Элективный курс «Комплексный анализ текста»
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Представленная программа занятий по элективному курсу «Комплексный анализ текста» предназначена для учащихся 10-х классов и рассчитана на 34 часа.
Цели курса: систематизация знаний учащихся о тексте, его признаках, различных языковых и синтаксических средствах связи предложений в тексте, определение функциональных стилей речи; овладение учащимися практической грамотностью, языковой и речевой компетентностью; тренировка зрительной памяти, орфографической зоркости при детальном исследовании текстов; активизация пассивного словаря учащихся.
Задачи курса: научить учащихся чувствовать слово, выражать себя в слове , понимать роль слова в тексте;
при работе с текстом вырабатывать умение доказывать, что предложенный отрывок является текстом, с этой целью обращать внимание на тему, композицию, лексические и грамматические связи, опорные слова;
анализируя содержание текста, выделять главные и второстепенные мысли, делить текст на смысловые отрезки и устанавливать между ними логическую связь, находить опорные слова;
в процессе работы над текстом определять тему текста, функциональный стиль и тип речи;
систематически повторять фонетику, лексику, орфографию, орфоэпию, пунктуацию, стилистику, синтаксис, которые формируют навыки грамотного письма, грамотную устную и письменную речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnyy_analiz_teksta_10_klass2.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс
«Комплексный анализ текста»
Пояснительная записка
Представленная программа занятий по элективному курсу «Комплексный анализ текста» предназначена для учащихся 10-х классов и рассчитана на 34 часа.
Цели курса: систематизация знаний учащихся о тексте, его признаках, различных языковых и синтаксических средствах связи предложений в тексте, определение функциональных стилей речи; овладение учащимися практической грамотностью, языковой и речевой компетентностью; тренировка зрительной памяти, орфографической зоркости при детальном исследовании текстов; активизация пассивного словаря учащихся.
Задачи курса: научить учащихся чувствовать слово, выражать себя в слове , понимать роль слова в тексте;
при работе с текстом вырабатывать умение доказывать, что предложенный отрывок является текстом, с этой целью обращать внимание на тему, композицию, лексические и грамматические связи, опорные слова;
анализируя содержание текста, выделять главные и второстепенные мысли, делить текст на смысловые отрезки и устанавливать между ними логическую связь, находить опорные слова;
в процессе работы над текстом определять тему текста, функциональный стиль и тип речи;
систематически повторять фонетику, лексику, орфографию, орфоэпию, пунктуацию, стилистику, синтаксис, которые формируют навыки грамотного письма, грамотную устную и письменную речь.
В содержание программы включены наиболее трудные вопросы, связанные с коммуникативным, лингвистическим и синтаксическим анализом текста. Теоретические занятия чередуются с практическими, где учащиеся отрабатывают и закрепляют полученные сведения. Данная программа предполагает не только выработку практических навыков грамотного письма и речевого развития, но и даёт каждому учащемуся личную возможность реализовывать и развивать свой ученический потенциал.
Курс способствует подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации в 9 классе.
Для достижения поставленных целей предусматриваются следующие виды деятельности:
- работа со схемами;
- составление плана (простого, сложного, цитатного) текста;
- поиск и отбор материала;
- работа с дополнительными источниками (справочниками, словарями и т.д.);
- создание собственного текста на основе прочитанного;
- анализ текста.
Программа курса
1.Введение-1ч.
Слово. От слова к тексту.
2. Основные признаки текста -12 ч.
Тема текста, основная мысль. Микротема. Абзац. Тематическое и композиционное единство частей текста. Грамматическая связь между частями текста. Стилевое единство текста. Основные признаки научного, официально-делового, разговорного, публицистического и художественного стиля речи.
3. Стилистические возможности языковых средств –8 ч.
Лексические средства языка. Однозначные и многозначные слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Общеупотребительные, диалектные и заимствованные слова. Профессиональные и жаргонные слова. Поэтическая лексика. Фразеология и крылатые слова.
4. Типы речи – 2 ч.
Повествование, описание, рассуждения, их строение.
5. Словесные изобразительно-выразительные средства -9 ч.
Тропы. Стилистические фигуры. Звуковые изобразительно-выразительные средства. Словесно-звуковые изобразительно-выразительные средства. Ритм и интонация в прозе и стихах.
6. Практическая работа – 2 ч.
Комплексный анализ текста.
Программа рассчитана на выработку следующих основных умений:
- систематизировать имеющиеся знания, заполнить существующие «пробелы»;
- самостоятельно анализировать текст, видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом;
- наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте и интерпретировать текст;
- редактировать свою и чужую письменную речь, качественно её изменять;
- овладев умением осмысленно читать текст и комментировать авторские приёмы, развивать способности по созданию связных текстов;
- уметь пользоваться справочной литературой и словарями;
- создавать собственные тексты, учитывая выразительные средства каждого стиля речи
Планирование уроков
№ | Тема урока | Повторение орфографии | Повторение синтаксиса |
1 | Знакомство с целями и задачами курса. Слово. От слова к тексту. | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. | Виды подчинительной связи в словосочетании. |
2 | Текст и его строение. Признаки текста. | Чередующиеся гласные в корне слова. | Простое предложение. Типы подлежащего. |
3 | Тема текста и его микротемы. | Употребление гласных после шипящих и – ц. | Типы сказуемого. |
4 | Абзац. Работа с основной мыслью. | Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. | Предложения односоставные и двусоставные. |
5 | Грамматическая связь между частями текста. | Правописание приставок пре-, при-. | Виды односоставных предложений. |
6 | Тематическое и композиционное единство частей текста. | Правописание согласных в приставках. | Неполные предложения. |
7 | Стилевое единство текста. | Гласные И и Ы после приставок. | Знаки препинания между однородными членами предложения. |
8 | Особенности научного и публицистического стиля. | Употребление Ъ и Ь. | Обособленные определения. |
9 | Основные признаки официально-делового стиля. | Правописание суффиксов имён прилагательных. | Обособленные приложения и дополнения. |
10 | Разговорный и литературный язык. Особенности разговорного стиля. | Гласные в суффиксах имён существительных. | Обособленные обстоятельства. |
11 | Основные признаки художественного стиля. | Правописание падежных окончаний имён существительных. Варианты падежных окончаний. | Присоединительные конструкции. Уточняющие члены предложения. |
12 | Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста. | Спряжение и правописание глаголов. | Присоединительные конструкции. Уточняющие члены предложения. |
13 | Практическое занятие – анализ композиции текста. | Правописание Н. и НН в суффиксах имён прилагательных. | Вводные и вставные конструкции. |
14 | Лексические средства языка. Однозначные и многозначные слова. | Правописание н, нн в сложных прилагательных, в производных существительных. | Обращения. |
15 | Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. | Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. | Междометия и слова-предложения ДА и НЕТ. |
16 | Архаизмы, историзмы, неологизмы. | Правописание суффиксов причастий. | Знаки препинания в сложносочинённом предложении. |
17 | Общеупотребительные, диалектные и заимствованные слова. | Правописание деепричастий. | Тире и точка с запятой в сложносочинённом предложении. |
18 | Профессиональные и жаргонные слова. | Правописание наречий. | Тире в простом и сложном предложении. |
19 | Фразеология. Крылатые слова. Из истории слов и выражений. | Омонимия слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч. | Сложноподчинённые предложения, их виды. |
20 | Народное слово в литературном языке. | Правописание предлогов. | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. |
21 | Практическая работа – языковой анализ текста. | Умение различать производные предлоги и исходные части речи. | Тире и двоеточие в сложноподчинённом предложении. |
22 | Типы речи. Повествование, описание, их строение. | Правописание союзов | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. |
23 | Типы речи. Рассуждение. | Правописание частиц НЕ и НИ | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. |
24 | Словесные изобразительно-выразительные средства. Тропы. Эпитеты, их виды, сравнения, их виды. | Правописание частиц НЕ и НИ | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. |
25 | Метафора, олицетворение, аллегория, перефраз. | Правописание частиц и междометий | Тире в бессоюзном сложном предложении. |
26 | Метонимия, ирония, гипербола, метода. | Правописание глаголов с частицей не и приставкой до- и глаголов с приставкой недо-. | Синтаксические конструкции с союзом КАК. |
27 | Стилистические фигуры. Анафора, эпифора, стык, антитеза, градация. | Слитное, дефисное и раздельное написание слов. | Сложные предложения с различными видами связи. |
28 | Оксюморон, параллелизм, повторение, рефрен, риторический вопрос, инверсия. | Слитное, дефисное и раздельное написание слов | Прямая и косвенная речь. |
29 | Звуковые изобразительно-выразительные средства. | Слитное, дефисное и раздельное написание слов | Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. |
30 | Урок-поиск «Словесные изобразительно-выразительные средства в тексте художественного стиля». | Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. Альтернативные знаки. | |
31 | Ритм и интонация в прозе и стихах. | Стилистические фигуры речи. | |
32 | Создание собственных текстов. | ||
33 | Практическая работа. Комплексный анализ публицистического текста. | ||
34 | Практическая работа. Комплексный анализ научного текста. |
Список используемой литературы.
- И. Б. Голуб. Упражнения по стилистике русского языка.- М.: Айрис-Пресс, 2009.
- Д. Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. -М.: Оникс; Мир и Образование, 2009.
- Т. М. Пахнова. Русский язык. Комплексная работа с текстом.- М.: Айрис-Пресс, 2009.
- Л. И. Величко. Работа над текстом на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1983.
- Г. С. Меркин, Т. М. Зыбина, Н. А. Максимчук, О. С. Рябикова. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя. - М.: ООТИД «Русское слово-PC», 2005.
- Т. П. Крестинская, С.В. Петров. Как пользоваться словом. – М.: Просвещение, 1968.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
По плану | По факту | |||
1 | Знакомство с целями и задачами курса. Слово. От слова к тексту. | 1 | ||
2 | Текст и его строение. Признаки текста. | 1 | ||
3 | Тема текста и его микротемы. | 1 | ||
4 | Абзац. Работа с основной мыслью. | 1 | ||
5 | Грамматическая связь между частями текста. | 1 | ||
6 | Тематическое и композиционное единство частей текста. | 1 | ||
7 | Стилевое единство текста. | 1 | ||
8 | Особенности научного и публицистического стиля. | 1 | ||
9 | Основные признаки официально-делового стиля. | 1 | ||
10 | Разговорный и литературный язык. Особенности разговорного стиля. | 1 | ||
11 | Основные признаки художественного стиля. | 1 | ||
12 | Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста. | 1 | ||
13 | Практическое занятие – анализ композиции текста. | 1 | ||
14 | Лексические средства языка. Однозначные и многозначные слова. | 1 | ||
15 | Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. | 1 | ||
16 | Архаизмы, историзмы, неологизмы. | 1 | ||
17 | Общеупотребительные, диалектные и заимствованные слова. | 1 | ||
18 | Профессиональные и жаргонные слова. | 1 | ||
19 | Фразеология. Крылатые слова. Из истории слов и выражений. | 1 | ||
20 | Народное слово в литературном языке. | 1 | ||
21 | Практическая работа – языковой анализ текста. | 1 | ||
22 | Типы речи. Повествование, описание, их строение. | 1 | ||
23 | Типы речи. Рассуждение. | 1 | ||
24 | Словесные изобразительно-выразительные средства. Тропы. Эпитеты, их виды, сравнения, их виды. | 1 | ||
25 | Метафора, олицетворение, аллегория, перефраз. | 1 | ||
26 | Метонимия, ирония, гипербола, метода. | 1 | ||
27 | Стилистические фигуры. Анафора, эпифора, стык, антитеза, градация. | 1 | ||
28 | Оксюморон, параллелизм, повторение, рефрен, риторический вопрос, инверсия. | 1 | ||
29 | Звуковые изобразительно-выразительные средства. | 1 | ||
30 | Урок-поиск «Словесные изобразительно-выразительные средства в тексте художественного стиля». | 1 | ||
31 | Ритм и интонация в прозе и стихах. | 1 | ||
32 | Создание собственных текстов. | 1 | ||
33 | Практическая работа. Комплексный анализ публицистического текста. | 1 | ||
34 | Практическая работа. Комплексный анализ научного текста. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.
Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире, для закрепления навыков анализ текст...
Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».
Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....
ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.
Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...