Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксический разбор сложного предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксический разбор сложного предложения" и презентация к нему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnoe_predl_sintaks._razbor.docx | 19.25 КБ |
sp_otkrytyy_urok.pptx | 291.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
«Синтаксический разбор сложного предложения»
УМК: М.А.Разумовская и др.
Цель урока: закрепить изученное по теме «Сложное предложение», совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки, производить синтаксический разбор сложных предложений.
Тип урока: урок объяснения нового материала
Оборудование: интерактивная доска, компьютер
Ход урока
- Приветствие. Организационный момент.
Добрый день, ребята. Начинаем наш урок. Запишем в тетради число, классная работа. А чтобы определить тему урока, давайте проведем фронтальный опрос. Итак, мы с вами изучили ПП и СП.
- Какой раздел науки о языке изучает предложение? (синтаксис)
- Какие предложения бывают по цели высказывания? (повеств., побудит., вопросит.)
- Какие бывают предложения по интонации? (восклиц., невосклиц.)
- Что такое грамматическая основа в предложении? (главные члены предл. – подлежащее и сказуемое)
- Если в предложении только грамматическая основа, то как называются такие предложения? (нераспространенные)
- Если в предложении есть и второстепенные ЧП, то как называются такие предложения? (распространенные)
- Как различаются предложения по количеству грамматических основ? (ПП и СП)
- Давайте вспомним, какие предложения называются сложными?
- Посмотрите на доску. Вы видите три пословицы. Прочитайте их. Какая общая тема их объединяет? (о языке)
Ветер горы раздвигает, слово народы поднимает.
Язык и то поведает, что голова не ведает
Хоть слово не обух, а от него люди гибнут (работа по словарю со словом обух)
- Объясните значение пословиц. Определите виды СП, объясните свое решение. (БСП, ССП, СПП)
2.Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока
Итак, мы с вами изучили простое предложение, виды сложных, как вы думаете, какая тема является завершающей при изучении СП? (синтаксический разбор СП)
Запишем тему сегодняшнего урока: Синтаксический разбор сложного предложения.
Попробуем с вами определить цели нашего урока.
-Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке. (предполагаемые ответы: научиться проводить синтаксический разбор, повторить виды СП, закрепить орфографические и пунктуационные навыки)
3.Открытие нового знания
- С разбором какого предложения вы уже знакомы? (с синтаксическим разбором простого предложения)
- Как вы думаете, какие пункты должен включать в себя синтаксический разбор СП?
-Как вы думаете, чем будут схожи и различны разборы простого и сложного предложений?
Работа по парам (5 мин.), а затем представление собственных выводов.
-Сверимся с материалами учебника.
Самостоятельное наблюдение на стр.187, упр. 521
- Сделайте выводы.
Составление схемы-опоры для разбора СП
- Что нового вы узнали по теме урока?
- Что показалось сложным, непонятным?
Физкультминутка
4. Развитие учебно-языковых и речевых умений
Запишите небольшой текст:
Боʹльшую пользу приносит краткая речь, она малыми доляʹми прокрадывается в душу. В пространных же рассуждениях, написанных заранее и прочитанных при народе, шуму много, а доверительности нет.
Луций Анней Сенека (младший)
Справочный материал: Луций Анней Сенека (младший) (4 г. до н.э. — 65 г. н. э.) — крупнейший римский философ. Большую роль в его учении играет понятие совести, или нравственной нормы, которая позволяет человеку гармонично соединить разумное служение обществу с сохранением внутренней свободы.
Работа по словарю со словом пространных
-1 чел.- морфемный разбор слов приносит, малыми у доски
-Назовите основную мысль текста
-Назовите тип речи (рассуждение)
-назовите имена существительные 1,2,3 скл. (1 – польза, душа, 2 –рассуждение, шум, 3 – речь, доверительность)
- 1 чел. у доски – выполнить синтаксический разбор первого предложения.
- Запишите следующие предложения под диктовку, выполните синтаксический разбор (2 чел. у доски):
- Письменные упражнения шлифуют речь, а упражнения в речах оживляют письменный стиль.
Справочная информация: Древнеримский философ, занимался ораторским искусством, подготовкой ораторов
- Язык – это живое явление, он находится в постоянном движении.
5. Подведение итогов
Устный рассказ (Что вы узнали о синтаксическом разборе сложного предложения? Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)
Что у нас еще осталось? Разгадайте рифмованную шараду:
Корень мой находится в цене.
В очерке найти приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка)
Выставление оценок.
6. Домашнее задание
Корень извлечь из начинки несложно,
Приставка в сосуде хранится надежно,
Суффикс в гудении явно услышишь.
Вместе на темы различные пишешь. (Сочинение)
§ 64, упр. 525 – написать сочинение (5-6 предложений) с использованием сложных предложений, в 2 любых сделать синтаксический разбор.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Хоть слово не обух, а от него люди гибнут Язык и то поведает, что голова не ведает Ветер горы раздвигает, слово народы поднимает. ССП БСП СПП
ПЛАН СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1. Указать, каким является предложение по цели высказывания (повествовательным, побудительным, вопросительным) 2. Определить, какое это предложение по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное). 3. Выделить грамматические основы и установить, чем выражены главные члены. 4. Указать вид сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное). 5. Составить схему сложного предложения. 6. Каждую часть сложного предложения разобрать по членам.
Боʹльшую пользу приносит краткая речь, она малыми доляʹми прокрадывается в душу. В пространных же рассуждениях, написанных заранее и прочитанных при народе, шуму много, а доверительности нет. Луций Анней Сенека
Корень мой находится в цене. В очерке найти приставку мне, Суффикс мой в тетрадке все встречали. Вся же в дневнике я и в журнале. РИФМОВАННЫЕ ШАРАДЫ Корень извлечь из начинки несложно, Приставка в сосуде хранится надежно, Суффикс в гудении явно услышишь. Вместе на темы различные пишешь
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ § 64, написать лингвистическое рассуждение с использованием СП о синтаксическом разборе СП
КАРТОЧКИ Мне очень понравился урок Хороший урок Мне не понравился урок
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
русский язык 8 класс. Знаки препинания в сложном предложении
Презентация к уроку русского языка 8 класс "Знаки препинания в СП",повторение изученного в 7 классе. Расчитана на 10 минут с комментариями учителя. Цель презентации напомнить о СП,СПП, ССП,БСП....
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Тема: «Сложное предложение»
Конспект урока русского языка по теме "Сложное предложение" 5 класс...
Презентация у уроку русского языка 5 класс. Тема :Простые и сложные предложения
Данная презентация соответствует уроку по теме :Простые и сложные предложения 5 класс. Урок-путешествие....
Урок русского языка в 5 классе по теме "Разбор сложного предложения"
При разборе СП устанавливается,что их составными элементами являются не отдельные слова и словосочетания, как в простом, а целые части, в СП имеется две (или более ) основы,а в простом всегда од...
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения". Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...
Урок русского языка. 5 класс. Тема "Синтаксический разбор сложного предложения"
На уроке отрабатывается алгоритм синтаксического разбора сложного предложения."Изюминка" урока - дидактический материал подобран из книги В.Губарева...
План-конспект урока русского языка. 5 класс. Простое и сложное предложение
Урок-объяснение нового материала....