Разработка урока "Обособление уточняющих членов предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Цели: отработать умение употреблять в устной речи и находить на письме уточняющие члены предложения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 58.5 КБ |
prezentatsiya.ppt | 253 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обособление уточняющих членов предложения (8 класс).
Цели:
I. Образовательные:
1)отработать умение употреблять в устной речи и находить на письме уточняющие члены
предложения;
2)закрепить навыки постановки знаков препинания при уточняющих членах предложения
на письме и правильного чтения в устной речи.
II. Развивающие:
активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы, развивать память, внимание, быстроту реакции.
Ход урока.
I. Актуализация.
1. Буквенный диктант.
На слух записать первые буквы слов грамматических основ:
Храпит у костра усталый охотник. Рассветает. Первым очнулся Шурик. Отлично отдохнул!
(хорошо)
2. Цели урока.
Хорошо – ключевое слово на сегодняшнем уроке.
Сегодня мы должны:
- познакомиться и хорошо изучить новую тему;
- хорошо и активно работать на уроке;
- показать хорошие знания в конце урока.
II. Введение в тему.
1.Заполнение «слепой» таблицы.
Обстоятельство | ||
Вопросы косвенных падежей |
- Как определить, каким членом предложения является слово?
- Вывод по таблице.
2. Работа с доской.
1) Записать только те предложения, в которых есть обстоятельства. Подчеркнуть их.
Определить их вид. (В случае затруднения обращаться к учебнику, стр.79.)*
1) Постепенно гаснут в небе звезды.
2) Проходит летняя гроза.
3) Воздух чист и прозрачен.
4) Золотая осень землю наряжает.
5) Завтра мы пойдем в лес за грибами.
Вывод.
2) В каком предложении есть определение, дополнение?
III. Объяснение нового материала.
1. На доске остались предложения:
Постепенно гаснут в небе звезды.
Золотая осень землю наряжает.
Завтра мы пойдем в лес за грибами.
- Попробуйте конкретизировать данные члены предложения, сделать их более точными,
ясными.
Постепенно – очень медленно.
Завтра – после работы.
За грибами – подосиновиками и подберезовиками.
Золотая – с жёлтыми листьями.
- Какие члены предложения называют уточняющими?
- Какие члены предложения могут выступать в роли уточняющих?
- Выделение в устной речи, постановка запятых в письменной.
2. Работа с таблицей.
Запятые в предложениях с уточняющими членами предложения.
Обособляются слова и словосочетания,
уточняющие смысл предшествующих
слов;
1)уточняющие обстоятельства
места, Далеко, в лесу, раздавались удары топора.
времени, Поздно вечером, часов в десять, я вышел в сад.
образа действия; Он наивно, по-детски, вытер пальцами глаза. 2)уточняющие
- определения со значением Длинная, в несколько вёрст тень, ложилась от гор
цвета, размера, возраста и др., на степи.
- приложение с союзом или (= то есть); Это был Иван Фёдорович, или попросту Ваня.
3)уточняющие дополнения
(с предлогами кроме, помимо,
вместо, включая, за исключением, За исключением отдельных учеников, все в нашем
наряду с и др.) классе учатся хорошо.
IV. Закрепление.
1.Уточнить предложения (запись на доске).
(Обстоятельство времени) + проходят занятия кружка юннатов (словарная работа).
(Обстоятельство места) + поднималось солнце.
(Обстоятельство образа действия) + раздался оглушительный звук.
Красивая птица встретилась нам по пути.
Бабушка очень любила грибы.
2.Дифференцированное задание.
I группа – придумать свои предложения, используя таблицу, на каждый вид уточнения (можно использовать материал учебника упр. 330, 331); при проверке зачитать вслух.
II группа – списать предложения, расставить знаки препинания – упр. 332 (4,5,6).
Проверка с обратной стороны доски.
Итог.
V. Первичная проверка.
Выписать предложения, которые имеют уточняющий член предложения, расставить знаки препинания (предложения записаны на доске).
1)Весной в лесу особенно хорошо.
2)Весной в начале мая в лесу особенно хорошо.
3)Рано-рано на мгновенье зарделось окошко (словарная работа).
4)Рано-рано румяной зорькою на мгновенье зарделось окошко.
- У кого правильно?
Итог.
VI. По следам ошибок.
В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
( Предложения написаны на карточках, лежащих перед каждым учащимся.)
1)Болото было покрыто мелким ольшаником, или порослью ольхи.
2)Всходила ясная луна, и звёзд на небе становилось больше.
3)Дополнение – второстепенный член предложения.
4)Вечером, на детской площадке, играли весёлые малыши.
VII.Итог. Поиграем!
Угадайте слово, используя предложения предыдущего задания.
1)В первом предложении найдите сказуемое, возьмите у него приставку.
2)Из определения второго предложения возьмите корень.
3)Добавьте суффикс подлежащего третьего предложения.
4)Окончание возьмите у обстоятельства четвёртого предложения.
(по-ясн-ени-е)
- Как это слово связано с темой сегодняшнего урока?
- Какие члены предложения называются уточняющими?
- Какие члены предложения могут быть уточняющими?
- Как они выделяются на письме, в устной речи?
VIII. Проверка (диагностика).
Работа по карточкам.
Расставьте знаки препинания при обособлении уточняющих членов предложения.
I вариант.
1. Внизу в закурившемся тумане шумел лес.
2. Мы помимо судовых работ занимались ещё погрузкой угля.
3. У забора на груде досок уже поджидали Васька и Сашка.
4. Однажды уже в сентябре мы получили письмо.
5. Вопреки воле родителей она отложила подготовку к экзаменам.
II вариант.
1. Известно, что смерчи или водяные столбы разбивают ядрами с кораблей.
2. Внизу в закурившемся тумане глухо шумел лес.
3. За исключением отдельных учеников все учатся хорошо.
4. Многие газы например водород легче воздуха.
5. Мы беседовали хорошо по-дружески.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Х рапит у костра усталый о хотник. Р ассветает. Первым о чнулся Ш урик. Отлично о тдохнул! (хорошо)
Обстоятельство Вопросы косвенных падежей.
Определение Дополнение Обстоятельство Какой? Чей? Вопросы косвенных падежей. Где? Когда? Откуда?
Запятые в предложениях с уточняющими членами. Обособляются слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов: 1. Уточняющие обстоятельства - места, - времени, - образа действия. 2. Уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста и пр.; приложения с союзом или (= то есть). 3.Уточняющие дополнения (с предлогами кроме, помимо, вместо, включая, за исключением, наряду с и пр.). Где? Где именно? Далеко, в лесу, раздавались удары топора. Когда? Когда именно? Поздно вечером, часов в десять, я вышел в сад. Как? Как именно? Он наивно, по-детски, вытер пальцами глаза. Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи. = то есть Это был Иван Федорович, или попросту Ваня. За исключением отдельных учеников, все в нашем классе учатся хорошо.
Выписать предложения, которые имеют уточняющий член предложения, расставить знаки препинания. Весной в лесу особенно хорошо. Весной в начале мая в лесу особенно хорошо. Рано-рано на мгновенье зарделось окошко. Рано-рано румяной зорькою на мгновенье зарделось окошко. Он встряхнул кудрями и самоуверенно с вызовом глянул вверх.
I вариант. 1. Известно, что смерчи, или водяные столбы, разбивают ядрами с кораблей. 2. За исключением отдельных учеников, все учатся хорошо. 3. Внизу, в закурившемся тумане, глухо шумел лес. 4. Многие газы, например водород, легче воздуха. 5. Мы беседовали хорошо, по-дружески. II вариант. 1. Внизу, в закурившемся тумане, шумел лес. 2. Мы, помимо судовых работ, занимались ещё погрузкой угля. 3. У забора, на груде досок, уже поджидали Васька и Сашка. 4. Однажды, уже в сентябре, мы получили письмо. 5. Вопреки воле родителей, она отложила подготовку к экзаменам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» , 8 класс.
Урок "Уточняющие члены предложения и их обособление" является вторым в рамках данной темы, его дидактическая цель - закрепление умения опознавать уточняющие члены предлож...
Конспект урока по теме "Осложнённое предложение. Пунктуация при обособленных определениях, обстоятельствах, при вводных словах, уточняющих членах предложения"
Урок русского языка в 11 классе в рамках подготовки к ЕГЭ...
Разработка урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные уточняющие члены предложения"
в разработке дано понятие об обособлении уточняющих членов предложения, цель урока: научить их видеть в предложении, расставлять знаки препинания...
Осложнённое предложение. Пунктуация при обособленных определениях, обособленных обстоятельствах, при вводных словах, уточняющих членах предложения, обособленных дополнениях. Обобщающее повторение
Урок русского языка в 11 классе в рамках проверки по подготовке ЕГЭ с применением ИКТ....
«Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения».
laquo;Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения»....
Уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены. Смысловые и интонационные особенности уточняющих членов предложения.
Маршрутный лист дистанционного урока...
Презентация к уроку русского языка "Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения".
Данная презентация содержит как теоретический материал, так и задания для закрепления темы....