Использование технологии развития критического мышления «Кейсы» на уроке технологии «Чтение схем. Вязание по схеме».
план-конспект урока по технологии на тему
Технология кейсов |
Практическое применение технологии кейсов на уроке «Чтение схем. Вязание по схеме»…. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии развития
критического мышления «Кейсы»
на уроке технологии «Чтение схем. Вязание по схеме».
Содержание
1. | Введение………………………………………………………………………… | 3 | стр. |
2. | Технология кейсов……………………………………………………………… | 4 | стр. |
3. | Практическое применение технологии кейсов на уроке «Чтение схем. Вязание по схеме»…. | 10 | стр. |
4. | Приложения ……………………………………………………………………. | 14 | стр. |
5. | Заключение …………………………………………………………………… | 18 | стр. |
6. | Литература …………………………………………………………………….. | 18 | стр. |
Введение.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать»
(Л.Н. Толстой)
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении
В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:
Информационно – коммуникационная технология
Технология развития критического мышления
Проектная технология
Технология развивающего обучения
Здоровьесберегающие технологии
Технология проблемного обучения
Игровые технологии
Модульная технология
Технология мастерских
Кейс – технология
Технология интегрированного обучения
Педагогика сотрудничества.
Технологии уровневой дифференциации
Групповые технологии.
Технология кейсов
Описание технологии.
Кейсы в образовательном процессе используются более ста лет, однако в Российской образовательной практике данная технология продолжает рассматриваться многими педагогами как инновационная.
Впервые кейс-технология стала использоваться в 1908 г. в Гарвардской бизнес-школе.
Гарвардская юридическая школа считается основоположником кейс-метода, а Христофор Колумб Лэнгделл - пионером case-study. После окончания Гарвардской школы права Лэнгделл продолжил в ней свою работу в качестве научного сотрудника и библиотекаря. В 1870 г. президент Гарварда Чарльз Уильям Элиот назначил его деканом школы права, и Лэнгделл, изучивший огромный библиотечный материал по юриспруденции, немедленно приступил к развитию метода кейсов. Используя сократовский метод, развивая метод проб и ошибок, он предложил студентам работать с первоисточниками (судебными делами, решениями апелляционного суда и др.), а затем делать собственные выводы, представлять собственные интерпретации и анализ. Подход Лэнгделла резко отличался от традиционного обучения (лекций, семинаров и т.д.), и новшество было встречено с огромным сопротивлением. В течение первых трех лет его работы деканом количество студентов снизилась от 165 до 117, но, благодаря поддержке Ч. Элиота, Лэнгделл оставался деканом до 1895 г. К тому времени метод утвердился не только в Гарварде, но и в шести других юридических школах.
Школа бизнеса в Гарварде была основана в 1908 г. В первую программу под названием "Master of Business Administration" (МВА) ("Магистр делового администрирования") был введен обязательный курс - метод ситуационного анализа "Искусство ведения бизнеса" (1912 г.). На курс приглашались владельцы собственного бизнеса с целью представить и обсудить проблемы из их собственной практики. Через два дня каждый студент сдавал письменный отчет, содержащий аналитический разбор проблемы и рекомендуемое решение, затем бизнесмен обсуждал эти отчеты с группой.
"Расцвет" метода ситуаций наступил в 1919 г. с приходом нового декана, банкира Уоллеса Донэма, которому совмещение двух областей знаний (права и бизнеса), знание метода ситуаций позволило предложить преподавателям пересмотреть лекционный подход на "коллекционирование кейсов" и работу с ними. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1921г. в "Отчетах Гарвардского университета о бизнесе", а в 1922 году 85 учебных заведений стали применять их в своей работе. Также Донэм организовал ряд занятий по преподаванию метода ситуаций, и с тех пор Гарвард считается пропагандистом метода кейсов.
В Европейском образовании самой известной по применению кейс - метода стала Манчестерская школа бизнеса, взявшая на вооружение основные идеи Гарварда в начале ХХ века, но развивающаяся своим путем. В Манчестерской традиции описание ситуации более краткое, а решение принципиально открыто и вырабатывается в ходе групповых дискуссий. На современном этапе Манчестерская школа стала уходить от теоретического исследования кейсов к практическому интерактивному обучению, позволяющему вовлекать студентов в решение реальных бизнес-кейсов в действующих компаниях. Студентов устраивают на практику в компании, которые испытывают какие-либо конкретные трудности и ставят перед ними задачу найти способ справиться с проблемой и добиться его реализации.
На современном этапе применение ситуационных задач осуществляется не только в бизнесе, медицине, социологии, а во всех областях человеческих знаний. Преподаватели различных наук применяют кейс-метод не как специализированный курс по исследованию ситуации, а в виде обучающей технологии на занятиях (кейс-технология). "Различные организации многих стран мира (институты, университеты и др.) имеют свои коллекции кейсов. Права на большинство из этих кейсов принадлежат ECCH (European Case Clearing House), созданному в 1973 г. по инициативе 22 высших учебных заведений и являющемуся лидером по сбору и распространению кейсов".
Практика решения бизнес-кейсов попадает в Россию с Запада вместе с первыми управленцами, получившими образование за рубежом, а также со студентами программ стажировок по обмену. В России применять кейс метод в обучении стали в 80-х гг., сначала в МГУ, а затем в академических и отраслевых институтах, позднее - на специальных курсах подготовки и переподготовки. С конца 80-х годов используются переводные (западные) кейсы.
С введением профильного обучения и предпрофильной подготовки технология кейсов стала использоваться и в школьном образовании. Данная технология соответствует принципам системно-деятельностного подхода и поэтому будет, несомненно, востребована в условиях введения ФГОС основного общего образования.
Для начала уточним понятия.
По мнению Т. С. Терновской, кейс (case) — конкретная практическая ситуация, рассказывающая о событии (или последовательности событий), в котором можно обнаружить достаточно проблем. Технология кейсов — педагогическая технология с использованием практических ситуаций (кейсов).
Кейс-стади — форма урока с использованием кейсов. В основе технологии кейсов лежит имитационное моделирование, другими словами, использованию этого метода в обучении учащихся предшествует разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описанием ситуации реальной жизненной или профессиональной деятельности.
В основе разработки ситуации (кейса) лежит:
— констатация ряда событий;
— описание конкретной деятельности или эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия людей, т. е. моделируется соответствующий содержанию обучения процесс в реальных условиях.
Данная технология опирается на следующие дидактические принципы:
1. Индивидуальный подход к каждому учащемуся, учет особенностей познавательных стилей и потребностей, в процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение.
2. Вариативность, данный метод предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу в обучении и возможность выбора.
3. Обеспечение учащихся широким набором наглядных материалов, которые касаются задач, решаемых в кейсах, это приобретает важное значение в связи с недостаточным количеством материалов, используемых в рамках УМК по учебным предметам, либо с большим количеством информации о предмете изучения, но неумением ее использовать и анализировать и делать выводы.
4. Прагматизм в обучении, ибо большой теоретический материал, предоставляемый для обучения, не всегда хорошо логически структурирован и тем самым затрудняет его усвоение, к тому же не всегда соблюдается важное соотношение существенной информации для усвоения и так называемой ≪воды≫, а обучающийся редко может самостоятельно ≪отделить зерна от плевел≫. При работе с кейсами восприятие обучающегося направлено в первую очередь на поиск информации, которая позволит решить проблему, ответить на вопросы.
5. Активность обучения обеспечивается непосредственным вовлечением обучающихся в решение ≪реальных≫ проблем;
6. Умение работать с информацией.
7. Успешности в обучении, которая обеспечивается за счет опоры на сильные стороны обучающихся.
8. Проблемности, проявляющейся опоре на конкретные задачи, возникающие в реальной практике жизни, науки, образования, бизнеса.
Функции, типы и примеры кейсов.
Тип кейса | Характеристика функций кейса | Примеры |
Тренировочный | Тренировка обучаемых навыкам деятельности в изменяющихся ситуациях | Химия: тренировка практических навыков получать разный результат в химических реакциях в зависимости от разных условий |
Обучающий | Овладение знаниями относительно динамичных развивающихся объектов | Анатомия: организм человека и животного |
Аналитический | Выработка умений и навыков аналитической деятельности | Анализ явлений и объектов |
Исследовательский | Получение нового знания относительно развивающихся объектов | Исследовательский проект |
Систематизирующий | Систематизация ситуационного знания | Разнообразные статистические материалы; география: анализ средних температур за определенный период времени в каком-либо регионе. |
Прогностический | Получение сведений о развитии данной системы | Прогноз событий; литература: прогноз развития событий в литературном произведении; экология: возможные последствия решения экологических проблем |
Данная технология способствует формированию различных групп предметных, метапредметных и личностных результатов:
- базовых теоретических знаний;
- базовых знаний по методам и процедурам анализа и исследования различных процессов и явлений;
- навыков участия в дискуссии и работы в малых группах;
- способность к поиску дополнительной информации;
- способность к принятию решений.
Этапы организации урока с использованием кейс-технологии.
Подготовительный | Учитель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую ≪конкретную ситуацию≫ и сценарий занятия |
Ознакомительный (знакомство, информация) | На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации, поэтому очень важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления |
Аналитический (обсуждение, резолюция) | Анализ ситуации в группе. Этот процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные ограничения, за соблюдением которых следит учитель. |
Итоговый (диспут, сопоставление итогов) | Результативность данного метода увеличивается благодаря заключительной презентации результатов аналитической работы разными группами, когда учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов оптимальных решений одной проблемы. |
1. Подготовительный этап — учитель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую ≪конкретную ситуацию≫ и сценарий урока с использованием данной технологии.
Основными целями урока является не только закрепление теоретических знаний, но также предоставление учащимся возможности проявления и развития инициативы, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий, познавательных УУД: аналитических, умений вырабатывать и аргументировать самостоятельные решения.
При разработке или оценке содержания конкретной ситуации важно учитывать ряд обязательных требований:
• пример должен логично продолжать содержание теоретического курса и соответствовать будущим профессиональным потребностям сегодняшних учащихся;
• сложность описанной ситуации должна учитывать уровень возможностей учеников, т. е. быть в меру сложной, чтобы, с одной стороны, быть по силам, а с другой, вызывать желание с ней справиться и испытать чувство успеха;
• содержание должно отражать реальные профессиональные ситуации, а не выдуманные события и факты;
• ученикам должны быть предоставлены четкие инструкции работы над конкретной ситуацией.
2. Ознакомительный этап — на данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной предпрофессиональной и профессиональной ситуации, поэтому очень важно думать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления.
Далее происходит непосредственное знакомство учащихся с содержанием конкретной ситуации, которое может быть индивидуальным или групповым. В этой методике большую роль играет группа, так как вырабатываемые во время обсуждения идеи и предлагаемые решения являются плодом совместных усилий. По этой причине, возможно, и ознакомление с описанием конкретной ситуации тоже полезно выполнить в малой группе.
3. Аналитический этап — после знакомства учащихся с предоставленными фактами начинается их анализ в групповой работе. Этот процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные ограничения, за соблюдением которых следит учитель.
Продуктивность групповой аналитической работы обеспечивается применением специфических приемов организации групповой работы и структурированием работы по определенному алгоритму, который в виде инструкции или ряда вопросов предлагается ученикам. Рекомендации могут быть такими:
— анализ ситуации целесообразно начинать с выявления признаков проблемы;
— корректная постановка проблемы требует ясности, четкости, а главное краткости формулировки;
— успех в решении проблемы зависит от выработки различных способов действий в данной ситуации — альтернатив;
— необходимым условием для принятия окончательного решения является разработка критериев решения проблемы — требований к содержанию альтернатив и их обоснование;
— при выборе лучшего решения (альтернативы) нужно опираться как на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, так и на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;
— при составлении программы деятельности нужно ориентироваться на первоначальную цель и реальность ее воплощения.
4. Итоговый этап — результативность данного метода увеличивается благодаря заключительной презентации результатов аналитической работы разными группами, когда учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов оптимальных решений одной проблемы. В определенной мере такой прием помогает расширению индивидуального опыта анализа и решения проблемы каждым учеником.
Технологическая карта урока «Чтение схем. Вязание по схеме»
УМК: Учебник Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В. Синица, В.Д. Симоненко
Ссылки.
Заключение.
Использование на уроке кейс-технологии позволяет объединить в себе одновременно и игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Кейс технологии противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п
Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
При использовании кейс–технологий на уроке у учащихся происходит
· Развитие навыков анализа и критического мышления
· Соединение теории и практики
· Представление примеров принимаемых решений
· Демонстрация различных позиций и точек зрения
Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы:
· анализировать информацию,
· сортировать ее для решения заданной задачи,
· выявлять ключевые проблемы,
· выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.
Кроме того, учащиеся:
· Получают коммуникативные навыки
· Развивают презентационные умения
· Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения
· Приобретают экспертные умения и навыки
· Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы
· Изменяют мотивацию к обучению
Литература
1.Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 160с.:ил.
3.Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О. Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, О. А. Ивашедкина, Т. Б. Казачкова, О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. — Санкт-Петербург : КАРО, 2015. — 176 с. — (Серия «Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования»).
4.Логвинова И.М.. Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. — 2011. — № 12. — С. 12–18.
5.Интернет-источники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности. Если в системе использовать технологию развития критического мышл...
Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка
Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...
Использование технологии критического мышления на уроках технологии
Подробное описание технологии критического мышления....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/20/picture-319550-1392906851.jpg)
Методические рекомендации для молодых специалистов по теме: «Использование технологии критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма»
Цель: формирование навыков смыслового чтения при работе с текстовой информацией.Задачи:1. Познакомить молодых учителей с методами технологии РКМЧП.2.Углубить знания молодых педагогов о методах и прием...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/04/picture-661962-1441378571.jpg)
«Инновационные методики и технологии в образовании» Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы»
Данная работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках литературы в старших классах, а также выявлены целесообразные методы и при...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/10/picture-479211-1410347686.jpg)
Методическая разработка "Технологическая карта урока по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую " (использование технологии критического мышления на уроке информатики в 8 классе)
Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образова...
Презентация к уроку по географии "Ветер" для 6 класса (урок с использованием технологии критического мышления)
Здесь представлена презентация урока с использованием технологии критического мышления...