«Притяжательные местоимения» русский язык 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Юркевич Ирина Владимировна

Урок по теме "Притяжательные местоимения" - урок знакомства с новым материалом. Занятие построено на основе дифференцированного подхода. У учеников есть возможность выбрать уровень сложности заданий, оценить свои знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока53.98 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок. Русский язык.         6 класс. Учитель: Юркевич Ирина Владимировна.

Тема: «Притяжательные местоимения»

Цель: познакомить с особенностями притяжательных  местоимений.

Задачи урока: 
 Образовательные: 

  1. Определение  притяжательных местоимений как части речи;
  2. Совершенствование  навыков определять общее грамматическое значение местоимений, их морфологические признаки, синтаксическую роль, применение знаний на практике;
  3. Совершенствование умения формулировать определение понятий;
  4. Обогащение словарного запаса учащихся;
  5. Совершенствование  орфографических навыков и умений.

 Развивающие: 

  1. Способствовать формированию УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения работать в группе и самостоятельно.

 Воспитательные: 

  1. Создание условий для воспитания интереса и уважения к родному языку;
  2. Создание условий для воспитания ценностного отношения к слову;
  3. Способствовать развитию коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Основные понятия: местоимение, разряд, член предложения, речевые нормы 
Тип урока: "открытие" новых знаний 
Технология: бригадно-индивидуальная

Организация учебных занятий по бригадно-индивидуальной технологии обучения предоставляет возможность учащимся работать  в группе (бригаде) при освоении, закреплении, контроле  учебного материала, что позволит развивать коммуникативные и социальные  навыки  школьников, выполнять различные роли в процессе обучения: лидер группы, аккумулятор идей, технолог (разработчик действий при решении групповых задач), аналитик (анализ предлагаемых вариантов и способов решения групповых задач, выявление достоинств и недостатков этих вариантов) и т.п., а также, существует исключительная  возможность проявления личностных качеств ученика, применение творческого подхода к решению  проблем каждым отдельным школьником при выполнении индивидуальной работы, отрабатываются навыки самоконтроля, самоорганизации, самообучения.

Ход урока:

1.Информационный ввод учебной темы учителем

- Сегодня у нас урок, где  нужно будет самим добывать знания. Разберемся, как это сделать.

- На доске записаны три строки. Прочитайте про себя, найдите лишнее. Свой ответ обоснуйте.

1.Со мною, мне, для меня, моему (моему – притяжательное)

2.Твой, своим, нашим, моим ( твой – в им.падеже, все остальные в т.п.)

3.Иной, другой, ваш, любой (ваш – притяжательное, остальные определительные)

- Вы уже догадались о каком разряде местоимений пойдет речь. Это и есть тема нашего урока.

(Запись числа и темы)

- Попробуйте сформулировать цель урока (познакомиться  с особенностями притяжательных  местоимений).

- Объясняю порядок работы.

-Ваши действия делятся на три этапа.

1.Работа в бригаде, с обсуждением заданий и совместным их выполнением.

2.Индивидуальная работа.

3.Контрольный тест.

- Поможет вам в этом  пошаговая инструкция. Закончив один этап работы, поднимаете руку. Получаете карточки для следующего этапа.

- Приступайте к работе.

Карточка для работы в бригаде

Задание 1.Теоретический материал.

Внимательно читайте.

Притяжательные местоимения.

Слова мой, твой, наш, ваш, свой, чей — это притяжательные местоимения. Они указывают на принадлежность предмета какому-либо лицу или другому предмету и отвечают на вопрос «чей?» («чья?», «чьё?», «чьи?»). Например:

Безмолвное море, лазурное море, стою очарован над бездной твоей. (В. А. Жуковский.)

Ты на чей же, осень, поспешила зов? (А. Н. Плещеев.)

За деревней весело играла кошка со своими котятами. (К. Д. Ушинский.)

В значении притяжательных местоимений могут использоваться личные местоимения 3-го лица в форме родительного падежа (его, её, их):

Я вечно буду с её душой душою жить. (А. В. Кольцов.)

Притяжательные местоимения относятся к группе местоимений-прилагательных, потому что изменяются так же, как прилагательные, т. е. по  родам, числам (мой, моя, моё, мои) и падежам:

И. мой  твой   наш  ваш  свой

Р. моего твоего нашего вашего своего

Д. моему твоему нашему вашему своему

В. как Р.. (одушевл.) или как И. (неодушевл.)

Т. моим твоим нашим вашим своим

П. (о) моём  (о) твоём (о) нашем (о) вашем (о) своём

В предложении притяжательные местоимения обычно выполняют функцию определения. При этом местоимения мой, твой, наш, ваш, свой  являются согласованными определениями и изменяются вместе с существительными, к которым они относятся (свой дом, своего дома,  своему дому):

Слышен трепеткамыша, свой, весёлый, местный,  и распахнута душа в наш простор чудесный. (А. Прокофьев.)

Местоимения его, её, их в притяжательном значении является несогласованными определениями и не меняют своей формы при изменении формы существительного (его дом, его дома, его доМу).

Чтобы отличить притяжательные местоимения его, её, их от омонимичных им форм личных местоимений, нужно задать к ним  вопрос.

Личные местоимения отвечают на вопросы «кого?», «чего?» и в предложении являются дополнениями: видел его, встретил её, пригласил их.

Притяжательные местоимения отвечают на вопрос «чей?» («чья?», «чьё? «чьи?») и в предложении являются определениями: его пальто, её книга, их школа.

Задание 2. Работа с текстом.

Прочитайте текст вслух.

УТЁНОК.

Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: «Где моя мама? Где мои все?»

А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими, грела равно всех. Сейчас перед непогодой их домик — перевёрнутую корзину без дна — отнесли под навес, накрыли мешковиной. Все там, а этот затерялся. А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони. (А. Солженицын.)

  • Определите тему текста, тип речи, стиль текста. Запишите в личной карточке.
  • Выпишите личные и притяжательные местоимения в таблицу.
  • Укажите местоимения других разрядов, встретившиеся в тексте (в таблицу)
  • Какое из двух значений имеет слово «свой» в данном тексте? (устно обсудите)

Местоимение свой имеет два значения: 
1)  свой = собственный.  Благодарю  вас  за  приглашение,  но  у 
меня есть свой план на завтра. 
2)  свой = близкий, родной. «Свои люди - сочтёмся». 

Задание 3. Лексическая работа.

Определите значение местоимения «свой» (см. предыдущее задание). Обсудите устно.
Видеть  своими  глазами;  слышать  своими ушами;  не  верить  своим  глазам; свой человек; 

свои люди; жить своим умом; своя голова на плечах. 

Запишите в личной карточке примеры фразеологизмов или пословиц, где используются притяжательные местоимения (сколько сможете).


Задание 4. Культура речи.

И снова «Радионяня». Прочитайте текст песенки о притяжательных местоимениях. Замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными. Какие формы местоимений вы употребили?

Как-то раз во дворе из собачьей миски

Пять чумазых поросят кушали сосиски.

Папа к ним подошел, крикнул возмущенно:

«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»

Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:

Детям надо наполнять ихние желудки».

Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:

«Слушать я уже устал ейные упреки.

Детям все прощают тут, дети хрюшками растут,

И такая дребедень происходит каждый день».

И у нас во дворе слышал я однажды

Как ребята говорят: ихний, ейный, кажный.

Чтобы вы никогда не попали в лужу.

Их, его и ее говорить вам нужно.

Пели мы про поросят,

Намекали на ребят.        

То, что можно поросятам,

Непростительно ребятам.        

(А. Хайт.)

Пользуясь теоретическим материалом, сделайте вывод об особенности притяжательных местоимений их, её, его. Запишите в личную карточку.

 Карточка ученика.

Задание 1. Теоретический материал.

Заполните графы таблицы, изучив теоретический материал.

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

Местоимения

Отвечают на вопросы

Общее грамматическое значение

Морфологические признаки

1.

2.

3.

Синтаксическая роль

Задание 2. Работа с текстом.

Тема:

Тип:

Стиль:

Личные

Притяжательные

Оставшиеся местоимения

                  разряд

       

       

Задание 3. Лексическая работа.

Примеры фразеологизмов или пословиц, где используются притяжательные местоимения (сколько сможете).

1.

2.

3.

4.

5.
Задание 4. Культура речи.

Притяжательные местоимения их, её, его …

Карточка для индивидуальной работы

Выберите задание по уровню сложности. Выполните только одно задание.

Задание 1.Обычный уровень сложности.

Спишите,  вставляя  местоимение  «свой»  в  нужном  роде, числе, падеже. 
1.  Жил  старик  со .... старухой  у  самого  синего  моря. 2. Старик  ловил  неводом 
рыбу,  старуха  пряла .... пряжу. 3. У  каждого  народа .... обычаи. 4. ... судьбу  народ 
решает сам. 5. Я  уважаю ... товарищей. 6. Ты вручил победителю ... букет? 

Подчеркните притяжательные местоимения как члены предложения. Укажите слово, от которого задаете вопрос. Определите и запишите разряд всех местоимений.

Задание 2. Повышенный уровень сложности.

Составьте  небольшой  рассказ (5-6 предложений)  на  одну  из  тем: «Наша семья», «Наш  дом», «Наш  город».  Подчеркните   используемые  в  рассказе притяжательные местоимения, как члены предложения. Определите разряд всех местоимений. 

Письменная работа.

Тест.

1

2

3

4

Карточка контроля

Выполни предложенный тест. Ответы запиши в таблицу (см. индивидуальная карточка).

Тест по теме притяжательное местоимения

      1. Выберите  признаки притяжательных местоимений.

А) отвечают на вопрос (кто?) или (что?)

Б) указывают на лицо

В) отвечают на вопрос (чей?)

Г) заменяют существительное

Д) указывают на признак по принадлежности лицу

Е) заменяют прилагательное

2.Найдите притяжательное местоимение:

А) самый

Б) моего

В) иной

Г) ничей

3. В каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением? 

А) увидел ИХ

Б) ЕЁ нет дома

В) ЕЁ тетрадь

Г) ИХ не спросили

4.Каким членом предложения является притяжательное местоимение.

А) дополнением

Б)прилагательным

В)определением

Г)подлежащим

Инструкция для работы в бригаде

1.Получив карточку для работы в бригаде, прочтите задание № 1. Приступайте к совместному выполнению, предложенных заданий.

2. На выполнение заданий для бригадной работы отводится 20 минут.

3.По ходу изучения материала и выполнения заданий делайте необходимые записи на карточке ученика.

4.Закончив работу с заданием №1, прочтите и обсудите задание № 2.

5.Сверьте выполненные задания. При необходимости  обращайтесь за консультацией к учителю.

6.Убедившись, что вы справились с заданиями для работы в бригаде, дайте сигнал учителю и приступайте к выполнению индивидуальной карточки.

7.Сделайте отметки в листе самоконтроля.

Инструкция для индивидуальной работы

1. Переходите к индивидуальной карточке. Выберете одно посильное для себя задание. Вы можете пользоваться  теоретическим материалом.

2.На выполнение задания отводится не более 10 минут.

3. Обсуждать, советоваться, обмениваться мнениями во время индивидуальной работы – запрещено.

Инструкция для контроля

1.После выполнения индивидуальной карточки переходите к выполнению теста. Ответы запишите в таблицу на индивидуальной карточке.

2.Заполните лист самоконтроля.

Лист самоконтроля. Отметьте с помощью знаков + и - .

Ф.И.

Справил(а)сь легко

Справил(а)сь, но с помощью товарищей

Хотелось бы еще раз повторить

Ничего   не понял(а)

Работа в бригаде

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Индивидуальная работа

Тест

Что для вас  было самым трудным?

Вопросы, которые хочу задать

Приложение 1.

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

Местоимения

мой, твой, наш, ваш, свой

Отвечают на вопросы

чей?

Общее грамматическое значение

Указывают на признак предмета по его принадлежности

Морфологические признаки

  • Изменяются по родам: мой (м.р.), моя (ж.р.), моё (ср.р.).
  • Изменяются по числам: твой (ед.ч.), твои (мн.ч.).
  • Изменяются по падежам:

И.п. наш В.п. наш Р.п. нашего Т.п. нашим Д.п. нашему П.п. (о) нашем

Синтаксическая роль

Определение: Я видел твою маму.

Задание 2. Ответы.

УТЁНОК.

Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: «Где моя мама? Где мои все

А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими, грела равно всех. Сейчас перед непогодой их домик — перевёрнутую корзину без дна — отнесли под навес, накрыли мешковиной. Все там, а этот затерялся. А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони. (А. Солженицын.)

Тема: про утенка

Тип: повествование

Стиль: художественный (с элементами разговорного стиля)

Личные

Притяжательные

передо мной

моя

у него

между своими

ей

их домик

она

мои

их высидела

своих

ко мне

Оставшиеся местоимения

                  разряд

все

        определительное

всех

        определительное

этот

        указательное

Приложение 2.

Фразеологизмы и пословицы с притяжательными местоимениями.

Скажи мне, кто твой друг, я скажу кто ты. 
Язык мой - враг мой. 
Каждый кулик свое болото хвалит. 
У нашего Егорки на все отговорки. 
Мой дом - моя крепость.

Своя рубашка ближе к телу.

Было ваше – стало наше.

В поте лица своего.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

В чужом глазу сучок видим, а в своем бревна не замечаем.

Ничего не знаю, моя хата с краю.

Всему своё время.

Есть – да не про твою честь.

За моим языком не угнаться босиком.

На всякую загадку есть своя отгадка.

Библиография

  1. Александрова Г. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург, «Тригон», 1997.
  2. Краткий курс русского языка. 6 класс. Справочное пособие. Т.М.Воителева, В.В.Тихонова. М: «Дрофа» 1997 г.
  3. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык 6 класс». М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. М: «Дрофа», 2010 г.
  4. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие /О.Н.Крылова, И.В.Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2013.
  5. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов. (Авторы программы М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А. Богданова, В.В.Львов). М., «Дрофа», 2010.
  6. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская, С.И.Львова, Г.А.Богданова и др.;  М: «Просвещение», 2010
  7. Педагогические технологии. Н. Н. Суртаева; Негос. образоват. учреждение сред. общеобразоват. шк. "Экспресс" Санкт-Петербург.  Санкт-Петербург: Экспресс, 2008.
  8. Уроки русского языка в 6 классе. Г.А. Богданова. М: «Просвещение» 2002 г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Притяжательные местоимения. Урок русского языка в 6 классе

Изучение притяжательных местоимений в 6 классе на  материале фольклора;  презентация "Местоимения"...

Урок русского языка в 6 классе на тему "Притяжательные местоимения"

Познакомить учащихся  с  притяжательными  местоимениями, их  морфологическими признаками;  учить отличать   местоимения данного  вида от  местоимений други...

Проверочная работа по теме "Притяжательные местоимения" для 2 класса

Проверочная работа по теме "Притяжательные местоимения" для 2-ого класса, для первичного закрепления материала...

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе "Притяжательные местоимения"

Конспект открытого урока на муниципальном уровне по русскому языку в 6 классе "Притяжательные местоимения"...

«Путешествия. Абсолютная форма притяжательных местоимений» Rainbow 5 класс

laquo;Путешествия. Абсолютная формапритяжательных местоимений»...