Урок русского языка 6 класс Тема: Отрицательные местоимения.
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему

Турантаева Айталина Николаевна
Урок русского языка 6 класс Тема: Отрицательные местоимения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

6 класс

Тема: Отрицательные местоимения.

Тип урока: комбинированный.

Цель: познакомить обучающихся с разрядом отрицательных местоимений, их значением, употреблением в речи.

Планируемые результаты:

Предметные:

сформировать понятие об отрицательных  местоимениях; вырабатывать умение употреблять отрицательные местоимения в речи; расширить лексический запас учащихся; отработать орфографические и пунктуационные навыки.

Метапредметные:

развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать; вызвать интерес к урокам русского языка.            

Личностные:

развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умение понимать и сопереживать чувствам других людей.

Методы и формы обучения:

проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы.

Образовательные ресурсы:

Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М.К.Попова и др. – Якутск.: Бичик, 2005.

http://www.russkiy-literatura.ru/

http://www/uroki/net

Основные понятия: часть речи, местоимение, отрицательные местоимения, речь, орфограмма.

Структура и ход урока

Этапы урока

Цель этапа, компоненты, задания и упражнения

Формы работы

Универсальные учебные действия

1. Мобилизующий этап. Проверка домашней работы

Пробудить у детей интерес к уроку, вовлечь их в учебную деятельность, сосредоточить внимание детей к изучаемой на уроке теме.

Фронтальная, индивидуальная.

Познавательные:

решают учебную задачу, делают выводы.

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные:

Задают вопросы, формулируют и высказывают собственные мысли.

Деятельность учителя

Домашняя работа

Упражнение 86

Списать, устранив недочёты в употреблении местоимений. Подчеркнуть притяжательные местоимения. Обозначить условия выбора орфограммы «Буквы е и и в падежных окончаниях существительных».

Проверка грамматического задания из домашнего упражнения.

Задание 1

В раздаточном материале и на доске написаны отрывки из стихотворений:

1. Ты на земле этой дома.

Ты – дома!

Её у тебя не отнять никому. (В. Луговской.)

2. Развесистый дуб на холме зеленеет

Раскинувши ветви широко,

И в землю родную своими корнями

Он входит глубоко-глубоко.

И пусть над вершиной проносятся тучи,

Пусть ветры над ним завывают, –

Он держится крепко за землю родную,

И бури его не сломают. (М. Исаковский.)

Прочитайте отрывки из стихотворений Владимира Луговского и Михаила Исаковского. Установите их смысловую связь.

(Земля – это наш дом. На своей земле не страшны никакие препятствия, трудности, опасности).

Вопросы:

1. Местоимения какого разряда имеются в каждом отрывке.

(В каждом отрывке есть личные местоимения).

2. Расскажите о личных местоимениях. Для примеров используйте слова из стихотворных строк.

Деятельность обучающихся

Устно проверяют выполненную домашнюю работу. В это время три человека выполняют разборы на доске. Выставляют оценки за домашнюю работу в оценочный лист. Устанавливают смысловую связь в отрывках из стихотворений. Отвечают на вопросы.

2. Актуализация опорных знаний.  Формулирование темы и цели урока

Восстановить в памяти обучающихся ранее изученный материал, установить преемственность связей прежних и новых знаний, применение их в новых ситуациях, создание проблемной ситуации, эвристическая беседа с выходом на новую тему.

Групповая, индивидуальная.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формируют собственные мысли, высказывают свои суждения и их обоснование.

Деятельность учителя

Задание 2

Прочитайте текст (в раздаточном материале, на доске):

Петя Лагутин успешно сдал экзамен в школе и пошел в ремесленное училище. Ему хотелось кое-что узнать о порядке поступления в учебное заведение. В производственных мастерских Петя увидел для себя много интересного. У новеньких станков стояли ученики и внимательно следили за работой машин. У наждачного точила какой-то мальчик затачивал резец. От резца во все стороны летели тысячи искр. Но мальчик ничего не боялся. Да и бояться ему было нечего: он был в стеклянных защитных очках, а точильный камень был огражден металлической коробкой.

Работа с текстом:

А)  Словарная работа:

Ремесленное– относящийся к ремеслу.

огражден – обнесен оградой.

Б) Определить тип речи, основную мысль текста.

В) Выявить средства связи предложений в тексте.

Г) Выделить в тексте местоимения, разряды которых уже известны.

ему – личное.

Кое-что – неопределенное.

Себя- возвратное.

Какой-то – неопределенное.

все – определительное

он -личное.

Расскажите о разрядах выделенных местоимений. Приведите свои примеры.

Какие местоимения остались без внимания? (ничего,нечего.)

Что вы можете о них сказать? Определите их значение.

Как бы вы назвали разряд таких местоимений?

Какие ещё местоимения с этим значением вы могли бы перечислить?

Сформулируйте тему и цель урока.

Запишите дату и тему урока в тетради.

Исходя из темы и цели урока, опираясь на имеющиеся знания, поставьте себе более конкретную цель урока, определите задачи и способы достижения своей цели.

Деятельность обучающихся

Вспоминают ранее изученные разряды местоимений; отвечают на вопросы; строят понятные для одноклассников высказывания; обдумывают тему и цель урока, участвуя в диалоге с учителем; формулируют тему и цель урока. Оформляют записи в тетрадях и картах урока.

3. Закрепление ранее изученного и приобретение новых знаний

Закрепить ранее изученный материал; изучить новую тему.

Групповая, индивидуальная.

Познавательные:  поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Регулятивные:  осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений.

Деятельность учителя

Анализ стихотворения Б.Заходера:

Жил на свете Джонни,

Знаете его?

Не было у Джонни

Ровно ничего!

Нечего покушать,

Нечего надеть,

Не к чему стремиться,

Не о чем жалеть,  

Нечего бояться,

Нечего терять…

Весело живется,

Нечего сказать

Какое отрицательное местоимение повторяется в стихотворении в разных формах?

Каково значение этого местоимения?

Со словами какой части речи оно согласуется?

Сделайте вывод о том, как изменяется это местоимение.

Работа с учебником:

Прочитайте учебный материал на стр. 63.

Перечислите отрицательные местоимения.

Для чего служат отрицательные местоимения?

Деятельность обучающихся

Анализируют стихотворение Б.Заходера на раздаточных листах в парах. Определяют роль и значение отрицательного местоимения. Делают вывод об изменении отрицательного местоимения.

4. Физическая минутка.

Создать условия для устранения перегрузки обучающихся и дальнейшего овладения новым учебным материалом.

Групповая.

Коммуникативные:

Осуществляют совместную физическую деятельность для устранения перегрузки.

Деятельность учителя

Наблюдает за выполнением физических упражнений для устранения перегрузки обучающихся и дальнейшего овладения новым учебным материалом.

Деятельность обучающихся

Выполняют физические упражнения для устранения перегрузки с целью дальнейшего овладения новым учебным материалом.

5. Практическая работа по овладению новым учебным материалом

Овладение новыми знаниями; первичное закрепление новых знаний.

Фронтальная, индивидуальная.

Регулятивные:  планирование необходимых действий.

Коммуникативные:  работа в парах.

Деятельность учителя

Задание 3

Самостоятельная работа

Найдите  отрицательные местоимения, подчеркните их как члены предложения.

Никто не любит тебя сильнее, чем мать. (подлежащее.)

Имя твое – никто. (сказуемое.)

Ничьих слов из-за шума автострады не было слышно. (определение.)

Не рассказывайте, пожалуйста, ничего отцу – он будет нервничать. (дополнение)

Никогда не забыть ей тот первый житейский урок(обстоятельство)

Деятельность обучающихся

Выполняют задания самостоятельно на раздаточных листах, находят отрицательные  местоимения, подчеркивают их как члены предложения, объясняют свой выбор, осуществляют взаимопроверку. Выставляют оценки друг другу.

6. Творческая практическая работа.

Работа по развитию речи

Обобщить полученные сведения на уроке; проверить уровень речеведческих и правописных умений и навыков.

Фронтальная, индивидуальная.

Познавательные: умение использовать полученные знания на практике.

Регулятивные: контроль учебных действий; исправление ошибок.

Коммуникативные: совместная деятельность с учётом учебно-познавательных задач.

 

Деятельность учителя

Работа с упражнением

Упражнение 88 на с. 64

Запишите словосочетания, выбирая приставки НЕ или НИ. Смотрите образец в рамке.

Вопрос:

От чего зависит выбор приставки?

Работа с текстом

Учёные многих стран возвращались из Арктики, н..чем не обогатив науку.

В течение столетий н..кто (не)бывал на Северном полюсе и н..кем он (не)был изучен.

Основательное изучение Северного полюса было начато русскими людьми в тридцатые годы двадцатого века.

В начале двадцатого века кое(кто) из полярных путешественников сумел добраться до полюса, но н..кому (не)удалось продержаться в этом месте более двух суток.

Задание 4

Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите таблицу в карте урока. Сформулируйте задание к этому упражнению.

(Надо написать предложения, ориентируясь на данные таблицы. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки).

Вопросы:

Расскажите о правописании местоимений из текста.

Как вы написали остальные слова со скобками и почему?

Составьте группу слов с одинаковой орфограммой. Расскажите об их написании.

Назовите слова с таким же составом, как слово полюса.

Деятельность обучающихся

Выполняют задание, работая в парах: подбирают примеры, составляют связные ответы-рассказы о правописании местоимений и ранее изученных орфограмм. Выполняют упражнение, осуществляют взаимопроверку. Выставляют самооценку за выполнение упражнения.

7. Подведение итогов урока

Включить в систему знаний новую информацию по теме урока.

Индивидуальная.

Регулятивные: адекватная оценка своих достижений, осознание трудностей и их причины, систематизация знаний.

Коммуникативные: формулирование собственных высказываний, отражающих свою точку зрения.

Деятельность учителя

Сегодня мы с вами изучили ещё один разряд местоимений. «Отрицательные местоимения» стали для нас продолжением изучения их в теме «Местоимение как часть речи».  Мы показали, что умеем подбирать примеры, иллюстрирующие правописание и употребление этих местоимений, поработали с текстами, продолжили работу по развитию речи.  Теперь вернитесь к своим целям, поставленным в начале урока. Сделайте вывод – достигли вы их или нет. Если у вас остались какие-то нерешённые вопросы, отработайте их при выполнении домашнего задания.

Деятельность обучающихся

Задают вопросы для уточнения информации, кратко оценивают свои достижения.

8. Домашнее задание

Продолжить работу по усвоению полученных знаний на уроке.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке.

Коммуникативные: формулируют и задают вопросы по выполнению домашнего задания.

Деятельность учителя

Дома я предлагаю вам одно из следующих заданий:

1) с 64 упр 93.

2) написать мини-сочинение «Никто не забыт, ничто не забыто»

Деятельность обучающихся

Оценивают свою работу на уроке, задают уточняющие вопросы по выполнению домашнего задания. Записывают задание в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Личные местоимения"

Тема урока "Личные местоимения"  Учитель: Агафонова Вера Васильевна. Статья отнесена к разделу "Коррекционная педагогика"Цель урока: Обобщить знания детей по теме: "Местоимение". Совершенствовать...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Неопределенные местоимения".

Данный урок русского языка относится к комбинированному уроку, который построен в системно-деятельностном подходе. Этот урок построен по учебному комплексу В.В.Бабайцевой....

Урок русского языка по теме "Отрицательные местоимения"

Урок русского языка в технологии развития критического мышления...

Конспект урока русского языка по теме "Отрицательные местоимения"

Конспект урока русского языка с разноуровневыми заданиями...

Урок русского языка по теме: "Неопределённые местоимения".

Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения....

Конспект урока русского языка по теме "Личные местоимения " 6 класс

Тема: Личные местоимения. Склонение личных местоимений Задачи урока:  Образовательные: расширить знания о личных местоимениях;  сформировать знания об особенностях их склонения.Развиваю...

Урок русского языка по теме "Отрицательные частицы"

Технологическая карта, конспект и презентация открытого урока по теме "Отрицательные частицы"...