Урок русского языка в 6 классе по теме "Неопределенные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок изучения нового материала по теме "Неопределенные местоимения". Рассматривается правописание, синтаксическая роль местоимений, употребление в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx | 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
Тема: Неопределенные местоимения
Ход урока
I Мотивационный этап
Создание ситуации успешности
- Повторение изученного
Мы продолжаем изучение большой темы. Какую часть речи мы с вами изучаем? (местоимение)
Каждый урок – ступенька к познанию нового, по лестнице выше и выше, открывая разряды местоимений.
А сколько их всего? (9) Все мы разобрали? (нет) . Что мы будем делать сегодня? (изучать другие разряды).
Давайте вспомним, что мы знаем о местоимениях.
-Почему личные так называют?
-Как пишутся личные местоимения с предлогами?
-В чем особенность возвратного местоимения?
-Чем вопросительные отличаются от относительных?
Предлагаю вам проверить
«Веришь-не веришь»
Веришь ли ты, что
- Местоимения указывают на предмет, признак, количество, не называя?
- Местоимения употребляются вместо существительного, прилагательного, глагола?
- В предложении «От меня отвел, а к себе не привел» все местоимения личные?
- Возвратные местоимения изменяются по родам?
- В косвенном падеже к местоимению 3 лица добавляется «н»
- Вопросительное местоимение кто? Что? Не изменяется по падежам?
- Возвратное местоимение себя не имеет им.падежа
(Слайд №1) Проверьте себя и оцените свою работу
Заполните листы самооценки, задание № 1
Проверка работы у доски. Проверяем и оцениваем.
(-Что нужно было сделать?
-Справилась ли?
Были ошибки?
Обращался ли за помощью?) Оцени ответ и поставь отметку в лист самооценки.
Найдите лишнее (, мы, нас, он, кто-нибудь, обо мне)
- Читаем текст : Однажды куда-то на яхте
Откуда-то кто-то поплыл.
Летали какие-то чайки, о чем-то кричали ему.
Какой-то дельфин остроносый в зеленые волны нырял,
И ветер, почти незаметный, чуть-чуть паруса надувал.
- Кто поплыл? (кто-то)
- Какой дельфин?
- Какие чайки? – почему у нас осталось впечатление загадочности, неопределенности? А что такое неопределенный? ( обращаемся к словарю Ожегова, читаем)
Как называется разряд, к которому относятся местоимения из текста? Это и есть тема нашего урока, назовите. Записываем тему. («Неопределенные местоимения»)
II Операционный этап
- Постановка цели ( изучить неопределенные местоимения)
- К цели идем, решая задачи – маленькими шагами, давайте их сформулируем:
(слайд № 2)
- Изучить…. (морфологические признаки местоимений)
- учиться…(отличать неопределенные местоимения от других разрядов)
- учиться…( находить в тексте и определять синтаксическую роль)
Что нам поможет решить первую задачу? (учебник)
3. Работа с учебником – стр.76-77, читаем и ищем ответ на вопросы:
А)На что указывают неопределенные местоимения?
Б)Как изменяются? - просклонять
В) От чего образуются? (3 минуты)
Работа в парах – ответьте на эти вопросы, послушайте друг друга.
Фронтальный опрос по этим же вопросам
(слайд №2) Решаем вторую задачу
- Цифровой диктант
- Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить
- Вишь, какая саранча!
- О себе дед рассказывать не любил.
- Читателя поражала какая-то природная красота.
- Кому из литературных героев хочешь подражать?
Слайд № ключ. Проверьте , заполните лист самооценки по критериям.
Можно считать вторую задачу выполненной?
- Слайд с задачами – приступаем к решению третьей задачи. У вас на столах карточка. Найдите в предложениях неопределенные местоимения и подчеркните их как члены предложения:
Некто шел по какой-то дороге.
К кому-то принесли от мастера ларец.
Какой-то непонятный звон слышен в лесу.
Проверьте себя по критериям и заполните лист самооценки
Вывод – неопределенные местоимения могут быть подлежащим, дополнением и определением.
Слайд № 2 ( задачи) – третью задачу решили. Таким образом, цели мы достигли. Сдайте листы самооценки
III Рефлексивный этап
Отметьте свои успехи на шкале успешности.
Правописание неопределенных местоимений
Ход урока
I Мотивационный этап. Оргмомент
Решаем проблемную задачу:
Слайд № 1
(Кое)кто
Кто(нибудь)
Чей(то)
Какой(либо)
Н(Е,И)сколько
Н(Е,И)кто
Слова какой части речи вы видите? К какому разряду относятся местоимения? Почему стоят скобки?
Сформулируйте тему нашего урока ( Правописание неопределенных местоимений)
Сформулируйте цель урока (научиться писать неопределенные местоимения)
Слайд № 1.
Задачи: 1. Сформулировать…( правило написания)
2.Изучить …(теоретический материал учебника)
3. Учиться …(правильно применять правило на практике)
III Операционный этап
1. Фронтальный опрос:
- От каких местоимений образуются неопределенные местоимения?
-С помощью чего образуются неопределенные местоимения?
Слайд № 2
Вопросительные местоимения | Не- | -то -либо -нибудь | Кое- |
что | нечто | что-либо | кое-что |
кто | некто | кто-нибудь | кое у кого |
который | некоторый | какой-нибудь | кое-какой |
сколько | несколько | сколько-то | |
- Поставьте ударение во втором столбце. Сформулируйте правило написания неопределенных местоимений с приставкой не-
- Какая морфема перед вами в третьем столбце? Сформулируйте правило написания неопределенных местоимений с суффиксами - то, - либо, -нибудь.
- - Какая морфема перед вами в четвертом столбце? Сформулируйте правило написания неопределенных местоимений с приставкой кое –
Слайд с задачами. Решили первую, теперь обратимся к учебнику и познакомимся с теорией
2.Работа с учебником стр. 77-78. Читают. Делают вывод
- Как пишутся местоимения с приставкой не-?
- как пишутся местоимения с суффиксами то-, либо-, нибудь-?
- Как пишется приставка кое-? Всегда?
3. Распределительный диктант
Беседовал кое с кем, с кем-нибудь посоветовался, встретишь кого-нибудь, приобрести кое-какие книги, с некоторых пор, за несколько минут, догадывался кое о чем, некто спросил кое у кого
Проверьте по критериям, заполните лист самооценки.
4.Физкультминутка (слитно – присесть, раздельно – руки вверх, через дефис – наклониться)
Некто, что-то, кое у кого, что-нибудь, несколько, чей-то, некто, кое о чем
5.Восстановите текст, добавив местоимения (1 группа)
Добавить местоимения и подчеркнуть их как члены предложения ( 2 группа)
…громадное ударило по вершинам леса и рухнуло на землю. Самолет сломал…..верхушек и развалился на части. Алексей пришел в себя и услышал скрип наста под… и хриплое дыхание. «Это….из немцев»,-подумал летчик
Слова для справок: чьими(то), кто(нибудь), (не)сколько, что(то), какое(то).
Фронтальная проверка
Подобное задание у вас будет дома, это упражнение 461
На обороте – тест
1.В каком ряду все местоимения неопределенные
А) Несколько, какой, что-то
Б) не у кого, нечто, что-либо
В) некого, кому, что-нибудь
2. Какое местоимение пишется через дефис:
А) (кое)(с)кем
Б)(кое)кому
В) (кое)(о)ком
3. Укажите местоимение с раздельным написанием кое-
А)(кое)что
Б)(кое)(у)кого
В)(кое)кому
4. Какое местоимение пишется слитно:
А)кому(либо)
Б)(не)кто
В) кого(нибудь)
5. Какое местоимение пишется слитно:
А)что(нибудь)
Б)кое(у)кого
В)(не)что
Проверяем по слайду, заполняем лист самооценки
6.Работа в группах:
Занимательные задачи. Замените словосочетание фразеологизмом. Составить с фразеологизмом предложение
Дурачить кого-то
Говорить что-либо пустое
Обманывать кого-нибудь
Делать что-то плохое, с ленью
Кому-либо все нипочем
Хорошо в чем-либо разбираться
Переливать из пустого в порожнее
Водить за нос
Обвести вокруг пальца
Спустя рукава
Как рыба в воде
Как с гуся вода
Фронтальная проверка результатов работы. Оцените работу своей группы, кто доволен?
III Рефлексивный этап
Буквенно-цифровой диктант
Несколько
Какой-либо
Кое с кем
Кое-какие
Чей-то
Сколько-нибудь
Некто
Кое о чем
Проверяем по критериям, заполняем лист самооценки, сдаем.
Слайд с задачами – все решены – цель достигли. Отметьте на шкале успешности свои успехи.
Покажите свое настроение (смайлики)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и СБО ТЕМА: «Склонение местоимений 1 лица единственного числа. Трудоустройство». 10 КЛАСС
Урок разработан с использованием интерактивной доски...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Отрицательные местоимения
Цели: Образовательные: 1) формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений; 2) формироват...
Урок русского языка 6 класс Тема: Отрицательные местоимения.
Урок русского языка 6 класс Тема: Отрицательные местоимения....
Урок русского языка. 6 класс. Вопросительные и относительные местоимения
Дан сценарий первого урока русского языка в 6 классе по теме "Вопросительные и относительные местоимения", построенного в соответствии с требованиями ФГО ООО и на основе заданий из Единой коллекции эл...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Урок русского языка ( 6 класс) "Отрицательные местоимения"
Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения, т.е. соответствует требованиям ФГОС: учащиеся максимально включены в процесс самостоятельного овладения новым знанием.Чтобы учащиеся не...