Урок - обобщение по русскому языку в 5 классе по теме"Лексика"
тест по русскому языку (9 класс) на тему

Краснихина Галина Викторовна

В игровой форме учащиеся обобщают материал по теме "Лексика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.5_klass_leksika.doc33.5 КБ
Microsoft Office document icon test_k_uroku_ssp.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра по теме «Лексика».

Цель урока: повторить изученное по теме «Лексика» в форме игры-сказки.

Оборудование урока: картинки, рисунки, вырезанные из картона человечки, изображающие синонимы, антонимы, омонимы.

                                            Ход урока.

На доске нарисован сказочный теремок.

В чистом поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Учитель: ответ на этот вопрос можно найти, разгадав загадку:

                Не мед, а ко всему липнут. (слова)

Опрос:

1. Как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный состав русского языка?

2. Для чего служат слова?

Письменная работа с тексом:

Возят почту корабли,

Самолеты, поезда,

Мчат во все концы земли:

В степи, в горы, в города.

Почту в дальние районы

Доставляют почтальоны.

               (М. Белкина)

Задания к тексту:

1. Объясните орфограммы и пунктограммы.

2. Найдите слова, которые служат для обозначения предметов, признаков, действий.

3. Определите лексическое значение слов почта и почтальон. С помощью толкового словаря выясните, однозначными или многозначными являются эти слова

-Угадайте,- говорит учитель, кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по извилистой тропинке и вот-вот подойдет к теремку?

                                         (на доску прикрепляется рисунок)

- Это всем известный почтальон Печкин! Давайте, ребята, поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию.

Как вы понимаете значение этого слова?

Выяснив значение слова корреспонденция, класс вместе с учителем приступает к вручению писем адресатам. В процессе этой работы формулируются задания для учащихся.

Учитель: Пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова?  (синонимы)

На стук вышел один из братьев, проживающий в квартире №1. Зовут его Смелый.

Задание № 1

Назовите имена остальных братьев. ( Храбрый, Мужественный, Отважный, Бесстрашный)

Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал вслух: «Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам».

Задание №2

Отредактируйте текст, используя синонимы.

«После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать».

Учитель: Жильцов квартиры номер два

                 Застать сумели мы едва.

                 Они стояли у порога,

                  Уже готовые в дорогу.

Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один грустный, другой тонкий, один грустный, другой веселый. (антонимы)

Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо – и чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождем или в речке тонуло.

Задание №3

Помогите братьям прочитать письмо.

«Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми…»

Учитель: Окна квартиры №3 распахнуты настежь. Веселая песенка, которая льется оттуда, поможет угадать вам, кто там живет.

 Мы – слова из русской речи, из родного языка

Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность, ты до смысла доберись

Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.

Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.

                                              (Я.Козловский)

Омонимам почтальон Печкин принес их любимый журнал «Мир».

Задание №4.

Пользуясь словарем, определите значение слова мир. Составьте предложения с этими омонимами.

Давайте заглянем в этот журнал, там много интересного.

Чтение текста И.Верзилина «Юмореска».

Задание №5

Объясните, почему произошла ошибка. С какой целью используются омонимы в художественной литературе? (средство создания юмора)

Учитель: А под самой крышей находится мансарда. (Выясняется значение этого с

Там идет заседание Общества  любителей образного слова. Собрались здесь                         необыкновенные слова, пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие.

Эти «слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливается, и равнодушно холодом дышать» (Я.Козловский)

Что это за слова? (Слова, использованные в переносном значении) Для них почтальон Печкин принес бандероль. (определяется значение этого слова). Она предназначена для любителей поэзии. Это сборник стихов. Давайте откроем его.

Задание №6.

Найдите слова, использованные в переносном значении.

Усталое солнце по небу гуляет.

Ленивая туча над лесом скучает.

На сонной березе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

                                    (А.Громова)

Задание №7

Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: «Пришла волшебница-зима», «Бежал веселый ручеек», «Гулял по лесу ветер».

Учитель: Опустела сумка почтальона Печкина.

                 Давайте снова ее заполним. Пишут письма обитатели теремка, напишите и вы  

                 Жильцам теремка – это ваше домашнее задание.



Предварительный просмотр:

1.

Укажите   правильное   объяснение   постановки   запятой или  её отсутствия   в предложении


1  Многие   годы  Коперник   держал  в  тайне   свое  удивительное  открытие  (    ) 

и  сообщил  о  нем  только   самым  близким  друзьям.


2. Я  ни  скем   не   собираюсь   спорить   по  этому  поводу  (  ) и  заранее    готов  согласиться   со  всеми  возражениями.


3  Я  протянула руку, взяла   клочок  сена,  окунулась   в  него  лицом (  ) и  сухие  травинки   небольно  укололи   мои  щеки.


 4. Длинное   удилище  вдруг   вырывалось  из  полутьмы (   ) и  наживка  с  легким   плеском   падала  в воду.. 


  5. Кривые  тихие  улицы   поднимались  в  гору  (  )  и  в  трещинах   старых  плит  росла  трава.

 

1. Простое  предложение  с  однородными  членами  перед   союзом   И  запятая  не  нужна.

2. Сложносочиненное  предложение,  перед союзом   И   запятая  не  нужна.

3. Сложносочиненное  предложение,  перед  союзом  И  нужна  запятаяю

4. Простое  предложение  с однородными  членами,  перед  союзом И  нужна  запята


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Русский язык" 6 класс, по темам: "Лексика","Морфемика,"Морфология,"Синтаксис".

Закрепление изученного материала за курс 6 класса по основным разделам русского языка.К тестам прилагаются ответы....

Урок-презентация по русскому языку. 7 класс. Тема: Урок-обобщение по теме «Наречие»

Вопросы урока: 1. Грамматическое значение наречий.2. Лексико-грамматические разряды.3. Способы образования, сравнительная форма наречий.4. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.5...

Урок-игра по русскому языку 7 класс Тема: «Обобщение по теме «Наречие»

Урок  в игровой форме поможет повторить материал по тме "Наречие"....

Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"

Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...

Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"

Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...

Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"

Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...

Тест по русскому языку 5 класс по теме "Лексика"

Данный тест позволяет проверить знания учеников; развивать орфографические и пунктуационные навыки, навыки работы с тестами; формируется навык самоконтроля и самоанализа....