РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА
статья по русскому языку (5 класс)

Нестерюк Елена Николаевна

Статья о разработке технологической карты урока по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА

Нестерюк Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ "Лицей №112", г.Барнаул

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных производств. Политехнический энциклопедический словарь даёт следующее определение: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. Технологическая карта в дидактическом контексте - это проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Н.Я. Мороз предлагает выделить в структуре карты урока блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:

1) блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);

2) инструментальный (какими средствами это достижимо);

3) организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).

В традиционном плане урока расписана в основном содержательная сторона. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся, ожидаемые результаты и другие. На каждом этапе урока мы отслеживаем свою деятельность и ожидаемые действия учеников. Формы таких карт могут быть самыми разнообразными.

Структура технологической карты включает: название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение; цель освоения учебного содержания; планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, УУД); метапредметные связи; формы работы; технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения; контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Г.Л. Копотева отмечает, что в структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:

• тщательного планирования каждого этапа деятельности;

• максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;

• координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Задача технологической карты – отразить так называемый “деятельностный подход” в обучении. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и эффективность выбранных методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока а также оценить каждый этап, правильность отбора содержания, адекватность применяемых методов и форм работы в их совокупности.

Список использованной литературы:

Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС.- М., 2011.

Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока. Научно-

методическое пособие. - М., 2006.

Политехнический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989

Трунцева Т.Н. Проектирование технологических карт уроков литературы и русского языка. 5-9 классы. М., 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка технологической карты урока по теме: « Лесные животные » по УМК «Шаги» для 3-его класса под редакцией И.Л. Бим учителя немецкого языка

Урок общеметодологической направленности по технологии :" Развитие критического мышления через чтение и письмо". Материал урока направлен на формирование личностных, метапредметных, предметных ко...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Разработка проекта урока в соответствии с требованиями ФГОС и УМК; разработка технологической карты урока.

Технологическая карта урока рассматривается как проект учебного процесса, где дается полное описание этого процесса: от цели до результата. Автор приводит примеры различных технологических карт,взятых...

Урок геометрии 7 класс. Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства".

Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства"....

Методическая разработка "Технологическая карта урока по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую " (использование технологии критического мышления на уроке информатики в 8 классе)

Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образова...

Методическая разработка технологической карты урока по физической культуре в 3 классе Урок по теме: «Развитие физических качеств обучающихся, посредством веселых стартов»

Воспитание молодого поколения здоровым, физически и психически развитым во все времена – было одной из основополагающих задач любого общества. Педагогический процесс должен быть направлен не тол...

Методическая разработка технологической карты урока по физической культуре в 5 классе Урок по теме: «Развитие физических качеств обучающихся, посредством веселых стартов»

Воспитание молодого поколения здоровым, физически и психически развитым во все времена – было одной из основополагающих задач любого общества. Педагогический процесс должен быть направлен не только на...