Разработка урока-обобщения по теме "Лексика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Обобщение по теме "Лексика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Рейтинг@Mail.ruТема урока «Повторение раздела «Лексика»

Тип урока – обобщение и систематизация изученного.

Цели урока:

  • обобщение  и систематизация  знаний, полученных  в процессе  изучения  данной  темы;
  • обогащение  словарного  запаса обучающихся;
  • коррекция речи, памяти, внимания, мышления, навыков самоконтроля;
  • развитие речевой и мыслительной деятельности обучающихся;
  • воспитание  потребности  пользоваться  словарём;
  • воспитание гармонически развитой, лингвистически компетентной личности.

Оборудование урока: таблицы, карточки, толковые словари, интерактивная доска, проектор, учебник Ладыженской Т.А., Баранова М.Т.  «Русский язык», 5 класс.

Методы: словесный, наглядно- иллюстративный, частично- поисковый.

Планируемый результат: в ходе урока обучающиеся научатся распознавать синонимы, омонимы, антонимы в текстах и использовать их в письменной и устной речи; определять лексическое значение слова.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие учеников учителем.

Учитель:

В стране   родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

  1. Цели урока.

-Ребята, мне хочется, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, а я вам в этом помогу, но будьте внимательны!

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое,  родное…

(Слово!)

- Ребята, как вы думаете, а что такое слово?

 -А для чего служат слова, что они обозначают?

(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)

- Можете ли вы сейчас сформулировать тему нашего урока? Чем мы сегодня будем заниматься?

-Да, речь пойдёт  о словах, а точнее о лексике. Мы изучили все темы этого раздела,  поэтому  сегодня займемся повторением и обобщением изученного.

  А цель нашего урока- закрепление всех ваших  умений по изученному разделу «Лексика».

(Запись числа, темы  урока «Повторение по теме «Лексика».)

3. Проверка домашнего задания.

Внимательно прослушайте вопрос и запишите нужные цифры и буквы в тетрадь. ( Вопросы высвечиваются через проектор).

  1. Словарный состав языка называется …:

а) лексика; б) лексикология; в) лексическое значение?

 2)      Раздел лингвистики, изучающий лексику:

         а) лексика; б) лексикология; в) лексическое значение слова?

3)      Слова, имеющие одно лексическое значение:

         а) многозначные; б) однозначные; в) двузначные?

 4)      Слова, имеющие несколько лексических значений:

         а) двузначные; б) однозначные; в) многозначные?

5)      Слова с переносным значением:

         а) однозначные; б) метафоры; в) эпитеты?

6)      Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению:

        а) синонимы; б) омонимы; в) антонимы?

7)      Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками значений:

        а) синонимы; б) омонимы; в) антонимы?

8) Слова, противоположные по значению:

       а) антонимы; б) синонимы; в) омонимы?

Проверка.

На проекторе появляются правильные ответы– обучающиеся обмениваются тетрадями и проверяют работы. Напротив правильного ответа поставьте «+», оцените свои знания по пятибалльной системе: всё верно – «5», 1-2 неверных ответа – «4», 3-4 неверных – «3».

Учитель: Итак, мы вспомнили основные изученные нами понятия, а теперь сделаем зарядку для глаз и немного отдохнем.

  1. Работа с наглядным материалом. (На интерактивной доске таблица).

Задание. Заполнить таблицу предложенными словами (однозначные и многозначные), используя магниты. Ребята по одному выходят к доске и распределяют слова по группам.

Бежать, брошюра, вал, кисть, игла, кнопка, шляпка, барабанить.

1в. составляют словосочетания со словами в прямом значении,

2в.- со словами в переносном значении. Можно пользоваться словарем. Фронтальный опрос.

Учитель: 

Воспоминанья о былом

Мы ворошим теперь все реже.

И за обеденным столом

Не делим хлеб, а просто режем.

Притом, забыв про нож неострый,

Ворчим, что хлеб немного черствый,

А сами, может, в этот час

Черствей его во много раз.

(Н.Суворов «Хлеб»).

- О чем это стихотворение?

- Как вы думаете, о каком времени идет речь в стихотворении? Почему?

5.Работа со словарём.

 Определить лексическое значение слов хлеб, черствый.

В словаре С.И.Ожегова сказано, что хлеб – это 1)пищевой продукт, выпекаемый из муки; 2)зерно, из которого делают муку.

Черствый  - это 1)засохший, твердый;  2)не отзывчивый, бездушный.

-Составьте предложения с каждым из значений этих слов (устные ответы учащихся).

6.Работа по карточкам.

1в. Что такое синонимы?

Вот за окошком выпал снег

Пушистый, мягкий, белый- белый…

Он падал медленно на брег,

Всё  не спеша укутал белым.

Укрыл он реки и поля

И спрятал все под покрывало…

Как нарядилась же земля,

Как все вокруг нарядным стало!

(Найти и подчеркнуть как члены предложения синонимы. Какое слово сейчас мы не употребляем, но его значение нам понятно?)

 2в. Что такое омонимы?

Как-то два ученика

Разговаривали так.

Говорит один мальчишка:

- Вон висит на елке шишка!

А второй уж отвечает:

- Шишка лишь на лбу бывает!

Первый снова говорит:

- Слышишь, ключ в лесу шумит?

- Ключ замок лишь открывает,

В лесу его не бывает!

(Кто из мальчиков прав?  Почему? Подчеркните омонимы как члены предложения).

3в. Что такое антонимы?

Далеко в лесной избушке

Жили добрые старушки.

С ними жил и черный  кот,

Грея шерстку у ворот.

Белый  день когда настал-

К ним злой волшебник прибежал.

Уж близко к дому подошел,

Но никого в нем не нашел…

(Подчеркнуть антонимы как члены предложения). Карточки ребята сдают учителю.

7. Физкультминутка.

8.Упражнение на логическое мышление и развитие восприятия, внимания.

Расставьте запутавшиеся буквы по своим местам, составьте словосочетания (устно) с полученными словами. Как называются встретившиеся нам слова?

Разъясните их значения. Составьте с данными словами предложения.

КУЛ – ЛЮЧК – САКО

9.Работа по орфоэпии: (расставить  правильно  ударение). Слова записаны заранее на доске. Дети записывают слова в тетради. Четко проговаривать слова при ответе.

 БаловАть, одноврЕменно, досУг, ржАвЕть, звонИт, Иконопись, мастерскИ, красИвее, облегчИть, хвОя, принУдить, включИт, щавЕль. (Проверка  с  объяснением  лексического  значения  слов)

10Самостоятельная работа в группах.

Задания для первой группы:

  • Озаглавить текст.
  • Вставить пропущенные буквы.
  • Подчеркнуть слова, имеющие переносное значение.
  • Найти в тексте олицетворения и метафоры.
  • Подготовьте иллюстрацию.

Обл…тели листья с клёна,

Клён от хол…да др…жит.

На доро…ке у б…лкона

З…л…той  к…вёр л…жит.

Ставит дождь на окна точки,

А по кр…ше без к…нца

Б…р…банят м…л…точки,

Лужи зябнут у крыльца.

Задание  для второй группы:

объясните значение фразеологических оборотов, составить текст с данными словосочетаниями, приготовьте иллюстрации.

Валится из рук (не получается);

клевать носом (засыпать);

идти в ногу (согласованно);

вставлять палки в колёса (мешать);

давать слово (обещать);

в двух словах (сжато);

бросать слова на ветер (обещать напрасно);

Задание для третьей группы.

Продолжи пословицу, подчеркни антонимы, составьте небольшой текст, приготовьте иллюстрацию.

Старый друг лучше…………

Мир строит, а ……….

За маленьким погнался - ………

Лучше горькая правда, чем……

Ученье – свет, а…..

Семь раз отмерь, а…..

11. Подведение итогов урока.

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным- полно,

А безымянных нету!

И все, что может видеть глаз-

Над нами и под нами,-

И все, что в памяти у нас,-

Означено словами.

Они слышны и здесь, и там,

На улице и дома:

Одно-  давно привычно нам,

Другое-  незнакомо…

Язык и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно-

В огромном море- море слов-

Купаться ежечасно!

* Помните о том, как богат и могуч наш язык, а наша задача научиться использовать в своей устной и письменной речи все огромные его ресурсы.

12. Домашнее задание: написать мини- сочинение на свободную тему, используя в нем слова в переносном значении.

13. Выставление оценок. Рефлексия.

«Я понял…», «Было особо интересно…», «Это очень важно…» Учитель создает положительную мотивацию: благодарит детей за проявленное старание, отмечает успехи каждого.


Литература.

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. –М : «Просвещение» ,2010.
  2.  Русский язык. Проектная деятельность учащихся. (Г.В.Цветкова) –Волгоград , 2009.
  3.  «Поэзия норм и правил». В.Н.Ивлева. –М .: «Просвещение»,2008.
  4. Поурочные разработки по русскому языку в 5 классе. Н.В.Егорова.  М.: ВАКО, 2009.
  5. Русский язык :ЕГЭ-2010 .А.Ю.Бисеров  ,Н.В.Соколова .-М.:АСТ Астрель,2010.
  6. ГИА -2013:Экзамен в новой форме :Русский язык :9 класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации  в новой форме . Г.Т.Егораева. – М.: «Экзамен», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....