Подготовка к написанию сочинения по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения-описания по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине».
Задачи:
- подготовить учащихся к художественному описанию натюрморта;
- дать представление о своеобразии художественной манеры П.П. Кончаловского;
- отработать общие принципы работы над сочинением по картине, составить план сочинения;
- расширять словарный запас оценочной лексики учащихся, работать над образно-выразительными средствами языка;
- воспитывать эстетическое чувство прекрасного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_podgotovka_k_napisaniyu_sochineniya_po_kartine.docx | 47.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к написанию сочинения по картине
П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»
Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения-описания по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине».
Задачи:
- подготовить учащихся к художественному описанию натюрморта;
- дать представление о своеобразии художественной манеры П.П. Кончаловского;
- отработать общие принципы работы над сочинением по картине, составить план сочинения;
- расширять словарный запас оценочной лексики учащихся, работать над образно-выразительными средствами языка;
- воспитывать эстетическое чувство прекрасного.
Этап урока | Ход урока | Оценки |
I. Орг. момент | Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь! Скажите, кто сегодня отсутствует? | |
II. Повторение изученного материала | Ребята, сегодня мы с вами будем готовится к написанию сочинения по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине». Запишите в тетрадях число, «Классная работа». Вспомните, пожалуйста, какие типы речи существуют. Ответ: «Существует три типа речи: повествование, описание и рассуждение» Кто может сказать, что представляет собой тип речи – повествование? (Учитель спрашивает ученика, поднявшего руку). Ответ: «Повествование – тип речи, который описывает определенную последовательность событий». А кто скажет, что такое описание, как тип речи? Ответ: «Описание – это такой тип речи, в котором тема раскрывается с помощью характеристик: характеризуются предметы, явления природы, лица и так далее». А рассуждение? Ответ: «Рассуждение – это рассказ, основанный на умозаключении, который имеет логическую структуру, состоящую из тезиса (то есть основного посыла), который потом раскрывается с помощью аргументов и завершается выводом». Как вы думаете, какого типа речи мы будем придерживаться при написании сочинения по картине, что мы будем делать? (Учитель спрашивает ученика, поднявшего руку). Ответ: «Мы будем описывать картину, значит, мы будем использовать тип речи «описание»». | |
III. Подготовка к написанию сочинения | Ребята, откройте ваши тетради, запишите число, «Классная работа» и тему нашего урока: «Подготовка к написанию сочинения по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». На экране появляется картина П. П. Кончаловского «Сирень в корзине» Ребята, обратите внимание на экран, на котором вы можете увидеть картину П. П. Кончаловского. Посмотрите на нее и подумайте, какие чувства она у вас вызывает, нравится ли она вам, а я в это время расскажу вам о создатели картины. Пётр Петрович Кончаловский — великий русский художник, народный художник РСФСР. Родился 2 февраля 1876 года в городе Славянск. Изобразительному искусству обучался в харьковской рисовальной школе, Парижской академии Жюлиана, Петербургской Академии художеств. Является обладателем Сталинской премии первой степени. Стал одним из основателей известного художественного объединения Бубновый валет. Кроме того, что был сооснователем и председателем Бубнового валета, состоял в таких объединениях и группах художников, как: Союз Молодёжи, Мир искусства, Бытие. Основную часть своей творческой жизни Пётр Кончаловский прожил в Москве. Это был необычайно талантливый и плодотворный художник. За свою жизнь создал почти 2 000 полотен. Кроме картин, он занимался театральными декорациями и книжной иллюстрацией. После революции отдавал большее предпочтение реалистичным образам и написанию портретов. Пётр Петрович Кончаловский умер 2 февраля 1956 году в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Пётр Петрович Кончаловский очень любил изображать цветы. Он писал их так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и естественный аромат. П.П. Кончаловский говорил, что в “цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще”. Кончаловский любил сирень. Ей он посвятил множество своих полотен. Букеты сирени в вазах, корзинах, на столе, на фоне открытого окна в сад. Художник не переставал восхищаться совершенством цветов, умел передавать свежесть красок и аромат соцветий. Кончаловский говорил: “Я пишу цветы, как музыкант играет гаммы” Картина П. П. Кончаловского «Сирень в корзине» написана в 1933 году в жанре цветочный натюрморт. Эта картина хранится в Третьяковской галереи в Москве. Учитель слушает первые впечатления учеников от просмотра картины Ребята, может быть, кто-нибудь из вас знает особенности жанра натюрморт? Ответ: «Натюрморт – это картина с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари». * Если ученики не могут ответить на заданные вопросы, ответы озвучивает учитель. Работа с репродукцией Почему вы испытываете такие чувства? С чем у вас ассоциируется сирень? Ответ: «Сирень ассоциируется с поздней весной, с наступлением теплых и солнечных дней». Ребята, скажите, какое настроение вызывает у вас эта картина, почему? Ответ: «Картина вызывает весеннее настроение, ощущение легкости и радости». Ребята, посмотрите, какой большой букет сирени изображен на картине, как вы думаете давно ли этот букет стоит на столе? Ответ: «Нет, видно, что сирень свежая, ее как будто только что принесли и поставили в корзину». Как вы это поняли? Ответ: «Художник использует яркие, насыщенные цвета, листья сирени, как будто блестят от росы, влажные». Какова композиция картины? Где расположен букет? Ответ: «Букет расположен в центре картины». Ребята, обратите внимание на то, как много разных цветов использует художник при изображении веток сирени? Скажите, какие цвета вы видите? Ответ: «Сиреневый, лиловый, нежно-розовый, голубоватый, белоснежный, бордовый, темно-красный, бледно-розовый и др.». *Учитель пишет на доске слово «сирень» и от него отводит стрелочки, где записывает названные учениками цвета (создает кластер) А какими цветами художник изображает листву? Ответ: «Листья зеленые, желто-зеленые, темно-зеленые». Ребята, посмотрите на корзину, в которой стоит этот замечательный букет. Какая она? Ответ: «Корзинка плетеная». Составление плана *Ученики записывают план в тетради, а учитель на доске Ребята, давайте составим план, по которому вы дома будете писать сочинение. Как вы думаете с чего нужно начать наше сочинение-описание? Каким должно быть вступление? Ответ: «Во вступлении нужно сказать, кто автор этой картины». Хорошо, наше сочинение будет состоять из трех частей. Первая часть, как мы уже сказали, – вступление. Поставьте в тетради римскую цифру «I» и напишите слово «вступление». Как бы вы начали сочинение? Придумайте предложение. Ответ: «П.П. Кончаловский – известный русский художник, написавший замечательную картину «Сирень в корзине»; Картина «Сирень в корзине» была написана известным русским живописцем П.П. Кончаловский». Молодцы, ребята. Я в свою очередь хочу предложить вам такое начало сочинения: «Известный русский художник П.П. Кончаловский очень любил изображать цветы. “Сирень в корзине” – одна из самых замечательных его картин». Какой вариант из предложенных вашими одноклассниками или мной вам нравится больше, давайте запишем его в тетрадь сразу под записью «вступление». Ребята, теперь мы перейдем к основной части нашего сочинения. Поставьте в тетрадях римскую цифру «II», напишите «Основная часть» и поставьте двоеточие. Что мы будем описывать в первую очередь? Ответ: «В первую очередь мы будем описывать букет сирени». А с чего мы начнем, где, на чем стоит этот букет? Ответ: «Букет стоит на столе в корзине). Давайте под буквой «а» запишем название пункта плана «Расположение букета». Какие опорные слова мы можем использовать? Ответ: «Стоит на столе, в центре, плетеная корзина». Ребята, запишите эти слова. Хорошо, теперь нам нужно перейти к описанию букета. Под буквой «б» запишите название пункта «Описание сирени». Какие слова и выражения мы будем для этого использовать? Ответ: «Мы будем описывать веточки и листья сирени». Правильно, скажите, какие эпитеты мы можем подобрать к слову букет? Ответ: «Красивый, прекрасный, удивительный букет». Запишите эти фразы к себе в тетрадь. Так, а какими словами мы будем описывать веточки сирени? Ответ: «Большие, пышные гроздья, свежие». Молодцы, а теперь нам нужно описать каждую веточку, многообразие цветов, используемых художником при изображении веток сирени. Какие цвета преобладают в верхних ветках сирени? Ответ: «Яркие, насыщенные цвета; лиловый, темно-красный, бордовый». Ребята, записываем все, что мы озвучиваем. А какими цветами изображены нижние ветки? Ответ: «Нежные светлые цвета, сиреневый, нежно-розовый, голубоватый, белый». Хорошо, теперь давайте опишем листву. Это у нас уже будет пункт под буквой «в» – «Описание листвы». Много ли листьев в букете, какие они? Ответ: «Листвы немного, листья от светло до темно-зеленого цветов, немного завявшие». И в последнем пункте основной части мы опишем общую атмосферу картины. Какая она? Ответ: «Пахнет сиренью, весенний аромат, благоуханье, радостное утро, легкость». И последняя часть нашего сочинения – заключение. Ставим в тетрадях римскую цифру «III». Чем, по вашему мнению, следует закончить наше сочинение? Ответ: «Наверное, нужно сказать, какие чувства художник испытывал при написании этой картины, какой посыл вложил в нее». О чем мы напишем? Ответ: «Любовь к природе, восхищение красотой». * Таким образом, в тетради у учеников остается следующий план: I. Вступление Известный русский художник П.П. Кончаловский очень любил изображать цветы. “Сирень в корзине” – одна из самых замечательных его картин. #1054;сновная часть: а) расположение букета (стоит на столе, в центре, плетеная корзина); б) описание сирени (красивый, прекрасный, удивительный букет, большие, пышные гроздья, свежие, яркие, насыщенные цвета, лиловый, темно-красный, бордовый, нежные светлые цвета, сиреневый, нежно-розовый, голубоватый, белый); в) описание листвы (листвы немного, листья от светло до темно-зеленого цветов, немного завявшие); г) общая атмосфера (пахнет сиренью, весенний аромат, благоуханье, радостное утро, легкость). III. Заключение (любовь к природе, восхищение красотой) | |
IV. Рефлексия | Ребята, сегодня на уроке мы познакомились с чудесной картиной П. П. Кончаловского «Сирень в корзине», которая несет людям радость и обновление чувств. Картина П. П. Кончаловского свидетельствует о том, что художник восхищается щедрой, богатой природой и испытывает любовь к ней. Ребята, расскажите, пожалуйста, что впечатлило больше всего вас в картине? Учитель спрашивает всех учеников. Наш урок мне хотелось бы завершить стихотворением Александра Семеновича Кушнера «Сирень». Фиолетовой, белой, лиловой, Ледяной, голубой, бестолковой Перед взором предстанет сирень. Летний полдень разбит на осколки, Острых листьев блестят треуголки, И, как облако, стелется тень. Сколько свежести в ветви тяжелой, Как стараются важные пчелы, Допотопная блещет краса! Но вглядись в эти вспышки и блестки: Здесь уже побывал Кончаловский, Трогал кисти и щурил глаза. Тем сильней у забора с канавкой Восхищение наше, с поправкой На тяжелый музейный букет, Нависающий в желтой плетенке Над столом, и две грозди в сторонке, И от локтя на скатерти след. | |
V. Д/з | Ребята, откройте дневники и запишите д/з. Дома вам нужно будет написать сочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». При написании сочинения строго следуйте составленному плану. Спасибо вам за урок, ребята. Всего доброго! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение-описание по картине П. П. Кончаловского "Сирень в корзине". 5 класс.
Уроки по развитию речи всегда требуют большей отдачи как от учителя, так и от учеников.Предлагаю вариант такого урока....
Обучение сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе
Обучение сочинению-описанию по картинеП.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе...
Обучение сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе
Обучение сочинению-описанию по картинеП.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе...
Методическая разработка урока: Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине"
Здесь размещены презентация и конспект урока русского языка на тему "Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине"( 5 класс). Методическая разработка содержит вопросы д...
Конспект урока русского языка в 7 классе "Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине"
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме: "Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине"....
«Подготовка к написанию сочинения по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» в 5 кл. по учебнику Т.А. Ладыженской.
Тема урока: Подготовка к написанию сочинения по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»Цель: подготовить учащихся к художественному описанию натюрмортаЗадачи:1.Образовательные:- дать...
ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ – ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ П.П. КОНЧАЛОВСКОГО «СИРЕНЬ В КОРЗИНЕ»
ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ – ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ П.П. КОНЧАЛОВСКОГО «СИРЕНЬ В КОРЗИНЕ»...