Методическая разработка по русскому языку "Сокращение речевых ошибок обучающихся в процессе специально организованной лексической работы"
методическая разработка (9 класс) по теме
Раздел «Лексика» - один из самых интересных разделов русского языка, тем не менее, педагогическое сообщество беспокоит количество речевых ошибок, допускаемых выпускниками 9-х и 11-х классов при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Вот почему учителя русского языка и литературы считают актуальной организацию специальной деятельности по ликвидации речевых ошибок, работу над которыми обсуждают на заседаниях методических объединений разного уровня и на семинарах-практикумах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sokrashchenie_rech.oshibok.docx | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №235 им. Д.Д. Шостаковича
с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла
Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга
Методическая разработка по русскому языку
Тема: «Сокращение речевых ошибок обучающихся
в процессе специально организованной лексической работы»
Разработала учитель русского языка и литературы
Азарскова Нина Сергеевна
Санкт-Петербург
Раздел «Лексика» - один из самых интересных разделов русского языка, тем не менее, педагогическое сообщество беспокоит количество речевых ошибок, допускаемых выпускниками 9-х и 11-х классов при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Вот почему учителя русского языка и литературы считают актуальной организацию специальной деятельности по ликвидации речевых ошибок, работу над которыми обсуждают на заседаниях методических объединений разного уровня и на семинарах-практикумах.
Отправной точкой для написания методической разработки стал вебинар ИМЦ под руководством методиста Л.Д. Михайличенко, которая задала педагогам проблемный вопрос: «Как сократить количество речевых ошибок?»
Определяя первоочередные задачи методики, С.Г. Бархударов писал: «Первоочередная задача методики – точно выяснить и определить основные понятия и термины», поэтому первым шагом в работе над речевыми ошибками будет коллективная деятельность обучающихся по составлению понятия «речевые ошибки». И после определения, составленного обучающимися в групповой деятельности, уточнить результат из «Словая-справочника по методике русского языка» под редакцией М.Ф. Львова. «Речевые ошибки учащихся – нарушение правил, норм и традиций в области словоупотребления,…построения словосочетаний и предложений, сверхразовых единств, а также нарушения коммуникативной целесообразности, нарушения требований стилистики и культуры речи».
После уточнения всех терминов, определив, что такое речевые ошибки, необходимо перейти к изучению их видов в технологии, выбранной учителем. Опираясь на определение видов речевых ошибок, данное М.Ф. Львовым, и практические материалы вебинара, можно провести классификацию и сгруппировать виды ошибок.
Виды речевых ошибок
- Словарные, или лексические ошибки. К этому виду отнесем следующие:
а) употребление слова в несвойственном ему значении;
б) различение синонимичных слов;
в) нарушение лексической сочетаемости;
г) неоправданное повторение слов;
д) скрытая тавтология.
- Морфологические:
а) нарушение видо-временной соотнесенности;
б) неудачное употребление местоимений в контексте.
- Синтаксические:
а) бедность и однообразие синтаксических конструкций;
б) нарушение порядка слов в предложении;
в) отсутствие связи между предложениями.
- Стилистические:
а) употребление слов иностилевой окраски;
б) неуместное употребление эмоционально окрашенных слов;
в) употребление лишних слов.
Соотнесение и объединение речевых ошибок по видам помогает структурировать теоретический материал. Вместо 12 речевых ошибок получается 4 группы. Процедура обобщения и структуризации теоретического материала способствует развитию УУД обучающихся. Скомпонованный материал легче воспринимается и быстрее запоминается. Тем не менее отрабатывать материал после систематизации надо по частям.
Практический этап можно начать с тренинга над речевыми ошибками первой группы: словарными, или лексическими. Обучающиеся получают для наблюдения одно предложение: «Наш район заготовил овощей меньше, чем на эту дату (следует: к этому числу) прошлого года», и вопросы к нему: «Какую лексическую ошибку нашли вы в этом предложении? Каков ее вид?» обучающиеся находят слово «дата» и определяют, что данная лексическая ошибка относится к неразличению синонимичных слов. Упражнение можно повторить.
После нескольких тренировок задание можно усложнить и перейти к более сложным упражнениям.
Тренинг №2
Определите вид лексической ошибки
Вид ошибки | Примеры | |
1 2 3 4 5 | Употребление слова в несвойственном ему значении Ошибка, вызванная смешением паронимов Неразличение синонимичных слов Нарушение лексической сочетаемости Скрытая тавтология | У работниц фермы большие запросы (следует: требования) к бригадиру. Остановились у мемориала [памяти] Х.Р. Капабланки. Ароматический чай разливали в чашки. Пожилой (следует: старый) крокодил заболел. Это было ужасно весело. |
Точно так же проводятся практикумы по определению морфологических, синтаксических и стилистических ошибок. После этого можно предложить обучающимся деятельность по нахождению речевых ошибок в работах одноклассников, т.е. взаимопроверку, которая будет являться тренингом №3.
Тренинг №4. Привлечение обучающихся к «псевдооткрытию»
На следующем этапе работы по сокращению речевых ошибок обучающихся им предлагается исследовательская деятельность. Работая с различными словарями: толковыми, словарями синонимов, «Говорите правильно» и др., - старшеклассники вносят результаты исследования в заранее разработанную учителем таблицу-классификатор. В этих материалах содержатся сведения о смысловых значениях слов, их лексической сочетаемости и синонимии, о речевых ошибках и способах их исправления.
Эта таблица-классификатор позволит сократить количество речевых ошибок.
Таблица-классификатор с нормативным и ошибочным употреблением слов
Лексическое значение слова и нормы употребления | Слова с лексической сочетаемостью | Ошибочное использование словосочетаний | Слова с лексической несочитаемостью. Речевые ошибки | |
1 | Проявить – «обнаружить, сделать видимым какое-либо свое чувство, качество, состояние» | Проявить заботу, | Используется в сочетании со словами, называющими действия, поступки, поведение | Проявить дисциплину, |
2 | Достичь (добиться) | Достичь успеха |
| Достичь порядка, выполнения, победы [правильно: добиться] |
3 | Оказать – полузнаменательный глагол, сочетающийся с некоторыми существительными, образуя устойчивые сочетания со значением действия | Оказать доверие, | Ошибочно используется вместо других полузнаменательных глаголов в сочетании с другими существительными | Оказать невнимание (допустить невнимание), оказать возражение (возразить), |
4 | Изжить – освободиться, избавиться от чего-либо. Используется по отношению к каким-либо нежелательным явлениям | Изжить недостатки, | Употребление по отношению к лицам и живым существам | Изжить грязь (убрать) в помещении, |
Организация процесса обучения по искоренению речевых ошибок с учетом критерия познания и применением развивающих технологий позволит значительно сократить количество речевых ошибок в работах обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка по теме "Речевой этикет" для 5 класса (в соответствии с ФГОС)
Методическая разработка урока русского языка по теме "Речевой этикет" для 5 класса (в соответствии с ФГОС)...
Статья "Экономическое образование старшеклассников специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе специально организованных занятий".
В настоящее время, сложившаяся система специального образования не достаточно обеспечивает подготовку детей к самостоятельной взрослой жизни в столь кардинально изменившихс...
Сокращение речевых ошибок обучающихся в процессе специально организованной лексической работы
Методическая разработка по русскому языку. Тема: «Сокращение речевых ошибок обучающихся в процессе специально организованной лексической работы»Разработала учитель русского языка и литературы Аз...
Методическая разработка по русскому языку: «Использование лингвостилистического анализа текстов разных стилей в процессе подготовки к экзамену по русскому языку»
Культурно-ориентированное обучение – актуальная установка сегодняшней лингводидактики. Включение языкового сознания ребенка в контекст культуры осуществляется посредством тексто-ориентированного препо...
Методическая разработка по русскому языку "Слово в лексической системе языка"
Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия по русскому языку с обучающимися I курса по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика.Тема методической работы относится к раз...
Методическая разработка по русскому языку "Сокращение речевых ошибок обучающихся в процессе специально организованной лексической работы"
Раздел «Лексика» - один из самых интересных разделов русского языка, тем не менее, педагогическое сообщество беспокоит количество речевых ошибок, допускаемых выпускниками 9-х и 11-х классов при сдаче ...
Методические разработки по русскому языку для учащихся 7 класса (специального коррекционного класса, где совместно обучаются дети с ЗПР и умственной отсталостью)
Обучение русскому языку осуществляется по тем же учебникам и программам, что и обучение учащихся в общеобразовательных классах, так как задержка психического развития рассматривается в отечественной п...