«Историческая фонетика. Графика» (материал для подготовки учащихся 5-9 классов к предметным олимпиадам по русскому языку)
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
В своей работе учителя-словесники сталкиваются с рядом проблем при подготовке учащихся к научно-исследовательской деятельности и предметным олимпиадам по русскому языку, поскольку в пособиях, доступных школьнику, практически отсутствует информация, рассказывающая об истории родного языка. Материал, позволяющий на практике выработать навык чтения и анализа древнерусских тестов, учителю зачастую приходится подбирать самому. Работа по изучению истории языка в школе в основном строится на выполнении отдельных упражнений, которые учитель смог предложить ученику, учитывая его возраст и отсутствие базовых знаний о процессе развития языка. Данный электронный образовательный ресурс является результатом поиска и переработки материала по истории русского языка, доступного для понимания учащихся среднего звена общеобразовательной школы, увлекающихся изучением родного слова. Материал скомпонован таким образом, чтобы учитель мог варьировать содержание занятия в зависимости от уровня подготовленности учащихся, продолжительности занятий, направленных на подготовку участников предметных олимпиад. Отдельные блоки могут быть использованы учителем в рамках урока в качестве интересной справки о прошлом языка. Материал будет полезен при проведении урока, посвящённого Дню славянской письменности, поскольку затрагивает вопросы становления графики. Каждый блок включает в себя теоретический и практический материал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс
педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе
«Лучший электронный образовательный ресурс»
Номинация «Лучший электронный интерактивный учебный материал»
«Страницы истории родного языка.
Историческая фонетика. Графика»
(материал для подготовки учащихся 5-9 классов к предметным олимпиадам
по русскому языку)
Предмет: русский язык
Класс /возраст обучающихся: 5-9 кл.
Автор: Симоненко Ирина Олеговна,
учитель русского языка и литературы
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Мурманска «Средняя общеобразовательная школы № 44»
Мурманск
2017
ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭОР
Цель данного электронного образовательного ресурса – формирование у школьников представления о связи истории народа и истории развития языка, расширение кругозора учащихся и углубление их знаний о родном языке.
Формируемые УУД
Личностные: формирование основ гражданской идентичности через повышение интереса к родному языку и истории его развития.
Регулятивные: постановка целей и задач учебной деятельности, направленной на углубление знаний; контроль и оценка действий, коррекция действий.
Коммуникативные: формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое освоение умений составлять текст, переводить, делать информацию понятной современному носителю языка.
Познавательные: практическое освоение обучающимися основ исследовательской деятельности, развитие умения работать с информацией, активно использовать в учебном процессе знаково-символические средства.
Используемые образовательные технологии
1. Технология проблемного обучения;
2. Технология дифференцированного (разноуровневого) обучения: блоковое расположение материала позволяет учителю корректировать содержание занятия в зависимости от уровня знаний ученика/ группы/ класса;
3. Проектные и исследовательские методы обучения;
4. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
5. ИКТ;
6. Здоровьесберегающие.
Аннотация
В своей работе учителя-словесники сталкиваются с рядом проблем при подготовке учащихся к научно-исследовательской деятельности и предметным олимпиадам по русскому языку, поскольку в пособиях, доступных школьнику, практически отсутствует информация, рассказывающая об истории родного языка. Материал, позволяющий на практике выработать навык чтения и анализа древнерусских тестов, учителю зачастую приходится подбирать самому. Работа по изучению истории языка в школе в основном строится на выполнении отдельных упражнений, которые учитель смог предложить ученику, учитывая его возраст и отсутствие базовых знаний о процессе развития языка.
История языка последовательно изучается в вузе на протяжении нескольких лет и в рамках многих дисциплин. Студентам доступны источники с текстами на древнерусском языке, но для школьников такой материал должен быть адаптирован.
Данный электронный образовательный ресурс является результатом поиска и переработки материала по истории русского языка, доступного для понимания учащихся среднего звена общеобразовательной школы, увлекающихся изучением родного слова.
Материал скомпонован таким образом, чтобы учитель мог варьировать содержание занятия в зависимости от уровня подготовленности учащихся, продолжительности занятий, направленных на подготовку участников предметных олимпиад. Отдельные блоки могут быть использованы учителем в рамках урока в качестве интересной справки о прошлом языка. Материал будет полезен при проведении урока, посвящённого Дню славянской письменности, поскольку затрагивает вопросы становления графики.
Каждый блок включает в себя теоретический и практический материал. Данный ЭОР следует рассматривать как элемент, раздел электронного учебника, в который планируется также включить ЭОР по исторический лексикологии и исторической грамматике.
Технические особенности и условия использования разработки
Данный образовательный ресурс не требует особой программной среды. На уроке учителю понадобится мультимедийная система (ПК и проектор).
Разработка создана в программе Microsoft PowerPoint Office и может при загрузке в оболочку использоваться для дистанционного обучения.
Работа с ЭОР предполагает параллельную работу с бумажным носителем информации при выполнении учащимися письменных заданий.
Ожидаемые результаты
Предметные: получение/закрепление знаний по истории языка (истории становления письменности);
Метапредметные: развитие интереса к познавательной деятельности; развитие у учащихся умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов и оценивать правильность выполнения учебной задачи; развитие навыка анализировать, преобразовывать учебный материал для решения учебных и познавательных задач; развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
Личностные: формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию; мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; воспитание уважительного отношения и интереса к нашему историческому прошлому; формирование коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Содержание ЭОР
Тематический блок | Слайд | Задание | Форма работы |
Введение | 1-3 | 1. Ответить на проблемный вопрос, аргументировать свою позицию. 2. Сформулировать цели работы, предположить круг вопросов, которые будут изучены в ходе работы | Фронтально-коллективная Беседа учителя с учащимися |
Развитие письменности у славян | 4-6 | 1. Проанализировать высказывания черноризца Храбра и Н.М. Карамзина, объяснить их смысл. 2. Выяснить значение неизвестных понятий | Беседа учителя с учащимися по модели «Предположение учащихся – объяснение учителя» |
Создание славянской азбуки. Буквы кириллицы | 7-14 | 1. Составить рассказ о создателях славянской азбуки - братьях Кирилле и Мефодии. 2. Задать вопросы своему соседу по парте по содержанию составленного текста. 3. Составить текст азбучного послания. 4. Объяснить значение пословиц и поговорок. | Работа индивидуальная и в парах. Чтение, говорение и письмо |
Физминутка. Зарядка для глаз | 15 | 1. Расположить буквы по порядку, глядя на движение указки учителя | Индивидуальная работа под контролем учителя |
Учимся читать древние тексты | 16-21 | 1. Познакомиться с правилом чтения редуцированных. 2. На практике проследить действие закона Гавлика. 3. Потренироваться писать слова на древнерусском языке и читать древние тексты | Индивидуальная/ фронтально-коллективная/ групповая работа на усмотрение учителя |
Знакомство с числовым значением букв кириллицы | 22-23 | 1. Познакомиться с числовым значением букв кириллицы. 2. Потренироваться переводить буквенную запись в числовую | Парная работа |
Рукописные книги на Руси и история возникновения книгопечатания | 24-26 | 1. Познакомиться с терминами «устав», «полуустав», «скоропись» 2. Формировать навык создания связного высказывания с опорой на ключевые слова | Индивидуальная/ парная работа |
Реформа графики Петра Первого | 27 | 1. Ответ на проблемный вопрос: «Почему ко времени правления Петра Великого возникла необходимость внести изменения в русскую азбуку»? Что бы вы изменили в азбуке допетровской эпохи? 2. Дайте оценку реформе Петра I в области русской графики. | Фронтально-коллективная |
Реформа русской орфографии 1918 года | 28-29 | 1. Ознакомиться с основными положениями Реформы русской орфографии 1918 года. 2. Выяснить, каким образом реформа затронула вопросы графики и орфографии. 3. Формировать навык чтения и перевода дореволюционного текста. | Фронтально-коллективная |
Лингвистический турнир | 30--33 | 1. Ответить на вопросы по истории письменности, взятые из предметных олимпиад по русскому языку. 2. Оценить свою работу на занятии и правильность выполнения заданий Турнира 3. Написать синквейн о том, что удивило/поразило в истории развития русской письменности | Групповая |
Ответы:
Слайд 10. Составьте текст азбучного послания.
Вариант перевода Ярослава Кеслера:
Я знаю буквы:
Письмо — это достояние.
Трудитесь усердно, земляне,
Как подобает разумным людям —
Постигайте мироздание!
Несите слово убежденно —
Знание — дар Божий!
Дерзайте, вникайте, чтобы
Сущего свет постичь!
Слайды 30-32. Ответы на задания олимпиад.
- Словарь В.И. Даля был издан до реформы орфографии 1918 года, поэтому слово ЛҌСЪ писалось через букву Ҍ (ять), которая находилась в конце алфавита. После отмены буквы Ҍ порядок следования этих слов изменился.
- Словарь В.И. Даля был издан до реформы орфографии 1918 года, поэтому слово МIPЪ в значении «вселенная» писалось через букву I, которая находилась в словаре после буквы И.
- Слово ЕСТЬ до реформы орфографии 1918 года писалось с буквой Ҍ - ҌСТИ.
- Буква Я стала последней в алфавите после реформы 1918 года, в советское время, после исчезновения букв-дублетов и Ҍ. Ранее последней буквой была ижица – Ѵ.
- Русский алфавит – кириллица. Кириллицей пользуются также сербский, македонский, болгарский, украинский и белорусский языки.
- Словарь В.И. Даля был издан до реформы орфографии 1918 года, поэтому слово ЛУКЪ имело на конце букву Ъ (ер), которая находилась в конце алфавита. Следовательно, ЛУКАВИТЬ в словаре предшествовало слову ЛУКЪ. После отмены написания Ъ на конце существительных мужского рода алфавитный порядок следования этих слов изменился.
- БЛОКЪ. До реформы орфографии 1918 года на конце имен существительных мужского рода писалась буква Ъ (ер).
Источники:
- Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. Учебник для студентов пед. институтов по специальности «Русский язык и литература». – М.: Просвещение, 1990
- Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 класс. – М.: Айрис-пресс, 2007
- Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 класс. – М.: Айрис-пресс, 2007
Интернет-ресурсы:
- http://1000vladimir.spb.ru
- http://bigslide.ru/literatura/986-istoriya-vozniknoveniya-knigi.html
- http://fanread.ru/book/5193798/?page=1
- http://nenuda.ru/
- http://olpictures.ru/pyotr-1-kartinki.html
- http://pobedpix.com/drevnerusskiy-tekst
- http://pomp3.ru/pomp3_artist/rona-runa
- http://www.bookinistrk.ru/news/750/
- http://www.logoslovo.ru
- http://www.zaporozhskie.ru/publ/tablica_oboznachenija_chisel_bukvami_v_staroslavjanskom_jazyke/1-1-0-41
Предварительный просмотр:
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Прочитайте. Отрывки из каких произведений предложены вам для анализа?
Внимательно рассмотрите левую карточку. С её помощью расшифруйте буквенную запись цифр на карточках справа.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость . Святой Августин История языка неразрывна с историей народа, говорящего на нем
Сравните тексты. Найдите общие и отличительные черты на разных уровнях языка. Как вы думаете, данные тексты созданы на одном языке или на разных? Аргументируйте свою точку зрения. ЗАДАНИЕ Є гда чьтеши кънигы / не тъщис ѧ бързо иштисти до другыiа глави ζ ны / нъ поразоум ѣ и / чьто глаголють кънигы и словеса та/ тришьды обрат iас ѧ о ѥ динои главизн ѣ // глави ζ ны – «глава» Когда читаешь книги, не старайся быстро прочитать до другой главы, но поразмысли, о чем говорят книги и слова в них, трижды возвращаясь к одной главе.
Развитие письменности у славян Пиктография, или рисуночное письмо Узелковое письмо Руница Фонография (буквы фиксируют звуки, фонемы) – азбучное письмо История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Н . М. Карамзин Черноризец Храбр писал: «Прежде славяне не имели букв, но по чертам и резам читали»
Узелковое письмо По мнению учёных, узелковые письма оставили память о себе в русских народных сказках, в которых герою показывает дорогу волшебный клубок. Узелковое письмо использовалось славянами в дописьменный период чаще всего для счёта. С этой же целью наши предки использовали в быту бирки ( рабоши , раваши ) – палочки, ленты из бересты, на которые наносились чёрточки.
Руны – письменные знаки, состоящие из прямых и пересекающихся линий Корень слова «руна» (герм. « run ») имеет семантику «секрет», «тайна». Руны высекали на оружии, вышивали на одежде, поскольку этим знакам приписывали магическое значение.
Создание славянской азбуки Византия, IX век Город Солунь (Фессалоники) на границе с Болгарией Братья Константин и Михаил (при пострижении в монахи – Кирилл и Мефодий) Константин , благодаря живому уму, страсти к учению, получил блестящее образование. По преданию, он владел 22 языками. Мефодий обладал большим даром организатора. В 862 году Константин и Мефодий были отправлены в Болгарию для просвещения людей. Но обучение славян оказалось невозможным без книг на родном языке. Поэтому Кирилл приступил к созданию славянской азбуки. Мефодий начал переводить на язык славян церковные книги, написанные латынью. В 863 году братья огласили изобретение славянского алфавита. В том же году они прибыли в Моравию, крупнейшее государство славян, для просвещения людей. В начале 11 века , после принятия христианства, первые книги на славянском языке появились в Киевской Руси. ЗАДАНИЕ . Рассмотрите памятник. Кирилл изображён со свитком, Мефодий – с книгой КТО ………...? КОГДА …….? ПОЧЕМУ………?
38 букв Самобытное начертание букв Возможно, глаголица являлась тайнописью ГЛАГОЛИЦА
Основа – греческий унциал 44 буквы Древняя кириллица легла в основу графики 108 языков ( русского, белорусского, украинского, болгарского , македонского, сербского и др. ) КИРИЛЛИЦА
Теория Ярослава Кеслера (книга «Русская цивилизация. Вчера и завтра») ЗАДАНИЕ . Завещание потомкам Азъ - «я» Буки ( букы ) – «буквы, письмена» Веди ( веде ) – «познал», прошедшее время от « ведити »- знать Глагол – «слово» Добро – «достояние, богатство» Есть ( есте ) - 3 л. ед. ч. от глагола «быть» Живѣте - мн. ч. от «жить» Зело - «усердно, со рвением» Земля – «планета Земля и ее обитатели» И - союз «и» Иже – «те, которые, они же» Како – «как», «подобно» Люди – «существа разумные, люди» Нашъ – «наш» Онъ – «оный» в значении «единственный, единый » Покои – «основа (мироздания)» Рцы ( рци ) - повелительное наклонение «говори, изрекай, читай вслух» Слово – «слово, то, что передаёт знание» Твердо – «уверенно, убежденно» Укъ – «основа знания». Ср. наука, учить, навык. Фертъ , ф(ъ) ретъ – «оплодотворяет» Составьте текст азбучного послания, опираясь на перевод и толкование названий букв древнего алфавита
Буквы кириллицы Буквенные дублеты, буквы-дублеты – это буквы , обозначающие один и тот же звук. Ѕ (зело) И Ʒ (земля) = [ з ] Ф (ферт) и Ѳ (фита) = [ ф ] Н (и восьмеричное), І (и десятеричное), Ѵ (ижица) = [ и ] О (он) и Ѡ (омега) = [ о ] Ѯ (кси) – царевич АЛЕ Ѯ НН, но крестьянин АЛЕКСНН Ѱ (пси) – Ѱ АЛЪМЪ (псалом), но увидел ПЬСА
Ѣ (ять) = [ и ][ э ] Д Ѣ ТИ – Д Е ТИ – Д И ТЯ Ъ ( еръ ) – сверхкраткий [ О ] , произносился в сильной позиции Ь ( ерь ) – сверхкраткий [ Э ] , произносился в сильной позиции Ѧ (юс малый) – носовой звук, превратился в [ А ] Ѫ (юс большой) – носовой звук, превратился в [ У ] Ѥ Ѭ Ѩ – йотированные звуки, соответствуют Е, Ё, Я ~ , ҃ (титло) – надстрочный знак, который использовался для сокращения слов и обозначения цифр: ГОСПОДЬ = Ѿ = ОТ Буквы кириллицы
Сперва аз да буки, а там и науки. Начать с азов. Не суйтесь, буки, поперёк аза . Стоять глаголем. Сам оником , ручки фертом. Ерь да еры упали с горы, ерь да ять никому не поднять. Сделать на ять. У нея ротик фитою. От аза до ижицы. Пропишу я тебе ижицу . Расставить покоем. ЗАДАНИЕ. Объясните значение пословиц и поговорок, в которых встречаются забытые названия букв кириллицы
История буквы Ё началась в 1783 году, когда на одном из первых заседаний только что созданной Академии Российской словесности с участием её директора – княгини Екатерины Дашковой, а также известных на тот момент писателей Фонвизина и Державина прозвучало предложение заменить двухбуквенное обозначение звука « io » в отечественной азбуке одной новой буквой «Е» с двумя точками сверху. Широкую известность новая буква получила благодаря историку Н.М. Карамзину. Именно он впервые решил заменить при подготовке в печать одного из своих стихотворений две буквы в слове « слiозы » на одну букву «ё». Так , с лёгкой руки Карамзина буква «ё» и закрепилась в русском алфавите. ИСТОРИЯ БУКВЫ Ё Памятник на родине Н.М. Карамзина – в городе Ульяновске
Зарядка для глаз РАСПОЛОЖИТЕ БУКВЫ ПО ПОРЯДКУ. СЛЕДИТЕ ГЛАЗАМИ ЗА УКАЗКОЙ УЧИТЕЛЯ А I С Ѳ Г Ф Н Б М У Д Ъ Ж Ҍ 3 О Т Ѵ В К Е Л И Р П
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Закон чешского лингвиста Антонина Гавлика СЪ̠СЪ̟СЪ̠ ЧЬ̠ТЬ̟ ЦЬ̠ = ЧТЕЦ Сверхкраткие (редуцированные) гласные Ъ и Ь не произносится в позиции конца слова: ДОМЪ̠ в слоге перед полнозвучным гласным: КЪ̠ N НГЫ Сверхкраткие (редуцированные) гласные Ъ и Ь произносится под ударением Учимся читать древние тексты
ДВЬРЬ ЗЪВЪ ЗЪВАТИ МЪХЪ МЬХЪ ТЪ ТЬ ХЪЛМЪ N АСЛҌДЬНИКЪ ВЬРБА ДҌТЬСКЫИ ГОСТИНЬЦЬ ДЬНЬ ДЪНО ТЪРГЪ СЪБОРЪ ЗАДАНИЕ. Отметьте сильные и слабые позиции редуцированных Ъ и Ь. Прочитайте слова ПРИМЕР: ПРАВЬ̠ДЬ̠НИКЪ̠ - ПРАВЕДНИК, ДЪ̟ЛГЪ̠ - ДОЛГ
ДВЬ̟РЬ̠ -ДВЕРЬ ЗЪ̟̟ВЪ̠ - ЗОВ ЗЪ̠ВАТИ - ЗВАТИ МЪ̟ХЪ̠ - МОХ МЬ̟ХЪ̠ - МЕХ ТЪ̟ - ТО ТЬ̟ - ТЕ ХЪ̟ЛМЪ̠ - ХОЛМ N АСЛҌДЬ̠НИКЪ̠ - НАСЛЕДНИК ВЬ̟РБА - ВЕРБА ДҌТЬ̠СКЫИ - ДЕТСКЫИ ГОСТИНЬ̟ЦЬ̠ - ГОСТИНЕЦ ДЬ̟НЬ̠ - ДЕНЬ ДЪ̠НО - ДНО ТЪ̟РГЪ̠ - ТОРГ СЪ̠БОРЪ̠ - СБОР ЗАДАНИЕ. Отметьте сильные и слабые позиции редуцированных Ъ и Ь. Прочитайте слова ПРИМЕР: ПРАВЬ̠ДЬ̠НИКЪ̠ - ПРАВЕДНИК, ДЪ̟ЛГЪ̠ - ДОЛГ
МЬСТЬ ВОЛЪ МЪХЪ РЪТЪ ЛЪЖЬ ЛЪБЪ КОНЬ ЛЬСТЬ ЗАДАНИЕ. Подберите к словам однокоренные слова. Рассмотрите случаи с беглым гласным. Восстановите облик слов в древнерусском языке ПРИМЕР: СОН - СНА – СЪНЪ, СОК – СОКИ - СОКЪ МЕСТЬ ВОЛ МОХ РОТ ЛОЖЬ ЛОБ КОНЬ ЛЕСТЬ
Прочитайте текст. Переведите его. Назовите произведение и предполагаемого автора
Прочитайте текст. Переведите его .
Числовое значение букв кириллицы Тьма – 10 000 Легион – 10 тем Леодр – 10 легионов Ворон – 10 леодров Колода - 10 воронов
ЗАДАНИЕ . Расшифруйте запись и переведите в число
Изменение шрифта Кириллица XI-XIV вв . характеризовалась особым типом письма — уставом c геометрическим начертанием букв. С середины XIV в. у восточных славян буквы кириллицы теряют строгий геометрический облик, появляются варианты начертания одной буквы, увеличивается число сокращённых слов. Такой тип письма называется полууставом . С конца XIV в . на смену уставу и полууставу приходит скоропись .
Древние рукописные книги ОСОБОЕ ИСКУССТВО ПИСЦЫ-КАЛЛИГРАФЫ ПЕРГАМЕНТ (обработанная кожа молодых животных) ВИЗАНТИЙСКИЕ КРАСКИ ДОСКИ ДЛЯ ПЕРЕПЛЁТА ДОРОГОЙ ОКЛАД ЗОЛОТО И СЕРЕБРО ГУСИНОЕ ПЕРО МИНИАТЮРЫ И ОРНАМЕНТЫ МИНЕРАЛЬНЫЕ И ОРГАНИЧЕСКИЕ КРАСИТЕЛИ КРАСНАЯ РАСПИСНАЯ БУКВИЦА (ЛИТЕРА, ИНИЦИАЛ) Используя опорные слова, составьте небольшой текст об оформлении древнерусских книгах в старину
« Апо́стол » ( «Московский Апостол») — первая датированная напечатанная книга в России. Напечатана в 1563 — 1564 годах Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем Возникновение книгопечатания
РЕФОРМА ГРАФИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ПЕТРА ПЕРВОГО 1708-1710 гг. Были устранены буквы кириллического алфавита, которые не передавали звуков живой славянской речи: Ѱ, Ѯ, Ѡ Буква Э была узаконена и зафиксирована в азбуке Была предпринята попытка исключить буквы-дублеты. Окончательно исчезла из азбуки буква «зело » Были отменены числовые значения славянских букв и окончательно введены арабские цифры Отменены были все надстрочные знаки Были установлены строчные и прописные начертания букв, существующие поныне Буквы приобрели более округлые и простые начертания. Все изменения были направлены на то, чтобы облегчить обучение письму и способствовать широкому распространению грамотности в русском обществе. В 1710 г. гражданская азбука была окончательно утверждена специальным указом Петра I, который написал: « Сими литерами печатать исторические и мануфактурные книги…»
Реформа русской орфографии 1918 года В соответствии с реформой: из алфавита исключались буквы Ѣ (ять), Ѳ (фита), І («и десятеричное»); вместо них должны употребляться, соответственно, Е, Ф, И; исключался твёрдый знак (Ъ) на конце слов и частей сложных слов, но сохранялся в качестве разделительного знака (подъём, адъютант); изменялось правило написания приставок на з/с : теперь все они (кроме собственно с- ) кончались на с перед любой глухой согласной и на з перед звонкими согласными и перед гласными ( разступиться → расступиться ); в родительном и винительном падежах прилагательных и причастий окончание - аго после шипящих заменялось на -его ( лучшаго → лучшего), во всех остальных случаях - аго заменялось на -ого , а - яго на -его (например, новаго → нового, ранняго → раннего ), в именительном и винительном падежах множественного числа женского и среднего родов - ыя , - ія — на - ые , - ие ( новыя (книги, изданія ) → новые ); словоформы женского рода множественного числа онѣ , однѣ , однѣхъ , однѣмъ , однѣми заменялись на они, одни, одних, одним, одними ; словоформа родительного падежа единственного числа ея ( нея ) — на её ( неё ).
ЗАДАНИЕ. Докажите, что приведённые ниже тексты были написаны до реформы орфографии 1918 г. И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой Чего желать России боле? Минерва на ея престоле, Щедрота царствует над ней! Иностранка по происхожден i ю, при вступлен i и в бракъ с Ѳедоромъ Ивановичемъ Тютчевымъ , совершенно чуждая Росс i и, Эрнестина Ѳедоровна нарочно изучила русск i и языкъ , чтобы пр i обрҍсти этим путемъ возможность читать в подлинникахъ стихотворен i я своего мужа, поэтическ i и талантъ котораго она любила и оцҍнивала по достоинству.
Лингвистический турнир Почему в «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля слово ЛЕС следует искать после слов ЛИПА, ЛУГ, ЛЫЖА, а в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова, наоборот, слово ЛЕС расположено перед всеми этими словами? Почему в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова омонимы МИР (отсутствие войны) и МИР (вселенная) следуют друг за другом, а в «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля слово МИР во втором значении следует искать через 2 страницы после слова МИР в первом значении? БЛИЦ
Почему в «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля среди слов на букву Е нет слова ЕСТЬ? Как называется наш алфавит? Какие ещё славянские языки пользуются этой азбукой? В какую историческую эпоху появилась в русском языке поговорка «Я - последняя буква алфавита»? Аргументируйте свой ответ. Почему в «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля слово ЛУК следует искать после слова ЛУКАВИТЬ, а в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова, наоборот, слово ЛУК расположено перед ЛУКАВИТЬ ?
В 1916 году Марина Цветаева посвятила поэту Александру Блоку следующие строки: Имя твое – птичка в руке, Имя твое – льдинка на языке. Одно-единственное движение губ. Имя твое – пять букв. Какие именно пять букв имела в виду Марина Цветаева?
ИСТОРИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА Первая строка – тема синквейна , одно слово; Вторая строка – два прилагательных или причастия , которые описывают свойства темы; Третья строка – три глагола , рассказывающие о действиях темы; Четвертая строка – предложение из четырех слов , выражающее личное отношение автора к теме; Пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; резюме. ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Имя существительное" для подготовки учащихся 10 -11 класса к ЕГЭ по русскому языку
Данный тест позволяет проверить уровень подготовки учащихся 10-11 классов к выполнению тестовых заданий по теме "Имя существительное". Он охватывает не только правописание данной части ре...
Тест по теме "Глагол" для проверки уровня подготовки учащихся 10-11 класса к ЕГЭ по русскому языку
Данный тест позволяет проверить уровень подготовки учащихся 10-11 классов к выполнению тестовых заданий по теме "Глагол" Он отражает не только правописание глагола и его форм, но и морфологическ...
Тест по теме "Имя прилагательное" для проверки уровня подготовки учащихся 10-11 класса к ЕГЭ по русскому языку
Данный тест позволяет проверить не только правописание имен прилагательных, нои морфологические нормы употребления этой части речи, его морфологичесике признаки , способы образования. Таким образом, т...
"Использование интернет-ресурсов для подготовки учащихся 9, 11 классов к экзамену по русскому языку."
Обобщение опыта работы при подготовке учащихся 9, 11 классов к экзаменам....
Элективный курс по русскому языку в 9 классе "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку в новой форме"
Этот курс поможет подготовить обучающихся 9 класса качественно подготовить к сдаче ОГЭ по русскому языку...
Формы и методы работы по подготовке учащихся к новым видам итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах (ГИА и ЕГЭ).
Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. На территории Мордовии ЕГЭ был введен в качестве эксперимента еще в 2002 году. Конечно же, за довольно продолжите...
план подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку
В данной работе представлен план подготовки учащихся 9 классов к сдаче ОГЭ по русскому языку, организационная и методическая работа учителя, эффективная организация работы с учащимися, перечень ...