Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Определение - второстепенный член предложения" (с презентацией)
план-конспект урока по русскому языку (5, 6, 7 класс) по теме

Салангина Ольга Валерьевна

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО
, содержит презентацию, карточки для рефлексии, материал для работы с текстом

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_5_klass_opredelenie.zip1.89 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Определение – второстепенный член предложения». 5 класс.

   

   Цель урока:

Систематизация знаний учащихся об определении как о второстепенном члене предложения.

Образовательные задачи урока:

- закрепить и обобщить знания учащихся о главных и второстепенных членах предложения;

- формировать знания учащихся о признаках определения, его роли в тексте и умение находить определение в предложении и тексте на основе вопроса и значения, графически его обозначать;

Развивающие задачи урока:

Развивать:

 - способность учащихся преобразовывать информацию (текст в  алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;

 - умения и навыки самостоятельного применения знания в нестандартных ситуациях, самоконтроля, самооценивания;

Воспитательные задачи урока:

- способствовать воспитанию коллективизма, товарищества, делового партнёрства;

- создать условия для формирования интереса к русскому языку.

Оборудование: мультимедиа, карточки – задания для работы в парах, рефлексивные карточки.

   

Ход урока: 

  1. Оргмомент. 

2 минуты

Цель: создать условия для включения учеников в учебную деятельность.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать наш урок, мне бы хотелось выяснить, с каким настроением вы пришли, чего ждёте от урока, помните ли о правилах поведения. Я буду читать начало стихотворения, а вы попробуйте закончить его. Но отвечать будет только тот, кто первым поднимет руку.

Вот и прозвенел звонок,

Начинается … (урок).

Это всем известно,

Он будет… (интересным).

Будем руку поднимать,

На вопросы … (отвечать).

Будем мы читать, писать

За урок получим … (пять).

Мы добудем знания,

Нужно лишь …(старание или внимание)!

Учитель: теперь откройте тетради, запишите: число, классная работа. Оставьте строчку для темы.

2.  Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.  3 минуты

Цель: повторить материал о главных и второстепенных членах предложения.

Учитель: Прежде чем приступить к изучению нового материала, вспомним те определения, которые нам понадобятся на уроке. Проведём опрос в форме игры «Крестики-нолики». Право сделать ход первыми будет у той команды, которая  верно сформулирует тему прошлого урока.

 Ученики делятся на 2 группы, по очереди отвечают на вопросы:

А) На какие 2 группы делятся члены предложения?

Б)  Какие члены предложения составляют грамматическую основу, т.е. являются главными?

В) Какие предложения называются простыми?

Г) Какие предложения называются сложными?

Д) Какие предложения называются нераспространёнными?

Е) Какие предложения называются распространёнными?

3. Введение в тему и формулирование проблемы урока.   3 минуты

Цель: подготовить мышление уч-ся к новому способу действия, к осознанию ими потребности в этом.

Учитель: (см. слайд №1). Запишите предложение Чернеют прибрежные ивы. Подчеркните главные члены предложения. Поставьте вопрос к второстепенному члену предложения.

Ивы (какие?) прибрежные.

Что обозначает этот второстепенный член предложения? Как бы вы его подчеркнули?

Сформулируйте тему урока.

Учащиеся записывают тему в тетради.

Учитель: какова будет наша цель?

Учащиеся формулируют цель урока: узнать об особенностях определения, научиться находить определения в предложении и тексте.

4. Открытие нового знания.         10 минут

Цель: стимулировать учащихся к построению нового способа действия, формировать способность к его применению.

Учитель: (см.  слайд №2). Работаем в парах. Прослушайте стихотворение И.Никитина, ответьте на вопросы и выполните задание.


Раскинулось поле волнистою тканью
И с небом слилось темно-синею гранью.
И в небе прозрачном щитом золотым
Блестящее солнце сияет над ним.
Как по морю, ветер по нивам гуляет
И белым туманом холмы одевает,
О чем-то украдкой с травой говорит
И смело по ржи золотистой шумит.

- Озаглавьте текст («Поле»), определите его тип.

- Понравилось ли вам описание поля?

– Какие слова помогли так образно, ярко передать красоту поля? (привести примеры)

 Слайд №3 – задания и вопросы для работы в парах.

Выпишите слова, описывающие предметы, вместе со словами, обозначающими предметы,  по образцу Тканью (какою?) волнистою.

-  Что обозначают слова, описывающие предмет?

– На какой вопрос отвечают эти слова?

– Какой частью речи они выражены?

Учащиеся самостоятельно формулируют вывод об особенностях определения; проверяют, сравнивают с определением на слайде №4 и в учебнике (с. 159).

Учитель: Появилась ли новая информация в тексте? Давайте попробуем составить алгоритм нахождения определения в предложении. (См. слайд №5).

Учащиеся самостоятельно составляют алгоритм и проверяют коллективно.

5. Физкультминутка.        1 минута

Цель: дать возможность учащимся отдохнуть,  снять напряжение.

Аист, Аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает

-Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой.

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

6. Развитие учебно­языковых умений.      17 минут

Цель: создать условия для  усвоения нового способа действия с проговариванием вслух при выполнении типового задания.

Учащиеся выполняют упр.238,  – находят по алгоритму определения, обозначают их. Проверяем с помощью интерактивной доски; задание для внимательных – исправить ошибку. Слайд №6. Оцениваем результат при помощи рефлексивных карточек с изображением колосков.

Учащиеся выполняют упр.239 – устно, по цепочке распространяют предложения.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу с последующей проверкой (см. слайд №7,8). Задание №2 – по вариантам. Оцениваем результат при помощи рефлексивных карточек.

7. Рефлексия учебной деятельности. 2 мин.

Цель: ученикам  дать самооценку своей деятельности на уроке, подвести итоги урока.

Вопросы классу:

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Достигли ли мы цели?

-  По каким признакам мы находим определение в тексте?

- Какие слова на уроке были ключевыми?

     - Как вы оцениваете  собственные достижения? Прикрепляют с помощью магнитов на доску рефлексивные карточки, заполняя  поля нарисованного круга.

Учитель: На следующем уроке мы будем определять роль изученного члена предложения в тексте, выполнять самостоятельную работу, поэтому приобретенные на этом уроке  знания  вам пригодятся.

8. Выставление оценок за урок. Домашнее задание.        2 минуты

Прочитать правило на с. 159, выполнить упр.240 или 241 (по выбору)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5классе по теме «Второстепенные члены предложения»

Цели:1.Создать условия для развития положительной мотивации к...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ по русскому языку 8 класс по теме Однородные члены предложения

Презентация предназнчена для объяснения нового материала и закрепления....

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...

План-конспект урока по русскому в 5 классе на тему « Второстепенный член предложения. Определение»

Тема урока: "Определение".  5. Тип урока: Урок общеметодической  направленности. 6. Цель урока: познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения...

Контрольная работа по русскому языку по теме "Главные и второстепенные члены предложения". 8 кл.

Контрольная работа по русскому языку по теме "Главные и второстепенные члены предложения". 8 кл....

Методическая разработка. Тестовая работа по русскому языку /8 класс/ по теме «Второстепенные члены предложения. Дополнение»

Тестовая работа по русскому языку /8 класс/ по теме  «Второстепенные члены предложения. Дополнение»...