Открытый урок-обобщение по теме "Лексика"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Сподарец Людмила Геннадьевна

 Цели урока:

1) Повторить понятие о лексике, как о разделе науки о языке; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике;

2) Продолжить формировать умение определять лексическое значение слов;

совершенствовать навыки работы со словарями;

3) Воспитывать культуру речи, уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса русского языка.

Форма урока: Урок – путешествие. Урок комплексного применения знаний

Структура урока:

1) Организация внимания обучающихся

2) Этап мотивации комплексной деятельности

3) Этап актуализации учебного действия

4) Этап контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков    

5) Этап самостоятельной работы с самопроверкой

6) Этап рефлексии деятельности на уроке 

Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии

Реализация проекта урока: Технология системно-деятельностного подхода                                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_teme_leksika.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

                             Урок – обобщение по теме «Лексика»

                                                       6 класс

                Тема урока :   «Космические дали» в лексике русского языка»

                                            Составитель урока

                             учитель русского языка и литературы

                            МБОУ Школа № 100 Советского района

                                       городского округа  г. Уфа

                                      Республики Башкортостан

                                 Сподарец Людмила Геннадиевна

        

 Цели урока:

1) Повторить понятие о лексике, как о разделе науки о языке; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике;

2) Продолжить формировать умение определять лексическое значение слов;

совершенствовать навыки работы со словарями;

3) Воспитывать культуру речи, уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса русского языка.

Форма урока: Урок – путешествие. Урок комплексного применения знаний

Структура урока:

1) Организация внимания обучающихся

2) Этап мотивации комплексной деятельности

3) Этап актуализации учебного действия

4) Этап контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков    

5) Этап самостоятельной работы с самопроверкой

6) Этап рефлексии деятельности на уроке  

Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии

Реализация проекта урока: Технология системно-деятельностного подхода                                      

                             Урок – обобщение по теме «Лексика»

                    «Космические дали» в лексике русского языка»

                                                                       Словом можно убить,

                                                                       Словом можно спасти,

                                                                       Словом можно полки за собой повести.

                                                                       Словом можно продать

                                                                       и предать, и купить,

                                                                       Слово можно в разящий свинец перелить

                                                                                                                                       

    Это слова  известного поэта Вадима Шефнера. Человеку Богом дана  способность мыслить и облекать свои  мысли в слова. Все явления и предметы, окружающие нас имеют своё словесное выражение. При помощи слов мы общаемся. Давайте вспомним

  • Как называется словарный состав русского языка?  ( Лексика)
  • Какой раздел науки о языке изучает лексическое значение, употребление и происхождение слов?  ( Лексикология)
  • Какие слова входят в состав лексики русского языка ( общеупотребительные, профессиональные, заимствованные, неологизмы, устаревшие, диалектизмы, многозначные слова, однозначные слова, синонимы, антонимы, фразеологизмы)
  • Пожалуйста, дайте определение этих слов

 

- Молодцы! Откройте, пожалуйста, ваши тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока : «Космические дали» в лексике русского языка.

- Сегодня на уроке мы с вами станем исследователями лексики, связанной с темой космос. Это неслучайный выбор.

- Почему именно эта тема нас заинтересовала сегодня? Какое знаменательное событие произошло 61 год назад? ( 12 апреля 1961 года впервые был совершён запуск космического корабля с человеком на борту)

- Этим человеком был наш соотечественник. Как его имя? ( Юрий Алексеевич Гагарин)

На мультимедийной доске появляется портрет Ю.А.Гагарина

- Перед своим первым полётом он произнёс речь, обращенную ко всем жителям Земли. Фрагмент этой речи я вам сейчас зачитаю:

   «Через несколько минут могучий космический корабль унесёт меня в далёкие просторы Вселенной. Что можно сказать Вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Всё, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты.

…Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полёт. Радость? Нет, это была не только радость. Гордость? Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой – можно ли мечтать о большем?

…Сейчас до старта остаются считанные минуты. Я говорю вам, дорогие друзья, до свидания, как всегда говорят люди друг другу, отправляясь в далёкий путь. Как бы хотелось вас всех обнять, знакомых и незнакомых, далёких и близких! До скорой встречи!

ПОЕХАЛИ!

- Ребята, а вы знаете, что наша республика и наша школа имеют прямое отношение к космонавтике. Выпускники нашей школы Андрей Чармоев и Ринат Зарипов работают на космодроме «Байконур».

В апреле 2011 года на орбиту был выведен космический корабль «Юрий Гагарин».

Я предлагаю вам представить себе, что вы являетесь членами экипажей космических кораблей и отправляетесь в космос для выполнения исследований в области лексики русского языка.

       Класс делится на две команды. Первая команда-корабль называется «Восток», а вторая – «Юрий Гагарин». Назначаются капитаны команд. На первые парты устанавливаются соответствующие флажки.

 - Прошу капитанов представить свои космические корабли ( краткие сведения о полётах этих космических кораблей)

Управлять работой космических кораблей будет Центр управления полётом. Ему предстоит очень важная и  сложная задача: следить за работой космических кораблей и давать задания экипажам.

-  Экипажам космических кораблей пристегнуть ремни! ( Есть пристегнуть ремни)

    Завести моторы!  (Есть завести моторы)

На мультимедийной доске демонстрируется слайд «Взлёт космического корабля «Восток»

- Внимание! Мы с вами на околоземной орбите. Для выполнения исследований в области лексики необходимо выполнить подготовительное задание, связанное со знанием словарей.

- Учёные-лингвисты создали словари, в которых постарались отразить весь словарный запас языка. Но русский язык – язык развивающийся, трансформирующийся, поэтому изменения и поправки в словарях неизбежны. Мы с вами уже знакомы со следующими словарями:

Толковый словарь Ожегова

Толковый словарь Даля

Словарь иностранных слов

Фразеологический словарь

Словарь антонимов

Словарь синонимов

Этимологический словарь

Дети дают краткую характеристику словарей.

На столах «космических экипажей» находятся Толковый словарь Ожегова, словарь фразеологизмов, словарь иностранных слов и этимологический словарь. Именно они понадобятся нам для работы.

- Центр управления полётом готов выдать первое задание?

- Да, готов

Представитель ЦУП зачитывает задание:

- Корабль «Восток» получает карточку с текстом о первом космонавте Юрии Алексеевиче Гагарине. Вам необходимо в течение 1 минуты найти в тексте все заимствованные слова по теме «Космос».

- Корабль « Юрий Гагарин» получает карточку с текстом о первой женщине-космонавте Валентине Владимировне Терешковой, совершившей свой полёт 16 июня 1963 года. Вам необходимо найти в тексте фразеологизм по теме «Космос».

  Для подтверждения своих слов вы можете пользоваться словарями.

 Текст 1.

12 апреля 1961 года состоялся исторический полёт. С советского космодрома «Байконур» взлетел космический корабль «Восток-1» с лётчиком-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Его позывной был «Кедр». Полёт длился 108 минут. ( заимствованное слово Байконур, оно пришло из казахского языка,  в переводе означает «богатая долина»)

Текст2.

Валентина Терешкова стала первой в мире женщиной-космонавтом. 16-19 июня 1963 года она совершила космический полёт в качестве пилота космического корабля «Восток-6». Это был её звёздный час. Вернее, 71 час наедине со звёздами и 48 оборотов вокруг Земли. ( фразеологизм звёздный час).

На мультимедийной доске демонстрируются портреты Ю.А.Гагарина и В.В.Терешковой.

Когда работа закончена, представители экипажей зачитывают тексты и называют найденные слова

На мультимедийной доске появляются оба текста.

Представители команд записывают слова на доске.

- Ребята, запишите эти слова в свои тетради.

- Уважаемые экипажи, передайте, пожалуйста, выполненную работу членам ЦУП.

Звучит песня «Кто тебя выдумал, звёздная страна…»

На мультимедийной доске появляется слайд со светящейся далёкой звездой.

- Следующее задание будет таким же загадочным, как и наш гость. Я хочу пригласить на нашу  орбиту Маленького принца.

- Назовите, пожалуйста, автора одноимённой поэтической сказки. ( Антуан де Сент- Экзюпери)

- Маленький принц, пожалуйста, проходите! Мы Вас очень ждём.

Входит ученик в костюме Маленького принца.

- У каждого человека свои звёзды. Одним -  тем, кто странствует – они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для учёных они как задача, которую надо решить…» Я желаю, чтобы каждый из вас стал звездой и смог достать свою звезду с неба…

- Спасибо, Маленький принц, до свидания! Мы тоже желаем тебе достать свою звезду с неба. Он появился и исчез, как метеор.

  Интересно, почему в обращении Маленького принца к вам часто употреблялось слово звезда? О чём это может говорить? ( Слово звезда, скорее всего, многозначное)

- Какой словарь поможет нам разобраться, однозначное или многозначное перед нами слово? ( Нам нужно обратиться к Толковому словарю)

-Прошу Центр управления полётом дать второе задание.

Представитель ЦУП зачитывает задание:

- Космическому кораблю «Восток» нужно поработать со словом звезда, доказать его многозначность.

  Космическому кораблю « Юрий Гагарин» - со словом метеор. Доказать его многозначность. На работу командам даётся 3 минуты.

Выходят представители команд и зачитывают значения слов по словарю. Слова фиксируются на доске.

- Ребята, запишите эти слова в своих тетрадях.

Третье задание даёт учитель.

- Членов обоих экипажей я прошу обратить внимание на доску. Перед вами среди рисунков расположены «космические» слова. Представители экипажей могут выйти «в открытый космос» и выбрать по 3 слова. С помощью этимологического словаря и словаря иностранных слов определите, к каким лексическим пластам они относятся. ( скафандр, космонавт, космонавтика, планета, иллюминатор, атмосфера, галактика).

На мультимедийной доске показывается слайд-шоу на тему «Космос», негромко звучит песня о космосе.

Ответ экипажей : из всех представленных слов слова космонавт и космонавтика являются неологизмами, все остальные слова – заимствованные.

От каждого экипажа по 1 человеку выходят « в открытый космос» и магнитами крепят слова на доске под соответствующими карточками, называя, из какого языка эти слова пришли в русский язык.

- Следующее задание требует концентрации внимания. Скажите, пожалуйста, что такое фразеологизмы? ( Это устойчивое сочетание слов, лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом)

- Прошу ЦУП дать четвёртое задание.

- Перед вами фразеологизмы, в состав которых входят слова, связанные с темой «космос»:

  Звезда первой величины

  Родиться под счастливой звездой

  На седьмом небе

  Манна небесная

  Капитаны экипажей должны выбрать фразеологизмы, с которыми будут работать команды. Определите, пожалуйста, что обозначают эти фразеологизмы и имеют ли они отношение к теме «космос»? На работу даётся 2 минуты.

Представители команд озвучивают выполненное задание.

- Ребята, записываем фразеологизмы в свои тетради.

- Как вы думаете, каких слов, связанных с темой «космос», не может быть в устной и письменной речи,  или они могут быть в минимальном количестве? ( Устаревшие слова, диалектизмы)

- Уважаемые экипажи кораблей и Центр управления полётом, мы с вами провели словарную работу по теме «Космос». Но мы не видели предметы и явления, о которых вели речь. Сейчас вы должны быть очень внимательными. Мы посмотрим фрагмент мультипликационного фильма «Ну, погоди!». Вам необходимо будет назвать предметы, о которых сегодня говорили или назвать новые предметы и явления, которые увидите. Это пятое задание.

 На мультимедийной доске демонстрируется фрагмент 14 серии  мультипликационного фильма «Ну, погоди!»

- Кто готов ответить? ( учащиеся называют слова)

- Молодцы! Нам необходимо услышать отзыв аналитического отдела центра управления полётом.

- Работа слаженная, задания выполняются правильно, словарная работа завершена. Спасибо!

- Прежде чем ЦУП даст нам следующее, шестое, задание, необходимо вспомнить, что такое синквейн? ( Это понятие пришло из французского языка, состоит из 5 строк)

Синквейн
первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;

вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;

третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;

четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;

пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

На мультимедийной доске высвечивается алгоритм синквейна.

- Я прошу центр управления полётом озвучить задание.

- Основываясь на выполненной словарной работе, нужно составить синквейны, используя для первой строки общеупотребительные слова и слова заимствованной лексики, неологизмы, многозначные слова. Каждый экипаж должен составить по 2 синквейна. На работу отводится 50 секунд.

 Через назначенное время представители экипажей зачитывают составленные синквейны.

- Центр управления полётом, есть ещё задания?

- Да. Седьмое задание. Написать мини-сочинение, используя слова изученной лексики и синквейн.

- Написание мини-сочинения было домашним заданием, поэтому сейчас мы заслушаем по 1 сочинению от каждого экипажа. Слово предоставляется капитанам кораблей.

На мультимедийной доске идёт слайдшоу, звучит негромкая мелодия.

- Работа на околоземной орбите закончена. Мы просим Центр управления полётом проанализировать нашу работу.

- Работа выполнена в полном объеме. Центр управления полётом результатом доволен. Спасибо!

- Экипажи космических кораблей, приготовиться к посадке! ( Есть приготовиться к посадке.)

На мультимедийной доске виден горизонт с заходящим солнцем.

- Итак, ребята, мы с вами снова в нашем классе. Кто сможет подвести итог проделанной сегодня работе? Чем мы сегодня занимались на уроке? ( Повторили понятие лексики, провели словарную работу, составили синквейн, написали сочинение и совершили «космическое»  путешествие).

- Сегодня очень хорошо работали ( называются фамилии учащихся). Они получают «5». Молодцы! Я благодарю всех за урок.

Презентация открытого урока:

  1. Портрет Юрия Алексеевича Гагарина
  2. Корабль «Восток». Команда Гагарина «Поехали!»
  3. портреты Ю.А.Гагарина и В.В.Терешковой.
  4. Тексты на определение общеупотребительных слов и неологизмов. ( 2 слайда)
  5. Светящаяся далёкая звезда
  6. Слайдшоу на космическую тему
  7. Фразеологизмы – это устойчивое сочетание сло. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.
  8. Фрагмент мультипликационного фильма «Ну, погоди!». 14 серия. 1,5 минуты
  9. Синквейн. Алгоритм синквейна
  10. Слайдшоу на космическую тему
  11. Горизонт с заходящим солнцем ( крупный план)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока-обобщения в 6 классе по теме "Материки и океаны". Игра "Слабое звено"

Конкурс для 6 класса, который можно провести в рамках Недели географии и биологии. Очень интересный материал, дети с удовольствием играют....

Открытый урок. Обобщение сведений по классам неорганических соединений.

Обобщить, систематизировать, проконтролировать знания учащихся по данной теме и развить у них познавательный интерес....

Открытый урок-обобщение "Сказки В.А. Сухомлинского" по чувашскому языку в 4 классе.

Юлташна В. A. Gyxомлинскин хăш юмахĕ килĕшет? Ыйтса пĕл.          ...

открытый урок Обобщение материала раздела Hello!Nice to s you again!

открытый урок в 5 классе по Сингапурской системе...

Открытый Урок-обобщение по теме: «Описываем друзей».

Методическая разработка урока+все приложения,необходимые для урока...

Открытый урок "Обобщение изученного по теме: Массивы"

Класс:11Тема:МассивыМесто урока в теме:Обобщение изученного по темеЦели: Образовательная:Планируется, что к окончанию урока ученики будут уметь планировать свою деятельность в обработке мас...