Урок-обобщение «Её Величество Лексика»
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-razmyshlenie_po_skazke-byli_a.platonova_neizvestnyy_tsvetok_6_klass.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?
(Урок-размышление по сказке-были А.Платонова «Неизвестный цветок»).
Цели: 1.Дать понятие сочувствия и сострадания.
2.Научить понимать содержание сказки, работая над составлением кластеров, постигая образ цветка через слово.
3.Учить постигать нравственный смысл сказки-были.
Оборудование: портрет А.Платонова, слайды (эпиграф, словарная работа, «Нравственные заповеди…»), «Уроки бабочки» - ИКТ.
Эпиграфы к уроку: 1.Имей сердце, имей душу, и будешь человек во все
времена.
2. Сочувствие-душа человечности.
А.Круглов
Ход урока.
1.Читается начало сказки учителем.
2.Вступительное слово учителя.
Не думайте, что сказка-забава, несерьёзное дело для умного человека. Давайте прислушаемся к тихому древнему и мудрому голосу сказки. Взрослые выдумывают, маленьким сказывают, а маленькие слушают и верят. Верят тому, чего и быть не могло. И не думайте, что взрослые умны, а дети глупы. Человек спрашивает сказку о смысле земной жизни. Именно такие сказки любил сочинять А.Платонов. Он жил в первой половине нашего века, его давно уже не стало, но каждый год выходят его книги для взрослых и детей. Наверно, ему в детстве никогда не говорили: «Ты ещё не дорос, это тебе не по уму». Он нам рассказывает о маленьких, а уважает их как больших. И они тоже начинают себя уважать и думать, что они главные на этой земле. Им, как и нам, всё интересно: большое и маленькое, приятное и страшное, и животные, и цветы. Бывают книги, которые мы читаем залпом. Андрея Платонова надо читать спокойно и внимательно, потому что у него важно каждое слово и как они стоят друг с другом рядом. Только при внимательном чтении мы сможем узнать про самих себя такое, до чего никогда не додумались бы сами. Для детей у него вышло более 20 книг. Сказку «Неизвестный цветок» он написал сразу после войны, а опубликована она была после его смерти. Мы уже вглядывались в его портрет. Он философ, мудрец, оставивший нам много загадок. Его сказки просты и глубоки, как сама русская душа.
3.Вызов интереса.
А теперь давайте окунёмся в сказочно цветущий сад, где полным-полно цветов. Глазки закрыли. Что вы «видите», что ощущаете?
-Составление кластера №1.
Благоухание------------- ----------------радоваться
Свежесть---------------- Цветы --------------- улыбаться Аромат ------------------ --------------дарить
Пышность-------------- ---------------забыться
4.Беседа.
-Почему рассказ имеет подзаголовок «Сказка-быль»? Что в рассказе сказка, а что быль?
-Чтение 2-го абзаца рассказа.
-Какие части речи преобладают в этом абзаце? С какой целью использует их автор? К чему стремился цветок?
-Как показывается цветок в рассказе? Составление кластера №2.
Неизвестный---------неизвестный--------маленький
Слепой---------------------цветок---------------трудолюбивый
Одинокий----------- ----------живой
Терпеливый-------- ------------настоящий
-На вопрос «Как тебя зовут?» цветок отвечает: «Меня никто никак не зовёт» Почему цветок неизвестный? (Подчёркивается одиночество).
-Почему цветок находит именно маленькая Даша?
(Во-первых, этому «бедному» цветку должен был кто-то помочь, посочувствовать; во-вторых, А.Платонов очень любил детей и считал, что дети понимают жизнь сердцем.)
-Что сделали дети и Даша, чтобы помочь неизвестному цветку?
5.Словарная работа (записывается в тетради) (Слайд)
Сострадание - сочувствие чужому страданию, участие, возбуждённое горем, несчастьем другого человека.
Сочувствие - 1.Отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному; сострадание. 2.Одобрительное отношение к чьему-либо начинанию, чувству, личности и настроению. Признание и поддержка кого-либо и чего-либо, чувство солидарности.
-Какое слово имеет более широкое значение?
-Встречались ли вам люди, которые проявили бы чувства сострадания и сопереживания к кому-нибудь или к чему-либо?
-Нужны ли эти качества в наши дни?
6.Просмотр слайдов «Уроки бабочки».
-Что символизирует неизвестный цветок и бабочка?
(Символ непохожести, беззащитности и силы одновременно, символ воли к жизни, символ мечты о гармонии).
-Нужна ли помощь маленьким существам?
-Как вы понимаете эпиграф к данному уроку?
7.Итоги урока.
«Неизвестный цветок» - последний рассказ А.Платонова, который писал его уже тяжело больным. Он подарил его своей 6-летней дочке Маше. Получилось своеобразное завещание. Какие нравственные заповеди оставил А.Платонов потомкам в своих рассказах? (Слайд)
-Записываются в тетради нравственные заповеди.
Никто на земле не лишний, что каждый «всему свету нужен». Ничто не проходит бесследно, из праха появляется прекрасный цветок; если человек дарит доброту, она согревает сердца людей, делает их жизнь светлее, усиливая веру в прекрасное.
8.Домашнее задание.
Читаем в рассказе: «Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовёт её к себе безмолвным голосом своего благоухания». Что же хотел сказать Даше цветок-сын? Напишите сочинение-миниатюру от лица цветка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - обобщение по русскому языку в 5 классе по теме"Лексика"
В игровой форме учащиеся обобщают материал по теме "Лексика"....
Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)
Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное". Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....
Разработка урока-обобщения по теме "Лексика"
Обобщение по теме "Лексика"...
Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)
Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...
Урок-обобщение знаний по теме Лексика 5 кл
Тип урока: урок-игра. Цели урока: проверить степень усвоения учащимися знаний по разделу "Лексика", развивать быстроту мыслительных операций, воспитывать любовь к родной речи....
Открытый урок-обобщение по теме "Лексика"
Цели урока:1) Повторить понятие о лексике, как о разделе науки о языке; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике;2) Продолжить формировать умение определять лексическое значение слов;с...