Конспект урока по русскому языку по теме "Виды простого предложения по строению грамматической основы"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Нечаева О.А.

Конспект урока, технологическая карта, презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебный предмет: русский язык

Учитель:Нечаева О.А.

Класс: 8

УМК: учебник «Русский язык.

Тема урока: «Виды простого предложения по строению грамматической основы».

Цели урока: 

  • дать понятие односоставных и двусоставных предложений,
  • научить различать данные виды простых предложений,
  • показать роль односоставных предложений в речи.

Задачи урока:

  • формирование учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, личностной, ценностно-смысловой компетенций,
  • развитие устной и письменной речи учащихся, логического мышления, зрительного и слухового восприятия, функций анализа, сравнения, синтеза.

Тип урока: урок изучения нового

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

  1. Организационный момент. Выявление уровня слухового восприятия у обучающихся, работа над его развитием.

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Пусть этот день принесёт вам радость общения.

Внимание на экран. (Слайд 1).

«Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать». А.П. Чехов.

- Как вы понимаете слова А. П.Чехова? Согласны ли вы с ним?

- Я вижу, вы готовы к восприятию материала урока. Вперёд, к новым знаниям!

Включение в деятельность, ответы на поставленные вопросы.

Познавательные:

формирование умения выделять необходимую информацию из текста; формирование способности производить логические действия (анализ, сравнение)

Коммуникативные:

формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные:

формирование интереса к учебному материалу

2.Актуализация знаний учащихся по вопросам:

пунктуация при однородных членах предложения, синтаксический разбор предложения, виды простых предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, наличию второстепенных членов.

Развитие речи обучающихся, умения аргументировать свой ответ, логического мышления, дифференциация.

Составим и запишем в тетрадь предложение со словом дождь и сделаем его синтаксический и пунктуационный разборы. Кто сомневается  в своих силах, может воспользоваться карточками с алгоритмом разборов.

 9.Зонтикам, 3.неторопливо, 6.серым, 4.стучал, 8.разноцветным, 2.дождь, 7.крышам, 1.мелкий, 5.по.

(Мелкий дождь неторопливо стучал по серым крышам, разноцветным зонтикам.)

Составление предложения из указанного набора слов, его пунктуационный и синтаксический разборы.

Познавательные:

формирование умения на основе анализа объектов делать выводы

Коммуникативные:

формирование умения объяснять свой выбор,

отвечать на поставленный вопрос

Регулятивные:

формирование умения определять успешность своего задания в диалоге с учителем.

3.Определение темы урока и его целей самими обучающимися.

Итак, какие виды простого предложения мы уже знаем?

Слайд №2. Попробуйте прочитать данную таблицу и определить цель сегодняшнего урока.Что мы знаем по этой теме и что нужно узнать нового? ( Устное заполнение таблицы).

Что такое грамматическая основа? Что мы должны узнать сегодня на уроке? Где нам могут пригодиться полученные знания?

(Мы должны узнать о видах простого предложения по строению грамматической основы, научиться их различать, определять роль в тексте).

- Запишем тему урока в тетрадь. Слайд №3.

Устное заполнение таблицы. Запись в тетрадях темы урока

Познавательные:

формирование самостоятельного выделения познавательной цели.

Коммуникативные:

формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

формирование умения оценивать действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:

формирование интереса к учебному материалу.

4. Объяснение нового материала.

- Проблемный вопрос.

Слайд №4.

Цель: продолжим работу над умением выделять грамматическую основу предложения.

Задание: Запишите в тетрадь предложения, в каждом выделите его грамматическую основу, расставьте необходимые знаки препинания.

Дни поздней осени бранят обыкновенно.

Шёпот робкое дыханье трели соловья.

Кончил учитель урок

Мирно сидит на крылечке.

Звонко кричит пастушок.

Скачут барашки овечки.

(ученик работает у доски)

Вывод: - Что вы заметили?

Учитель (после ответов обучающихся): «Предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена, называются односоставными.

Предложения, в которых грамматическая основа состоит из двух главных членов, называются двусоставными».

- Обратимся к теории. Найдите определение односоставного и двусоставного предложения в п.180, стр.222 (чтение, проговаривание вслух, вывод учителя)

Слайд №5. Цель: будем учиться определять вид предложений по количеству грамматических основ.

Задание: Определите вид записанных простых предложений.  Аргументируйте свой ответ. (Фронтальный опрос)

Вывод: Слайд №6.

Слайд №7. Посмотрите на записанные предложения и укажите неверное утверждение.

1.Мысль, выраженная односоставным предложением, неполноценная, усечённая.

2.Односоставные предложения так же хорошо справляются с обязанностью сообщать, как и двусоставные.

Запись предложений в тетрадь, выделение  грамматической основы, комментарий и аргументация пунктуации и выбора грамматической основы, формулировка и озвучивание своих наблюдений по заявленному учителем направлению.

Познавательные:

формирование умения выделять необходимую информацию из текста; формирование способности производить логические действия (анализ, сравнение);

формирование умения на основе анализа объектов делать выводы

Коммуникативные:

формирование умения объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос

Регулятивные:

формирование умения оценивать действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:

формирование внутренней позиции обучающихся, свободы выбора и мнения.

5.Закрепление изученного материала.

Формирование информационной компетенции, аспект-обработка информации.

- Работа в группах.

Цель: Будем учиться составлять односоставные и двусоставные предложения. Перед выполнением попробуем вместе составить алгоритм действий. Чтобы не ошибиться, что мы должны будем выделить в предложениях? (учитель записывает алгоритм на доске).

Задание:( 1 группа. Сильные учащиеся)

Слайд №8.

Перестройте односоставные предложения в двусоставные. Запишите их в тетрадь. Докажите правильность ответа.

Зима. Ночь. В школе готовятся к празднику. В доме ожидают гостей. Тревожные гудки.

2 группа.

Исследовательская работа в парах.

Вам даны несколько предложений, напечатанных на полосках бумаги.

Посовещайтесь друг с другом, распределите их на 2 группы: односоставные и двусоставные, запишите в тетрадь. Ответ аргументируйте.

Слайд № 9.  (Самопроверка)

Двусоставные предложения:

 В тот вечер мы долго спорили о современной литературе.

                                                         ____________                

Наступило ясное утро нового дня.

       _________

Односоставные предложения:

По радио объявили о посадке самолёта.

                 ________

       После драки кулаками не машут.

                                        _________                                    

Ночь.  Улица.   Фонарь. Аптека.

На улице стемнело.

                  ________                

        

Реконструкция и составление предложений по заявленным критериям, аргументация ответа.

Познавательные:

формирование умения на основе анализа объектов делать выводы, структурировать знания, выбирать необходимое

Коммуникативные:

формирование умения объяснять свой выбор,

отвечать на поставленный вопрос, работать в группе и парах.

Регулятивные:

формирование умения определять успешность своего задания в диалоге с учителем, навыков разных видов контроля.

Личностные:

формирование внутренней позиции обучающихся, свободы выбора и мнения.

6. Проверка выполненных заданий.

Физкультминутка.

1группа вслух.

2 группа путём самопроверки с доски.

Вывод: -  Таким образом, мы с вами делаем вывод: по строению грамматической основы простые предложения бывают….?

- Какие предложения называют односоставными?

- Какие предложения называют двусоставными?

- Мы продолжаем исследование объектов синтаксиса. Оцените себя, пожалуйста, как вы поняли данную тему, поставив на полях общую оценку за урок.

- А теперь проверим, подтвердите ли вы свою оценку.

Слайд №10-11.

Устный комментарий и аргументация на основе выполненных заданий, самопроверка выполненного с доски.

Коммуникативные:

формирование умения работать в группах; формирование умения слушать и понимать других

Регулятивные:

формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формирование умения осуществлять личностную рефлексию.

Личностные:

формирование внутренней позиции обучающихся

Познавательные:

формирование умения структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания

7. Рефлексия учебной деятельности с применением опоры,

соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

Слайд №12.

Сегодня на уроке я узнал…, научился….

Работать в группе мне было …, потому что…

Помогало мне то, что…

Мешало мне то, что…

Труднее всего было…

Осуществление самооценки, соотнесение цели и результатов своей деятельности

Личностные:

формирование умения устанавливать обучающимися значения результатов деятельности для удовлетворения своих потребностей

Коммуникативные:

формирование умения точно выражать свои мысли

Регулятивные:

формирование умения осознавать качество и уровень усвоения знаний

8.Домашнее задание

Слайд №13.

Домашнее задание:

Параграф № 180 прочитать (всем), упр.51 выполнить по заданию,

-*из повести «Капитанская дочка» выписать 3 односоставных и 3 двусоставных предложения (по выбору)

Спасибо за урок! ( Слайд №14).

Осуществление самооценки, соотнесение цели и результатов своей деятельности. Выбор домашнего задания из предложенного.

Регулятивные:

формирование умения осознавать качество и уровень усвоения знаний

Личностные:

Формирование умения устанавливать обучающимися значения результатов деятельности для удовлетворения своих потребностей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать. А. П. Чехов. ? ! Как вы понимаете слова А.П.Чехова? Согласны ли вы с ним?

Слайд 2

Виды простого предложения Я знаю виды простого предложения По цели высказывания Повествовательное, вопросительное, побудительное. По наличию второстепенных членов Распространённое, нераспространённое По эмоциональной окраске Восклицательное, невосклицательное Я узнаю сегодня на уроке виды простого предложения По строению грамматической основы Односоставные, двусоставные.

Слайд 3

Тема урока Виды простого предложения по строению грамматической основы

Слайд 4

Запишите в тетрадь предложения, в каждом из них выделите грамматическую основу, расставьте знаки препинания. Дни поздней осени бранят обыкновенно. Шёпот робкое дыханье трели соловья. Кончил учитель урок Мирно сидит на крылечке Звонко кричит пастушок Скачут барашки овечки.

Слайд 5

Виды простого предложения по строению грамматической основы. Односоставными называются предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена. Это может быть либо подлежащее, либо сказуемое. Двусоставными называются предложения, в которых грамматическая основа состоит из двух главных членов: и подлежащего, и сказуемого.

Слайд 6

Двусоставные Односоставные Предложения, в которых представлены оба состава грамматической основы (и состав подлежащего, и состав сказуемого). Правда глаза колет. Мы затопили камин. Из-под куста кивает ландыш. Предложения, в которых представлен один состав грамматической основы (либо состав подлежащего, либо состав сказуемого). В доме пахнет сиренью. Бессмысленный и тусклый свет. По радио говорили о скором похолодании. По строению грамматической основы выделяются

Слайд 7

Посмотрите на записанные вами предложения и укажите неверное утверждение. Аргументируйте ответ. Мысль, выраженная односоставным предложением, неполноценная, усечённая. Односоставные предложения так же хорошо справляются с обязанностью сообщать, как и двусоставные.

Слайд 8

Перестройте односоставные предложения в двусоставные. Аргументируйте правильность ответа. Весна. Майский вечер. В школе готовятся к празднику. В доме встречают гостей. Тревожные гудки. В деревенских избах пекут пироги.

Слайд 9

Двусоставные предложения: В тот вечер мы долго спорили о современной литературе. Наступило ясное утро нового дня. Односоставные предложения: По радио объявили о посадке самолёта. После драки кулаками не машут. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. На улице стемнело.

Слайд 10

№ Предложения 1. Покрытые инеем скалы уходили в синюю даль. 2 Работая с книгой, делайте необходимые выписки и заметки. 3 Относитесь к родному языку бережно и любовно. 4 На улицах вихрем носилась пыль. 5 В дверь несмело постучали 6 В распахнутые окна дул тёплый ветер. 7 В щели окна, неплотно закрытую дверь дуло. 8 Нам посоветовали вернуться назад на место стоянки. 9 В сумерках тени в лесу казались глубокими ямами. 10 Ночь. Тишина. Проверь себя!!

Слайд 11

№ Предложения 1-2 составное 1. Покрытые инеем скалы уходили в синюю даль. д/с 2 Работая с книгой, делайте необходимые выписки и заметки. о/с, 3 Относитесь к родному языку бережно и любовно. о\с 4 На улицах вихрем носилась пыль . д\с 5 В дверь несмело постучали о\с, . 6 В распахнутые окна дул тёплый ветер. д\с 7 В щели окна, неплотно закрытую дверь дуло. о\с, 8 Нам посоветовали вернуться назад на место стоянки. о\с, . 9 В сумерках тени в лесу казались глубокими ямами. д\с 10 Ночь . Тишина. о\с,

Слайд 12

Сегодня на уроке я узнал…, научился… Работать в группе мне было…, потому что… Помогало мне то, что… Мешало мне то, что… Труднее всего было… Настроение после урока…

Слайд 13

Домашнее задание: Параграф № 180 прочитать. Задания по выбору: 1.Упр.№51 выполнить по заданию. 2.Из повести «Капитанская дочка» выписать 3 односоставных и 3 двусоставных предложения. Свой выбор аргументировать. Выделить в предложениях грамматическую основу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по русскому языку на тему : "Односоставные предложения"

Задачи курса русского языка отчасти сводятся к совершенствованию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, закреплению и совершенствованию навыков конструирования текстов, развитию речи и...

Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в предложениях с прямой речью".

Конспект урока предназначен для учащихся школ 7 вида....

Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение"

Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение"...

Конспект урока по русскому языку по теме «Простые и составные числительные»

Конспект урока с использованием проблемного обучения, информационно-коммуникационных, игровых и здоровьесберегающих технологий...

Конспект урока по русскому языку на тему "Простые и составные предлоги"

Конспект урока по русскому языку на тему "Простые и составные предлоги"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Простое предложение" (8 класс)

Цели:- закрепить изученное о предложении;- закрепить умения интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно ч...