III. Объяснение нового материала – Ребята, сегодня на уроке мы с вами обсудим, как правильно нужно говорить и какие ошибки мы с вами можем допустить в речи. Запишите в ваших тетрадях тему урока: «Лексические нормы. Виды речевых ошибок». Работа с учебником Откройте, пожалуйста, ваши учебники на странице 63. Давайте узнаем, что такое лексические нормы. …, читай определение.
Правило из учебника Лексические нормы русского литературного языка – это правила использования слов в речи в соответствии с их лексическим значением и с учетом их лексической сочетаемости и стилистической окраски. |
– Ребята, исходя из определения лексических норм, какие ошибки мы можем допустить в нашей речи? – Ответы учеников: употребить вместе слова, лексические значения которых не сочетаются; употребить слово, лексическое значение которого не подходит контексту; употребить слова, стилистическая окраска которых не соответствует ситуации. – Правильно. Теперь давайте подробнее узнаем о речевых ошибках, которые мы можем допустить, общаясь друг с другом, а также во время написания сочинения или другой работы. Откройте учебники на странице 67. …, прочитай, пожалуйста, информацию под цифрой 1.
– Читает. – Ребята, в каком значении в этом предложении употреблено слово пристально? – Усердно, старательно. – Ребята, давайте откроем Толковый словарь С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой и посмотрим, если у данного слова это значение. – Пристально (нареч.) следить за кем-чем-н. – Слово «пристально» не имеет значения «усердно, старательно», его употребление в данном значении является речевой ошибкой. …, читай, пожалуйста, информацию под цифрой 2. – Читает. – Чем вызвана смысловая несочетаемость? – Смысловая несочетаемость вызвана тем, что прилагательное «единственных» говорит нам о том, что вопрос только один, но рядом с ним употреблено числительное два, которое указывает на то, что вопросов 2. Из-за этого смешения становится непонятно, сколько же вопросов волнует жителей. – Правильно. …, читай, пожалуйста, информацию под цифрой 3. – Читает. – Ребята, каким образом можно было избежать этой речевой ошибки? – Употребить глагол «оставить» с зависимыми словами. – Правильно. …, читай, пожалуйста, информацию под цифрой 4. – Читает. – Ребята, давайте вспомним, что такое паронимы? – Паронимы – это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением. – Правильно. …, читай, пожалуйста, информацию под цифрой 5. – Читает. – Ребята, в данном примере, что привело к тавтологии? – Употребление одинаковых морфем: «сложилась сложная». – Как можно исправить это предложение? – Например, сложилась непростая ситуация или возникла сложная ситуация. – Правильно. …, читай, пожалуйста, информацию под цифрой 6. – Читает. – Ребята, что в данном предложении привело к плеоназму? – Употребление вместе слов «свой автопортрет». Местоимение «свой» уже указывает на то, что на портрете изображен его автор, и существительно «автопортрет» также указывает на это. – Правильно. …, читай, пожалуйста, информацию под цифрой 7. – Читает. – Что привело к ошибке в данном предложении? – Пропуск слова, входящего в состав фразеологизма. – Почему мы не можем пропустить слово в составе фразеологизма. – Мы не можем этого сделать, так как фразеологизмы – это устойчивые, постоянные по своему составу, воспроизводимые единицы языка, обладающие целостным значением. – Правильно. Ребята, все ли вам понятно? Или нужно что-то еще раз объяснить? – Все понятно. – Если все понятно, то приступим к выполнению упражнений. |
|
III. Закрепление изученного материала Упр. 115 стр. 67. Запишите, выбирая из скобок подходящее слово. 1. Мы (подготовили, приготовили) домашнее задание. 2. Он быстро (освоил, усвоил) второй иностранный язык. 3. Я никак не могу (освоить, усвоить) правило правописания корней с чередованием. 4. Врач (выписал, прописал) очень дорогое лекарство. 5. Это ее (главная, заглавная) роль в спектакле. 6. Поставьте (подпись, роспись) под заявлением. 7. У президента компании (авторитарный, авторитетный) стиль управление. 8. Писатель хотел показать (ширину, широту) русской души.
Упр. 117 стр. 68. Прочитайте и отредактируйте словосочетания: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Прокомментируйте, в чем заключается лексическая (речевая) ошибка. Внутренний интерьер, габаритные размеры, информационное сообщение, коллега по работе, контактный телефон, коренной абориген, монументальный памятник, моя автобиография, народный фольклор, памятный сувенир, первая премьера, период времени, прейскурант цен, проливной ливень, свободная вакансия, сильнейшие асы, странный парадокс, хронометраж времени, экспонаты выставки, январь месяц. Внутренний интерьер – внутренний, плеоназм. В данном словосочетании употреблены слова, близкие по значению, поэтому одно из них избыточно; габаритные размеры – габаритные, плеоназм. В данном словосочетании употреблены слова, близкие по значению, поэтому одно из них избыточно; информационное сообщение – информационное, плеоназм. В данном словосочетании употреблены слова, близкие по значению, поэтому одно из них избыточно; коллега по работе – по работе, плеоназм. В данном словосочетании употреблены слова, близкие по значению, поэтому одно из них избыточно; контактный телефон – контактный, плеоназм. В данном словосочетании употреблены слова, близкие по значению, поэтому одно из них избыточно; коренной абориген – коренной, плеоназм. В данном словосочетании употреблены слова, близкие по значению, поэтому одно из них избыточно; монументальный памятник – монументальный, плеоназм. В данном словосочетании употреблены слова, близкие по значению, поэтому одно из них избыточно; моя автобиография – моя, плеоназм. В данном словосочетании употреблены слова, близкие по значению, поэтому одно из них избыточно; народный фольклор – народный, плеоназм. В данном словосочетании употреблены слова, близкие по значению, поэтому одно из них избыточно; памятный сувенир – памятный, плеоназм. В данном словосочетании употреблены слова, близкие по значению, поэтому одно из них избыточно; первая премьера – первая, плеоназм. В данном словосочетании употреблены слова, близкие по значению, поэтому одно из них избыточно; период времени – времени, плеоназм. В данном словосочетании употреблены слова, близкие по значению, поэтому одно из них избыточно; прейскурант цен – цен, плеоназм. В данном словосочетании употреблены слова, близкие по значению, поэтому одно из них избыточно; проливной ливень – проливной, тавтология. В данном словосочетании употреблены слова, в которых повторяются одинаковые морфемы; свободная вакансия – свободная, плеоназм. В данном словосочетании употреблены слова, близкие по значению, поэтому одно из них избыточно; сильнейшие асы – сильнейшие, плеоназм. В данном словосочетании употреблены слова, близкие по значению, поэтому одно из них избыточно; странный парадокс – странный, плеоназм. В данном словосочетании употреблены слова, близкие по значению, поэтому одно из них избыточно; хронометраж времени – времени, плеоназм. В данном словосочетании употреблены слова, близкие по значению, поэтому одно из них избыточно; экспонаты выставки – выставки, плеоназм. В данном словосочетании употреблены слова, близкие по значению, поэтому одно из них избыточно; январь месяц – месяц, плеоназм. В данном словосочетании употреблены слова, близкие по значению, поэтому одно из них избыточно.
Упр. Составьте словосочетания, соединив паронимы с подходящими по смыслу словами из скобок. Воспользуйтесь словарями паронимов и толковыми словарями. Спишите, вставляя буквы, раскрывая скобки. Диплом…тичный – диплом…тический (ответ, р…ботник, корпус, речь, выступление, неприкоснове…(н/нн)ость); э…(ф/фф)ективность – э…(ф/фф)ектность (оф…рмления, речи, дв…жений, дв…гателя, метода, инвестиций); осн…вать – обосн…вать (теорию, научную школу, решение, док…зательство, благотворительный фонд, пр…тензию); главный – заглавный (часть, момент, роль, м…тив, инженер); предст…вить – предост…вить (друга, слово, возможность, кредит, материалы, док…зательства); усвоить – освоить (нормы этикета, новую технику, профе…(с/сс)ию, лекцию). Дипломатичный – дипломатический: дипломатичный работник, дипломатический корпус, дипломатичная речь, дипломатичное выступление, дипломатическая неприкосновенность. Эффективность – эффектность: эффективность оформления, эффектность речи, эффектность движений, эффективность движений, эффективность метода, эффективность инвестиций. Основать – обосновать: обосновать теорию, основать научную школу, обосновать решение, обосновать доказательство, основать благотворительный фонд, обосновать претензию. Главный – заглавный: главная часть, заглавный момент, главная роль, заглавный мотив, главный инженер. Представить – предоставить: представить друга, предоставить слово, предоставить возможность, предоставить кредит, представить материалы, предоставить доказательства Усвоить – освоить: усвоить нормы этикета, освоить новую технику, освоить профессию, усвоить лекцию.
Упр. Установите соответствие между речевыми ошибками и предложениями, в которых они допущены. 1. Хлестаков мечет бисер перед свиньями, а ему все верят. 2. Я хочу перечислить черты характера, характерные для Чацкого. 3. Здесь будут выставлены различные подделки из дерева, пригодные для учреждения, для дома, для дачи. 4. Этот человек полный невежа в вопросах искусства. 5. Мы наметили посетить городской музей и вынести из него все самое ценное, самое интересное. 6. Мы дорожим каждой минутой времени. 7. Мы будем отслеживать крупнейшие выставки, происходящие в Москве и Петербурге. 8. Любителям холодных коктейлей смешивают те же компаньоны, но в других пропорциях. 9. Костёр всё больше и больше распалялся, пылал. 10. Хороший руководитель должен во всём показывать образец своим подчинённым. 11. Он рассказал автобиографию своей жизни. 12. Всё возвращается на спирали своя. 13. К недостаткам пособия можно отнести недостаточное количество иллюстраций. 14. Повторилось прошлогоднее единоборство двух команд за высшую награду, лишь с несколько измененным составом дуэта. 15. Заглавный герой романа «12 стульев» никогда не терял чувство юмора. 16. Улучшился уровень обслуживания пассажиров в нашем аэропорту. 17. Не за горой тот день, когда мы окончим школу. 18. Виден рассвет утра. 19. Риск пошива швейных изделий в Иванове оказался слишком велик. 20. Важное значение имеет открытие Института мхов и лишайников в Ялте. | А. Употребление слова в несвойственном ему значении. Б. Нарушение смысловой сочетаемости слов. В. Употребление слова без учета многозначности. Г. Смешение паронимов. Д. Тавтология. Е. Плеоназм. Ж. Ошибки в употреблении фразеологизмов. |
А. – 8, 9, 14. Б. – 7, 10, 16. В. – 5, 20. Г. – 3, 4, 15. Д. – 2, 13, 19. Е. – 6, 11,18. Ж. – 1, 12, 17. «5» – 18 – 20 «4» – 14 – 17 «3» – 11 – 13 «2» –10 и меньше |
*Упражнение выполняется письменно. 1) учитель спрашивает ученика, 2) ученик отвечает, 3) записывают в тетради.
*Листочки с упражнением учитель заранее раздал ученикам. Упражнение выполняется письменно. Учитель спрашивает по очереди у доски 5 учеников, остальные работают в тетрадях
*Листочки с упражнением учитель заранее раздал ученикам. Упражнение выполняется самостоятельно. После выполнения упражнения учитель записывает правильный ответ на доске.
*поставить отметку по желанию ученика |