Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире,  для закрепления навыков анализ текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Работа с текстом И.Бунина.144.5 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина Эпиграф: Умейте же беречь… Наш дар бессмертный – речь. И.Бунин.

Слайд 2

Текст Ивана Бунина. С самого раннего утра перепадал тёплый, золотой дождик, и майская зелень, облитая им, и самый воздух, казалось, молодели от него. Гром рокотал то в той, то в другой стороне, но поминутно, между клубами дымчатых и белых облаков, вздымавшихся по небу, сияла яркая лазурь и выглядывало яркое солнце. Я засмотрелся в окно на голубые лужи под деревьями… С минуту я сидел неподвижно изумлённый… потом схватил шляпу и кинулся на улицу. Ах, какой это был славный день!

Слайд 3

Признаки текста: Связность. Последовательность. Цельность. Наличие абзацев. Наличие темы, основной мысли текста. Наличие заглавия.

Слайд 6

Лазурь 1. светло-синий цвет 2. цвет неба и моря Вздыматься – подниматься кверху

Слайд 7

Цветопись – искусство передачи цветов и красок окружающего мира языком художественного произведения.

Слайд 8

Звукопись - это повтор одинаковых или сходных согласных ( аллитерация ) или гласных ( ассонанс ).



Предварительный просмотр:

                           Урок в 6 Б классе.

Тема: Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.

Цель урока:

  • Познакомить с отрывком  из рассказа  и проанализировать его содержание в соответствии с темой урока.
  • Расширять активный запас слов учащихся, объясняя значения слов.
  • Закреплять навыки изученных орфограмм и пунктограмм.
  • Способствовать воспитанию  чувства любви  к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем нас мире.
  • Обучать умению работать как коллективно, так и индивидуально.

Оформление доски.

Эпиграф:

            Умейте же беречь…

            Наш дар бессмертный – речь.

                                                  И.Бунин.

Чтение стихов И.Бунина. ( Е.Боровец, А.Исхаков, Д.Бикмуллин).

  1. Не пугай меня грозою,

  Весел грохот вешних бурь

После бури над землёю

Светит радостный лазурь.

После бури , молодея,

В блеске новой красоты

Ароматней и пышнее

Распускаются цветы.

  1. Ветер осенний в лесах подымается,

Шумно по чащам идёт,

Мёртвые листья срывает и весело

В бешеной пляске несёт,

Только замрёт, припадёт и послушает,

Снова взмахнёт, а за ним

Лес загудит, затрещит, - и сыплются

Листья дождём золотым.

3.О счастье мы всегда лишь вспоминаем,

А счастье всюду.  Может быть,  оно-

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

Вопросы к классу:

  1. О чём эти строки из стихотворений И.Бунина?
  2. Что понравилось  у поэта Бунина?

( Посредством этих вопросов должны прийти  к мысли, что поэт И.Бунин учит нас видеть природу. В простых вещах, которые нас окружают, чувствовать гармонию жизни, её полноту. Мы должны учиться владеть языковыми средствами у поэта и прозаика  И.Бунина.)

Каким талантом владеет Бунин, что так проникновенно пишет о природе, точно находит слово.

Формулируем  тему урока и задачу.

Тема: Комплексный анализ текста И.Бунина.

Цели урока ( каждый ученик для себя)

Информация о И.Бунине. ( на слайде) – фотография.

Слайд 1 – фотография И.Бунина.

Родился в Воронеже

В 1933году становится лауреатом Нобелевской премии.

Природа и любовь к Родине – основные темы творчества Бунина.

Умер в          , похоронен в Париже.

Для решения задач урока предлагаю прозаический текст Бунина.

                                          Текст Ивана Бунина.

С самого раннего утра перепадал тёплый, золотой дождик, и майская зелень, облитая им, и самый воздух, казалось, молодели от него. Гром рокотал то в той, то в другой стороне, но поминутно, между клубами дымчатых и белых облаков, вздымавшихся по небу, сияла яркая лазурь и выглядывало яркое солнце.

 Я засмотрелся в окно на голубые лужи под деревьями… С минуту я сидел неподвижно изумлённый… потом схватил шляпу и кинулся на улицу. Ах, какой это был славный день!

Дома вы работали с этим текстом. Вставляли пропущенные буквы, искали изученные орфограммы.

                                          Текст Ивана Бунина.

С самого ра(н,нн)его утра перепадал тёплый, з…лотой дожд…к, и майская зелень, облитая им, и самый воздух, к…залось, м…лодели от него. Гром р…котал то в той, то в другой стороне, но пом…нутно, между клубами дымчатых и белых облаков, вздымавшихся по небу, сияла яркая лазурь и выглядывало яркое со…нце. Я засм…трелся в окно на голубые лужи под деревьями… С минуту я сидел неподвижно изумлё(н,нн)ый… потом схватил шляпу и кинулся на улицу. Ах, какой это был славный день!

  1. Вставить пропущенные буквы и объяснить данные орфограммы.
  2. Найти причастные обороты и объяснить постановку запятых.
  3. Определить тему текста, тип речи, стиль. Дать заголовок тексту.
  4. Найти средства выразительности.
  5. Выписать группами встреченные существительные, глаголы и прилагательные.

Опрос домашнего задания.

Прочитаем выразительно предложенный текст, ответим на вопросы, связанные с темой, типом речи и стилем.

СХЕМА 2     

        Признаки текста

  1. Связность.
  2. Последовательность.
  3. Цельность.
  4. Наличие абзацев.
  5. Наличие темы, основной мысли текста.
  6. Наличие заглавия.

                     ТЕМА        (ГРАММ.        ОСН.МЫСЛЬ

        +

        СМЫСЛ.)

ТЕКСТ

        

                                                        ЗАГЛАВИЕ

        

                        ТИПЫ:            СТИЛИ:

                                                                       

        

                - ПОВЕСТВОВАНИЕ,                              1. РАЗГОВОРНЫЙ

                - ОПИСАНИЕ,                                            2. КНИЖНЫЙ:

                - РАССУЖДЕНИЕ.                                     - НАУЧНЫЙ,

                                                                                                    - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ,

                                                                                                   -  ОФИЦИАЛЬНО –ДЕЛОВОЙ,

                                                                                                    - ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ.

Ответы учащихся. Тема текста – весенний дождик и обновление                                               природы;

                                                       - воздействие природы на человека.

Предлагаемые заголовки: Золотой дождик; Майская лазурь; Славный день;

Тип речи – описание с элементами повествования.

Стиль речи – художественный, так как есть средства выразительности.

СХЕМА №3

ТЕКСТ

                             ФОРМА                СОДЕРЖАНИЕ

           ТИП        ТЕМА – о чём текст?

         СТИЛЬ        ОСН. МЫСЛЬ – для чего написан

          ЖАНР        текст?

        +

ЯЗЫКОВЫЕ  СРЕДСТВА        МЫСЛИ и ЧУВСТВА  АВТОРА

(фонетические, лексические,

морфемные, морфологические,

        синтаксические)

                   МЫСЛИ  и  ЧУВСТВА,

                                                 которые вызывает у читателя

       

                                                           ТЕКСТ

Какие средства выразительности мы видим в тексте?

 - эпитеты ( золотой дождик, яркая лазурь, яркое солнце, голубые лужи)

Как вы поняли эпитеты – золотой дождик ( благодатный, возрождающий природу, преумножающий)

                                        - голубые лужи ( чистые, в них отражается небо)

Роль эпитетов – создать неповторимый, яркий и выразительный образ славного дня.

- олицетворения – дождик и зелень молодели; солнце выглядывало.

Роль олицетворений – природа у Бунина живой организм.

Какие лексические средства усиливают выразительность текста?

1. Что такое лазурь?

(Ответ ученика. Лазурь - в этимологическом словаре Ожегова определяется следующим образом- 1. светло-синий цвет; 2. Цвет неба и моря. Отсюда и голубые лужи.

2.Являются ли однокоренными словами слова – дымчатые (облака) и (облаков) вздымавшихся ? Что обозначают данные корни?

Ответ: это однокоренные слова, обозначают цвет дыма, но и служащие определению чего-то лёгкого, воздушного как дым.

3 Повтор слова яркая ( лазурь) и яркое ( солнце).

Роль в тексте – усилить яркость образа.

Слайд 4.

Лазурь – 1. светло-синий цвет

        2.цвет неба и моря.

Вздыматься – подниматься кверху

Какие морфологические средства помогают Бунину создать яркую картину майского дня?

Сколько в тексте существительных (18), прилагательных(9) и глаголов (10)?

Мы знаем, что при описании автор обычно использует прилагательные, но их только 5. Каким образом автор справляется с этой задачей?

 Ответы учеников. Роль прилагательных выполняют существительные, такие как зелень, клубами, лазурь.

Глаголы –молодели и сияла.

Если бы вы были художником, какие краски стали бы использовать?

- яркие, сверкающие, голубые, белые… так этого требует автор.

Слайд 5.

Цветопись – искусство передачи цветов и красок окружающего мира языком художественного произведения.

Следовательно, мы можем сказать, как воспринимает мир И.Бунин?

Не только краски помогают создать образ мира, но и звуки. Есть понятие звукописи.

Слайд 6.

Звукопись- это повтор одинаковых или сходных согласных (аллитерация) или гласных(ассонанс).

Роль звукописи –создать звуковой образ. Найдите слово в тексте, которое передаёт звук.

Ответ- рокотали в сочетании со словом гром, создают картину звуков природы.

СХЕМА №7.

                                                                      ТЕКСТ

        

             ФОРМА                  СОДЕРЖАНИЕ

     УРОВНЕВЫЙ РАЗБОР:                 ТЕМА

- фонетическая сторона,           ОСН. МЫСЛЬ

- морфемная сторона,                                                                                ТИП РЕЧИ

- лексическая сторона,               СТИЛЬ РЕЧИ

- морфологическая сторона,        

- синтаксическая сторона

        +

- орфографический разбор,                                                                  РЕЧЕВАЯ СТОРОНА                                              

- пунктуационный разбор.

Вывод по уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие в 3 классе"Текст. Работа над текстом"

Урок разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом "Задержка психического развития церебрально-органического генеза"...

О комплексном подходе к работе с текстом на уроке русского языка

Одним из больших недостатков в постановке занятий по русскому языку в школе является то, что грамматика, орфография, пунктуация, а иногда и стилистика изучаются как совершенно самостоятельные ра...

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)

               В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)

В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...

Рабочая программа спецкурса для 8-9 классов "Комплексная работа с текстом.Создание вторичных текстов."

Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 8- 9-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, с учётом целей и задач Прог...

Анализ контрольной работы по тексту управления образования

Анализ контрольной работыпо тексту  управления образования...

Текст. Структуры текста. Способы построения текста. Методы построения текста(индуктивный, дедуктивный методы)

На уроках родного русского языка (7 класс) изучается очень интересная тема о методах постоения текста...