием, заботой. (Краткий словарь нравственных понятий)
- РЕШИМОСТЬ- Смелость, готовность принять и осуществить свое решение (Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов)
- СИЛА ДУХА - это способность человека преодолевать трудности, как бы ни тяжело это ни было. Это умение сконцентрироваться на главном, важном, преодолеть страх, боль, выйти победителем из непростой жизненной ситуации, находя всевозможные способы и средства для этого. (Понятий для ОГЭ обществознание).
- СЛАВА-почетная известность как свидетельство всеобщего уважения, признания заслуг, таланта. (Толковый словарь Ожегова). Почётная известность как свидетельство всеобщего признания чьих-либо заслуг, таланта, доблести (Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов)
- СЧАСТЬЕ- Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения (словарь Ожегова). Состояние высшей удовлетворённости жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем-либо
(Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов)
- ТВОРЧЕСТВО-Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. (Толковый словарь Ожегова) То, что создано в результате этой деятельности, совокупность созданного, сотворённого кем-либо. (Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов)
- УВАЖЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ- чувство, основанное на признании чьих-либо достоинств, заслуг; почтение (Краткий словарь нравственных понятий).
- ФАНТАЗИЯ- это создание миров, видений или идей за пределами реального мира. Это творческий потенциал за границами тех конструкций, которые человек часто использует в повседневной жизни (Понятий для ОГЭ обществознание). Способность выдумывать, представлять что-либо творческое воображение (Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов)
- ЦЕЛЬ В ЖИЗНИ- некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека (Краткий словарь нравственных понятий).
- ЧУДО-нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью (Толковый словарь Ожегова). По религиозным и мифологическим представлениям: сверхъестественное явление, вызванное вмешательством божьей силы (Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов).
Аргументы из жизненного опыта
Понятие | Аргументы |
Бескорыстность | М. Горький «Старуха Изергиль» А. И. Куприн «Чудесный доктор» |
Благодарность | К.Г. Паустовский «Заячьи лапы» |
Взаимовыручка | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник. |
Взаимопонимание | Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» А.С. Грибоедов «Горе от ума» |
Внутренний мир человека | А.П. Платонов «Никита», «Капитанская дочка». |
Воображение | А. Грин «Алые паруса» М. А. Шолохов «Судьба человека» А. С. Пушкин «Пиковая дама» |
Выбор | А.В. Суворову не пришлось долго раздумывать о выборе своей будущей профессии. Уже в детстве, несмотря на слабое здоровье и отсутствие поддержки со стороны отца, он решил стать военным. Поэтому всю дальнейшую жизнь он посвятил достижению своей цели. Правильность выбранного им пути доказывает то, что имя А. Суворова вошло в историю нашей страны как имя легендарного полководца. Известно, что на выбор будущего военачальника оказала большое влияние библиотека отца, в которой А. Суворов, будучи ребёнком, проводил целые дни. Его пристрастием были жизнеописания таких великих полководцев прошлого, как А. Македонский, Ганнибал, Юлий Цезарь. Детское воображение Александра Суворова было поражено картиной военных подвигов, поэтому уже с ранних лет он начал готовить себя к военной деятельности. |
Доброта | А.П. Платонова «Юшка» В. Распутин «Уроки французского» И.А. Солженицын «Матрёнин двор». |
Драгоценные книги | Максим Горький писал: «Всем лучшим в себе я обязан книгам». |
Дружба | Г.Х. Андерсен «Снежная королева» В В. Железняков «Чучело» М.Ю. Лермонов «Герой нашего времени» |
Жизненные ценности | Д.И. Фонвизин "Недоросль» |
Забота о людях | А. И. Куприна «Куст сирени» Д. И. Фонвизин «Недоросль» Л. Н. Андреев «Кусака» |
Зависть | Н. В. Гоголь, «Мёртвые души» А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери». |
Красота | Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка» |
Любовь | А.С.Пушкина «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» |
Любовь к жизни | М.А. Шолохов «Судьба человека» Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке» |
Любовь к родителям | Н. М. Карамзин «Бесприданница» Д. И. Фонвизин «Бедная Лиза» Н. В. Гоголь «Детство» |
Материнская любовь | В.Закруткина «Матерь человеческая» |
Настоящее искусство | Г. И. Успенского «Выпрямила» В. Короленко «Слепой музыкант» |
Настоящий друг | А.С. Пушкин «Дубровский» |
Неуверенность в себе | А.С.Пушкина "Капитанская дочка" В. Короленко «Слепой музыкант» |
Нравственный выбор человека | В.Закруткина «Матерь человеческая» А.С.Пушкина „Евгений Онегин В.П. Астафьева “Конь с розовой гривой» Вспомним пионеров-героев. У них был выбор спрятаться и переждать войну, перейти на сторону врага или погибнуть за Отечество. Так Зоя Космодемьянская добровольцем пошла в отряд разведчиков. Девушке удалось перерезать провода полевого телефона, поджечь конюшню. |
Общее дело | Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» А. Т. Твардовский «Василий Тёркин» |
Ответственность | Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Ю. Казаков «Тихое утро» |
Ответственность за свои поступки | А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» М. А. Булгаков «Собачье сердце» М. Горький «Старуха Изергиль» |
Понимание | А.С. Пушкин, «Капитанская дочка» |
Прийти на помощь | А. И. Куприна «Чудесный доктор» М. Горького «Старуха Изергиль» |
Прощение | А.С. Пушкин «Дубровский» К.Г. Паустовский «Теплый хлеб» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» |
Проявлять внимание к человеку | В. Короленко «Слепой музыкант» В. Распутин «Уроки французского» К. Паустовский «Телеграмма» |
Решимость | А.С. Грибоедов, «Горе от ума» |
Сила духа | Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» |
Слава | М. А. Булгаков «Собачье сердце» Н. А. Кун «Мифы Древней Греции: 12 подвигов Геракла». |
Счастье | А. Куприн «Куст сирени», |
Творчество | О. Генри «Последний лист» М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» А. И. Куприн «Гранатовый браслет» |
Уважение к человеку | А.С. Пушкин «Станционный смотритель» М. Горький, «Макар Чудра» |
Фантазия | В. Г. Короленко «Слепой музыкант» Н. В. Гоголь «Мёртвые души» |
Цель в жизни | А. Платонов «Песчаная учительница» Н. В. Гоголь «Мёртвые души» А.С. Пушкин «Капитанская дочка» |
Чудо | Н.С. Лесков, «Старый гений» О. Генри, «Дары волхвов» А.И. Куприн, «Чудесный доктор» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справочный материал при подготовке к заданию В 8 (ЕГЭ по русскому языку)
Справочное пособие по средствам выразительности (В8). Позволяет организовать подготовку к ЕГЭ по русскому языку. Есть проверочные задания и ключи....
Подготовка учащихся 6-8 классов. Раздел: говорение (задание С3)
Учащимся предлагается прочитать вслух небольшой отрывок из научно- популярного тескта. Для подготовки к заданию дается 1,5 минуты. Время чтения не более 1.5 минут....
Справочный материал для подготовки к заданию 15.3. (сочинение ОГЭ)
Толкование определений для сочинения 15.3....
«Историческая фонетика. Графика» (материал для подготовки учащихся 5-9 классов к предметным олимпиадам по русскому языку)
В своей работе учителя-словесники сталкиваются с рядом проблем при подготовке учащихся к научно-исследовательской деятельности и предметным олимпиадам по русскому языку, поскольку в пособиях, доступны...
Аргумент из литературы. Справочный материал для учащихся 10-11 классов при выполнении задания № 26 ЕГЭ по русскому языку (сочинения) Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна
Методическая разработка предназначена для педагогов и учащихся 10-11 классов при подготовке наиболее сложной части задания ЕГЭ по русскому языку - сочинения. Она содержит примеры аргументов из художес...
Справочный материал для подготовки к ВПР 5 класс
Справочный материал для подготовки к ВПР по русскому языку для 5 класса....
Справочный материал для подготовки к ВПР 6 класс
Справочный материал для подготовки к ВПР по русскому языку для 6 класса....