Конспект урока по теме "Имя числительное", 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Крюкова Валентина Ивановна

Данный урок является уроком обобщающего повторения по теме. Иллюстрантивный материал опирается на историю родной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_chislitelnoe.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

Обобщающий урок  по теме

 «Имя числительное». 6 класс

Тема урока:  повторительно-обобщающий, урок  систематизации  знаний.

Дидактическая цель: Проверка   усвоения знаний в системе  уроков русского языка по данной теме и применение  их на уроке.

Цель урока:  

1)закрепление и углубление знаний  по данной теме.

2)повторение  некоторых  теоретических  сведений  по теме.

3)проверка   практических  умений и навыков, приобретенных  на уроках:  умение  находить  орфограммы, находить  числительные, различать  их разряды.

4)отработка навыка  выразительного чтения текста, предложения.

5)развитие навыка  публичного  выступления  учащихся  перед аудиторией.

6)формирование умения сочетать  коллективную  и групповую работу.

Воспитательные  цели:

1)вызвать желание  как можно больше  узнать об имени  числительном.

2)Развивать интерес  к родной школе, ее  истории.

Методические приемы:

1)Словесный, наглядно-иллюстративный,  проблемно-поисковый.

2)индивидуальная  и групповая  работа.

3)Работа с деформированным  текстом.

Оформление доски:  число, тема урока, текст, рисунки.

Ход урока:

I.Слово  учителя.

   Здравствуйте, ребята!  Запишите  число, а тему  сформулируем позже. Ребята, вы  сегодня  зарядку  утром делали?  Наверное, не все. Давайте  с вами проведем  небольшую  лингвистическую разминку.  Я зачитываю  определение  предмета,  признака,  а вы называете его одним словом и  записываете в тетради. Определите, к какой части речи можно данное слово отнести.

1.Лингвистическая разминка:

а)квартира, имеющая одну комнату?  

                                                       (однокомнатная,  прилагательное)

б)ученик того же класса, в котором кто-то учится?

                                                       (одноклассник, существительное)

в)сказал, слышал только один раз?  

                                                          (однажды, наречие).

Подумайте:

1.Что общего  в этих словах?

2.В чем разница?

3.Какой вывод можем сделать?

Вывод: Числовое значение могут иметь слова разных частей  речи: существительное,  прилагательное, наречие.

А какая часть речи также имеет  числовое  значение?  (Имя числительное).

Ребята,  во время  разминки  и на  остальных  уроках  мы много  говорили  о числительном,  и вот надо  подвести  итог.  Как  бы вы  определили  тему урока? А какую  цель  вы  поставите  перед собой  на этом уроке?  Что  хотели  бы вспомнить, закрепить, узнать,  составить?

Итак, сегодня  на уроке  мы с вами  должны

1)повторить  некоторые  орфограммы;

2)проверить, как  вы умеете  различать  группы числительных;

3)пополнить словарный  запас новыми понятиями.

II.Проверка  домашнего задания.  Последний  урок  по теме – это  маленький экзамен. Давайте  тяните билеты.

№ 1

Докончи  предложение:

Имя числительное – это …

№ 2

Как  отличить  имена  числительные  от других частей  речи, имеющих  числовое значение?

№ 3

Чем  отличается  простое  числительное от составного?

№ 4

Что  обозначает  порядковое  числительное?

Подтвердите  ответы  примерами.

III.Работа с текстом.

Теорию  мы проверили, а как  покажете  знания  на практике, сейчас проверим. Обращаю ваше  внимание на текст.

Наша школа  большая, светлая, двух этажная.  На  первом  этаже  есть  столовая, физзал.  Все  в школе  39 кабинетов. Сейчас мы учимся  в 25 кабинете.  Школа  отметила  свое  тридцатилетие.

Работа с текстом.

1.Ребята, вам все  понятно?

2.Чего не хватает  в тексте?

3.Вставьте  пропущенные слова, определите  часть речи.

4.Найдите  в тексте  количественное  составное числительное, обозначающее  целое число?  (39)

5.Найдите  и выпишите  порядковое  составное числительное (в 25 кабинете)

6.Найдите слова, которые  имеют  числовое значение, определите часть речи.  (тридцатилетие, двухэтажная)

7.Все  числительные  нашли? (на первом этаже)

8.Подготовьте  выразительное чтение  и дайте  название тексту. Оля С.  Идет к доске и делает  синтаксический разбор предложения.

IV.Ребята, как вы думаете, только ли на уроке  русского языка  говорим  о числах? А еще  на  каких уроках  нужны  знания  о числительном?  Давайте  совершим  экскурсию  по школе и  побываем  на некоторых уроках.

1.Урок математики.  Я вам  предлагаю  решить задачу.  Вот  условие задачи.

В 2005  году  наша  школа  отметила  свое  тридцатилетие.  В  каком году  она была  построена?  Запишите  свой ответ, числительное  пишем словами (в 1975г.).  Какое  это числительное? (порядковое, составное)

V.Индивидуальная работа у доски.  На карточке  даны  числительные, напишите  их на доске словами.

500

700

800

4

900

Проверка работы:

1.Что общего?

2.какое  числительное лишнее? Почему?

3.Какие  числительные  ты бы  добавил  еще?

VI. Пока  Катя Н. работает у доски, мы  с вами  «пишем»  зрительный  диктант.

Задание :

Определите, к какой  группе  относится  данное числительное. Если  оно – порядковое,  складываем  руки  в еще  «П»,  а  если  количественное,   показываем  фигуру,  близкую  к этой букве.

Семь,  девятый, сто, тридцать три,  десятый, сорок  восемь,  шестнадцать, сорок первый. (свой выбор  обоснуйте)

А теперь  за 1 минуту  запишите, сколько  запомнили.

Проверяем  работу Кати  Н.

VII.Устали, ребята?  Давайте  отдохнем.  Сделаем зарядку. Внимательное  смотрим  на меня, слушаем.

1.Встали, вышли из-за  парты.

2.Разведите руки.

3.Погладьте  себе локти.

4.Вот так (я  показываю)  разведите  большой и указательный  пальцы.

5.Еще  раз  повторяем.

Немного  странная зарядка, не так ли?  Она у нас  с сюрпризом. Этот  сюрприз  раскроет  в своем  сообщении  Лида Л.  

(сообщение ученицы).

Узелок на память.

Старинные  меры  длины.

Первые  единицы  длины  как  в России, так и в других  странах  были связаны  с размерами  частей  человеческого  тела.

Сажень -

Мера длины, связанная  с размерами  обеих  рук (2,13 метра)

Локоть -

Мера длины, равная  приблизительно  0,5 метра

Пядь -

Расстояние  между  растянутыми  большим  и указательным  пальцами.

Для измерения  больших расстояний  на Руси  использовали  версту (ранее  называли  поприще).

У Пушкина  есть  стихотворение  «Бесы»:

Там верстою  небывалой

Он торчал  передо мной.

От восточных  купцов  пошла  единица  аршин.  Существовали  разные  аршины:  турецкий,  персидский. Поэтому  возникла  поговорка  «мерять  на свой  аршин».  Один аршин  равен  16  вершкам или  0,71 метра.  Вершок  равен  4,45 сантиметра.

Учитель:  Теперь вы  поняли, почему  мы с вами  делали  такую зарядку?

VIII.Ребята, а теперь  нас зовут  на внеклассное  мероприятие. Ведь  идет  декада  русского  языка и литературы.  Отгадайте. Какие  фразеологизмы  здесь спрятаны, в этих   рисунках, что они  значат.  Какие  числительные  встречаются?

1)Стричь под одну гребенку.

2)Семь пятниц на неделе.

3)Пуд соли  съесть.

4)От  горшка  два вершка.

Цифровой диктант.

IX.А сейчас, ребята, заглянем  на урок  биологии. Прослушайте текст, постарайтесь  на слух  уловить  числительные. Когда  буду  читать  второй  раз,  обозначайте  их на  цифровой  прямой.

Самый маленький зверек -  карликовая  белозубка. Длина  зверька – 4 см.  Весит она  одну  целую  пять десятых  грамма.  Карликовая  белозубка  уничтожает  вредных  насекомых.  За  сутки  съедает в 3 раза  больше, чем  её  вес.

Пойманное насекомое  держит обеими  лапками. За еду принимается 120 раз в сутки. Утром съедает  3,5  объема  суточной нормы. Белозубка  засыпает  в сутки  70 раз.

1

2

3

4

5

6

7

ц

д

ц

с

ц

д

ц

Беседа по тексту.

1)Ребята. Вы  слышали  когда- нибудь  об  этом  зверьке ?        

2)Чем  полезна  она?

3)Как  надо  к  ней  относиться?  Почему?

X.Ребята, люди  какой  профессии,  специальности должны  хорошо  знать  имена  числительных. (Ответы ребят)

Много профессий   назвали, а  добавлю еще.  Есть  редкая  профессия, которой  вы  можете овладеть прямо  на уроке. Это -  шифровальщики.  Попробуйте  в паре  с товарищем  расшифровать эти слова.

Карточки по вариантам:

I  вариант

100рона,  100янка,  пи100лет,  40а,  7я,  100н,  100п.

II  вариант

Смор1а,  под2л,  элек3к,  100л,  ви3на,  о5,  па3от.

                                   

  Молодцы,  вы  справились.  Последнее  слово, которое  сейчас  прозвучало – патриот.  Что это значит?  Да,  человек,  любящий  Родину. Наша Родина – это Россия, Республика  Коми, наша Удора.  

И желаю вам  не забывать об этом,  быть  настоящими  патриотами своей Отчизны.

А теперь  подведем итоги.

1.Ребята, узнали что-то  новое на уроке?

2.Где вам  в жизни  пригодятся  знания по  этой  теме?

3.Кто  доволен  своей  работой?

4.Кто  вас  удивил сегодня?

XI.Оценки за урок.

Домашняя  работа.  Стр.139, упр.363.

Литература

1.Учебник русского языка для 6 класса.  М.Баранов, Л.Григорян, Т.Ладыженская, м., Просвещение, 1999г.

2.Л.Виноградова. Уроки  русского языка в 5 классе. М, Просвещение, 1977г.  Стр.143.

3.Первое сентября. Русский язык. 2007г.  № 14 стр.14.

Карточка № 1.

Выразительно  прочитайте  предложение, выполните  грамматическое  задание.

             К..рова Мурка  смотрит  на  Матроскина так, будто всё  поняла, а потом как  всунется  в окно,  как  вытащит2   из дома  новую3  скатерть – и  давай  жевать.

Карточка № 2.

Выразительно  прочитайте  предложение, выполните  грамматическое  задание.

         А вот  если  мальчик  когда-то  старушке  каточку  чистил2,   а она  за него в это  время  задачки  решала,  значит, у них  было  д..ловое3 знакомство.

Карточка № 3.

Выразительно  прочитайте  предложение, выполните  грамматическое  задание.

          Печкин  две  конфеты  себе  в  нагрудный3  карман  пол..жил2,    чтобы  домой  взять.  

Мои мама и папа!

Я живу хорошо!  У меня  есть …  дом.  У  меня  была  …  жизнь,  поэтому  здоровье не очень.

А на днях  я  линять начал.  ….  Шерсть  с меня  сыплется, зато  растет …    . Просто  каракуль.

Дорогие мама и папа, вы меня  теперь  не узнаете, хвост крючком,  нос …,  лохматость  повысилась.

До свидания.

Ваш сын – дядя  Шарик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Конспект урока "Склонение имен числительных" 6 класс

Урок в 6 классе "Склонение имен числительных",  упражнения по теме склонение имён числительных...

Конспект урока-игры "Имя числительное"

Конспект урока-игры "Имя числительное" можно успешно использовать в конце изучения темы или в конце учебной четверти или года....

конспект урока-экскурсии "Имя числительное"

Конспект урока-экскурсии в раздел "Морфология" по королевству "Имя числительное". Цели урока: вызвать интерес к предстоящей работе в процессе изучения нового раздела....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...