Использование технологии развития критического мышленияТРИЗ-технологий
презентация к уроку по русскому языку
Использование технологии развития критического мышления
ТРИЗ-технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriticheskoe_myshlenie_.ppt | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
(начало урока) Наборное полотно№1 Наборное полотно№2 Наборное полотно№3 Имя существительное Имя прилагательное Глагол Наречие Имя числительное Местоимение Предлог Союз Частица Словосочетание Простое предложение Сложное предложение Сложносочинённое Сложноподчинённое Бессоюзное Союзное Назывное Определённо-личное Неопределённо-личное Безличное Полное Неполное
Сорбонки – карточки небольшого размера, предназначенные для активной тренировки памяти концентрируя внимание только на тех элементах, которые еще не усвоены, ученики прочно и надолго усваивают и запоминают теоретические понятия; экономится время урока на проверку ранее изученного; происходит охват работой всех учеников класса; работая индивидуально, в парах и группах ребята учатся давать оценку себе и своим товарищам; используя индивидуальный подход, можно корректно указать ученику на пробелы в его знаниях.
Верные – неверные утверждения № утверждение до чтения текста после чтения текста 1. 2. 3. 4. 5. 6. Определяют два основных типа словарей: энциклопедические и развлекательные. В энциклопедических словарях даётся описание какого-либо явления, события, биографические сведения известных исторических деятелей, деятелей науки, искусства и т.д. Первые развлекательные словари – толкователи незнакомых слов – появились в древности и были приложением к книгам. Первый толковый словарь вышел в XVI веке. Самым большим словарём русского языка в XIX веке был «Толковый словарь живого великорусского языка» М.В.Ломоносова. Аспектные словари – это словари синонимов, омонимов, антонимов и т.д.
Кластеры звуки гласные согласные ударные безударные сонорные шумные твёрдые мягкие звонкие глухие
Ромашка блума Простой вопрос: «Причастие – это самостоятельная часть речи?» Уточняющий вопрос : «Если я правильно понял, то причастие сочетает в себе признаки глагола с признаками прилагательного?» Интерпретационный (объясняющий) вопрос : «Почему причастия не имеют формы будущего времени?» Творческий вопрос: «Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?» Оценочный вопрос : «Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?» Практический вопрос : «Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?»
Письмо с дырками Восстановите текст Текст – это связанное … на определённую … . В большинстве случаев текст состоит из нескольких …, связанных между собой … и посвящённых одной … . Основные признаки текста. 1. Единство … текста. 2. Наличие … мысли текста. 3. Относительная … текста. 4. Определённый … предложений. 5. … связь предложений в тексте.
Логические цепочки План фонетического разбора слова 1. Записать слово буквами и указать их количество. 2. Затранскрибировать слово. 3. Произнести данное слово. Подсчитать количество слогов и обозначить ударение. 4. Произнося слово вслух, последовательно охарактеризовать каждый звук.
Да-нетка Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг!.. (А.С.Грибоедов) Это служебная часть речи? (нет) Это слово спрягается? (нет) Это слово употреблено во второй предикативной части? (да) и т.д.
Даймонд – это особая форма выполнения творческой работы. Даймонд состоит из 7 строк. Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке. Гипербола Огромная, наибольшая. Преувеличивает, преумножает, расширяет. Гулливера превращает в Мальчика с пальчика. Преуменьшает, умаляет, суживает . Крохотная, наименьшая Литота. Хребтищева Татьяна, 10а класс
Хайку Школьникам можно предложить написать хайку по такой схеме: Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то Строчка 2: Какого? Строчка 3: Как? Снегирь Я видел птицу, Прилетевшую зимой, Красиво… Тоска Я видела деревню С одним домом, Тоскливо… Штанг Юлия, 6а класс
Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме: строчка 1: тема (существительное) строчка 2: определение (2 прилагательных) строчка 3: действие (3 причастия) строчка 4: ассоциации (4 существительных) строчка 5: действие (3 причастия) строчка 6: определение( 2 прилагательных) строчка 7: тема (существительное) Обломов Ленивый, добрый, Лежащий, мечтающий, умирающий. Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина. Работающий, решающий, живущий, Настойчивый, расчетливый Штольц. Шоболова Галина, 10б класс
Штрихи Штрихи пишутся по следующим правилам: 1-я строка. 1 существительное. 2-я строка. 2 прилагательных. 3-я строка. 3 причастия. 4-я строка. 4 глагола. 5-я строка. 5 наречий (или деепричастий) 6-я строка. Сложносочинённое или сложноподчинённое предложения по теме.
Работы учащихся по теме «Весна»: Чувства, Искренние, противоречивые, Чарующие, манящие, дурманящие. Радуют, раскрывают, волнуют, будоражат, Завораживая, вдохновляя, перевоплощая, играя, обещая. Весенние чувства переполняют человека, потому что они возвращают его в царство мечты и надежды. Герасимова Елена, 6а класс Работа с предложенными «стихотворными» формами позволяет: Расширить словарный запас учащихся Проверить знание частей речи Проверить знание теории литературы и русского языка, текста художественного произведения.
Лингвистическая задача Дано: 1)спец..алист,р..комендация,изб..рательный 2)кр..терий, употр..бить,г..сударственный 3)т..рритория, оп..раться, предст..вление 4)мот..вировать, б..зироваться, произн..шение Решение Найти: В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
Рассказ "Зеленая лампа" Александра Грина
Сравнительная характеристика героев , литературных направлений и др. Можно дать в виде таблицы с вопросами. Предмет сравнения Татьяна Ольга Портрет Поведение Отношения с окружающими Отношение к любви Отношение к народной культуре Авторское отношение к героиням
Чтение с остановками
Прием «фишбоун»
Прием «фишбоун»
Учащиеся, овладевающие стратегией «Fishbone», приобретают такие метапредметные компетенции как
Триз - загадка По признакам Алгоритм 1. Выбрать объект 2. Заполнить таблицу какой? (объект) что (кто) такое же? 3. Соединив записанное в обеих колонках таблицы словами но не, прочитать загадку
Триз - загадки По признакам Сложная, но не задача Важная, но не персона Нужная, но не мама Интересная, но не книга (морфология)
Триз - загадка По действиям Алгоритм 1. Выбрать объект 2. Заполнить таблицу что делает? (объект) что (кто) делает такое же? 3. Соединив записанное в обеих колонках таблицы словами а не, прочитать загадку
Триз - загадки По действиям Передаёт, а не одноклассник Сообщает, а не завуч Спрашивает, а не бабушка Побуждает, а не генерал (предложение)
Найди соответствия Запишите предложения, соответствующие схемам: 1. [ ], и [ ]. 2. [ ]:[ ]. 3. [… ,обр.,… ]. 4. [ ],( ). Табунщики переполошились жеребец был ценный донской породы привёзённый из далёкой России . (Ч.Айтматов.) Для собственного спокойствия он решил не надевать тюбетейку и чаще носил её не на голове, а в кармане. (А.Бессараб.) Я хочу знать от кого могу получить объективную информацию. (Л.Обухова.) Окончилось жаркое лето и желтизной вспыхивают леса по которым крадётся осень. (Е.Осетров.) Сзади напирала очередь и раздумывать было некогда. (А.Гайдар.) Что барин по служебной надобности едешь? (О.Добровольский.)
Морфологический анализ 1 2 3 4 5 6 7 8 А -медл- -двиг- -крик- -ех- -уч- -хорош- -пуг- -уклюж- Б ¬ ис- не- за- у- на- пере- вс- без- В ^ -а- -ся -о- -л- -н- -енн- -нн- -е- Г -и -ет -а -о -ит -ы -ть 1) «Соберите» словосочетание : Б 7 А 3 В 5 Г 2 + Б 1 А 7 В 1 В 7 В 3 ( вскрикнет испуганно). Обозначьте и объясните известные вам орфограммы. 2) (Не)медле(н,нн)о уехать . Раскройте скобки, «зашифруйте» словосочетание (Б 2 А 1 В 6 В 3 + Б 4 А 4 В 1 Г 8 )
Морфологический анализ
Реши пропорцию (спит) как убитый = ? = сломя голову = ? крепко темно ? ? молодой = сухой = ? = ? моложе ? веселее ?
.
Впереди меня, вправо от дороги, виднелся какай-то кустик. Когда я подошел поближе, я узнал в кустике такого же «татарина», которого цветок я напрасно сорвал и бросил. Куст «татарина» состоял из трех отростков. Один был оторван, и, как отрубленная рука, торчал остаток ветки. На других двух было на каждом по цветку. Цветки эти когда-то были красные, теперь же были черные. Один стебель был сломан, и половина его, с грязным цветком на конце, висела книзу; другой, хотя и вымазанный черноземной грязью, все еще торчал кверху. Видно было, что весь кустик был переехан колесом и уже после поднялся и потому стоял боком, но все-таки стоял. Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаз. Но он все стоит и не сдается человеку, уничтожившему всех его братий кругом его. Лингвистический анализ текста
В народном восприятии это колючее сорное растение, именуемое татарином (татарником), мордвином, муратом (В.И. Даль), соединяется с представлением о вредном, нечистом, злом.
Существительные Куст, отросток, ветка, цветок, стебель, грязь, кустик, Татарин, рука, грязь, колесо, кусок, тело, рука, глаз, человек, братия.
Прилагательные Татарин, рука, грязь, колесо, кусок, тело, рука, глаз, человек, братия. Красные, черные, грязные, чернозёмная
Глаголы Татарин, рука, грязь, колесо, кусок, тело, рука, глаз, человек, братия. Красные, черные, грязные, чернозёмная Состоял, оторван, отрубленная, сломан, висела, вымазанный, торчал, переехан, поднялся, стоял, вырвали, вывернули, оторвали, выкололи, не сдаётся, уничтожившему.
Тема произведения? Проблемы?
Л.Н. Толстой «Хаджи-Мурат» Но он все стоит и не сдается человеку, уничтожившему всех его братий кругом его.
Лингвистическая задача Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума. Л.С.Сухорукова Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего. И. Г. Милославский Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т. е. наиболее выразительное), и наиболее уместное (т. е. самое подходящее для данного случая ), и, следовательно, стилистически оправданное С.И. Ожегов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие читательского интереса у обучающихся посредством использования технологии развития критического мышления» (из опыта работы)
В данной статье представлена система деятельности педагога на примере фрагментов уроков с применением технологии РКМЧП....
Использование технологии развития критического мышления «Кейсы» на уроке технологии «Чтение схем. Вязание по схеме».
Технология кейсовПрактическое применение технологии кейсов на уроке «Чтение схем. Вязание по схеме»…....
Методические рекомендации использования технологии развития критического мышления при изучении курса биологии для формирования и развития универсальных учебных действий в теме «Царство Растения» (5 класс)
Данный материал может быть использован для проведения урока по биологии в 5 классе. Использована технология развития критического мышления....
«Инновационные методики и технологии в образовании» Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы»
Данная работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках литературы в старших классах, а также выявлены целесообразные методы и при...
Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы
Материал содержит описание опыта работы по прменению технологии развития критического мышления...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....
Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.
Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...