Лингвистическая игра "Синтаксические головоломки"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Лингвистическая игра "Синтаксические головоломки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvistich_igra.docx | 16.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Лингвистическая игра:
«Синтаксические
головоломки»
8 класс
Игру провела:
учитель 1 категории
Черкасова Любовь Федотовна
2021
Этапы урока
1.Стадия вызова. Оргмомент.
Цель этапа урока: формирование положительной мотивации обучающихся, пробуждение интереса, стимулирование деятельности, актуализация знаний, постановка целей, задач.
Слово учителя. Сегодня у нас необычный урок русского языка: мы проведём игру «Синтаксические головоломки».
Вспомним, что такое лингвистика, лексика, грамматика, синтаксис
Составление обучающимися карточки–информатора, работа с лингвистическим словарём, толкование слов: «лингвистика», «лексика», «грамматика», «синтаксис»
Предлагается отгадать лексическое значение слов по описанию:
Африканское жвачное животное с очень длинной шеей и длинными ногами. (Жираф)
Злак с толстым стеблем и крупными съедобными жёлтыми зёрнами, собранными в початок, а также зёрна этого растения (Кукуруза)
Сильно пахнущее тропическое растение с цветком причудливой формы (Орхидея)
Курица, которая высиживает или уже высидела цыплят (Наседка)
Рабочий, занимающийся обработкой дерева и созданием изделий из него. (Столяр)
Учащийся высшего учебного заведения (Студент)
Наметённая ветром большая куча снега (Сугроб)
Беспорядочная беготня, беспокойная суетливость в действиях (Суматоха)
Имущество, боеприпасы, захваченные при победе над врагом (Трофей)
Учитель спрашивает о том, какой раздел языка и какой словарь помог в работе.
Ответ: «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова. Раздел языка: лексика
.Предлагается заменить, где это возможно, предложенные выше предложения синонимичными сложноподчинёнными с придаточными определительными, с причастным оборотом, простыми предложениями, где подлежащее и сказуемое выражены были бы существительным в именительном падеже.
Найти сходство и различие в предложениях, разобрать их.
Постановка целей урока обучающимися:
Актуализировать знания о самостоятельных частях речи, словосочетании и предложении. Проверить умение строить предложение, определять количество грамматических основ в предложении, находить границы простых предложений в составе сложного.
Развивать логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, выделять главное, сравнивать, систематизировать.
Осуществлять самостоятельную деятельность по поиску информации.
Бережно относиться к родному языку.
Задача – учиться бережно относиться к языку, лучше усвоить его законы.
Знаю самостоятельные части речи, отличие простых предложений от сложных. Хочу узнать этимологию слов. Узнал что-то новое (проверка в ходе работы на уроке).
Оборудование: лингвистический словарь русского языка, карточки с заданиями, учётный лист.
2.Стадия осмысления. Основная часть урока.
Цель этапа урока: показать обучающимся важность изучения синтаксиса, лексики, грамматики, способствовать получению и осмыслению через активные формы работы новой информации, соотнесению её с собственными знаниями.
Деятельность учителя и обучающихся: форма работы – фронтальная, индивидуальная; объем информации – диалог.
Биография слов и выражений (выступления обучающихся)
а) Грамматика как наука возникла очень давно в Древней Греции две с половиной тысяч лет назад, название получила от слова «грамма», т.е. «буква», слово грамматика обозначало «письменность вообще». Позже этим словом стали называть науку о строе языка. От слова «грамматика» ведёт начало и русское слово «грамота» - умение читать. В Древней Руси всякий письменный документ называли грамотой. И теперь о человеке, умеющем читать и писать, говорят грамотный.
б) Синтаксис (учение о строе предложения и сочетании слов в нём) – от греческого syntaxis–«строй, построение, составление». У греков слово синтаксис употреблялось также в военном и государственном значении.
Динамическая пауза. Проводят дети.
«Дружная семья»
Собрать слова, в которых количество букв и звуков не совпадает, объяснить, почему так происходит, вспомнить, когда буквы: е, ё, ю, я - обозначают два звука (использовать текст, где дано определение лексических значений слов)
Кто быстрее соберёт «дружную семью», тот и победит.
3. Стадия рефлексии, подведение итогов.
Цель этапа урока: помочь осмыслить и обобщить полученную информацию, выявить отношение к изученному материалу.
- Что значат слова, заявленные в теме игры: «Синтаксические головоломки»?
Ответ: каждое из предложений имеет свой смысл, структуру, можно заменить синонимичной синтаксической конструкцией.
- Цели вами были поставлены, смогли ли вы выполнить их? Обращаемся к положениям: Знаю самостоятельные части речи, отличие простых предложений от сложных. Хочу узнать этимологию слов. Узнал что-то новое (проверка в ходе работы на уроке).
Дополните фразы:
На уроке я понял, что…разделы языка связаны между собой.
Я был удивлён, что можно…изобрести свои синонимичные конструкции, используя данный лексический материал. Объявляются победители игры, предлагается обучающимся найти в произведениях художественной литературы примеры, где возможна синтаксическая синонимия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Головоломки по вирусам
В данной работе представлены кроссворды и чайнворды по теме "Вирусы"...
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА (из опыта работа)
Описание опыта работы с лингвистически одаренными детьми....
Лингвистические разминки на уроках русского языка как средство формирования лингвистической компетенции учащихся
Лингвистическая разминка на уроках русского языка...
Выступление на Городском семинаре "Лингвистическое развитие участников школьного образовательного процесса" в рамках ГЭП "Лингвистический компонент в обучении и его роль в формировании ключевых компетентностей школьников".
Размещаемый материал является выступлением на Городском семинаре, проходившем в нашей школе в ноябре 2011 года....
Формы организации работы с лингвистическими словарями, обеспечивающие формирование языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Собранный материал позволит быстро определить формы работы со словарями на уроках, во внеурочной деятельности....
О лингвистах и лингвистической науке. Знакомство с А.Х. Востоковым (работа с лингвистическим текстом)
Хочу предложить методику, которую можно использовать при работе с любым текстом. Покажу на примере лингвистического текста об ученом-языковеде. Такие тексты есть в каждом учебнике русского языка, но у...