Урок русского языка 6 класс Тема: Отрицательные местоимения.
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка 6 класс Тема: Отрицательные местоимения. | 25.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
6 класс
Тема: Отрицательные местоимения.
Тип урока: комбинированный.
Цель: познакомить обучающихся с разрядом отрицательных местоимений, их значением, употреблением в речи.
Планируемые результаты:
Предметные:
сформировать понятие об отрицательных местоимениях; вырабатывать умение употреблять отрицательные местоимения в речи; расширить лексический запас учащихся; отработать орфографические и пунктуационные навыки.
Метапредметные:
развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать; вызвать интерес к урокам русского языка.
Личностные:
развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умение понимать и сопереживать чувствам других людей.
Методы и формы обучения:
проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы.
Образовательные ресурсы:
Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М.К.Попова и др. – Якутск.: Бичик, 2005.
http://www.russkiy-literatura.ru/
http://www/uroki/net
Основные понятия: часть речи, местоимение, отрицательные местоимения, речь, орфограмма.
Структура и ход урока
Этапы урока | Цель этапа, компоненты, задания и упражнения | Формы работы | Универсальные учебные действия |
1. Мобилизующий этап. Проверка домашней работы | Пробудить у детей интерес к уроку, вовлечь их в учебную деятельность, сосредоточить внимание детей к изучаемой на уроке теме. | Фронтальная, индивидуальная. | Познавательные: решают учебную задачу, делают выводы. Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: Задают вопросы, формулируют и высказывают собственные мысли. |
Деятельность учителя | Домашняя работа Упражнение 86 Списать, устранив недочёты в употреблении местоимений. Подчеркнуть притяжательные местоимения. Обозначить условия выбора орфограммы «Буквы е и и в падежных окончаниях существительных». Проверка грамматического задания из домашнего упражнения. Задание 1 В раздаточном материале и на доске написаны отрывки из стихотворений: 1. Ты на земле этой дома. Ты – дома! Её у тебя не отнять никому. (В. Луговской.) 2. Развесистый дуб на холме зеленеет Раскинувши ветви широко, И в землю родную своими корнями Он входит глубоко-глубоко. И пусть над вершиной проносятся тучи, Пусть ветры над ним завывают, – Он держится крепко за землю родную, И бури его не сломают. (М. Исаковский.) Прочитайте отрывки из стихотворений Владимира Луговского и Михаила Исаковского. Установите их смысловую связь. (Земля – это наш дом. На своей земле не страшны никакие препятствия, трудности, опасности). Вопросы: 1. Местоимения какого разряда имеются в каждом отрывке. (В каждом отрывке есть личные местоимения). 2. Расскажите о личных местоимениях. Для примеров используйте слова из стихотворных строк. | ||
Деятельность обучающихся | Устно проверяют выполненную домашнюю работу. В это время три человека выполняют разборы на доске. Выставляют оценки за домашнюю работу в оценочный лист. Устанавливают смысловую связь в отрывках из стихотворений. Отвечают на вопросы. | ||
2. Актуализация опорных знаний. Формулирование темы и цели урока | Восстановить в памяти обучающихся ранее изученный материал, установить преемственность связей прежних и новых знаний, применение их в новых ситуациях, создание проблемной ситуации, эвристическая беседа с выходом на новую тему. | Групповая, индивидуальная. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формируют собственные мысли, высказывают свои суждения и их обоснование. |
Деятельность учителя | Задание 2 Прочитайте текст (в раздаточном материале, на доске): Петя Лагутин успешно сдал экзамен в школе и пошел в ремесленное училище. Ему хотелось кое-что узнать о порядке поступления в учебное заведение. В производственных мастерских Петя увидел для себя много интересного. У новеньких станков стояли ученики и внимательно следили за работой машин. У наждачного точила какой-то мальчик затачивал резец. От резца во все стороны летели тысячи искр. Но мальчик ничего не боялся. Да и бояться ему было нечего: он был в стеклянных защитных очках, а точильный камень был огражден металлической коробкой. Работа с текстом: А) Словарная работа: Ремесленное– относящийся к ремеслу. огражден – обнесен оградой. Б) Определить тип речи, основную мысль текста. В) Выявить средства связи предложений в тексте. Г) Выделить в тексте местоимения, разряды которых уже известны. ему – личное. Кое-что – неопределенное. Себя- возвратное. Какой-то – неопределенное. все – определительное он -личное. Расскажите о разрядах выделенных местоимений. Приведите свои примеры. Какие местоимения остались без внимания? (ничего,нечего.) Что вы можете о них сказать? Определите их значение. Как бы вы назвали разряд таких местоимений? Какие ещё местоимения с этим значением вы могли бы перечислить? Сформулируйте тему и цель урока. Запишите дату и тему урока в тетради. Исходя из темы и цели урока, опираясь на имеющиеся знания, поставьте себе более конкретную цель урока, определите задачи и способы достижения своей цели. | ||
Деятельность обучающихся | Вспоминают ранее изученные разряды местоимений; отвечают на вопросы; строят понятные для одноклассников высказывания; обдумывают тему и цель урока, участвуя в диалоге с учителем; формулируют тему и цель урока. Оформляют записи в тетрадях и картах урока. | ||
3. Закрепление ранее изученного и приобретение новых знаний | Закрепить ранее изученный материал; изучить новую тему. | Групповая, индивидуальная. | Познавательные: поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений. |
Деятельность учителя | Анализ стихотворения Б.Заходера: Жил на свете Джонни, Знаете его? Не было у Джонни Ровно ничего! Нечего покушать, Нечего надеть, Не к чему стремиться, Не о чем жалеть, Нечего бояться, Нечего терять… Весело живется, Нечего сказать Какое отрицательное местоимение повторяется в стихотворении в разных формах? Каково значение этого местоимения? Со словами какой части речи оно согласуется? Сделайте вывод о том, как изменяется это местоимение. Работа с учебником: Прочитайте учебный материал на стр. 63. Перечислите отрицательные местоимения. Для чего служат отрицательные местоимения? | ||
Деятельность обучающихся | Анализируют стихотворение Б.Заходера на раздаточных листах в парах. Определяют роль и значение отрицательного местоимения. Делают вывод об изменении отрицательного местоимения. | ||
4. Физическая минутка. | Создать условия для устранения перегрузки обучающихся и дальнейшего овладения новым учебным материалом. | Групповая. | Коммуникативные: Осуществляют совместную физическую деятельность для устранения перегрузки. |
Деятельность учителя | Наблюдает за выполнением физических упражнений для устранения перегрузки обучающихся и дальнейшего овладения новым учебным материалом. | ||
Деятельность обучающихся | Выполняют физические упражнения для устранения перегрузки с целью дальнейшего овладения новым учебным материалом. | ||
5. Практическая работа по овладению новым учебным материалом | Овладение новыми знаниями; первичное закрепление новых знаний. | Фронтальная, индивидуальная. | Регулятивные: планирование необходимых действий. Коммуникативные: работа в парах. |
Деятельность учителя | Задание 3 Самостоятельная работа Найдите отрицательные местоимения, подчеркните их как члены предложения. Никто не любит тебя сильнее, чем мать. (подлежащее.) Имя твое – никто. (сказуемое.) Ничьих слов из-за шума автострады не было слышно. (определение.) Не рассказывайте, пожалуйста, ничего отцу – он будет нервничать. (дополнение) Никогда не забыть ей тот первый житейский урок(обстоятельство) | ||
Деятельность обучающихся | Выполняют задания самостоятельно на раздаточных листах, находят отрицательные местоимения, подчеркивают их как члены предложения, объясняют свой выбор, осуществляют взаимопроверку. Выставляют оценки друг другу. | ||
6. Творческая практическая работа. Работа по развитию речи | Обобщить полученные сведения на уроке; проверить уровень речеведческих и правописных умений и навыков. | Фронтальная, индивидуальная. | Познавательные: умение использовать полученные знания на практике. Регулятивные: контроль учебных действий; исправление ошибок. Коммуникативные: совместная деятельность с учётом учебно-познавательных задач.
|
Деятельность учителя | Работа с упражнением Упражнение 88 на с. 64 Запишите словосочетания, выбирая приставки НЕ или НИ. Смотрите образец в рамке. Вопрос: От чего зависит выбор приставки? Работа с текстом Учёные многих стран возвращались из Арктики, н..чем не обогатив науку. В течение столетий н..кто (не)бывал на Северном полюсе и н..кем он (не)был изучен. Основательное изучение Северного полюса было начато русскими людьми в тридцатые годы двадцатого века. В начале двадцатого века кое(кто) из полярных путешественников сумел добраться до полюса, но н..кому (не)удалось продержаться в этом месте более двух суток. Задание 4 Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите таблицу в карте урока. Сформулируйте задание к этому упражнению. (Надо написать предложения, ориентируясь на данные таблицы. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки). Вопросы: Расскажите о правописании местоимений из текста. Как вы написали остальные слова со скобками и почему? Составьте группу слов с одинаковой орфограммой. Расскажите об их написании. Назовите слова с таким же составом, как слово полюса. | ||
Деятельность обучающихся | Выполняют задание, работая в парах: подбирают примеры, составляют связные ответы-рассказы о правописании местоимений и ранее изученных орфограмм. Выполняют упражнение, осуществляют взаимопроверку. Выставляют самооценку за выполнение упражнения. | ||
7. Подведение итогов урока | Включить в систему знаний новую информацию по теме урока. | Индивидуальная. | Регулятивные: адекватная оценка своих достижений, осознание трудностей и их причины, систематизация знаний. Коммуникативные: формулирование собственных высказываний, отражающих свою точку зрения. |
Деятельность учителя | Сегодня мы с вами изучили ещё один разряд местоимений. «Отрицательные местоимения» стали для нас продолжением изучения их в теме «Местоимение как часть речи». Мы показали, что умеем подбирать примеры, иллюстрирующие правописание и употребление этих местоимений, поработали с текстами, продолжили работу по развитию речи. Теперь вернитесь к своим целям, поставленным в начале урока. Сделайте вывод – достигли вы их или нет. Если у вас остались какие-то нерешённые вопросы, отработайте их при выполнении домашнего задания. | ||
Деятельность обучающихся | Задают вопросы для уточнения информации, кратко оценивают свои достижения. | ||
8. Домашнее задание | Продолжить работу по усвоению полученных знаний на уроке. | Регулятивные: оценивают свою работу на уроке. Коммуникативные: формулируют и задают вопросы по выполнению домашнего задания. | |
Деятельность учителя | Дома я предлагаю вам одно из следующих заданий: 1) с 64 упр 93. 2) написать мини-сочинение «Никто не забыт, ничто не забыто» | ||
Деятельность обучающихся | Оценивают свою работу на уроке, задают уточняющие вопросы по выполнению домашнего задания. Записывают задание в дневники. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме "Личные местоимения"
Тема урока "Личные местоимения" Учитель: Агафонова Вера Васильевна. Статья отнесена к разделу "Коррекционная педагогика"Цель урока: Обобщить знания детей по теме: "Местоимение". Совершенствовать...
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Неопределенные местоимения".
Данный урок русского языка относится к комбинированному уроку, который построен в системно-деятельностном подходе. Этот урок построен по учебному комплексу В.В.Бабайцевой....
Урок русского языка по теме "Отрицательные местоимения"
Урок русского языка в технологии развития критического мышления...
Конспект урока русского языка по теме "Отрицательные местоимения"
Конспект урока русского языка с разноуровневыми заданиями...
Урок русского языка по теме: "Неопределённые местоимения".
Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения....
Конспект урока русского языка по теме "Личные местоимения " 6 класс
Тема: Личные местоимения. Склонение личных местоимений Задачи урока: Образовательные: расширить знания о личных местоимениях; сформировать знания об особенностях их склонения.Развиваю...
Урок русского языка по теме "Отрицательные частицы"
Технологическая карта, конспект и презентация открытого урока по теме "Отрицательные частицы"...