Справочный материал для подготовки к ВПР 6 класс
материал по русскому языку (6 класс)

Коверзнева Тамара Ивановна

Справочный материал для подготовки к ВПР по русскому языку для 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravochnyy_material_dlya_podgotovki_k_vpr_6_klass_.docx59.59 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
  2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

Морфемный и словообразовательный разборы слова 

пёрышк ами               пёрышками  ←     пер о (суффиксальный способ)

пчеловод ы     пчеловоды ← пчела + водить (сложение с помощью соединительной гласной)

пригород             пригород ← город  (приставочный)

(приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, сложно-суффиксальный)

   Морфологический разбор слова

  1. (На) узорчатых (листьях)                 (на каких?) –   прилаг.;  обозн. признак предмета.  
  2. Н.ф. –   узорчатый;

       пост. –  полное, качеств.;                    непост. – в форме мн. ч., предл. п.

  1. В предложении является определением.

I. (На) дороге (на чем?)  – сущ.; обозн. предмет.

II.  Н.ф. – дорога;

пост. –  нариц., неодуш., I скл., ж.р.,

непост. – в форме ед. ч., предл.п.

III. В предложении является обстоятельством.

1. Набирает (что делает?) – глагол, обозн. действие предмета.

II. Н. ф. – набирать;

пост. –  несов. вид, невозвр., переходн., I спр.;

непост. – в форме изъявит. накл., наст. вр., 3-ел., ед. ч.

 III. В предложении является сказуемым.

I. (В) нём — местоимение; указывает на предмет;

пробуждается (в чём?) в нём;

II. Н. ф. –  он;

пост. –  личное, муж. р., ед. ч.; непост. –  в форме предл. п.

III.В предложении является дополнением.

I. Две (парты)  — числительное; обозначает количество;

купили  (сколько?) две;

II. Н. ф. –  два;

пост. –  колич., простое, целое; непост. –  в форме В. п., ж.р.

III.В предложении входит в состав дополнения.

I. (На) второй (парте)  — числительное; обозначает порядок предм. при счете;

на парте (какой?) второй;

II. Н. ф. –  второй;

пост. –  порядков., простое;

непост. –  в форме П. п., ж.р.

III.В предложении является определением.

     Синтаксический разбор предложения

   мест.     глаг.     предл.       сущ.        союз   част.   глаг.      мест.

Я     вошёл    в     комнату     и      не  увидел   их 4.  (Повеств., невоскл., прост., двусост., распр., осл. однор. сказ.)   [  ____              и              ].

Члены предложения: подлежащее ( Кто? Что?), сказуемое (Что делает? Кто такой? Что такое? Каков?) определение (Какой?), дополнение (зависит от сказуемого, вопросы косвенных падежей), обстоятельство (Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?)

                                                                                                     

3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения. 

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ  согласные,  Ь,Ъ не обозначают звуков

СЛИЯНИЕ звуков:  тся [ца], сс [с], нн [н]

е,ё,ю,я после мягких согласных – 1 звук  [э,о,у,а],

после Ь,Ъ, гласных и в начале слова – 2 звука  [й'э,й'о,й'у,й'а]

ямке;  в  слове 4 буквы и 5 звуков, так как буква я обозначает два звука в начале слова – [й’] и [а].

сыроежки;  в слове  8  букв и  9  звуков, так как буква е обозначает два звука после гласного – [й’] и [э].  

вольно; в слове 6 букв и 5 звуков, так как буква ь не обозначает звука.  

  1. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Газопровод, звонят, кухонный, повторит.

5.  Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

Части речи:  сущ. ( Кто? Что? ), прилаг. (Какой? Чей?), глаг. (Что делает? Что сделает?), нареч. (Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?),  мест. (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, все, всё, никто, который, чей и т.д.), числит. (Сколько? Который?), предлог (по, под, на, за, над и т.д.), союз (и, а, но, что, потому что и т.д.), частица (не, ни, же, ли, бы, даже, разве, ведь и т.д.), междометия (ах, ай, ой, ура и т.д.)

6.   Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).                              Ответа может быть два!!!

обоим школьницам  (обеим),  маршрут самый труднейший (самый трудный), эта задача более легче (легче или более легкая), трое девочек (три девочки), пятидесятью минутами (пятьюдесятью минутами),

вкусный кольраби (вкусная кольраби)

7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.)  Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

              сущ., им. п.                                                        сущ., им. п

Возделывание земли – древнейший вид деятельности человека. 

В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в им. п.

8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

Давайте, ребята, жить дружно!    Это предложение с обращением.

Обращение – слово, которое называет того, к кому обращаются с речью.

9. Определите и запишите основную мысль текста.

Основная мысль – то, ради чего написан текст.

10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

11. Ответ на вопрос по тексту.

12. Определите и запишите лексическое значение слова «……» из предложения ….  Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

 

Холодная (пора) – зимняя, морозная.  Она проводила его холодным взглядом.

13. Определите стилистическую окраску  слова «……» из предложения  …,  запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.

Стилистическая окраска слова – высокое (книжное), просторечное, разговорное,  стилистически нейтральное. Синонимы – близкие по значению слова. (Достаточно одного синонима!!!)

Дурачиться – разговорное; дурачиться – развлекаться, шалить, баловаться

Поведать – книжное; поведать – сообщить, рассказать.

Благоговейно – книжное; благоговейно – восхищённо, почтительно.

Отчизна – книжное, высокое;  Отчизна – Родина, Отечество.  

14. Объясните и запишите значение фразеологизма ….  Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Витать в облаках – фантазировать, мечтать;  быть непрактичным,  далёким от действительности.

Подруги моей старшей сестры Тани уже выбрали учебные заведения, куда хотят поступить после школы. А Таня ещё не определилась, всё мечтает о чём-то особенном, витает в облаках.

Попасть впросак – оказаться в неприятном, неловком или невыгодном положении из-за своей оплошности или неосведомлённости.

Коля ещё не освоил правила новой для него командной игры. Но он не решался задавать вопросы тренеру, потому что боялся попасть впросак.

Находить общий язык – добиваться, достигать полного взаимопонимания.

Мы переехали в другой район, и теперь я пойду в другую школу. Но я умею быстро находить общий язык с ровесниками, поэтому с радостью жду начала учебного года.

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный балл

0-24

25-34

35-44

45-51


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справочный материал при подготовке к заданию В 8 (ЕГЭ по русскому языку)

Справочное пособие по средствам выразительности (В8). Позволяет организовать подготовку к ЕГЭ по русскому языку. Есть проверочные задания и ключи....

Справочный материал для подготовки к зачету по теме "История на страницах фольклора" (8 класс по программе Т.Ф.Курдюмовой)

Справочный материал для подготовки к зачету по теме "История на страницах фольклора"  поможет учителю и ученику систематизировать знания по предложенной теме....

Справочный материал для подготовки к ЕГЭ по математике

Справочный материал для подготовки к ЕГЭ по математике (алгебра +геометрия)...

Справочный материал для подготовки к ВПР 5 класс

Справочный материал для подготовки к ВПР по русскому языку для 5 класса....

"Справочный материал для подготовки учащихся 9-ых классов к ОГЭ(задание 9.3)"

Итоговый проект за 10 класс.Помощь ученикам девятого класса в подготовке к выполнению заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку через создание словаря терминов....