Разработка урока-обобщения по теме "Лексика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока «Повторение раздела «Лексика» Тип урока – обобщение и систематизация изученного. Цели урока:
Оборудование урока: таблицы, карточки, толковые словари, интерактивная доска, проектор, учебник Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. «Русский язык», 5 класс. Методы: словесный, наглядно- иллюстративный, частично- поисковый. Планируемый результат: в ходе урока обучающиеся научатся распознавать синонимы, омонимы, антонимы в текстах и использовать их в письменной и устной речи; определять лексическое значение слова. Ход урока
Приветствие учеников учителем. Учитель: В стране родного языка
-Ребята, мне хочется, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, а я вам в этом помогу, но будьте внимательны! Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку. Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять? А выручить меня готово любимое, родное… (Слово!) - Ребята, как вы думаете, а что такое слово? -А для чего служат слова, что они обозначают? (Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.) - Можете ли вы сейчас сформулировать тему нашего урока? Чем мы сегодня будем заниматься? -Да, речь пойдёт о словах, а точнее о лексике. Мы изучили все темы этого раздела, поэтому сегодня займемся повторением и обобщением изученного. А цель нашего урока- закрепление всех ваших умений по изученному разделу «Лексика». (Запись числа, темы урока «Повторение по теме «Лексика».) 3. Проверка домашнего задания. Внимательно прослушайте вопрос и запишите нужные цифры и буквы в тетрадь. ( Вопросы высвечиваются через проектор).
а) лексика; б) лексикология; в) лексическое значение? 2) Раздел лингвистики, изучающий лексику: а) лексика; б) лексикология; в) лексическое значение слова? 3) Слова, имеющие одно лексическое значение: а) многозначные; б) однозначные; в) двузначные? 4) Слова, имеющие несколько лексических значений: а) двузначные; б) однозначные; в) многозначные? 5) Слова с переносным значением: а) однозначные; б) метафоры; в) эпитеты? 6) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению: а) синонимы; б) омонимы; в) антонимы? 7) Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками значений: а) синонимы; б) омонимы; в) антонимы? 8) Слова, противоположные по значению: а) антонимы; б) синонимы; в) омонимы? Проверка. На проекторе появляются правильные ответы– обучающиеся обмениваются тетрадями и проверяют работы. Напротив правильного ответа поставьте «+», оцените свои знания по пятибалльной системе: всё верно – «5», 1-2 неверных ответа – «4», 3-4 неверных – «3». Учитель: Итак, мы вспомнили основные изученные нами понятия, а теперь сделаем зарядку для глаз и немного отдохнем.
Задание. Заполнить таблицу предложенными словами (однозначные и многозначные), используя магниты. Ребята по одному выходят к доске и распределяют слова по группам. Бежать, брошюра, вал, кисть, игла, кнопка, шляпка, барабанить. 1в. составляют словосочетания со словами в прямом значении, 2в.- со словами в переносном значении. Можно пользоваться словарем. Фронтальный опрос. Учитель: Воспоминанья о былом Мы ворошим теперь все реже. И за обеденным столом Не делим хлеб, а просто режем. Притом, забыв про нож неострый, Ворчим, что хлеб немного черствый, А сами, может, в этот час Черствей его во много раз. (Н.Суворов «Хлеб»). - О чем это стихотворение? - Как вы думаете, о каком времени идет речь в стихотворении? Почему? 5.Работа со словарём. Определить лексическое значение слов хлеб, черствый. В словаре С.И.Ожегова сказано, что хлеб – это 1)пищевой продукт, выпекаемый из муки; 2)зерно, из которого делают муку. Черствый - это 1)засохший, твердый; 2)не отзывчивый, бездушный. -Составьте предложения с каждым из значений этих слов (устные ответы учащихся). 6.Работа по карточкам. 1в. Что такое синонимы? Вот за окошком выпал снег Пушистый, мягкий, белый- белый… Он падал медленно на брег, Всё не спеша укутал белым. Укрыл он реки и поля И спрятал все под покрывало… Как нарядилась же земля, Как все вокруг нарядным стало! (Найти и подчеркнуть как члены предложения синонимы. Какое слово сейчас мы не употребляем, но его значение нам понятно?) 2в. Что такое омонимы? Как-то два ученика Разговаривали так. Говорит один мальчишка: - Вон висит на елке шишка! А второй уж отвечает: - Шишка лишь на лбу бывает! Первый снова говорит: - Слышишь, ключ в лесу шумит? - Ключ замок лишь открывает, В лесу его не бывает! (Кто из мальчиков прав? Почему? Подчеркните омонимы как члены предложения). 3в. Что такое антонимы? Далеко в лесной избушке Жили добрые старушки. С ними жил и черный кот, Грея шерстку у ворот. Белый день когда настал- К ним злой волшебник прибежал. Уж близко к дому подошел, Но никого в нем не нашел… (Подчеркнуть антонимы как члены предложения). Карточки ребята сдают учителю. 7. Физкультминутка. 8.Упражнение на логическое мышление и развитие восприятия, внимания. Расставьте запутавшиеся буквы по своим местам, составьте словосочетания (устно) с полученными словами. Как называются встретившиеся нам слова? Разъясните их значения. Составьте с данными словами предложения. КУЛ – ЛЮЧК – САКО 9.Работа по орфоэпии: (расставить правильно ударение). Слова записаны заранее на доске. Дети записывают слова в тетради. Четко проговаривать слова при ответе. БаловАть, одноврЕменно, досУг, ржАвЕть, звонИт, Иконопись, мастерскИ, красИвее, облегчИть, хвОя, принУдить, включИт, щавЕль. (Проверка с объяснением лексического значения слов) 10. Самостоятельная работа в группах. Задания для первой группы:
Обл…тели листья с клёна, Клён от хол…да др…жит. На доро…ке у б…лкона З…л…той к…вёр л…жит. Ставит дождь на окна точки, А по кр…ше без к…нца Б…р…банят м…л…точки, Лужи зябнут у крыльца. Задание для второй группы: объясните значение фразеологических оборотов, составить текст с данными словосочетаниями, приготовьте иллюстрации. Валится из рук (не получается); клевать носом (засыпать); идти в ногу (согласованно); вставлять палки в колёса (мешать); давать слово (обещать); в двух словах (сжато); бросать слова на ветер (обещать напрасно); Задание для третьей группы. Продолжи пословицу, подчеркни антонимы, составьте небольшой текст, приготовьте иллюстрацию. Старый друг лучше………… Мир строит, а ………. За маленьким погнался - ……… Лучше горькая правда, чем…… Ученье – свет, а….. Семь раз отмерь, а….. 11. Подведение итогов урока. Всему название дано- И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным- полно, А безымянных нету! И все, что может видеть глаз- Над нами и под нами,- И все, что в памяти у нас,- Означено словами. Они слышны и здесь, и там, На улице и дома: Одно- давно привычно нам, Другое- незнакомо… Язык и стар, и вечно нов! И это так прекрасно- В огромном море- море слов- Купаться ежечасно! * Помните о том, как богат и могуч наш язык, а наша задача научиться использовать в своей устной и письменной речи все огромные его ресурсы. 12. Домашнее задание: написать мини- сочинение на свободную тему, используя в нем слова в переносном значении. 13. Выставление оценок. Рефлексия. «Я понял…», «Было особо интересно…», «Это очень важно…» Учитель создает положительную мотивацию: благодарит детей за проявленное старание, отмечает успехи каждого. | |
Литература.
- Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. –М : «Просвещение» ,2010.
- Русский язык. Проектная деятельность учащихся. (Г.В.Цветкова) –Волгоград , 2009.
- «Поэзия норм и правил». В.Н.Ивлева. –М .: «Просвещение»,2008.
- Поурочные разработки по русскому языку в 5 классе. Н.В.Егорова. М.: ВАКО, 2009.
- Русский язык :ЕГЭ-2010 .А.Ю.Бисеров ,Н.В.Соколова .-М.:АСТ Астрель,2010.
- ГИА -2013:Экзамен в новой форме :Русский язык :9 класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме . Г.Т.Егораева. – М.: «Экзамен», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.
Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....