конспект урока по теме " Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
урок приобретения новых знаний с применением частично-поискового метода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_chislitelnoe.docx | 19.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Имя числительное как часть речи 6 класс
Тип урока: усвоение новых знаний
Метод: частично- поисковый
Цель: сформировать у учащихся понятие об имени числительном как части речи.
Задачи:
- Формировать умение находить числительное среди других слов со значением числа.
- Развивать у учащихся умение обобщать, делать выводы.
- Воспитывать творческие способности учащихся.
I. Подготовка к восприятию нового материала (слайд № 1).
- Выразительно прочитайте стихотворение И. Иртеньева.
Про Семёна
Есть у нас в квартире дядя,
Он известен в доме всем.
У него во лбу семь пядей,
На неделе пятниц семь.
Семимильными шагами
По квартире ходит он,
За семью живет замками,
И зовут его Семён.
- Что общее во всех выделенных словосочетаниях?
- Кто вспомнит, как называется это лексическое явление, на котором построено стихотворение И. Иртеньева? (даю подсказку «УСТОЙЧИВАЯ ФРАЗА В ПЕРЕНОСНОМ СМЫСЛЕ»)
- Выпишите фразеологизмы, объясните их значение (при затруднении можно пользоваться фразеологическим словарём).
Во лбу семь пядей - очень умный
На неделе пятниц семь -
Семимильными шагами -
За семью замками -
Что еще есть общее с точки зрения значения отдельных слов?
- На какой вопрос отвечает слово семь? (сколько?)
Кто вспомнит, какая часть речи отвечает на вопрос сколько?
II. Знакомство с новым материалом.
1)Актуализация знаний
Послушаем сказку и убедимся в том, что числительное - очень важная часть речи
Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи – эта самая молодая.
А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.
- Кто за это предложение, прошу поднять руку, - сказал Председатель.- Существительное, подсчитайте количество голосов.
- Кто-то крикнул: «Много!», и существительное подхватило:
- Много!
- Вы не считали! Или вы не хотите считать?
- Товарищ Председатель, - вступился Глагол, -существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.
- Но кто же тогда подсчитает нам голоса? – расстроился Председатель.
- Числительное!!! – хором выдохнул зал.
Вот, оказывается, какая важная часть речи это Числительное.
Какова тема нашего урока?
(записывают в тетрадь «Имя числительное как часть речи» (слайд № 2)
2) Чтение теоретического материала на с. 43
Дайте определение имени числительному.
Имя числительное - самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество предметов или их порядок при счете и отвечающая на вопросы сколько? который?
Если мы задаем вопрос «сколько», то хотим узнать о количестве. Как будет называться такое числительное? (слайд №3). Если мы задаем вопрос « какой», то мы хотим узнать порядок при счете. Как будет называться такое числительное? (слайд №3).
3. Запишите русские пословицы, в которых упоминаются числительные (слайд № 5).
Один ум хорошо, а два ума лучше.
Семь раз отмерь – один отрежь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Двумя ложками кашу не едят.
4. Выпишите предложения, в которых есть числительные, определите разряд числительных (слайд № 5).
Пернатые часы
Я люблю слушать птичьи голоса, когда пробуждается тайга. В четыре часа просыпаются светлоголовые пеночки. В пятом часу по тайге вдруг пронесутся звонкие трели дрозда. По голосам этих птиц можно сверять время.
(По. М. Деменюк)
5. Прочитайте. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова (слайд № 6).
Вот один, иль единица, очень тонкая, как спица. Тройка – третий из значков – состоит из двух крючков. Вот семёрка – кочерга. У неё одна нога. Цифра девять, иль девятка, - цифровая акробатка: если на голову встанет, цифрой шесть девятка станет… (С. Маршак)
( убеждаемся, что не все слова со значением числа являются числительными)
Вывод: необходимо отличать числительное от других самостоятельных частей речи, потому что количество могут обозначать и другие части речи. Работаем с таблицей, вырабатываем умение различать разные части речи со значением числа
6. Выполняем упражнение 395 на стр. 44,45 – закрепляем полученные знания.
7. Рассмотрим предложения и определим, каким членом предложения может быть числительное, т. е. определяем его синтаксическую роль
Количественные числительные могут быть любым членом предложения.
Запомните, что сочетание количественного числительного с существительным является одним членом предложения (слайд № 8).
На компьютерном столе лежали две дискеты.
Концерт начнется в пять часов.
Я купил шестнадцать роз.
Порядковые числительные, как и имена прилагательные, чаще всего выполняют в предложении роль определения.
Мне подарили второй том увлекательной книги.
После шестого урока состоится классный час.
8. Знаете ли вы, что…(слайд № 9).
Вес индийского слона достигает 5 тонн, африканского – 7 тонн, рост их 3 - 5 метров.
Кедр начинает давать плоды в 30 лет и каждые 6 лет до самой старости даёт свои орешки.
У краба 10 ног. 2 передние заканчиваются мощными клешнями. Остальные служат ему для того, что плавать и бегать боком по песку.
III. Рефлексия. (слайд № 10).
- Что такое числительное?
- Все ли слова со значением счета являются числительными?
- О каких разрядах имени числительного вы узнали?
- Как изменяются числительные?
- Какова синтаксическая роль имени числительного
Домашнее задание: придумать и записать 6 предложений, употребив числительные обоих разрядов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме"Порядковые числительные"
Урок с применением технологии проблемного обучения...
Конспект урока по теме "Имя числительное", 6 класс
Данный урок является уроком обобщающего повторения по теме. Иллюстрантивный материал опирается на историю родной школы....
конспект урока по теме "Имя числительное"
Разработка урока по сингапурской методике с использованием групповой работы. Тема урока "Имя числительное" ...
Конспект урока по теме "Имя числительное"
Данный урок является вводным в разделе, посвященном имени числительному....
Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"
Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...
Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи"
Данный конспект урока поможет учителю-языковеду сформироавать у учащихся понятие об имени числительном, а также познакомить их с разрядами числительного...
Конспект урока на тему "Имя числительное"
Конспект урока на тему "Имя числительное"...